Презентация на тему " деятельность как способ существования людей". Презентация - деятельность как способ существования людей Познание окружающего мира

Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 2

Цель:

конкретизировать понятие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром

Слайд 3

План:

  • Потребности и интересы
  • Многообразие видов деятельности
  • Творческая деятельность
  • Слайд 4

    Сравните два определения:

    «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя».

    «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

    Слайд 5

    Деятельность

    • Развитие общества -результат деятельности человека
    • Деятельность – это проявление активности.
    • Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности

    Поведение животных

    Что отличает?

    Поведение человека

    • Инстинкт - приспособление
    • Разумная деятельность – преобразование.

    Деятельность сообразуется с целью

    Слайд 6

    Сущность и структура деятельности

    Субъект деятельности - тот, кто осуществляет деятельность

    Объект - это то, на что она направлена может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.

    Слайд 7

    Цель Средства достижения Результат

    Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

    Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии

    Результат – это итог, продукт деятельности

    Деятельность состоит из действий

    • Хорошо
    • Плохо
    • Хорошо
    • Плохо
  • Слайд 8

    ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

    Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего?

    Прочитайте притчу:

    «Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»

    О чем притча?

    Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло

  • Слайд 9

    Что движет человеческой деятельностью?

    • Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию.
    • Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. (Биологические потребности, Социальные потребности,Идеальные потребности)
    • Убеждения Интересы
  • Слайд 10

    К каким группам потребностей относятся данные высказывания?

    • Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию».
    • Г.Белль: «Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное».
    • Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием»
  • Слайд 11

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    • Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества
    • Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей
    • Разрушительная деятельность Созидательная деятельность
  • Деятельность-способ существования людей

    Выполнила Ризатдинова Ризида Ибрагимовна, учитель истории и обществознания

    МОУ СШИ №2 г. Магнитогорска


    • Деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека.

    • Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру - процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления - в объект своей деятельности.
    • Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
    • Объектом называют пассивную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

    • Активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
    • Необходимо отличать деятельность от активности - два совершенно разных понятия. Деятельность характерна только для человека , в то время как активность - черта представителей животного мира .

    • Субъекты, объекты.
    • Мотив деятельности, т.е. причины, побуждаемые человека совершать действия.
    • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности.
    • Средства - т.е. методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
    • Процесс деятельности – действия, направленные на достижение результата.
    • Итог деятельности – результат.

    Черты деятельности

    • Черты деятельности:

    Сознательность (цели)

    Продуктивность (получение результата)

    Носит преобразующий характер (изменяет мир и самого себя – привычки, способности)

    Носит общественный характер (отношения с другими людьми)

    Это именно те особенности, которые от­личают человеческую деятельность от поведения живот­ных.


    • Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
    • По субъекту : индивидуальная – коллективная По характеру : репродуктивная – творческая По соответствию правовым нормам: законная – незаконная По соответствию моральным нормам : моральная – аморальная По соотношению с общественным прогрессом : прогрессивная – реакционная По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная По особенностям проявления человеческой активности : внешняя – внутренняя

    Формы деятельности

    1. Труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

    2. Игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

    3. Учение (познание нового)

    4. Общение (обмен идеями, эмоциями)


    • – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
    • Характерные черты труда как вида деятельности:
    • Целесообразность (необходимость)
    • Наличие целей
    • Наличие знаний, умений.
    • Полезность
    • Развитие личности
    • Нацеленность на результат и получение его.
    • Преобразование мира, общества и самого человека.

    • Физический – труд, в ходе которого есть нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
    • Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
    • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
    • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

    • - это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
    • Характерные черты игры как вида деятельности:
    • Условная ситуация
    • Наличие определённых правил для игры
    • Использование предметов, замещающих реальные
    • Своеобразные цели (формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
    • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

    • - вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
    • Виды учения
    • Организованное (осуществляется в учебных учреждениях)
    • Неорганизованное (побочный результат основного вида деятельности)
    • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

    • Творчество - это любая деятельность человека, в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности - уникальность её результата.
    • Механизм творческой деятельности:
    • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
    • Наличие воображения
    • Фантазия
    • Интуиция - знание, предвидение,появление которого невозможно объяснить.

    Общение

    Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

    • В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение - это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

    • Познание человеком мира неразрывно связано с его умственной деятельностью. Познание является результатом накопления знаний об обществе и окружающей среде, которое происходит с помощью учебы. Учебу как инструмент познания мира человеком не следует рассматривать в узком смысле – это может быть как учебный процесс в школе, так и прием традиции о опыта предшествующих поколений. Познание человеком мира происходит двумя путями – рациональным и иррациональным . Рациональный метод заключается в познании при помощи учебы труда и игры, иррациональный – методов чувств, которые зарождаются на интуитивном уровне.

    • Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

    Cлайд 1

    Деятельность как способ существования людей Тема: Деятельность людей и её многообразие Антонина Сергеевна Матвиенко

    Cлайд 2

    Цель: конкретизировать понятие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром

    Cлайд 3

    План: Сущность и структура деятельности Потребности и интересы Многообразие видов деятельности Творческая деятельность

    Cлайд 4

    Сравните два определения: «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

    Cлайд 5

    Деятельность Развитие общества -результат деятельности человека Деятельность – это проявление активности. Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности Поведение животных Что отличает? Поведение человека Инстинкт - приспособление Разумная деятельность – преобразование. Деятельность сообразуется с целью

    Cлайд 6

    Сущность и структура деятельности Субъект деятельности - тот, кто осуществляет деятельность Объект - это то, на что она направлена может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.

    Cлайд 7

    Цель Средства достижения Результат Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии Результат – это итог, продукт деятельности Деятельность состоит из действий Хорошо Плохо Хорошо Плохо

    Cлайд 8

    ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего? Прочитайте притчу: «Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.» О чем притча? Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло

    Cлайд 9

    Что движет человеческой деятельностью? Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. (Биологические потребности, Социальные потребности, Идеальные потребности) Убеждения Интересы

    Cлайд 10

    К каким группам потребностей относятся данные высказывания? Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию». Г.Белль: «Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное». Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием»

    Cлайд 11

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей Разрушительная деятельность Созидательная деятельность

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    План урока 1. Сущность и структура деятельности 2. Потребности и интересы 3. Многообразие видов деятельности 4. Творческая деятельность

    3 слайд

    Описание слайда:

    Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой животные приспосабливаются к окружающей среде, они используют то, что дала им природа Человек преобразует существующую природу, творит «вторую природу» поведение целесообразно но инстинкт разумное преобразование целеполагание деятельность

    4 слайд

    Описание слайда:

    Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающаяся в целесообразном изменении окружающего мира, а так же преобразовании человеком самого себя Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразовании объекта что объединяет эти два понятия? активность субъекта в целесообразном преобразовании окружающего мира

    5 слайд

    Описание слайда:

    Структура деятельности субъект деятельности тот кто осуществляет деятельность человек группа людей организация государственный орган объект деятельности на что направлена деятельность природные материалы различные предметы сферы или области жизни человек

    6 слайд

    Описание слайда:

    цель средства результат осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность должна соответствовать реальности то что помогает достичь цели, могут быть материальными (природные материалы и инструменты) и духовными (знания) что значит средства должны соответствовать цели? это оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? цель и результат могут не совпадать между собой

    7 слайд

    Описание слайда:

    Деятельность состоит из действий Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат Причины несовпадения цели и результата выдвижение заведомо недостижимой цели выбор не вполне соответствующих цели средств выдвижение заведомо недостижимой цели отсутствие необходимых умений проявление недобросовестности непредвиденное изменение условий, в которых протекала деятельность

    8 слайд

    Описание слайда:

    Что движет человеческой деятельностью? Прочитайте п. 2 стр. 171 Что такое «мотив»? Что может выступать в роли мотивов? Что такое потребности? На какие большие группы разделили потребности авторы учебника? Какие их них вам кажутся наиболее важными? Какую шкалу потребностей разработал А.Маслоу Что такое социальные установки? Приведите примеры? Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека? Что такое интересы, как они формируются, от чего зависят? Что такое «идеал»? Чем различаются понятия «сознательная деятельность» и «бессознательное»

    9 слайд

    Описание слайда:

    Мотивы - это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив - это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности. Стимул - это объективное явление, действующее на человека, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив - отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы. Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Основные виды деятельности Игра Учение Труд Общение имитация действительности, важен не результат, а процесс приобретение знаний и способов действий достижение практического результата это вид деятельности, при котором происходит обмен эмоциями и идеями, чувствами, переживаниями

    11 слайд

    Описание слайда:

    Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются

    12 слайд