Презентация на тему: "Что такое цифровая экономика? «В цифровом мире основная валюта – данные о клиенте. У цифровых компаний этой валюты существенно больше, чем у других» Константин."

Программа предусматривает создание Национальной архитектуры данных

Второй день форума «Открытые инновации», проходящего в Инновационном центре «Сколково», начался с презентации Национальной программы «Цифровая экономика». В ней приняли участие заместитель председателя Правительства России Максим Акимов, курирующий в кабинете министров реализацию проектов цифровой трансформации, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков, президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф, генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина.

Разработка национальной программы сопровождается принятием новых решений для развития цифровизации. Её успех, среди прочего, зависит от технологического прогресса. Именно поэтому современные тенденции в постоянном фокусе зрения российских экспертов.

В ходе презентации национальной программы вице-премьер Правительства России Максим Акимов рассказал об основных направлениях цифровой экономики:

«Две ключевые вещи, над которыми мы будем работать, - это создание Национальной архитектуры данных, она должна отвечать потребностям сторон и государства. Также мы должны работать над регулированием данных. То, что раньше стоило дорого, сейчас может не стоить ничего, а то, что мы считали незначимым, стало ценным. Цифровая экономика состоялась, но важно то, как мы ей распорядимся».

Как отметил министр цифрового развития Константин Носков, в этой связи обязанность государства - создать такие условия, чтобы каждый человек или организация могли подключиться к широкополосному интернету. «В течение 6 лет мы перейдем к предоставлению большинства государственных услуг через интернет. Национальная программа - ядро, обеспечивающее развитие других отраслей. В том числе здравоохранение и образование».

Герман Греф, оценивая программу «Цифровая экономика» с точки зрения банковского сектора, пояснил, что сервисы должны быть максимально кастомизированы, потому что сегодня люди не хотят пользоваться массовыми услугами, им нравятся персональные услуги.

В 2018 году государственная компания «Российские железные дороги» вновь выступает официальным партнером Международного форума «Открытые инновации».

«РЖД» - одна из самых крупных в мире транспортных компаний и крупнейший работодатель России. На сегодняшний день она обеспечивает свыше 45% грузооборота и порядка 25% пассажирооборота всей транспортной системы России.

Компания проводит комплексную работу по внедрению инновационных отечественных технологий для модернизации отрасли и повышения её эффективности. Среди приоритетных секторов: альтернативные источники питания для подвижного состава и инфраструктуры, безлюдные средства и технологии мониторинга состояния инфраструктуры, IT-платформы для клиентских сервисов в сфере грузовых и пассажирских перевозок и другие.

Эксперты «РЖД» стали активными участниками VII Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации», а спикеры компании выступили на панельных сессиях.

На конференции ЦИПР-2017 министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров рассказал о программе «Цифровая экономика России – 2024». Это интересный документ с довольно правильными выводами. Я публикую презентацию с пояснениями по каждому слайду.

Что такое «цифровая экономика»? Это данные, которые создаются с помощью различных сенсоров, источников формирования данных, хранятся, защищаются, обрабатываются и на их основе принимаются продуманные качественные решения. Соответственно, формируется новая добавленная стоимость.

На глобальном цифровом рынке Россия сейчас занимает далеко не ведущие позиции. 38-е место с точки зрения экономических результатов использования цифровых технологий, 41-е место по готовности готовности к цифровой экономике, 43-е место согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности. Это даже не печально, а очень плохо, так как именно за цифрой будущее.

Соотвественно, необходимо было сделать выводы.

Первый: о том, что нам необходимо обеспечить приоритет цифровизации с точки зрения нашей нормативно-правовой базы. Мы должны сделать так, чтобы приоритет и благоприятные условия были именно для тех технологий, которые основаны на этом цифровом долгосрочном подходе.

Вывод второй: мы должны создать среду, в рамках которой всячески будем поощрять инновационные процессы и инвестиции в инновации, исследования для того, чтобы соответствующая технологическая революция поддержала эту цифровую трансформацию.

Программу разделили на девять основных направлений.

И три слоя: среда, платформа и технологии, рынки и отрасли экономики. Задача программы - сфокусироваться на двух первых слоях. Среда, законодательная регуляторная среда, кадры, инфраструктура, информационная безопасность и система управления, которая все это связывает воедино, - те институциональные условия, без которых невозможно создать необходимый задел для развития. Платформа и технологии - это те технологические элементы, которые обеспечивают создание своего рода цифрового фундамента, той точки опоры, на основе которой будет происходить дальнейший процесс цифровой трансформации.

С точки зрения законодательства и регуляторной среды необходимо создать такие правовые заделы, которые обеспечат приоритет для цифрового подхода к осуществлению деятельности в ключевых отраслях экономики и создадут особый правовой режим.

Следующий раздел - кадрообразование. Нам необходимо пересмотреть традиционные подходы к организации трудовых отношений, создать вариативную систему по аттестации, для того чтобы согласовывались профессиональные стандарты, учитывались новые вызовы, те трансформации, которые происходят в традиционных отраслях экономики и таким образом это учитывалось уже во всей образовательной среде.

Исследования и разработки. Цель - координировать усилия основных игроков, сформировать между ними режим полноценного сетевого взаимодействия, сделать необходимую связь между предприятиями, вузами, исследовательскими центрами для того, чтобы все это заработало. Кроме того, это стимулирование привлечения частных инвестиций в исследования и разработки, так как государство должно лишь играть роль катализатора. Все непосредственное воплощение цифровизации должно оставаться за частным бизнесом.

Информационная инфраструктура. С точки зрения размеров нашей страны, несмотря на оптимистичные показатели про высокую скорость 3G, проникновение LTE на уровне 70%, нам еще очень и очень многое предстоит сделать. Очень часто мы видим в СМИ внимание к так называемому пятому поколению технологий связи – 5G. Оно непосредственно связано с цифровизацией и смысл 5G в том, что на один квадратный километр мы сможем обслуживать значительно большее количество подключенных устройств. Если сегодня мы в качестве подключенного устройства в основном рассматриваем свой смартфон или какое-то привычное электронное устройство, то дальше подключенными станут практически все предметы, которые окружают человека в его привычной жизнедеятельности. Плотность таких подключений возрастет драматическим образом и будет требоваться совершенно иная скорость этих подключений. Вот для этого и нужны технологии пятого поколения, которые будут развернуты по крайней мере в городах-миллионниках, где будет наблюдаться их максимальная концентрация.

Информационная безопасность. Особенно в контексте различных происходящих, в том числе в Российской Федерации, событий, связанных с различными вирусными атаками, сбоями в работе отдельных сетей связи, мы все понимаем, насколько становимся зависимыми от надежной бесперебойной работы соответствующих цифровых телекоммуникационных и иных видов информационных систем. Наша задача сделать так, чтобы мы соблюдали права и свободы граждан, гарантировали их так же как и гарантируем с точки зрения нашего традиционного права. Все это предстоит перенести в цифровую среду и обеспечить необходимый правовой режим. Мы должны сделать так, чтобы юрисдикция Российской Федерации была одной из самых благоприятных в мире для внедрения самых передовых современных технологий.

Государственное управление. В Российской Федерации сейчас происходит настоящая революция с точки зрения процедур получения государственных услуг. Более половины граждан - это показывает официальный отчет Росстата - получает услуги именно в электронном режиме. Но государственное управление это не только предоставление госуслуг, это еще и повышение эффективности работы государства как крупной иерархической структуры, которая в том числе управляет достаточно серьезными ресурсами: имуществом, финансами, многими другими аспектами. Здесь необходимо создать целый ряд условий, в том числе такие инфраструктурные моменты, как например единая система доверия, трансграничная система доверия, для того чтобы бизнес смог осуществлять соответствующие транзакции в цифровом формате.

Умный город. Именно городская среда, как среда жизни миллионов наших сограждан, должна стать мощной пилотной зоной для внедрения самых современных технологий.

Цифровое здравоохранение. Это пример той отрасли, которая, безусловно, была определена экспертами в качестве ключевой с точки зрения необходимости ускоренной цифровой трансформации. Предстоит соответствующее обсуждение и проработка детально этих целей и задач.

Спасибо, что читаете! Подписывайтесь на меня в социальных сетях

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

В 1995-ом году американский информатик Николас Негропонте ввел в употребление термин "цифровая экономика". Сейчас этим термином пользуются во всем мире, он вошел в обиход не только политиков, предпринимателей, журналистов и обычных граждан. Вообще термин цифровая экономика размыто. По определению доктора экономических наук Владимира Иванова: "Цифровая экономика – это виртуальная среда, дополняющая нашу реальность".

3 слайд

Описание слайда:

План экономической эволюции «Программа развития цифровой экономики в России» была принята в июле 2017 г. экономики системы государственного управления бизнеса Социальной сферы 2005 2010 2015 2020 Сингапур Для оценки готовности стран к цифровой экономике используется международный индекс сетевой готовности Япония 41 место Россия Путин В.В. подчеркнул, что цифровая экономика – это не отдельная отрасль, а «по сути - это уклад жизни, новая основа для развития США

4 слайд

Описание слайда:

Теоретические постулаты создания цифровой экономики принадлежат Анатолию Ивановичу Китову (9.07.1920 -14.10. 2005) - советскому учёному, разработчику электронно-вычислительной техники в СССР, доктору технических наук, профессору, заслуженному деятелю науки и техники, академику РАН, инженеру-полковнику, руководителю 1-ого вычислительного центра Министерства обороны в 1954г.

5 слайд

Описание слайда:

В СССР кибернетика считалась «буржуазной реакционной лженаукой». Лишь только в 1958г. была официально переведена работа Норберта Винера «Кибернетика». Китов А.И. в 1958 г. пишет статью "Основные черты кибернетики", книгу "Электронные цифровые машины" - первую общедоступную книгу по ЭВМ и программированию. В том же 1958 г. Китов выдвигает новаторскую идею связать все вычислительные машины страны в единую сеть.

6 слайд

Описание слайда:

В январе 1959 г. Китов создает проект «Красная книга», и передает Хрущеву Н.С. с кардинальными предложениями по развитию ВТ в стране и созданием ЕГСВЦ, то есть АСУ экономикой страны. Китов считал, что наличие такой сети при плановой экономике позволит оперативно собирать и обрабатывать статистические сведения о состоянии отдельных предприятий и использовать результаты обработки для планирования и руководства народным хозяйством". Этим прожектам не суждено было сбыться.

7 слайд

Описание слайда:

Так считал его последователь академик Глушков В.М. Виктор Михайлович Глушков честно говорил: общие затраты на воплощение проекта «Красная книга» должны превысить затраты на атомную и космическую программы вместе взятые. Под руководством Глушкова был разработан эскизный проект ЕГСВЦ, который включал около 100 центров. Руководство станы сочло, что «это настолько революционное преображение, что нам трудно сейчас его осуществить». Реакция западной прессы - цитата из английской газеты «Гардиан»: «Царь советской кибернетики академик В.М. Глушков предлагает заменить кремлевских руководителей вычислительными машинами».

8 слайд

Описание слайда:

В 1960 - 1970 г. айсбергом научной мысли считалось, что компьютеры возьму на себя роль универсальных стабилизаторов мировых рынков. Проект подобный Китову осуществили на другом полушарии в Чили. Правительство в лице С. Альенде обратилось за помощью к известному английскому кибернетику Стаффорду Биру. Ученый считал, что экономика- это сложная постоянно меняющая система. Эффективное управление в масштабах страны основывается только на прозрачной плановой экономике. В Чили в 1972 г. была национализирована большая часть промышленных предприятий, которые можно было объединить в одну систему.

9 слайд

Описание слайда:

В стране, где не было компьютеров и программистов, развернули уникальную систему под названием «Киберсин». Для ввода и вывода информации использовали телексную связь. Именно телекс – это тот же телетайп спас проект, позволив обмен данными по всей стране, объединив 500 предприятий. Центр управления системой находился в президентском дворце, куда стекалась информация о деятельности этих предприятий в реальном режиме времени и принимались управленческие решения.

10 слайд

Описание слайда:

Ученый Бир и Альенде исходили, что система управления должна быть свободна от бюрократической структуры, особенно отсутствие или слабость системы обратных связей. Речь шла о том, чтобы построить не просто систему управления промышленностью, а создать систему управления государством в соответствии с общенародными интересами.

11 слайд

Описание слайда:

Когда в Чили произошла забастовка владельцев грузовиков, развернутая не на полную мощь система «Киберсин» смогла мобилизовать все, имеющиеся у правительства ресурсы и эффективно их распределить. После пиночетовского переворота чилийское кибернетическое чудо было уничтожено. Если в СССР внедрению подобной системы помешало полное непонимание, то в Чили важным оказался мятеж консервативных сил, поддержанных США.

12 слайд

Описание слайда:

В настоящее время человечество живет в эпоху четвертой промышленной революции - во время искусственного интеллекта (ИИ), передачи больших массивов информации и интернета вещей. Масштаб перемен, которые вызовет цифровая эра, и ее воздействие на все стороны жизни людей будут колоссальными, в этом уверен эксперт в области информационно-коммуникационных технологий и экссотрудник компании Huawei А. Шалагинов.

13 слайд

Описание слайда:

Цифровые технологии постепенно приведут к трансформации власти, бизнеса, повседневной жизни и прочего. IoT - Internet of Things с сенсорами, датчиками и устройствами, способными собирать большие массивы цифровых разнородных данных Искусственный интеллект мобильные сети пятого поколения 5G который будет анализировать и использовать эти данные для управления этими же устройствами; через которые будет передаваться колоссальный объем данных Главными драйверами станут:

14 слайд

Описание слайда:

Пример IoT, оказывающих влияние на безопасность на дорогах, 23,5 мил., выпускаемых автомобилей с подключением к интернету (тревожная кнопка, навигатор). Некоторые модели автомобилей могут даже распознавать пешехода, случайно выбегающего на дорогу.

15 слайд

Описание слайда:

Элементами ИИ уже обладают многие компьютеры и роботы. Яркий пример такого машинного обучения - это самоуправляемые автомобили.

16 слайд

Описание слайда:

Многие опасаются, что ИИ будет умнее людей и заменит нас. Просто определенные операции за человека «машинный интеллект» будет делать лучше. В диагностике заболеваний искусственный интеллект уже превосходит большинство врачей. ИИ лучше анализирует законы, нежели большинство криминалистов и юристов. Он может принимать решения для финансовых организаций лучше многих рыночных аналитиков. При этом ИИ делает за секунды ту работу, на которую человеку потребовались бы недели, месяцы.

вызовы и проблемы для России и для каждого Петрозаводский государственный университет 16.1 1.2018

Слайд 2: Развитие технологий и их влияние на экономику и образование

Компьютерная грамотность Электрификация Автоматизация Компьютеризация Интеллектуализация Цифровизация 2

Слайд 3: Появление информационного общества (общества знания)

Человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую - информационную, где информация считается наиболее ценным ресурсом 3

Слайд 4: Цифровые преобразования

Цифровые технологии, цифровые данные и возникающие в процессе их использования новые связи и отношения, приводят к кардинальным изменениям в нашей жизни, учебе, работе и досуге, позволяют нам по-новому думать, планировать и принимать решения. Ускорение темпов технологических изменений не только увеличивает риски и угрозы для существующих бизнес-моделей, но и открывает новые возможности на всех уровнях государственного и общественного развития. Цифровые преобразования 4

Слайд 5: Цифровая экономика

Цифровая экономика  -  экономика, основанная на развитии и использовании цифровых технологий, включает в себя: нецифровые факторы, включающие в себя политику и стратегическое планирование, лидерство и институты, законодательство, человеческий капитал, инновации, деловую среду, доверие и безопасность, и обеспечивающих создание благоприятной среды, в которой может происходить цифровая трансформация; цифровые факторы, включающие в себя цифровую инфраструктуру, совместно используемые цифровые платформы и нарождающиеся цифровые технологии; цифровой сектор экономики, включающий в себя сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-сектор), а также сектор контента и средств массовой информации (СМИ). 5

Слайд 6: Программы РФ по развитию информационного общества

Программа «Электронная Россия 2002–2010 гг.» появление Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» создание «одного окна» для обеспечения доступа к государственным услугам через ЕПГУ и многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), создание Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и системы электронного документооборота, а также обеспечение открытого доступа к информации о деятельности органов государственной власти. Национальная технологическая инициатива (2014) Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017) 6

Слайд 7: Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

В июле 2017 года правительство официально утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации», призванную обеспечить цифровой фундамент ускоренного социально-экономического развития до 2024 года В 2018 году правительство утвердило «дорожные карты» по всем шести приоритетным направлениям, закрепленным в программе, и выделило 2,16 трлн руб на их реализацию (1,08 трлн руб. - это дополнительные бюджетные средства, такую же сумму планируется привлечь из внебюджетных источников) Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 7

Слайд 8: Приоритетные направления

Нормативное регулирование цифровой среды Кадры для цифровой экономики Цифровые технологии и проекты Информационная инфраструктура Информационная безопасность Цифровое государство 8

Слайд 9: Структура управления

Постановление правительства РФ «О системе управления реализацией программы "Цифровая экономика Российской Федерации« [ 3 ] Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) Реализация программы «Цифровая экономика» - Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации выполняет функции проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» АНО «Цифровая экономика» [ 6 ] учреждается ведущими организациями в сфере цифровой экономики 9

10

Слайд 10: Цифровые платформы

Цифровые платформы способствуют трансформации во всех секторах экономики. Цифровые платформы - это многосторонние рынки, использующие бизнес-модели, которые позволяют производителям и пользователям вместе создавать ценности, взаимодействуя друг с другом. Воздействие цифровых платформ в глобальном масштабе часто определяется их способностью вытеснять и «подрывать» существующие бизнес-модели. Во многих странах мира платформенные компании сталкиваются с барьерами для работы на многосторонних рынках. 10

11

Слайд 11: Подключение к платформам

Около 72,6% российских домохозяйств имеют широкополосный доступ в интернет, при этом доля активных пользователей подвижной широкополосной связи составляет 74,9% . Доступ в интернет является доступным в ценовом отношении и высокоскоростным. В России имеется самое большое число оптоволоконных линий в Европе. Всего за один год число пользователей электронных государственных и муниципальных услуг удвоилось, достигнув 40 млн в 2016 году и 70 млн в 2018. В общем рейтинге электронного участия граждан, составленном Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (United Nations Department of Economic and Social Affairs, UN DESA), в 2016 году Россия заняла 14-е место наряду с четырьмя другими странами. 11

12

Слайд 12: Цифровизация бизнеса

Новые бизнес-модели в каком-то смысле подрывают традиционные отрасли. Транзакции между потребителями через онлайн-платформы, веб-сайты или приложения привели к созданию новой «экономики совместного использования». Так называемая « гиг -экономика» трансформирует рынок труда, поскольку все большее число людей бросает свою привычную работу, чтобы работать удаленно или занять краткосрочную или временную позицию в роли независимого подрядчика В этой области стремительно развиваются три основные тенденции: платформы (Taobao), совместное использование и « гиг -экономика» (TaskRabbit, Upwork, Freelancer.com и Thumbtack). Технологии: интернет вещей, искусственный интеллект, робототехника и блокчейн 12

13

Слайд 13: Цифровизация промышленности

Цифровая трансформация промышленности является ключом к построению цифровой экономики и получению цифровых дивидендов, то есть достижению измеримых экономических результатов посредством внедрения цифровых технологий Фабрики будущего, ИНИЦИАТИВЫ 4.0 RU И ТЕХНЕТ НТИ Трансформации традиционного производства в цифровое и характеризующиеся полной цифровой интеграцией производственных и логистических цепочек, а также цепочек поставок, включают в себя: ● цифровое проектирование и моделирование как совокупность технологий компьютерного проектирования, компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга, математического моделирования, оптимизации и технологической подготовки производства, ориентированной на аддитивное производство, и разработки «умных» моделей и «умных» цифровых двойников; ● использование новых материалов, особенно композиционных материалов, метаматериалов и металлических порошков для аддитивного производства; 13

14

Слайд 14: Цифровизация промышленности

аддитивные технологии: аддитивные производственные системы, материалы, процессы и услуги; ● промышленная сенсорика: внедрение «умных» сенсоров и инструментов управления (контроллеров) в производственное оборудование, в помещение на уровне цеха или фабрики в целом; ● промышленная робототехника: в первую очередь, гибкие производственные ячейки; ● генерация, сбор, хранение, управление, обработка и передача «умных» больших данных; ● промышленный интернет вещей; ● виртуальная, дополненная и смешанная реальность; ● экспертные системы и искусственный интеллект. 14

15

Слайд 15: Примеры

ВИРТУАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ AURUS Проект «Кортеж», реализуемый головным исполнителем – Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), направлен на создание линейки автомобилей (лимузина, седана, внедорожника и минивэна на единой модульной платформе), предназначенной для перевозки и сопровождения первых лиц государства. В 2016 году, после краш -теста на независимом испытательном полигоне в Берлине, новый седан Aurus получил максимальный рейтинг безопасности (пять звезд) по Европейской программе оценки новых автомобилей (Euro NCAP). Этот рейтинг подтвердил разработанную и применяемую в России технологию виртуальных испытаний, виртуальных стендов и виртуальных полигонов. Подход был разработан специалистами Инжинирингового центра СПбПУ и группы компаний CompMechLab ®. Новая модель Aurus была официально представлена на церемонии инаугурации президента в мае 2018 года. https://youtu.be/cbUkFx1WXfs?t=6640 ПРИМЕНЕНИЕ РОБОТОВ НА ЗАВОДЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Санкт-Петербургское ООО «НПО « Старлайн » производит электронные системы безопасности для автомобилей собственной разработки на практически полностью роботизированных сборочных линиях. Индекс роботизации здесь составляет 1000 - в 1,5 раза выше, чем на аналогичных заводах в Корее и вдвое выше уровня мировых лидеров, таких как Германия, Япония, Сингапур. 15

16

Слайд 16: Сельское хозяйство

Платформы для продажи продукции Единые реестры для земельных участков Общее использование техники 16

17

Слайд 17: Финансовые технологии

Около 22% владельцев счетов пользовались интернетом для совершения транзакций, а 13,9% взрослого населения пользовалось для этого мобильными телефонами, в том числе для осуществления платежей, покупок, отправки и получения денег. Что касается электронных финансовых операций, то 41% заявили, что они их не используют; 27% указали, что они в основном используют компьютеры, а 26% - мобильные телефоны. Доля гаджетов, используемых молодыми людьми в возрасте до 25 лет, почти в два раза выше, чем у людей старше 55 лет. 33% респондентов указали на нежелание использовать электронные устройства для банковских операций, в то время как 23% сказали, что операции были слишком сложны. Наиболее распространенными услугами, используемыми для осуществления финансовых операций, были мобильные банковские приложения (64%). Вторым по популярности стал интернет-банкинг (57%). В целом, пожилые респонденты реже пользуются такими услугами. Блокчейн платформа http://masterchain.rbc.ru/ 17

Участники Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) государственные учреждения университеты Мероприятия Соревнования Worldskills Hi-Tech, AgroSkills и DigitalSkills Олимпиада НТИ для старшеклассников АСИ опубликовало «Атлас новых профессий» Создание Университета 20.35 21

22

Слайд 22: Цифровые образовательные платформы в России

В 2015 году ассоциация «Национальная платформа открытого образования» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации создала онлайн-платформу «Открытое образование» (www.openedu.ru), объединяющую топ-9 из 814 российских вузов. Сегодня более 120 000 студентов посещают 140 курсов на этой национальной платформе онлайн-обучения. Кроме того, существует несколько популярных негосударственных цифровых образовательных платформ: Лекториум (www.lektorium.tv) Универсариум (www.universarium.org) Юнивеб (www.uniweb.ru) Coursera (www.coursera.org) edX (www.edx.org) Для осуществления мониторинга успеваемости учащихся широко применяется анализ данных. 22

23

Последний слайд презентации: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: Список использованных источников

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017, № 1632. http://government.ru/docs/28653/ Всемирный банк. 2018 год. Доклад о развитии цифровой экономики в России, сентябрь 2018 года, «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации». Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO, https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30584/AUS0000158-RU.pdf?sequence=4&isAllowed=y Постановления Правительства РФ «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации», http://static.government.ru/media/files/zutOPH6TyKz2ciJAFcn74orvpb89UCMa.pdf Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации выполняет функции проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», http://ac.gov.ru/projects/otherprojects/014091.html Канал программы «Цифровая экономика», https://www.youtube.com/channel/UCx3PTuquSgXr1z0stMxFwrg АНО «Цифровая экономика», https://data-economy.ru Росстат: Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации, 13.04.2018. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls Цифровая экономика, http://www.tadviser.ru/index.php /Статья:Цифровая_экономика_России Лекция Алексея Боровкова «Новые парадигмы проектирования. Фабрики будущего, цифровые двойники», https://youtu.be/cbUkFx1WXfs 23

В апреле 2017 г. на форуме «РИФ+КИБ 2017» Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представила «Цифровая экономика России. Аналитика. Цифры. Факты». Презентация имеет мало отличий от исследований РАЭК 2013 – 2015 годов, анализировавших узкий сектор экономики интернет-сервисов и контента. Как и раньше в исследованиях РАЭК главный показатель цифровой экономики – её вклад в ВВП страны. Оценка вклада цифровой экономики в презентации колеблется от 2,4% до 5,7% ВВП. В исследовании, представленном РАЭК в декабре 2016 г., показатель оценивался в 2,4% ВВП. Без изменения осталось значение доли ВВП, формируемой интернет-зависимыми рынками (19% ВВП).

В презентации сравнивается вклад цифровой экономики в экономику разных стран: Китай – 6,9%, США – 5,4%, Индия – 5,4% и Россия – 5,7%. На основе сравнения этих цифр делается вывод, что в России сформировалась собственная цифровая экономика.

В 2017 году РАЭК впервые поделила экосистему цифровой экономики на 8 хабов (секторов): государство и общество, маркетинг и реклама, финансы и торговля, инфраструктура и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность, образование и кадры, стартапы.

Содержание презентации отличается слабой проработкой вопроса формирования цифровой экономики в России. В оценку цифровой экономики не включены важнейшие показатели устойчивости и безопасности её развития, такие как: чьи цифровые технологии внедряются в России, создана ли система воспроизводства отечественных технологий, в бюджет какой страны поступают средства от продажи цифровых товаров на территории страны, ведётся ли разработка стандартов, регламентов и методологий, позволяющих впоследствии продвигать российские цифровые товары и услуги на внешних рынках и т.д.

Для хабов (секторов) цифровой экономики определены 9 срезов (наиболее значимые для развития технологии и условия): разработка и дизайн, аналитика и данные, АI (искусственный интеллект) и Big Data, hardware, бизнес-модели, интернет вещей, mobile, платформы и регулирование.

В перечень хабов не вошли наиболее важные для оценки цифровой экономики сектора: промышленность, транспорт, энергетика, сельское хозяйство. В презентации никак не раскрывается вопрос влияния науки и образования на становление цифровой экономики.

В этом году в исследовании РАЭК впервые выделена мобильная экономика – экономика, в которой главную роль играют мобильные технологии. Для оценки её размеров РАЭК при поддержке Google заключила партнёрское соглашение с турецкой компанией OC&C Consulting, имеющей опыт проведения подобных исследований на развивающихся рынках.

По итогам совместного исследования вклад мобильной экономики в ВВП России оценён в 3,7% ВВП. В презентации нет ответа на вопрос о том, как мобильная экономика зависит от цифровой экономики. На сайте РАЭК обнаружена информация, что в оценку мобильной экономики включен прямой вклад – «сфера IT», дополнительный вклад – «обслуживание IT-сферы» и косвенный вклад – «зависимые технологии сферы экономики».

На слайде о хабе «Общество и государство» сообщается о резком снижении количества законодательных инициатив в первом квартале 2017 г. Это подаётся как достижение РАЭК, хотя причина, скорее всего, связана с формированием Государственной Думы нового созыва и традиционной низкой активностью депутатов в начале года. На этом же слайде приведены цифры, характеризующие отношение экспертов к законопроектам: положительная оценка – 18% (за год уменьшилась на 2%), отрицательная оценка – 35% (за год увеличилась на 2%), нейтральная или неоднозначная оценка – 47% (за год увеличилась на 10%).

В разделе презентации «Чего хотим» перечислены цели развития цифровой экономики: умные города и автономный транспорт, защита от кибератак и ответственное отношение к персональным данным, устранение цифрового неравенства, телемедицина и умное сельское хозяйство, механизмы доверия в Интернете, «чтобы авторское право шло на поводу у Интернета, а не наоборот», «чтобы регулирование не мешало развитию новых моделей», «закрепить статус Интернета как национального достояния».

Из того, как сформулированы цели, основные показатели и структура цифровой экономики можно сделать вывод, что эксперты РАЭК рассматривают территорию страны только как перспективный рынок для реализации международными ИТ-компаниями своих продуктов и услуг.

В текущем виде исследование РАЭК не может адекватно оценить успехи российского бизнеса на отечественном и иностранных рынках, а, соответственно, не поможет сформировать рекомендации по ускорению развития в России цифровой экономики.