Программа профессиональной переподготовки "экономика и управление на предприятии". Специальность экономика и управление на предприятии Специальность Экономика и управление на предприятии

Современному менеджеру наряду со знаниями в теории организации и в организации фундаментальных основ менеджмента необходимы и практические навыки организационноэкономической, управленческой деятельности на предприятиях.

В настоящее время термин “менеджмент” означает:

  • а) определенный вид деятельности по руководству людьми в организации;
  • б) область научных знаний по управлению как основа профессиональной управленческой деятельности;
  • в) процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации путем эффективного использования ее ресурсов.

Менеджмент охватывает воздействие на людей посредством административных, экономических, правовых и социальнопсихологических методов, используемых менеджерами с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли предприятия. В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя интеллект, труд, мотивацию и т. п.

Термин “менеджмент” (англ, “management”) американского происхождения и дословно на русский язык не переводится. На русском языке этот термин аналогичен понятию “управление”. Говоря о менеджменте, американцы обычно подразумевают фигуру “менеджера” - человека (субъекта управления), действующего в какой-либо организации. В более общем понимании они применяют термин “администрирование”, что отражает обезличенную систему управления.

В Российской Федерации термином “администрация”, как правило, обозначаются органы исполнительной власти на уровне региона, муниципального образования, города, района. Кроме того, этот термин применяется и к высшим органам государственной власти (например, администрация Президента РФ как соответствующий аппарат управления при президенте.) В этом плане административный менеджмент в отечественной литературе может быть определен как одно из основных направлений современного менеджмента, изучающее административнораспорядительные формы управления.

В англоязычных и других рыночно ориентированных странах термин “менеджмент” всегда используется в управлении хозяйственной деятельностью. Резюмируя, можно сказать, что термин “менеджмент” применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, фирмы, корпорации, действующих в рыночных условиях.

Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рыночной экономики. Это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента.

Менеджмент как организация управления предприятием призван обеспечить эффективное управление любыми видами хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли и решение социально-экономических задач предприятия.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления предприятием как непрерывную цепь разрешения конкретных проблем в осуществлении его хозяйственной деятельности.

Менеджмент можно рассматривать как науку и практику (искусство) управления предприятием. При этом наука менеджмента проявляется в формировании научно обоснованных принципов и методов для эффективного управления предприятием, а искусство является его практическим проявлением, отражающим возможности творческого потенциала менеджеров и реализацию последнего при осуществлении процессов управления.

В целом управление направлено на упорядочение социально- экономических процессов на предприятии, устранение их энтропии (неопределенности, дезорганизации) и приведение в новое состояние с учетом изменений его внешней и внутренней среды. При этом решаются две группы задач:

  • а) оперативная (тактическая), заключающаяся в поддержании устойчивости функционирования предприятия как социально-экономической системы, организации взаимодействия всех элементов данной системы;
  • б) стратегическая, обеспечивающая развитие системы и переход ее в качественно новое состояние.

Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов на предприятии, т. е. целенаправленных действий, осуществляемых руководителями и менеджерами в определенной комбинации и последовательности и способствующих решению задач, стоящих перед трудовым коллективом. Сложность управленческого труда менеджеров характеризуется необходимостью самостоятельно, оперативно и нередко с определенным риском принимать соответствующие решения, неся за их последствия полную ответственность. Эффективное управление требует формирования и поддержания на предприятии высокой организационной и корпоративной культуры, что сегодня считается одним из определяющих факторов в рыночной конкуренции.

Можно сказать, что эффективный менеджмент предприятия предусматривает всеобщую заинтересованность членов трудового коллектива в результатах деятельности предприятия. А это зависит от всеобъемлющего повышения качества (TQM), которое достигается только заинтересованным участием всего персонала предприятия (подробнее см. подразд. 3.4-3.5). Качество управления предприятием определяется качеством труда руководителей (менеджеров), качеством процессов управления и качеством всей системы менеджмента.

Система управления предприятием, как известно, состоит из взаимодействующих между собой управляющей и управляемой подсистем посредством прямой и обратной связи (рис. 3.1). На всю систему управления предприятием влияет множество факторов внешней среды (конъюнктура рынка, потребители, поставщики, конкуренты, законодательство, требования налоговых органов и др.).

Рис. 3.1.

В целом комплекс взаимодействия прямых и обратных связей функционирует с помощью механизма управления менеджмента, включающего в себя совокупность принципов, правил, методов, функций, норм, процедур осуществления управленческих действий и контроля за реализацией задач, поставленных перед трудовым коллективом предприятия.

Границы между двумя подсистемами довольно условны. В общем виде под управляющей подсистемой можно понимать ту часть общей системы управления предприятием, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, влияя на их выполнение. Для этого она использует такие элементы управления, как планирование, организация, стимулирование, контроль. Это подсистема имеет иерархическую структуру. Во главе ее находится регулятор управления, представляющий собой руководителя предприятия, совет директоров, правление акционерного общества и т. п.

К понятию “управляющая подсистема” близко другое понятие - “субъект управления”, которое включает в себя только те элементы, которые связаны с выработкой управленческих решений.

Управляемая подсистема предприятия охватывает такие элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев в зависимости от конкретной ситуации может принадлежать то к управляющей, то к управляемой подсистемам.

Понятие “объект управления” включает в себя элементы предприятия, которые воспринимают управленческое воздействие и подчиняют ему свое поведение и развитие. Иными словами, объект управления отличается от субъекта функционально, а не субстанционально. Поэтому одно и то же звено предприятия в одной ситуации может быть субъектом, а в другой - объектом управления. Однако, как правило, субъект меньше по масштабам и не так сложен, как объект управления, но зато более активен, динамичен, целенаправлен. Объект управления отличается большей инерционностью и сопротивляемостью инновациям по сравнению с субъектом.

От субъектов управления следует отличать субъекты управленческой деятельности на предприятии, т. е. руководителей, менеджеров, всех тех, в которых персонифицируются управленческие отношения.

В научной и учебной литературе широко применяется термин “менеджмент” в различных интерпретациях. Понятие “производственный менеджмент” характеризует организацию процесса создания товаров и услуг. Его объектами являются постановка целей, выработка стратегии, планирование, определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, параметров технологического процесса, рациональной загрузки оборудования; расстановка людей, регулирование деятельности, оперативное устранение сбоев и неполадок, контроль, стимулирование.

В учебнике Р. А. Фатхутдинова “Производственный менеджмент” (М.: ИТК “Дашков и К 0 ”, 2002) предложены заслуживающие внимания конкретные функции менеджера предприятия:

  • 1. Уметь ставить высокие цели по удовлетворению потребностей в самовыражении, стремиться вести нормальный образ жизни, поддерживать хорошую физическую форму, постоянно повышать свою квалификацию, ясно и доходчиво излагать свои мысли, быть честным, обязательным, целеустремленным, следить за внешним видом.
  • 2. Уметь научно прогнозировать стратегию развития организации, эффективность и конкурентоспособность выпускаемой продукции, изучать и оценивать внешние и внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность, аргументированно доказывать устные и письменные идеи и аргументы.
  • 3. Уметь формулировать цели коллектива, понимать характер, особенности личности и адекватно оценивать себя и других людей, поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, снимать стрессы, сглаживать конфликтные ситуации.
  • 4. Знать технические и технологические особенности, принцип действия покупаемого, выпускаемого или продаваемого объекта, разбираться в вопросах унификации, стандартизации, специализации и автоматизации производства и управления.
  • 5. Уметь анализировать ситуации, прогнозировать, экономически оценивать и принимать конкурентоспособные, стратегические, управленческие решения в условиях неопределенности.
  • 6. Уметь организовывать себя и коллектив на достижение поставленных целей, выполнять функции распределителя ресурсов, диспетчера и координатора, делегировать функции и ответственность по уровням управления, организовывать стимулирование работников за реализацию концепции маркетинга (ориентацию деятельности на потребителя), экономию ресурсов, достижение конкурентоспособности управляемых объектов.

Перечисленные функции говорят о сложности работы менеджеров на предприятии. В условиях модернизации экономики в России, характеризующейся большой неопределенностью факторов внешней среды предприятий, достижение его целей могут обеспечить только менеджеры - профессионалы, генераторы идей, инноваторы, патриоты своей страны и своего предприятия. Это несопоставимая работа по сравнению с деятельностью американских или западных фирм с таким менеджментом, где в условиях устоявшихся, развитых рыночных отношений правила менеджеров четко регламентированы и работа осуществляется нередко по информационно-описательным документам (книгам).

В целом можно сказать, что менеджмент предприятий практически затрагивает все сферы их деятельности. Он представляет собой комплексную систему обеспечения конкурентоспособности выпускаемых предприятиями товаров на конкретных рынках сбыта.

Управление производством товаров и услуг на предприятиях представляет собой одно из проявлений производственных отношений, основанное на отделении информационных процессов от непосредственно производственных. Оно воздействует на трудовой коллектив предприятия и направлено на перевод управляемой подсистемы из одного состояния в другое, способствующее достижению поставленных целей. Управление производством - неотъемлемая часть самого процесса производства, его организации.

Можно сказать, что процесс производства на предприятии представляет совокупность материальных и информационных процессов, первые из которых - это непосредственное производство, а второе - его управление.

Таким образом, под управлением производства на предприятии следует понимать совокупность мер воздействия на трудовой коллектив, использующих средства производства с целью изготовления продукции соответствующего количества и качества при рациональном использовании производственных ресурсов для достижения заданных целей предприятия с минимальными издержками.

Системность управления проявляется в органическом единстве кадров, структуры органов управления, принципов, методов и функций управления, соответствии последних характеру разрабатываемых и принимаемых на предприятии решений.

Под принципами управления на предприятии следует понимать руководящие, научно обоснованные правила, основные положения, нормы поведения, которым следуют руководители (менеджеры).

Организация управления базируется на научных, объективных законах и закономерностях развития управляющих и управляемых подсистем предприятия, в соответствии с которыми выявляются принципы организации управления.

Различают три вида принципов организации управления:

  • 1) общие основополагающие принципы управления;
  • 2) принципы построения структуры аппарата управления;
  • 3) принципы осуществления процессов управления (рис. 3.2).

К общим основополагающим принципам относятся целенаправленность, единоначалие, профилактичность, демократический централизм (делегирование полномочий) и плановость.

Профилактичность - это принцип, согласно которому управление должно предвидеть развитие хода производства, создавать благоприятные условия для усиления воздействия положительных факторов и снижения влияния негативных факторов на развитие производства.


Рис.

Демократический централизм (делегирование полномочий) нередко недооценивается руководителями предприятий в современных условиях хозяйствования, хотя он имеет огромное значение. В соответствии с ним на предприятии необходимо тщательно продумать и регламентировать степень сочетания централизации в решении главных и основных его задач с децентрализацией оперативных мер, передачей части функций (ответственности) управления на более низкий уровень или по горизонтали.

Реализация принципа единоначалия означает четкое определение круга обязанностей, прав и ответственности отдельных звеньев (подразделений) предприятия и каждого работника, осуществление системы коллективного обсуждения и подготовки решения при единоличном уровне ответственности за его исполнение (включая контроль за результатами работы всех звеньев и предприятия в целом). Причем не должно быть обезличенно- сти (“у семи нянек дитя без глазу”). На всех уровнях управления четко определяются (согласно данному принципу): объемы, соотношения прав и ответственности за выполнение решений.

Принцип плановости на предприятии в современных условиях не ослабляется, наоборот, его значение возрастает. Плановая стратегия должна переходить в систему плановых мероприятий на текущий, среднесрочный и долгосрочный периоды времени. Планы на предприятиях носят обязательный, директивный характер, и их выполнение является гарантией успешной работы в сложных условиях рыночной экономики с постоянно меняющимися внешними условиями деятельности предприятий.

Принципы построения структуры аппарата управления на предприятии следующие: концентрация, специализация, пропорциональность, комплексность и адаптивность.

Концентрация в управлении рассматривается с точки зрения сосредоточения усилий работников и аппарата управления предприятия на подготовке и решении его основных задач, а также объединения однотипных работ в одном звене управления (включая организацию работ по сервису, инфраструктуре предприятия).

Специализация означает разделение труда между работниками в соответствии с их квалификацией (с выделением труда руководителей, специалистов и обслуживающих работников) и кругом выполняемых ими функциональных обязанностей.

Пропорциональность в организации управления заключается в строгом соответствии содержания и объема выполняемых работ масштабам специализированных на этих работах подразделений аппарата управления предприятием, а также мощностей обслуживающих, инфраструктурных подразделений потребностям производства, его функциональных подразделений.

Комплексность в организации управления означает полный охват каждым структурным подразделением всего круга работ закрепленных и связанных с ним других звеньев предприятия.

Адаптивность организации управления предполагает создание условий для того чтобы оргструктура предприятия была гибкой (адаптивной) и достаточно устойчивой, не способной к саморазрушению. В то же время нельзя эту структуру превращать в постоянно изменяющуюся, совершенно непрогнозируемую систему, так как связи отдельных элементов (модулей, блоков) должны быть достаточно устойчивыми. Необходимы определенный синергизм трудового коллектива предприятия, его финансово-экономическая устойчивость даже при значительном воздействии внешних негативных факторов на систему.

Не менее важны сегодня, в условиях дальнейшего развития и модернизации экономики, принципы осуществления процессов управления, т. е. организации управленческих процессов на предприятии (параллельность, ритмичность, непрерывность, преемственность, прямоточность).

Параллельность процессов управления предполагает одновременное проведение отдельных видов работ и процедур, а также одновременную унифицированную подготовку различных взаимосвязанных решений.

Ритмичность как принцип организации управления означает выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени. Ритмичность обеспечивается равномерностью распределения работ во времени и пространстве.

Непрерывность управленческих процессов означает отсутствие перерывов в работе специалистов или звеньев управления, а также минимизацию “пролеживания” распоряжений или документов в процессе разработки, принятия и исполнения управленческих решений.

Преемственность в управленческих процессах на предприятии имеет особое значение ввиду еще недостаточной их регламентированности. Она предполагает общеметодическую основу проведения работ в различных подразделениях и звеньях управления, их стандартизированное и унифицированное оформление; требует органической взаимосвязи процессов, направленных на один объект и протекающих разновременно.

Прямоточность процессов управления на предприятии предполагает упорядоченное, целенаправленное движение информации, необходимой для разработки и принятия определенных решений; организацию взаимосвязей между различными функциональными органами управления и четких взаимодействий по иерархическим уровням управления.

Все вышеперечисленные принципы организации управления на предприятии дополняют и развивают друг друга, взаимодействуют между собой, в целом обеспечивая создание единой, комплексной, органично связанной системы предприятия в современных условиях рыночного хозяйствования.

Слово “функция” означает работу, деятельность, обязанность. Функции, выполняемые при производстве товаров и услуг на любом предприятии, подразделяются на исполнительские и управленческие (организаторские).

Исполнительские функции осуществляются работниками предприятия в соответствии с конкретными производственными заданиями и своей квалификацией.

При выполнении управленческой функции осуществляется синтез (объединение) работников предприятия для решения поставленных задач и координации их деятельности. Именно элемент синтеза в управленческой деятельности и отличает главным образом функцию управления от исполнительской функции. Функции управления производством на предприятии представляют собой самостоятельный вид синтезирующей деятельности работников, который обусловлен разделением труда в управлении этим производством.

Управление производством на предприятии - это управление его важнейшими компонентами и параметрами, научно- техническим, производственным и кадровым потенциалом.

Функции управления - это виды деятельности, посредством которых субъект управления воздействует на управляемый объект (производство). Основная проблема управления на предприятии сводится к выявлению факторов, непосредственно влияющих на процесс производства. Можно сказать, что практически на всех предприятиях сталкиваются с проблемами управления, но организационные подходы и методы их решения бывают различными.

В процессе управления все функции находятся в системной взаимосвязи. Поэтому каждая функция управления развивается в направлении, предопределенном общими целями предприятия и задачами его функционирования в конкретных производственно-экономических условиях. Естественно, это приводит к изменению содержания каждой функции. Изменения связаны и с проблемами совершенствования всей системы управления предприятием, и с конкретными проблемами, например, в области организации аппарата управления.

Несмотря на то, что в литературе существуют разногласия по ряду проблем развития менеджмента (в том числе по вопросу классификации функций управления), в целом общепризнанным считается единый подход, состоящий в разделении этих функций на специфические (частные) и общие, универсальные (основные).

Специфические (частные) функции управления направлены на решение конкретных задач производства и менеджмента предприятия (технологические, производственноэкономические, сбытовые и т. п.). Для выполнения этих функций на предприятии создаются службы функционального управления, для руководства которыми назначают главных специалистов (главного технолога, главного экономиста, главного инженера и др.). Соответственно организуется менеджмент подсистем на предприятии. Вне зависимости от уровня управления менеджеры предприятия около 40% времени должны использовать на выполнение своих основных функций управления. Остальное их время уходит на выполнение всех других функций (в том числе на общение, совместное решение вопросов, коммуникации, согласование и т. п.).

Следует иметь в виду, что на предприятии все функции управления, экономические рычаги и инструменты тесно взаимосвязаны между собой в едином хозяйственном механизме управления. Предприятие как социально-экономическая организация объединяет в едином хозяйственном комплексе элементы оргструктуры, функции управления и методы их реализации на практике. Часть специфических функций выполняется непрерывно (например, принятие управленческих решений); другая часть (большинство функций) осуществляется дискретно, последовательно, повторяясь через определенные промежутки времени.

Вышеуказанный подход к классификации функций управления на основе критериев, определяющих особенности объекта управления, требует четкого выделения системы частных функций управления на предприятии (например, научно- техническим развитием, производством и т. п.) с реализацией соответствующих приоритетных задач соответствующими функциональными службами предприятия. Теоретически эти функции подробно рассматриваются в рамках спецдисциплин (например, организации производства, управления качеством, управления инвестиционной деятельностью и др.).

В рамках менеджмента рассматриваются общие, универсальные функции управления. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль.

Эти общие, универсальные (основные) функции отражают содержание процесса управления на любом предприятии и не зависят от специфики объекта управления. Они реализуются на всех уровнях управления предприятием (высшем, среднем и нижнем) и во всех видах его деятельности.

На рис. 3.3 показана последовательность реализации основных функций процесса управления на предприятии и взаимосвязь этих функций друг с другом.

Приведенную на рисунке взаимосвязь функций управления называют внешней. Однако наряду с ней существует и внутренняя взаимосвязь указанных функций. Она проявляется в том, что элементы этих функций являются составной частью каждой из них (модульный принцип). Например, функция планирования содержит в себе элементы функций организации, контроля, мотивации; функция организации - элементы функций планирования, контроля и мотивации и т. п.


Рис.

Рассмотрим основное содержание каждой из основных функций управления.

Планирование - первая, важнейшая функция процесса управления, определяющая цели деятельности предприятия и необходимые для этого средства; разрабатывающая соответствующие методы; представляющая собой процесс разработки плана (что нужно сделать и какими методами). Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с внешней средой.

Планирование - это процесс определения приоритетных направлений развития предприятия, программы его действий по их достижению. Менеджеры-профессионалы должны уметь сочетать различные виды планирования, заботясь не только об интересах предприятия, но и об интересах клиентов, деловых партнеров, общества в целом.

Организация - это процесс упорядочения технико-технологических, социально-экономических, организационных и других подсистем предприятия на всех иерархических уровнях; формирование структуры объекта управления и обеспечение его всем необходимым для нормального функционирования (ресурсами, персоналом, оборудованием, зданиями, финансами). Организовывать - значит создавать определенную структуру (оргструктуру). Функция организации реализуется прежде всего на основе принципов осуществления процессов управления: параллельности, ритмичности, непрерывности, преемственности, прямоточности (см. рис. 3.2).

Задачами организации как функции процесса управления являются:

формирование оргструктуры предприятия, налаживание взаимодействия ее элементов;

  • создание условий для формирования определенной организационной культуры предприятия;
  • организация разработки, принятия и выполнения решений;
  • организация производственных, торговых и других процессов на предприятии;
  • обеспечение организации производства (в том числе обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов);
  • преобразование (реорганизация, реинжиниринг) системы предприятия в ходе развития из менее организованного в более организованное состояние;
  • координация как основа обеспечения гармонии отдельных усилий, направленных на достижение целей предприятия (иногда координацию выделяют в самостоятельную функцию управления).

Мотивация - функция управления, приобретающая в условиях рыночных отношений особо важную роль как процесс стимулирования людей к деятельности, направленной на достижение целей предприятия. Иначе говоря, это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия (согласно теории качества трудовой жизни персонала).

Существуют различные методы управленческой мотивации: социально-экономическая, психологическая, административная (властная), моральная и т. п.

Менеджер должен осуществлять функцию управления, целью которой является развитие осознанного, эффективного труда сотрудников для достижения целей предприятия, позволяя им при этом реализовывать себя максимально в процессе выполнения своих функций. Важным инструментом при этом является стимулирование (процесс использования материальных и других стимулов для мотивации работников).

Контроль - это процесс управленческой деятельности, посредством которого руководитель (менеджер) получает информацию о фактическом состоянии дел по выполнению планов и решений на предприятии. Контроль представляет собой количественную и качественную оценку (учет) результатов деятельности.

Контроль -- это обратная связь между управляющей и управляемой подсистемами предприятия. Он обеспечивает возможность удержания предприятия на запланированном пути достижения его целей посредством систематической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности предприятия с установленными плановыми заданиями и принятия необходимых корректирующих действий.

Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный. Контроль можно назвать эффективным, если предприятие фактически достигает желаемых (запланированных) целей и в состоянии сформулировать новые цели, обеспечивающие его выживание и развитие в будущем.

Система контроля основывается на современной, достоверной и достаточно полной информации. Контроль эффективен, если он имеет конкретный, экономический, своевременный, систематический и стратегический характер; соблюдаются принципы убедительности, гласности, массовости и участия работников предприятия.

В настоящее время на предприятиях и фирмах в развитых странах мира и в России все большее распространение получают процессный подход и организация профессиональных консультаций по менеджменту с его использованием. Внедряются на предприятиях системы управления процессами организации, включающие в себя действия по преобразованию входов и выходов; подсистему сбора информации о показателях процесса, анализа этой информации и принятия управленческих решений лицами, ответственными за эффективность процессов; подсистему непрерывного улучшения показателей процесса и корректирующих действий по устранению причин отклонений в ходе процессов. Показатели процессов интегрируются в общую систему управленческого учета на предприятии.

Методы производственного менеджмента в наиболее общем виде представляют собой способы осуществления функций управления производством на предприятии. Эти методы можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых обеспечивает эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем производственной системы предприятия.

В зависимости от масштабов применения выделяют общие, системные и локальные методы управления. Если последние соотносятся к отдельным элементам управленческих систем, то общие методы практически применимы в любых управленческих процессах предприятий. Системные методы относятся к конкретным системам управления на предприятиях.

По отраслям (сферам применения) можно выделить методы управления, используемые в государственном, корпоративном управлении, промышленности, торговле, бизнесе и др.

Наибольшее распространение в научной и учебной литературе получила классификация методов менеджмента на предприятиях, обусловленная их содержанием. Согласно вышеуказанной классификации выделяются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления на предприятиях. Подчеркнем, что подобный способ деления методов производственного менеджмента довольно условный, так как все они обладают множеством общих черт и подвержены взаимному влиянию. Только характерные различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.

Организационные методы создают необходимые условия функционирования предприятия, логически предшествуя всем остальным. Посредством организационных методов конкретное предприятие как социально-экономическая организация проектируется, функционирует во времени и пространстве. При этом разрабатываются необходимые инструкции, нормы и нормативы, определяются права, обязанности, правила поведения персонала предприятия. К организационным методам относятся разработка оргпроектов, организационное планирование, распорядительство, организационный инструктаж, органализ, обобщение организационной деятельности.

Административные методы всегда широко использовались на предприятиях (особенно в условиях социализма, но и в условиях рыночного хозяйствования они имеют право на существование, хотя и в более ограниченных масштабах). Эти методы оказывают непосредственное воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные и директивные указания, систему поддержания производственной и трудовой дисциплины и т. п. Данные методы регламентируются актами трудового и хозяйственного законодательства.

Административные методы управления призваны:

  • 1) обеспечивать организационную четкость, дисциплинированность, эффективность работы управленческого аппарата;
  • 2) поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц;
  • 3) проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

В рамках предприятия реализуются три формы проявления административных методов управления:

  • а) обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
  • б) согласительные рекомендации (консультация, разрешение компромисса);
  • в) рекомендации-пожелания (разъяснение, совет, предложение и т. д.).

Административные методы отличаются от прочих четкой адресностью директив, обязательностью выполнения приказов, распоряжений и указаний, невыполнение которых чревато наложением на виновных определенных взысканий. Как правило, при этом на предприятии выдаются прямые задания и распоряжения руководителей для подчиненных, которые направлены на соблюдение законов, постановлений, решений, приказов и распоряжений с целью оптимизации производственных процессов.

Таким образом, в практической деятельности предприятий они реализуются в виде конкретных безвариантных производственных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданных результатов деятельности, поощряя не инициативу, предприимчивость, а главным образом исполнительность подчиненных.

В рыночных условиях хозяйствования (в отличие от вышерассмотренных административных методов) наиболее эффективны экономические методы управления. Данные методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами определяют оптимальные способы решения проблем и поставленных задач.

За своевременное и качественное выполнение производственных заданий устанавливается вознаграждение за счет экономии затрат или дополнительной прибыли. Так как размер выплат при этом напрямую зависит от достигнутого результата, сам работник непосредственно экономически заинтересован в совершенствовании производственного процесса.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе предприятия, а также на социальные процессы в нем. Они базируются на использовании моральных стимулов к труду, влияют на работников посредством психологических приемов с целью превращения производственного задания во внутреннюю потребность людей. Эти приемы носят личностный характер.

Главная цель применения указанных приемов и методов заключается в формировании положительного социальнопсихологического климата на предприятии, вследствие чего решаются организационные, экономические, социальные задачи.

Социально-психологические методы предполагают два основных направления воздействия на поведение работников предприятия и повышение их трудовой активности. С одной стороны, они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе предприятия, с другой - раскрывают личные способности работников, способствуют их максимальной самореализации в хозяйственной деятельности предприятия.

Все просто: идти надо, куда хотите, а устраиваться в итоге, куда возьмут. Простите за банальное и даже немного грубоватое первое предложение, но так на работу устраиваются почти все. Теперь конкретно о вас: я учился на маркетинге, но на потоке у нас были ребята экономисты-управленцы. Насколько я могу судить, спектр знаний там достаточно широкий, так что, формально, вам открыт путь на многие вакансии. Ну тут у меня возникает резонный вопрос: почему, закончив институт, вы еще не получили опыта работы и даже не представляете, куда вам идти работать? Вам будет сложнее, чем остальным. Может кого-то я удивлю, но получая управленческую специальность, зная, что такое конкуренция, в мире, где каждый третий - управленец, надо зарабатывать конкурентные преимущества как можно раньше. Вам срочно надо идти работать куда-нибудь (и это "куда-нибудь" равносильно "хоть куда"). В любое место, куда вас примут и где вы сможете соотнести свои теоретические знания с реальной жизнью (тут могут быть сюрпризы). Операционистом в банк, экономистом на старый, неэффективный советский завод на 10 000 рублей з.п., помощником менеджера или финансового консультанта - в любое место, где вы сможете получить реальные знания и узнать, о чем вам говорить в будущем на собеседованиях в серьезных компаниях (там про кривую Филлипса спросят вряд ли). Вам нужна не отметка об опыте, а реальный опыт. Поучаствуйте в кейс-чемпионатах changellenge.com Это не реальный опыт, конечно, но близко к этому, и, как минимум, определиться с тем, чего вы хотите, вам удастся. Теперь о том, кем дает возможность работать вам ваша специальность: менеджер среднего звена любой специализации (продажник, рекламщик, экономист, аналитик, проектный менеджер и т.д.), все те же специализации для стартового звена. Дальше все зависит от того, как вы будете заниматься самообразованием и совершенствоваться.

P.S. Все вышесказанное не совсем про вас, если у вас красный диплом одного из лучших ВУЗов (я говорю только о первой десятке, если не топ-7), вы коммуникабельны, знаете чего хотите, вы уже многое знаете о реальной экономике и решали практические задачи, владеете языком. Тут вам намного проще: путь открыт во многие глобальные компании. Конкурс жесткий, придется пахать, но оно того стоит. Но вы бы не задавали вопрос о работе, мне кажется, если бы это было про вас. И немного доброты: я сам учился в Южном Федеральном Университете (думаю, вы о нем не слышали), но никогда не испытывал проблем с работой. Так что все в ваших руках. Правда, работал со второго курса и даже не приехал на защиту диплома, так как вел важный проект, но жизнь в 22 только начинается и вы наверстаете свой упущенный опыт очень быстро. Главное, продолжайте совершенствоваться.

Для многих выпускников, студентов и абитуриентов остро стоит вопрос: куда идти после получения диплома о высшем образовании. Поговорим, что может дать факультет "Экономика и управление на предприятии", что можете вы сами сделать, чтобы в будущем реализовать себя как успешного специалиста.

О специальности замолвим слово

При изучении данной специальности внимание уделяется способам и или оптимизации процессов, которые на нём происходят. Важную роль играет применение новейших разработок экономической науки, соединённое со средствами Для увеличения эффективности выпускники получают целый спектр знаний - от основ бухгалтерии и до политэкономии, микроэкономики и

Также проводится обучение английскому языку (или другому на выбор), обучение компьютерной грамоте и возможности осуществлять расчеты с помощью программных средств. Комплексный подход позволяет подготавливать людей, которые могут успешно справляться с бумажной работой так же хорошо, как и с управлением коллективами. Это, конечно, немного разные категории, ведь в таких вещах многое зависит от личных качеств человека, но то, что университет даёт знания, полезные в таких сферах деятельности - это бесспорно.

Кем можно работать?

Перед выпускниками данного направления открывается довольно широкий спектр работы на различных должностях и в различных сферах. Ведь хотя и широка по охвату экономика и управление на предприятии, кем работать - университет редко когда даёт четкий и понятный ответ. Но прерогативой является работа в таких сферах и на таких должностях:

  1. Экономист.
  2. Управленец среднего или высшего звена на предприятиях народного хозяйства.
  3. Работник кредитно-финансовой сферы.
  4. и других органов власти;
  5. Служащий в отделе

Экономист

Самая популярная и востребованная должность из представленных вакансий. Работать можно практически на любом более менее крупном предприятии, ведь везде необходим учет экономической документации. Можно работать помощником бухгалтера, старшим бухгалтером, экономистом, секретарем, советником. Достаточно широкий спектр, чтобы себя реализовать, к тому же имеется потенциал для карьерного роста.

Управленец среднего звена промышленного предприятия

Может возникнуть вопрос о том, а как же управленцы низшего звена? Такими считаются люди, непосредственно руководящие производственными процессами: начальники строительных бригад, начальники смен, прорабы. Под управленцами среднего звена понимают людей, которые могут руководить различными отделами, собирающими контролирующую информацию, а также принимающих решения о необходимости поставок или распределения ресурсов по предприятию. В качестве практического примера можно привести такие должности: начальник отдела снабжения, начальник отдела кадров, в некоторых случаях - производственных цехов (при условии, что они не насчитывают до нескольких сотен рабочих). Кстати, экономика и управление на предприятии машиностроения или другой подобной сложной отрасли может иметь для вас преференции в будущем. Дело в том, что для успешного руководства отделом необходимо вникать во все производственные процессы, и если всё план выполняется, выпускаемая продукция соответствует техническим нормам, отсутствует, дисплина в порядке, можно сказать, что повышение или переход в другую компанию на хорошую заработную плату - это только вопрос времени.

Управленец высшего звена промышленного предприятия

Под управленцами высшего звена понимают людей, от решений которых зависит развитие предприятия или целой компании. Для получения такой должности следует быть профессионалом с достаточным количеством опыта. В качестве примера можно привести должности начальница цеха, производства (при условии, что размеры цеха измеряются тысячами работников), директора предприятия или совета директоров (в больших компаниях), а также их заместителей.

Также следует учитывать, что специальность является довольно многообещающей с точки зрения основания собственного дела. Ведь в процессе учебы человек получает потенциально необходимые знания, что пригодятся в открытии своего дела и при организации производственных процессов. Хотя сказать, что университетских знаний достаточно в полной мере нельзя: дополнительное самообразование и проба в деле помогут стать владельцем собственного дела. Экономика и управление на предприятии промышленности или другой отрасли будут иметь первоначальное значение на первых порах, ведь сначала нет возможности нанимать высококлассного управленца, и придётся применять полученные ранее знания на практике для своего блага.

Работа в кредитно-финансовых учреждениях

Одно из самых популярных направлений работы после обучения в университете, что не удивительно - учитывая популярность банковского сектора в стране. Набор занимаемых должностей очень широк: от кредитного эксперта и финансового консультанта до начальника отделения (что не выглядит сказкой, учитывая их размеры и распространённость). Но поскольку работа чрезвычайно завязана на умении ладить с людьми и договариваться с ними, то вам соответственно потребуются такие умения. Для успешного взаимодействия и повышения по карьерной лестнице важную роль играет инициатива и прилежность работы. Работа в кредитно-финансовой сфере является одной из самых привлекательных с точки зрения потенциального карьерного роста, что не в последнюю очередь обусловлено довольно высокой текучкой кадров.

Фискальные органы власти

Сюда можно отнести органы власти, связанные с взиманием налогов и сборов - в первую очередь налоговую и таможенную службы. С точки зрения получения дохода они являются не самыми привлекательными, но если за время учебы не получилось накопить опыта работы, вам не помешает хотя бы такая отметка в трудовой книжке. Наличие опыта работы в будущем позволит более привлекательно смотреться в глазах потенциальных работодателей. А коммуникабельные люди, которые за год-два обзаводятся определёнными связями в этих службах (особенно в налоговой) чрезвычайно ценятся при приёме на работу в другие сферы.

Работа на предприятиях, связанных с зарубежными партнерами

Знаний, получаемых на курсах макроэкономики и международной экономики, должно быть достаточно, чтобы иметь базис для взаимодействия на международном рынке. Специфика требует довольно много дополнительных знаний (вроде хорошего владения английским, немецким, французским), а также умения ориентироваться в незнакомой обстановке. Чрезвычайно важной является и пунктуальность как внутри компании, так и при работе с партнерами.

Работа на таком направлении часто сопровождается заграничными командировками и возможностью поездить по миру. К тому же существует возможность зарекомендовать себя на международном уровне и получить предложение от международной компании, привлекательность которого будет в солидной заработной плате и возможности карьерного роста. А учитывая их специализацию, экономика и управление на предприятии по отраслям может иметь для вас широкие возможности реализации: так, сегодня вы работаете в металлургии, завтра в химии, послезавтра - в легкой промышленности.

Важность практики

Но без чего сложно получить хорошую должность - так это без опыта работы. Поэтому при малейшей возможности подзаработать - беритесь, когда ещё только учитесь в университете, пускай даже занятость будет 1 день в неделю - главное, чтобы официально. Опыт нарабатывается годами, поэтому после окончания вуза будет легче получить работу. К тому же во многих компаний и на предприятиях есть специальные программы официального трудоустройства для студентов. Пускай работа будет идти с самых низших ступеней, при должном старании вы сможете уже даже до окончания университета продвинуться по карьерной лестнице. Помните, что специальность "экономика и управление на предприятии" дает определённые преимущества, а работодатель, ориентируясь на вашу результативность, будет решать вопрос о дальнейшем сотрудничестве, повышении или увольнении.

Сентябрь 20

Специальность Экономика и управление на предприятии

Экономисты нужны любой организации, будь то завод, страховая компания или туристическая фирма. Эксперты рынка труда уверены: переизбытка этих специалистов быть не может, поскольку они - основа всего предпринимательства и производства.

Есть несколько экономических специальностей. Самая прикладная из них - «Экономика и управление на предприятии». Именно эти два ключевых слова - экономика и управление - определяют характер будущей деятельности выпускников. Они готовы к работе в финансово-аналитических, производственных, плановых, маркетинговых, проектно-экономических отделах. Ситуация на современном рынке труда такова, что и в руководящих структурах любого предприятия востребованы прежде всего специалисты с экономическим образованием.

На этапе выбора вуза нужно сначала определиться, в какой отрасли вы хотели бы работать. Если, например, в торговле, можно поступать в Российский государственный торгово-экономический университет, если в сельском хозяйстве - в Российский государственный аграрный университет (РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева) или в Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, если в транспорте - в Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС), Московский государственный автодорожный институт, Московскую государственную академию водного транспорта и т. д. Словом, все зависит от ваших предпочтений.

Для тех, кто не готов загадывать так далеко вперед, есть универсальный вариант - государственная Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова) или негосударственные Институт МИРБИС, Международная академия бизнеса и управления, Институт современной экономики и др.

Специализации

Они могут быть связаны с профилем учебного заведения или оставаться достаточно универсальными. Скажем, в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса есть такие специализации, как «организация деятельности турфирмы», «организация деятельности гостиничного комплекса» и «организация деятельности предприятий общественного питания», а в Институте безопасности бизнеса (ИББ) - «управление экономической безопасностью». Институт экономики и управления Международной академии бизнеса и управления предлагает студентам на выбор «финансовый менеджмент», «банковское дело», «административный менеджмент», «управление программами и проектами» или «внешнеэкономическую деятельность» и т.д.

Подготовка

Подготовительные курсы разной продолжительности (от двух недель до восьми месяцев) есть сегодня, наверное, в любом учебном заведении. В негосударственные вузы и на платное отделение государственных вполне реально поступить по результатам выпускных испытаний восьмимесячных курсов. Правда, для этого надо посещать все занятия и добросовестно выполнять задания преподавателей.

Елена С., студентка РЭА им. Г.В. Плеханова : «У каждого вуза своя специфика. Я ходила на курсы при Плехановском и занималась с репетитором по математике оттуда же. Но экзамены сдавала сразу в два вуза - еще и в Финансовую академию. В итоге там я за полтора часа из десяти заданий правильно только шесть решила. А в РЭА - без проблем».

В зависимости от выбранной специальности абитуриентам предлагают изучать тот или иной набор предметов. Если нет возможности оплачивать курс в комплексе, преподаватели советуют в первую очередь «подтягивать» профильную математику. Для того чтобы получить представление об остальных экзаменах в вузе, можно записаться на экспресс-курсы. Там бегло пройдутся по всем темам и расскажут, как не попасться на «провокационных» вопросах.

После самостоятельной подготовки в престижный вуз поступить очень сложно. Хотя известны и такие счастливые случаи.

Поступление

Профильное испытание в государственных вузах - математика. Обычно это письменный экзамен (реже - тестирование). Он считается самым сложным. Основной отсев абитуриентов - до 40 % - происходит именно после него. Хотя, если отметка низкая, но все же удовлетворительная, остается надежда добрать недостающие баллы за счет остальных предметов. Но сможете ли вы затем учиться в этом вузе, если проблемы возникли уже на вступительных экзаменах?

Второй обязательный предмет - русский язык. На «Экономику и управление на предприятии» он сдается в форме диктанта, изложения или тестирования. Сложность экзамена нередко зависит от количества абитуриентов, оставшихся на потоке к тому моменту: чем их меньше, тем легче задание. Игорь В. , студент РЭА им. Г.В. Плеханова : «Я сдал русский «с закрытыми глазами». Текст диктовали со всеми запятыми - такие паузы делали, что не ошибешься. По-моему, его мог бы написать любой восьмиклассник обычной школы, знакомый с элементарными правилами орфографии».

Третьим экзаменом могут быть иностранный язык, обществознание, история. А в отраслевых вузах - профильные предметы: физика (Московский авиационный институт (МАИ), Московский государственный университет природообустройства), химия (Московский институт тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), биология (РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева) и др.

Большинство экзаменов сдается в письменном виде. Считается, что такая форма позволяет оценить знания максимально объективно. Да и при подаче апелляции можно аргументированно доказывать обоснованность (или необоснованность) поставленной отметки.

На платные отделения государственных вузов задания, как правило, проще, иногда их меньше. Принимаются и абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на «бюджет».

В негосударственных вузах испытания проводятся преимущественно в форме несложного тестирования или собеседования.

Обучение

Обучение в любом аккредитованном вузе всегда ведется по программам госстандарта, где указан определенный набор обязательных предметов. Однако учебные заведения могут дополнять его за счет так называемого вузовского компонента. Одни считают нужным больше внимания уделять иностранным языкам, другие - планированию, третьи - математическому анализу.

Но основа основ - экономические и управленческие дисциплины: макро- и микроэкономика, мировая экономика, менеджмент (финансовый, стратегический, инновационный), организация производства и др. Основательно изучается экономика отрасли. Эти предметы сопровождают студентов в течение всего периода обучения. Помимо них, в учебном плане обязательно присутствуют философия, политология, правоведение, культурология, физкультура...

Несмотря на схожие программы и образовательные стандарты по специальности, одинаковым обучение в разных вузах не назовешь. Зависит оно от нескольких факторов.

  • Преподавательский состав и характер занятий. Преподаватели бывают разные: теоретики и практики. И если первые дадут знания по основам экономической науки, помогут разобраться в терминах, расскажут об экономико-математических методах и моделях, то вторые научат все эти знания применять на практике. В серьезных вузах, которые заботятся о своей репутации, регулярно устраиваются мастер-классы с успешными предпринимателями, проводятся тренинги и деловые игры, на занятиях анализируются реальные жизненные ситуации.
  • Специфика вуза. Обучаясь в Московском государственном институте стали и сплавов (технический университет), например, не избежать знакомства с азами металлургической промышленности. В Институте туризма и гостеприимства МГУС студенты изучают особенности туристического бизнеса, в Университете нефти и газа - тонкости организации работы в нефтяной отрасли и т. п.
  • Техническая оснащенность. Хороший экономист должен обладать не только развитым математическим мышлением, но и владеть информационными технологиями.
  • Обеспеченность учебными материалами. Сборники нормативных актов, пособия, методички, учебники, подшивки специализированных газет и журналов - все это должно быть в институтской библиотеке.
  • И, наконец, отношение студента к учебе. Тот, кто действительно хочет получить образование, должен приложить для этого усилия. Иначе не помогут даже самые замечательные преподаватели.

Специализацию студенты обычно выбирают в конце второго курса. А в МИТХТ им. М.В. Ломоносова и вовсе интересная система. Здесь все абитуриенты сдают одинаковые экзамены и прошедшие конкурс зачисляются на первый курс. Два года они обучаются по общей программе естественно-научного факультета, а затем студентов распределяют на направления подготовки и специальности в зависимости от личного рейтинга каждого. Чем он выше, тем больше шансов попасть на самую востребованную специальность (среди них, кстати, и «Экономика...»). Согласитесь, неплохой стимул, чтобы учиться хорошо - по крайней мере, на первых двух курсах.

ИББ предлагает студентам необычные факультативы: огневой подготовки по стрельбе из стрелкового оружия с выдачей сертификатов РОСТО МЭИ и специальной физической подготовки с выдачей сертификатов спортивных организаций.

В Институте МИРБИС работают программы международного обмена. Начиная со второго курса, студенты могут отправиться на обучение в один из зарубежных вузов - партнеров (на срок от одного семестра до одного года). Для этого нужно получить рекомендацию учебного отдела и пройти отборочное собеседование в институте.

«За» и «против» негосударственного образования

Ольга Карбышева, студентка:

Учусь в негосударственном вузе на специальности «Экономика и управление на предприятии». Лекций мало и качество их оставляет желать лучшего. Есть всего лишь два-три преподавателя, к которым хочется ходить и которых интересно слушать. За год обучения написала курсовую и два ответа на вопросы, экзамены не сдавала. Смысл такой: если тебе надо - учи сама, не надо - и не спросит никто. Из плюсов - только невысокая стоимость обучения. В общем, это вариант законной покупки диплома, знания здесь получить невозможно.

Преимущества обучения

  • Программа направлена на подготовку менеджеров, способных обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность бизнеса в условиях глобализации, перехода к цифровой экономике и инновационных изменениях бизнес-процессов, вооруженных современными информационными технологиями и методами управления организациями
  • Программа сочетает фундаментальные знания и практические навыки принятия наиболее эффективных управленческих решений на предприятии, используя инструменты экономического анализа
  • Обучающиеся на программе получают возможность создания гибкой траектории обучения, посредством выбора вариативных дисциплин и факультативов.
  • Магистранты могут сформировать траекторию обучения с углубленным изучением методов управления организацией, в том числе в условиях кризиса. Это позволит им овладеть современными, ориентированными на лучший международный опыт, методами производственного и операционного менеджмента, эффективного управления цепями поставок, получить глубокие теоретические знания и практические навыки принятия и реализации эффективных управленческих решений в условиях неопределенности и рисков, обусловленных социально-политическими, финансово-экономическими и экологическими факторами, освоить методы прогнозирования динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро- и мезо- уровнях, используемых для повышения конкурентоспособности бизнеса.
  • Магистранты могут сформировать траекторию обучения, которая позволит им углубленно изучить дисциплины, связанные с маркетингом и продвижением товаров и услуг. Это позволит им овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками разработки и реализации маркетинговых, ценовых, кадровых стратегий управления предприятием, освоить методы разработки и анализа бизнес-планов предприятия, планирования ассортимента, создания конкурентоспособной продукции, выбора перспективных рынков сбыта, продвижения продукции, изучить методы проведения маркетинговых исследований и оценки их результатов с использованием информационных технологий
  • В реализации программы участвуют ведущие преподаватели, а также практикующие специалисты ведущих российских компаний
  • Очно-заочная форма обучения позволяет успешно сочетать обучение в магистратуре с практической деятельностью, использовать результаты научных и практических исследований для повышения эффективности функционирования предприятий
  • Образовательная программа разработана с учетом профессиональных стандартов и мнения работодателей о соответствии компетенций выпускников и трудовых функций в области профессиональной деятельность

Известные преподаватели

  • К. К. Рихтер - доктор физико-математических наук, профессор Европейского университета «Виадрина», заведующий кафедрой экономики предприятия и предпринимательства, ведущий специалист по логистике и управлению цепями поставок, операционному и производственному менеджменту
  • И. А. Аренков - доктор экономических наук, профессор, автор научных работ, монографий по маркетингу, управлению брендами
  • В. В. Ковалев - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, ведущий в стране специалист по финансовому менеджменту, корпоративным финансов, конвергенции моделей бухгалтерского учета
  • Е. Н. Корсакова - кандидат экономических наук, практикующий специалист в области бухгалтерского учета и аудита
  • Ю. А. Маленков - доктор экономических наук, профессор, известный специалист в области стратегического менеджмента, обладает опытом управленческой работы в ключевых отраслях экономики страны
  • Н. Н. Молчанов - доктор экономических наук, профессор, участник ряда международных проектов, область научно-прикладных интересов: методы современного маркетинга, маркетинг в информационном обществе
  • В. В. Наумов - кандидат юридических наук, доцент, практикующий специалист в области информационного права
  • Н. В. Пахомова - доктор экономических наук, профессор, специалист в области экономики отраслевых рынков и конкурентной политики, инновационной экономики, продовольственной и экологической безопасности

Международные связи

Магистранты могут приобрести опыт включенного обучения на профильных факультетах ведущих университетов Европы, Америки и Азии в рамках программ международного академического обмена СПбГУ:

  • Международный университет Женевы (Швейцария)
  • Нью-Йоркский университет (США)
  • Общественный колледж Фредерика (США)
  • Университет Билефельда (Германия)
  • Университет Ла Сапиенца (Италия)
  • Университет Стокгольма (Швеция)
  • Университет Тампере (Финляндия)
  • Университет Хельсинки (Финляндия)

Основные направления исследований

  • Разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок в области управления предприятиями различных организационно-правовых форм, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей
  • Разработка инструментария проводимых исследований в области антикризисного управления, финансового менеджмента, маркетинга; анализ полученных результатов
  • Подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций
  • Сбор, обработка, анализ и систематизация информации в области антикризисного управления, маркетинга, менеджмента; выбор методов и средств решения задач исследования
  • Организация и проведение научных исследований в области антикризисного управления, менеджмента, маркетинга, интегрированных маркетинговых коммуникаций, Интернет-маркетинга
  • Анализ сделок слияний и поглощений
  • Диагностика банкротства предприятий
  • Маркетинговый анализ рынков, разработка планов продвижения продукции и услуг
  • Анализ трансформации бизнес-моделей в цифровой экономике

Практика и будущая карьера