Дерево целей государственной программы. «дерево целей» государственного управления

Ольга Константиновна ЯСТРЕБОВА, генеральный директор ООО «ЭКОРИС-НЭИ», ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Исследование проблем общественных финансов» РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук. Ольга Викторовна БОГАЧЁВА, ведущий специалист ООО «ЭКОРИС-НЭИ»,
кандидат экономических наук: в рамках настоящей статьи основное внимание уделяется вопросам методологии подготовки государственных программ на региональном уровне, а именно применению логико-структурного анализа и общих принципов формирования элементов программы.

С установлением Бюджетным кодексом права субъектов РФ и муниципальных образований на формирование бюджета в программном формате в российских регионах активизировался процесс подготовки государственных (муниципальных) программ. К настоящему времени более половины субъектов РФ уже приняли нормативную базу, регламентирующую формирование и реализацию государственных программ, а 16 регионов утвердили госпрограммы и приступили к их реализации.

Следует, однако, отметить, что формально осуществленный переход к программному формату бюджета не гарантирует повышения качества управления общественными финансами и достижения целевых показателей. Функциональность государственной программы как инструмента решения стратегических задач органов власти во многом зависит от качества ее подготовки, четкости структуры и правильности формулирования основных элементов.

Недооценка логико-структурного анализа и общих принципов формирования элементов программы, успешно зарекомендовавших себя в международной практике, нередко приводит к снижению качества региональных программ. Разработчики не всегда справляются с трудностями составления и формулирования государственных программ, формирования системы показателей результатов и их увязки с целями, задачами и мероприятиями. Государственные программы должны формироваться в рамках четкой иерархической системы: цели программы — задачи программы - мероприятия программы. Все элементы этой цепочки должны быть связаны между собой системой показателей непосредственных и конечных результатов.

Первый уровень структуры государственной программы образуют подпрограммы, которые в свою очередь делятся на основные мероприятия и ведомственные целевые программы. Общим принципом выделения подпрограмм является их формирование по функциональному принципу (отрасли, услуги). Такие подпрограммы непосредственно направлены на удовлетворение потребностей определенных категорий потребителей и обеспечивают достижение цели государственной программы. В составе подпрограмм может быть сформирована обеспечивающая подпрограмма, цели и задачи которой направлены на обеспечение эффективного управления реализации госпрограммы, в том числе на обеспечение эффективного исполнения государственных функций, повышение доступности и качества оказания государственных услуг в сфере реализации госпрограммы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов при реализации госпрограммы.

Применение проектного подхода к государственным программам предполагает, что программы разрабатываются и реализуются в рамках жизненного цикла проекта, проходящего следующие стадии:

· формулирование проекта в контексте национальной стратегии (сбор и анализ информации, идентификация проблем и потребностей, в том числе финансовых для реализации проекта, формулирование проектных предложений);

· планирование проекта (формирование организационной структуры и разработка проекта);

· осуществление проекта (финансирование, реализация проекта, включая мониторинг и корректировку по итогам мониторинга);

· завершение проекта (оценка проекта, которая происходит обычно по следующим критериям: адекватность, результативность, эффективность, социально-экономический эффект, устойчивость) и определение перспектив проекта. При этом в соответствии с жизненным циклом проекта последняя стадия может стать началом первого этапа.

«Дерево проблем» и «дерево целей»

Управление жизненным циклом проекта осуществляется с помощью инструментов логико-структурного анализа, который содержит практические механизмы для подготовки программных предложений, планирования и управления реализацией программы. Логико-структурный анализ предполагает построение «дерева проблем» и «дерева целей» как системы решения проблем. При этом подготовка государственной программы начинается с идентификации и анализа основных проблем на основе показателей, характеризующих состояние конкретной сферы (проблемное поле). В ходе анализа должны быть определены заинтересованные в реализации программы группы и группы благополучателей, выявлены ключевые проблемы и намечены пути их решения.

Следует отметить, что необходимость глубокого анализа проблем в конкретной сфере деятельности нередко недооценивается региональными органами исполнительной власти. Анализ проблем часто проводится формально, без учета целевых групп населения и местной специфики, на которую направлена данная программа, что может привести к неточному формулированию целей и задач региональной госпрограммы и отсутствию логических связей между основными ее элементами.

В процессе анализа проблемного поля должна быть выделена (сформулирована) основная (центральная) проблема, которая является общим следствием конкретных проблем данной сферы. Выявленные проблемы сортируются по группам, в результате чего формулируются общие для каждой из групп проблемы. Учитывая особенность государственных программ, основным критерием формирования групп является группировка по отраслевому (функциональному) признаку (функции, виды государственных услуг). Например, для региональной государственной программы «Развитие дорожного хозяйства и общественного транспорта» могут быть выделены следующие группы проблем:

· проблемы дорожного хозяйства регионального значения;

· дорожного хозяйства местного значения;

· общественного транспорта;

· безопасности и экологии;

· управления отраслью.

При формировании «дерева проблем» можно использовать форму таблицы, в которой соответствующие клеточки заполняются формулировками проблем.

«Дерево проблем» формируется в соответствии со следующими принципами:

· если проблема является причиной, то она помещается на уровень ниже;

· если проблема является следствием, то она помещается на уровень выше;

· если проблема не является ни причиной, ни следствием, то она помещается на тот же самый уровень.

Построение «дерева проблем» позволяет перейти к подготовке «дерева целей» программы, так как основным подходом к его формированию является переформулирование «дерева проблем». «Дерево целей» может рассматриваться как положительное зеркальное отображение «дерева проблем».

Логическая матрица

Следующим этапом подготовки государственной программы является заполнение ее логической мат-рицы.

В целом применение логико-структурного анализа при подготовке государственной программы позволяет не только обосновать цели, результаты, мероприятия программы и финансовые ресурсы, необходимые для их достижения, но и определить возможные риски, которые могут возникнуть в ходе реализации программы, спрогнозировать степень их влияния на реализацию программы и подготовить меры для противодействия. Рассчитанные на этапе планирования программы показатели ожидаемых конечных результатов будут играть важную роль в процессе принятия решений по распределению бюджетных ассигнований.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • Дерево целей на примере Федерального Государственного казенного учреждения
  • Введение
  • Если проанализировать организационно-управленческие проблемы пожарной охраны, легко заметить, что до недавнего времени эти проблемы в пожарной охране решались в основном с позиции накопленного опыта и интуиции. Сейчас же для их решения требуются глубоко продуманные, научно разработанные методы.
  • В настоящее время система обеспечения безопасности от пожаров представляет собой сложную социально-экономическую систему, в которой в той или иной мере участвуют все основные государственные и общественные институты, а также население. Обеспечение пожарной безопасности стало одной из важнейших функций государства.
  • В современных условиях развития нашей страны «Теория управления» приобретает особое значение, так как даёт возможность научно обосновать исследования, анализ, проектирование, построение и обеспечение высокоэффективного функционирования государственных, хозяйственных, общественных и других организаций.
  • Цель и задачи курсовой работы. Основная цель работы заключается в изучении особенностей создания «дерева целей» в ФГКУ «17 ОФПС по МО».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изложить теоретические основы и определить роль цели в управлении организацией;

Рассмотреть особенности глобальной и оперативных целей организации;

Исследовать особенности построения дерева целей организации;

Изучить организационную структуру в ФГКУ «17 ОФПС по МО».проанализировать ее внешнюю и внутреннюю среду;

1 . Теоретические аспекты построения дерева целей организации

1.1 Понятие, функции, типы и роль целей в управлении

Цели являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показывают, что по значимости цели занимают одно из первых мест среди других компонентов организации. Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синергии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации. Для того чтобы понять причины важности целей для организационной деятельности, необходимо определить понятие цели и ее функции. Определим цель как желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. В условиях организации цель нужно рассматривать как единство мотивов, средств и результатов.

Функции целей организации. Совместная деятельность порождает у людей цели разного уровня и содержания. В условиях организованной деятельности эти цели могут выполнять такие функции:

1. Когнитивные функции целей. Эти функции, которые обобщают распоряжения координирующих органов и концентрируют внимание на анализе альтернатив действий и принятии решений.

2. Распределительные функции. Для реализации целей организации необходимо направлять ресурсы в подразделения оптимальным образом. Наличие целей различного уровня (целей организации, целей подразделений, целей участников организации) ставит проблему их совмещения в ходе производственной деятельности, что заставляет руководителей распределять ресурсы внутри организации.

3. Функции идентификации, т.е. сопоставления собственных стремлений членов организации с целями подразделения или организации как целого. В отсутствие этих функций деятельность членов организации теряет смысл. Это в свою очередь может привести к отчуждению.

4. Функции мотивации. Цели способны мотивировать членов организации в том случае, если последние признают их реально достижимыми, ориентированными на будущее и соотнесенными с собственными потребностями.

5. Функции преобразования. Стремление к реализации целей организации неизбежно приводит к пониманию необходимости преобразований различных аспектов организационной деятельности.

6. Катектические, или эмоциональные, функции. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния: эмоциональный подъем или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать, принимая управленческое решение, так как они оказывают значительное влияние на мотивацию членов организации.

7. Идеологические функции. Цели формируют идеологию организации, т.е. объясняют не только, как будут достигнуты те или иные результаты, но и почему возникла необходимость в их достижении.

Типы целей в организации. Цели организации разнообразны по виду и содержанию. Например, цели у рядовых исполнителей, руководителей высшего уровня и у руководителя финансового характеризуются существенными различиями в видении будущих результатов их деятельности. Но это вовсе не свидетельство того, что цели организации - это лишь формальное оглашение о намерениях, не реализуемое на практике.

1. Цели-задания - оформленные как программы общих действий поручения, которые задаются организацией более высокого уровня (например, для предприятия цели такого рода могут задаваться министерством). Эти задания определяют целевое существование организаций. Очевидно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основные усилия всех без исключения участников организационного процесса.

2. Цели-ориентации - совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, включая и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к достижению собственных (часто эгоистических) целей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или выполняют их лишь формально.

3. Цели системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других. Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии цели системы могут заслонять другие цели. При этом на первый план выступает желание любой ценой сохранить организацию, невзирая на необходимость выполнения ею целей-заданий или удовлетворение коллективных и индивидуальных целей-ориентаций членов организации. Такое явление нередко наблюдается при крайних негативных проявлениях бюрократизма, когда организация, утратив реальные цели, существует только для того, чтобы выжить, сохранить свою самостоятельность.

Приведенное разделение целей является основным. Оно позволяет понять значение целей организации и показывает их разнообразие. Однако в организации существует большое количество различных стратегических, тактических, промежуточных и вторичных целей.

1.2 Классификация целей организации

Классификация по направленности. В данном случае цели подразделяются по характеру тех действий, которые намерены предпринимать для их достижения.

1. Цели функционирования направлены на поддержание рабочего состояния организации и ее подразделений. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации. Как правило, подобного рода задачи рассчитаны на длительное время. Такие цели могут вызывать трудности при мотивации поведения членов организации, так как их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил.

2. Цели усовершенствования. Любая цель, включающая в себя активное действие, может рассматриваться как цель усовершенствования. К таким целям можно отнести повышение производительности труда. Обычно такие цели хорошо понимаются работниками, однако их реализацию не всегда удается обеспечить соответствующими ресурсами (особенно это касается заведомо завышенных целей). В случае недостижимости целей усовершенствования (особенно если они были широко освещены в подразделениях организации) возможны негативные последствия, которые выражаются, в частности, в потере авторитета руководителей, снижением мотивации членов организации и т.д.

3. Цели развития аналогичны целям усовершенствования, но относятся к своеобразным формам роста, расширения, обучения и прогресса. К этим целям могут относиться внедрение новых идей в области менеджмента, кардинальные изменения в организационной структуре и т.д.

Преимущества классификации целей по их направленности состоят, прежде всего, в том, что они легко воспринимаются и осознаются членами организации на различных управленческих уровнях. Более того, эти цели чаще всего декларируются управленческим персоналом для рядовых исполнителей. Выраженные в указанных формах цели служат главным образом для ориентации мышления и деятельности членов организации.

Классификация по критериям предусматривает разделение целей по их отношению к основным показателям успешной деятельности организации. Чем выше запросы организации относительно показателей своей деятельности, чем шире области ее деятельности, тем более разнообразно разделение целей по критериям.

В целом можно утверждать, что классификация целей по критериям наиболее значима для руководства организации, так как именно на их основе проводится построение дерева целей, которое служит ориентиром для руководителей в деле управления организацией.

Классификация по временному отрезку:

1. Текущие цели (или краткосрочные) обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией. Обычно текущие цели являются руководством к действию для организаций, производящих продукты.

2. Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности, существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. В организациях, слабо ориентированных на среднесрочные цели, в силу неудовлетворительного планирования и учета ресурсов очень часто допускается коррекция среднесрочных целей, что ведет в конечном итоге к потерям темпов организации, решению неперспективных сиюминутных задач, потере мотивации у членов организации, а в итоге - к сокращению возможностей выживания организации во внешнем окружении.

3. Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Тем не менее, многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап ее деятельности. Можно выделить также следующие требования к целям:

Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира;

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении;

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;

В-четвертых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию её достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать её, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди;

В-пятых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют сотрудники.

1.3 Понятие и технология построения «дерева целей»

Процедура постановки и выбора целей получила название целеполагание. Процесс целеполагания начинается с понимания философии бизнеса, определения видения и миссии фирмы.

Видение перспективы, как правило, представляет собой результат мысленного движения от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных фактов, надежд, мечтаний с учетом опасностей и возможностей. Видение перспективы - определенность в отношении того, каким должен быть бизнес, т.е. представление о том, какой компания должна стать и чего намерена достичь в будущем, это идеал, к которому надо стремиться.

Миссия - это четко сформулированные смысл существования организации, ее предназначение. Миссия как философия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Все цели организации определяются и вырабатываются для осуществления ее миссии.

В соответствии с целями генерального направления развития предприятия формируется система целей для каждого подразделения. Количество и разнообразие целей управления настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация. Модель упорядочения целей разного уровня управления в единую комплексную систему получила название «дерево целей».

Процедура построения дерева целей включает в себя несколько последовательных шагов.

Определение вершины дерева - общей цели организации. На определенном временном этапе не может быть несколько общих целей. В зависимости от этой цели определяется конечный результат деятельности и эффективность этого результата.

Формирование последующих уровней по направлениям деятельности или декомпозиция целей. Каждый последующий уровень формируется таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня.

Каждая «ветвь» дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем.

Подцели одного уровня декомпозиции независимы (параллельны) между собой.

Иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и ее особенностями. Чем сложнее организационная структура предприятия, и чем больше у него различных видов деятельности, тем больше уровней декомпозиции и сложнее дерево целей. В любом случае всю совокупность целей, исходя из требований функционально-целевой модели системы управления организацией, можно подразделить на следующие виды: экономическая, научно-техническая, производственная, социальная, маркетинг, финансы. Построение дерева идет «сверху вниз», от общих целей к частным, путем их декомпозиции и редукции.

2 . Характеристика ФГКУ «25 ОФПС по МО»

Подразделения ФГКУ «25 отряд федеральной противопожарной службы» Главного управления МЧС по Московской области расположены на территории Пушкинского муниципального района Московской области и на территории городского округа Ивантеевка.

Численность населения, проживающего на территории Пушкинского муниципального района Московской области, составляет: 163 881 человек.

Средняя плотность населения проживающего на территории района: 257,7 человек на кв. км.

Площадь территории Пушкинского муниципального района Московской области составляет: 634 кв. км.

Административным центром Пушкинского муниципального района Московской области является городское поселение Пушкино.

Численность населения, проживающего в городском поселении Пушкино, составляет 96 тысяч человек.

Площадь территории городского поселения Пушкино составляет 10 кв. км.

В состав ФГКУ «25 ОФПС по МО» входят 2 пожарные части: ПЧ-40, ПЧ-76. Также на территории района имеются следующие виды пожарной охраны: СО №21 ФГКУ «СУ ФПС №3 МЧС России» (по охране объектов)), государственная противопожарная служба Московской области (Пушкинское ТУСиС ГУ МО «Мособлпожспас»), ведомственная пожарная охрана (пожарные команды предприятий и воинских частей).

Общая штатная численность ФГКУ «25 ОФПС по МО» составляет 104 сотрудника и 25 работников.

ФГКУ «25 ОФПС по МО» является самостоятельной структурной единицей и подчиняется напрямую ГУ МЧС России по Московской области. Источник финансирования - федеральный бюджет.

3 . Анализ действующей оргструктуры

3 .1 Миссия организации.

Исходя из задач, поставленных перед ГПС России в Федеральном законе «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, её роли в системе обеспечения пожарной безопасности, можно оперировать следующим понятием миссии:

Миссия Государственной противопожарной службы МЧС России - организация функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в России.

Для подразделений ФГКУ «25 ОФПС по МО» миссия аналогична, но имеет более узкие рамки, заключающиеся в границах Пушкинского муниципального района и городского округа Ивантеевка.

Кратко миссия ФГКУ «25 ОФПС по МО» может быть сформулирована, как - «Предотвращение, спасение, помощь».

Философия организации основывается на безупречном, выполнении должностных обязанностей личным составом, служить во имя обеспечения безопасности жизни простого гражданина России, каждого конкретного человека, нуждающегося в помощи, ради его спокойствия и стабильности.

3 .2 Цел евое предназначение организации

На основании анализа собственной миссии и состояния внешней среды, - любая организация формулирует цели - виденье, описание того состояния, которого она хочет достичь к определённому моменту времени. Это описание может характеризовать как организацию в целом, так и отдельные её подразделения, функции или параметры деятельности.

Описание (виденье) является достаточно общей картиной того, к чему организация хочет прийти через определённый период времени. Следующим этапом стратегического планирования является определение путей достижения этой цели.

Главная, глобальная цель, которая представляет собой основное предназначение организации, это обеспечение боеготовности подразделений противопожарной службы к успешным действия спасению людей, тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных на территории Пушкинского муниципального района.

Целевые ориентиры организации. Основополагающими ориентирами данной организации являются направления деятельности предусмотренными Уставом ФГКУ «25 ОФПС по МО» по обеспечению защищенности населения, объектов промышленности, хозяйства и т.д. на территории района, обеспечения безопасного труда сотрудников, поддержания боеготовности пожарных подразделений.

Текущие цели:

1) Реализация проводимых программ по обеспечению надлежащего противопожарного режима в районе:

Проверка состояния противопожарного водоснабжения в районе;

Профилактическая работа по пропаганде и агитации среди населения района;

2) Обеспечение боеготовности структуры ГПС для выполнения задач по действиям в случае чрезвычайных ситуациях:

Боевая подготовка пожарных; - служебная подготовка среднего и старшего начальствующего состава; - содержание пожарной техники и ПТВ в исправном состоянии;

Связь деятельности со структурой организации. Иерархия в организации.

Осуществление деятельности напрямую увязано со структурой организации, ее иерархией. Основную руководящую роль выполняет начальник отряда, направляя работу коллектива, при которой обеспечено выполнение организацией своей миссии. Заместители начальника отряда и аппарат отряда осуществляет свою деятельность исходя из поставленных задач по различным направлениям, координируют работу пожарных частей и принимают участие в проходящих наиболее важных процессах. Руководство пожарных частей выполняет конкретные, поставленные задачи, дает соответствующие указания коллективу. Дежурные караулы осуществляют возложенные функции по конкретным направлениям деятельности.

3 . 3 Иерархия ФГК У « 25 ОФПС по МО »

Структура подразделения

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

3 .4 Внутренняя среда организации

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

3 . 5 Внешняя среда организации

3 .6 Вид организации и тип организационной структуры

Рассматриваемая организации создана для реализации поставленных государством задач в области обеспечения пожарной безопасности на территории Пушкинского района. ФГКУ «25 ОФПС по МО» является государственным учреждением, имущество находиться в федеральной собственности, является по виду организации - государственной некоммерческой организацией, по типу организационной структуры - линейно-функциональная структура (ступенчатая иерархическая).

3 . 7 Жизненный цикл организации

Зарождение организации произошло в начале 30-х годов прошлого столетья, с одновременно ростом промышленности и появления на карте Подмосковья в 1934 году города Пушкино. В 1934 году было создано Управление пожарной охраны по Московской области, и организация на территории нынешнего (тогда Сергиево-Посадский район) отдельных пожарных частей и пожарных постов. Свое распространение организация получила с ростом населения и промышленности района, выделения Пушкинского района как самостоятельной территориальной единицы Московской области, при включении в район выезда подразделений отряда городского округа Ивантеевка, после чего был создан полноценный Отряд противопожарной службы по Пушкинскому району. Зрелость организации наступила в годы перехода противопожарной службы в состав МЧС России и в настоящее время находится в этом этапе.

Однако, в связи с проводимой реформой местного самоуправления, организационно-штатного реформирования пожарной охраны и спасателей, наделения пожарных подразделений полномочиями по проведению аварийно-спасательных работ, связанных не только с тушением пожаров; появления новых видов пожарной охраны (субъекта - ГУ МО «Мособлпожспас», частная пожарная охрана), возможно, что организация ГУ 25 ОФПС по МО, в существующем виде, вступает в начальную стадию дряхления.

3 . 8 Принцип разделения труда в организации

Разделение труда в организации проведено с учетом необходимости выполнения задач различного свойства и уровня сложности. Для этого применен метод образования различных структурных подразделений выполняющих определённые конкретные задачи и реализующих конкретные цели:

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для того чтобы организация функционировала успешно, поведено отделение по управлению различных видов работ, то есть, проведено вертикальное разделение труда. Для этого назначены руководители различных уровней, определен круг их обязанностей и ответственности. Вертикальное разделение труда связано с иерархическим построением организации и выглядит следующим образом:

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Власть распределена по должностям и руководителям, занимающим эти должности, т.е. разделение труда, осуществляется по полномочиям.

Горизонтальное разделение труда представляет собой разделение труда между отдельными структурными подразделениями, которое реализуется в рамках одинаковых полномочий. Так одновременно ведется работа по различным направлениям (отбор и подготовка кадров, финансовое обеспечение, боевая и служебная подготовка, техническое обслуживание ПТВ и техники) в подчиненных пожарных частях ФГКУ «25 ОФПС по МО».

Так как, ФГКУ «25 ОФПС по МО» представляет собой среднюю по размерам и сложную организацию, осуществлено территориальное разделение труда - по местам размещения пожарных частей в городах Московской области (г. Пушкино, г. Ивантеевка).

3 .9 Основные документы, определяющие деятельность ФГК У « 25 ОФПС по МО »

Основными документами, определяющими деятельность ФГКУ «25 ОФПС по МО» являются:

Федеральный закон «О пожарной безопасности»;

Устав ФГКУ «25 ОФПС по МО»;

Трудовой кодекс РФ;

Положение о службе в органах внутренних дел;

Устав службы и боевой устав пожарной охраны;

Должностные обязанности должностных лиц ФГКУ «25 ОФПС по МО»;

Приказы и распоряжения управлений, департамента, МЧС России;

Нормативно-правовые акты РФ.

В ыводы

Проведя анализ ФГКУ «25 ОФПС по МО», можно сделать вывод, что данная организация является устойчивой структурой с четко отстроенной политикой управления и надежной системой функционирования. Миссия организации определена и отражает основное направление деятельности. Цели и задачи поставлены четко. Структура организации, разделение труда и способы реализации поставленных задач позволяют прийти к однозначному мнению об эффективном управлении данной структуры, понять, что данная структура находится на этапе зрелого развития жизненного цикла.

управление федеральный казенный

Список литературы

1. В.А. Абрамов, В.Ф. Сметанин. Методологические проблемы пожарного дела. М. Академия ГПС МЧС РФ. 2006 г.

2. С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. Теория организации. Учебник. М. Изд. «Экзамен». 2006 г.

3. В.Л. Семиков. Теория организации. Учебное пособие. М. Изд. Академия МЧС. 2006 г.

4. Руководящие документы ФГКУ «25 ОФПС по МО».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория целевого подхода в управлении, его преимущества и недостатки. Понятие "Дерева целей"; этапы реализации модели на примере организации управления на предприятии ЗАО ТД "Оттава": характеристика и сфера деятельности, анализ внешней и внутренней среды.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2014

    Характеристика сущности и значения целей в менеджменте. Изучение методов формирования, свойств и требований к системе целей предприятия. Особенности построения дерева целей. Анализ системы целей и ее экономическая эффективность в магазине "Композиция".

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Понятие о целях организации и их роль в управлении. Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений. Понятие дерева целей организации. Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2007

    Определение миссии корпорации. Свойства и требования к целям. Анализ целей и организационных систем. Методы формирования целей. Метод "дерево целей". Конструктор процедур оценки. Проекция дерева целей в дерево показателей.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2002

    Проектирование дерева целей, его характеристика и предназначение. Определение коэффициентов относительной важности целей. Построение дерева решений и сетевого графика. Критерии оценки и интегральный критерий выбора альтернатив развития предприятия.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Анализ дерева целей и дерева систем организации, схема их взаимодействия. Построение и разметка дерева целей и дерева систем, обозначение и нумерация всех целей, подцелей, систем и подсистем. Методики составления функционально-системной матрицы.

    практическая работа , добавлен 20.12.2014

    Определение миссии корпорации, цели организации, свойства и требования к целям, анализ целей и организационных систем, методы формирования целей. Метод "дерево целей". Конструктор процедур оценки. Проекция дерева целей в дерево показателей.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2003

    Сущность перехода от оперативного к стратегическому управлению. Понятие функций и целей организации. Стратегическое управление как реализация целевого подхода в управлении. Классификация целей организации и исследование ее функций. Уровни дерева целей.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Цели организации и их классификация. Свойства целей и требования к ним. Процесс установления, выработки и декомпозиции целей. Этапы управления достижением целей. Разработка целей и очередности их достижения (на примере АНО Учебно-консультационный центр).

    дипломная работа , добавлен 30.10.2010

    Понятие и классификация целей организации, их значение и функции. Теоретико-методологические аспекты разработки целей современной организации. Построение дерева целей. Основные проблемы разработки целей организации в призме стратегического менеджмента.

Применение методов индикативного планирования тесно связано с использованием государственного программирования. Программноцелевой метод является одним из основных инструментов индикативного планирования. Он получил широкое распространение в управлении экономическими объектами, процессами, отношениями на межгосударственном, государственном, региональном и отраслевом уровнях.

Программно-целевой метод - это метод достижения поставленных целей, предполагающий разработку системы мероприятий и заданий в определенные сроки и обозначенными исполнителями по координации имеющихся и потенциальных ресурсов и осуществляемый наиболее эффективным и путям и.

Термин «программно-целевое планирование» впервые был использован официально в постановления ЦК КПСС и Совмина СССР (1969 г.), которое предусматривало необходимость перехода от планирования по отдельным видам боевой техники к разработкам комплексных планов. Эти планы предусматривали разработку, серийное производство, эксплуатацию боевой техники в войсках при оптимальной увязке потребностей вооруженных сил с объемами выделяемых средств, что обеспечивало решение основных задач вооруженных сил. В тот период программы формировались подобно планам как совокупность директивных, адресных заданий ее исполнителям, финансируемых из плановых источников. В этих условиях требовалось постоянное управление реализацией программ со стороны государственных органов, сопровождаемое поиском источников текущего финансирования программных мероприятий. Это одна из причин невыполнения многих государственных экономических программ советского периода.

Таким образом, целевая комплексная программа - это адресный документ, отражающий установление этапов, порядка и механизма управления процессом последовательного достижения целей.

Первой советской государственной социально-экономической программой можно считать план ГОЭЛРО (государственный план электрификации России), принятый к реализации в 1922 г. Затем была принята и осуществлена программа индустриализации экономики. Систематическая разработка государственных программ относится к периоду 60-70-х гг. XX в. Развитие программно-целевого метода в Советском Союзе было реакцией на разработку и внедрение в Министерстве обороны США иод руководством Роберта Макнамары системы PPBS (Planning , Programming and Budgeting System - система планирования, программирования и разработки бюджета). Американская администрация поставила задачу подобного перехода перед остальными федеральными ведомствами, что стало толчком к разработке подобных «систем» в социально-экономическом развитии общества.

В странах с развитой рыночной экономикой государственный характер программ проявлялся в постановке целей и бюджетном финансировании программных государственных заказов.

Особенностью планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов, т.е. программно-целевое планирование позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия. В основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей, и лишь затем подбираются пути их достижения.

Таким образом, программно-целевое планирование - это деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, приоритетов социально-экономической политики и национальной безопасности, а также формирование комплекса направленных на достижение этих целей и приоритетов мероприятий с указанием источников их финансового обеспечения.

Программно-целевой метод выполняется в несколько этапов.

  • 1. Выявление проблем и обоснование их актуальности. На данном этапе уясняется суть проблемной ситуации, в общем виде формулируются проблемы, на решение которых направлена соответствующая программа. Основная цель - обосновать, во-первых, устойчивый характер проблемы не только в момент исследования, но и в обозримой перспективе; во-вторых, оценить степень ее влияния на смежные социально-экономические процессы. Получаемые на данном этапе количественные характеристики могут служить основой для оценки эффективности программы путем сопоставления затрат на ее разработку и реализацию с тем эффектом, который может быть достигнут при ее выполнении, или соответствующих потерь в противном случае.
  • 2. Определение цели программы. По результатам предыдущего этапа должна быть сформулирована генеральная цель программы. Под целью программы понимается количественный или качественный результат, который необходимо достичь к определенному моменту времени. Это требование необходимо для контроля реализации программы, количественной и качественной оценки степени достижения цели.

Цели должны:

  • - быть сформулированы таким образом, чтобы можно было четко контролировать ход их реализации;
  • - иметь конкретную результативность, выраженную в ясных, понятных и достижимых индикаторах;
  • - быть сбалансированы и корреспондироваться с другими целями социально-экономического развития страны и не противоречить друг другу;
  • - быть ориентированы и адаптированы к изменениям влияния внешних условий.
  • 3. Декомпозиция цели программы. На этом этапе осуществляется построение «дерева целей». Принципы системного анализа позволяют развернуть конечную цель программы в иерархическую систему задач. Особенности:
    • - учет системного характера цели программы;
    • - последовательность декомпозиции цели;
    • - переход от общего описания к конкретизации;
    • - соподчиненность целей.
  • 4. Разработка вариантов программы. В известной мере вероятностный характер экономических и социальных процессов, научно-технического прогресса, а также альтернативный характер выделения объекта программы обусловливают необходимость многовариантного подхода к разработке системы мероприятий любой программы. При этом варианты должны различаться не только количественными значениями по отдельным параметрам, но и концептуально. На этом этапе программа должна иметь широкий набор характеристик, в том числе следующие:
    • - целостность, способствующая повышению эффективности плановой управленческой деятельности, обеспечивающая полноту состава действий, необходимую для достижения поставленных целей, и согласованность связей между ними;
    • - актуальность - ориентация программы на решение наиболее значимых проблем;
    • - прогнозируемость - способность отражать в своих целях и планируемых действиях не только ближайшие, но и перспективные требования социально-экономического развития;
    • - рациональность - наличие в программе таких целей и способов их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и наличия ресурсов позволят получить максимально полезный результат;
    • - реалистичность - обеспечивать соответствие между желаемым и возможным при наличии ограничений в ресурсах на реализацию программных мероприятий;
    • - контролируемость - наличие конечных и промежуточных целей, ожидаемых результатов, обеспечивающих доступный способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям и отклонения реального положения от запланированного.

В практике управления важно также найти действенный метод конкретизации и взаимной увязки целей. Эффективным механизмом решения этой задачи можно считать построение так называемого дерева целей. «Дерево целей» - это графическое представление взаимосвязей и соподчиненности целей и задач одной или нескольких систем. При этом сложные и комплексные цели расчленяются в соответствии с выбранными критериями на ряд менее сложных, которые также разделяются на простые цели (подцели) и задачи (подзадачи). «Дерево целей» позволяет оценить вероятность достижения как низших, так и высших целей в соответствии с имеющимися ресурсами, а также установить приоритет целей.

«Дерево целей» должно удовлетворять двум основным требованиям: полноты и непротиворечивости.

Описание каждой цели должно достаточно полно раскрывать ее содержание и быть однозначным, т.е. не допускать различных толкований. Каждая цель должна раскрывать содержание только одной цели более высокого уровня. Не должно быть циклов на «дереве целей», наличие которых означает противоречивость оказавшихся в цикле целей.

  • 1. «Дерево целей» строится сверху вниз, с формулированием основной цели, пусть даже в самых общих выражениях.
  • 2. Цели одного уровня не должны входить друг в друга, а могут только частично пересекаться. Разбиение пересекающихся целей на низших уровнях, как правило, приводит к выделению в их ветвях практически одинаковых более мелких целей.
  • 3. Цели одного уровня по своей значимости должны быть достаточно однородными, т.е. играть практически равные роли в достижении целей более высоких уровней.
  • 4. Цели верхнего уровня, разбиваемые на более мелкие на низших уровнях, должны перекодироваться в язык соответствующего класса подсистем и элементов с трансформацией понятий и их знаковых обозначений.
  • 5. Число уровней разбиения генеральной цели определяется требуемой точностью решения задач. Однако дробить цели управления можно лишь до тех пор, пока они остаются в рамках общественных и экономических категорий.
  • 6. «Дерево целей» по всем своим ветвям должно быть доведено до уровня, который считается низшим в своей ветви. Цели предприятия, как правило, имеют четыре уровня разбиения.

«Дерево целей» в основном предназначено для того, чтобы связать цели со средствами их достижения (самый низший уровень фактически раскрывает набор средств достижения генеральной цели) и выявить взаимосвязи, существующие между подцелями и более мелкими целями различных ветвей дерева на каждом его уровне. При постановке целей обязательной является оценка их достижимости, т.е. выработка стратегии достижения этих целей.

Бывает и так, что первоначальная формулировка цели неверна и цель заключается в другом. В этом случае необходимо пересматривать цель и стратегию ее достижения.

Вопрос о целеполагании в государственном управлении принадлежит к числу актуальных и важных для управленческой теории и практики.

Цель в управлении представляет собой идеальный образ (логическую модель) желаемого состояния субъекта или объекта управления, сформулированный на основе познания и учета их объективных закономерностей и организационных форм, потребностей и интересов.

Выдвижение целей перед государственным управлением, с одной стороны, касающихся всего общества, а с другой - опирающихся на государственную власть, - очень трудный интеллектуальный процесс. В нем можно выделить следующие системообразующие моменты.

  • 1. Общественные источники возникновения и фиксирования целей государственного управления. Необходимо изучение объективных условий, которые складываются вокруг общества и внутри него, реальное определение возможностей и силы субъективного фактора, конкретное знание потребностей и интересов управляемых объектов в управляющих воздействиях, достоверная оценка потенциала государственного управления и свершение иных действий, способных привести в совокупности и в итоге к объективной практической целенаправленности государственного управления.
  • 2. Субъективная сторона целеполагания и вызываемые ею относительность и открытость сформулированных целей государственного управления. Существуют реальные трудности в обосновании целей, которые никогда нельзя игнорировать. Ведь любое будущее всегда неясно, неведомо, вероятностно, альтернативно, открыто. Предвосхищать его приходится на базе информации о прошлом.
  • 3. Иерархия целей государственного управления, которая имеет большой социологический смысл. Главным для общества и тем самым для государственного управления является создание, поддержание и улучшение условий для свободной, спокойной, творческой жизнедеятельности людей, налаживание рациональных взаимоотношений между личностью, обществом и государством. Отсюда и иерархия целей государственного управления, построенная на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.

По источнику возникновения, содержанию и логической последовательности основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру [см. 1]:

общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом - с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;

организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления - построение соответствующих функциональных и организационных структур;

деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;

информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;

разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

Представленная иерархия целей во многом условна, является предметом логических размышлений, но она создает известный ориентир, «шкалу отсчета» в данном вопросе и позволяет оценивать управленческую практику с точки зрения того, что она дает обществу и какие в нем осуществляет цели.

4. Построение «дерева целей» государственного управления. Центральными, определяющими («стволом») «дерева целей» государственного управления являются стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением или преобразованием. Стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие крупные блоки действий по достижению первых, а оперативные - в тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Иногда стратегические цели называют главными, а цели, позволяющие их достигать, обеспечивающими.

Построение «дерева целей» государственного управления на базе и с учетом их иерархии предполагает в целом непростую процедуру, причем применительно как к государственному управлению в целом, так и к его отдельным частям.

В «дереве целей» государственного управления особое место занимает их стратегический уровень. Это наиболее сложное и ответственное целеполагание, от которого очень многое зависит в организации и функционировании системы государственного управления (как государственных органов, так и управляемых объектов). Для государственного управления имеют значение как социальное предвидение - целеполагание в самом общем виде, ожидание наступления определенных событий или явлений с предполагаемыми результатами, так и социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных его обеспечить. Стратегия есть наука, искусство и опыт осуществления крупных, масштабных операций, преобразований, реформ и иных действий, призванных качественно изменить сложившееся положение, состояние общественных дел, ситуацию в важной отрасли деятельности, соотношение сил в противоборстве определенных интересов. Главное в стратегии - направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние. По своему содержанию, набору элементов, их взаимозависимостям стратегия представляет собой сложное явление, определяющее роль управления в общественной жизнедеятельности.

Особое значение в обществе принадлежит стратегическому уровню государственного управления, соединяющему национальную судьбу страны с судьбой мирового сообщества. Следует выделить характерные черты стратегического уровня государственного управления:

  • - учет многообразия определенных (устойчивых) и неопределенных (изменчивых, вероятностных) условий и факторов;
  • - охват значительного исторического времени действия - 5, 10, 15 лет и более;
  • - вовлечение в анализ и оценку многих и разнообразных преобразуемых (подлежащих изменению) явлений, отношений и процессов;
  • - системное и иерархическое построение «дерева целей», в котором реализация одних целей обеспечивает осуществление других (принцип нарастания качества);
  • - ориентация на комплексность и многообразие используемых ресурсов, в том числе на создание новых ресурсов;
  • - формирование системности (логической согласованности и последовательности) управленческих решений и действий;
  • - установление жесткого контроля (мониторинга) движения по реализации поставленных целей;
  • - обеспечение открытого, адаптационного характера планирования управленческой деятельности, способствующего осуществлению стратегии.

В государственном управлении стратегия, выражающая основные направления и тенденции развития общества, должна быть представлена публично, нормативно закреплена и распределена по субъектам и объектам ее реализации. Формами публичного представления и нормативного закрепления стратегического уровня государственного управления могут быть следующие:

  • - государственная политика - реализующаяся сущность государства, посредством которой она выполняет свою миссию обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества;
  • - государственные программы - целевые, ресурсные и управленческие направления качественного преобразования каких-либо сфер или областей жизнедеятельности общества, согласованные и утвержденные к исполнению в качестве обязательных;
  • - государственные концепции - принципиальные взгляды, позиции, ценности государственных органов либо их руководителей по актуальным проблемам общественного развития;
  • - государственные планы - направления и способы конкретных решений и действий по достижению намеченных объективных результатов;
  • - законодательные и иные нормативно-правовые акты, фиксирующие посредством правовых норм желаемые для общества идеалы, ценности и цели поведения, деятельность людей, их коллективов и общностей;
  • - совокупности управленческих решений и действий, характеризующие направления и логику реализации компетенции конкретных государственных органов или их подсистем.

Общая (комплексная) стратегия в государственном управлении распределяется по различным региональным уровням: географическим, экономическим, политико-административным, городским и сельским поселениям.

Механизмом реализации стратегии выступает стратегическое планирование - непрерывный процесс организации и корректировки целей, функций и форм управленческой деятельности государственных органов по пути движения к новому качеству решения проблемы, состояния субъектов и объектов управления.

Обоснованность и действенность целей государственного управления и их «дерева» определяется связанностью с соответствующими ресурсами и обеспеченностью ими. Особое значение здесь имеют природные и человеческие ресурсы. Немаловажная роль отводится ресурсу права.

В качестве ресурсов целеполагания в государственном управлении необходимо учитывать и такие сугубо субъективные элементы, как знания, или, иными словами, инновационно-технические возможности общества.

Рациональное и эффективное государственное управление требует связанности целей, средств и результатов их реализации, ибо только оно создает кругооборот в системе государственного управления, рождает к нему доверие общества, людей и стимулирует управленческие процессы.

Таким образом, цели государственного управления, представленные в определенном «дереве», призваны отвечать следующим требованиям:

  • - объективность и обоснованность (т.е. цели должны исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития и технологий деятельности людей, соответствовать объективной логике функционирования того или иного явления, процесса, отношения, учитывать формы и механизмы последних);
  • - социальная мотивированность (т.е. цели должны «идти» от потребностей, запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку, стремление воплотить их в жизнь);
  • - обеспеченность в ресурсном отношении, как с интеллектуальной, так и с материальной стороны;
  • - системная организованность (т.е. включение в определенной последовательности стратегических, оперативных и тактических целей, общих и частных, главных и обеспечивающих, конечных и промежуточных и т.д.)

Цели и функции государственного управления взаимообусловлены. Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты, проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства (его органов). Функции государственного управления тесно связаны с общественными функциями государства и отражают способы осуществления последних. Функции государственного управления и управленческие функции государственных органов (внешние и внутренние, общие и специфические) в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру государственного управления [ 1 ]. Эта структура обеспечивает как управленческую взаимосвязь государства - субъекта управления и общественной системы, так и его внутреннюю сохранность и динамичность как управляющей системы.

На характер и конфигурацию функциональной структуры государственного управления влияет много обстоятельств: уровень самоуправления управляемых объектов, развитость местного самоуправления, форма государственного устройства, форма правления, свойства самого государства - его демократизм, социальная направленность, правовое оформление и т.д. Поэтому существуют реальные трудности в том, чтобы в функциональной структуре государственного управления поддерживать рациональность и эффективность, с одной стороны, гибкость и адаптационность к изменяющимся целям - с другой. Важное значение при «работе» с функциональной структурой государственного управления имеет системно-функциональный метод (подход), соблюдение правил и требований которого позволяет упорядочить познавательный, нормативный, информационный, правовой и практический процессы в государственном управлении. Методика системнофункционального подхода позволяет осветить и такой аспект функциональной структуры государственного управления, как обоснование типовых моделей управленческих функций для различных звеньев организационной структуры государственного управления.

Приведенная классификация целей государственного управления отражает их горизонтальный срез и не дает четкого представления об их субординации. Для того чтобы расположить управленческие цели в иерархическом порядке, проследить взаимосвязи между целями разного уровня и содержания, строится «древо целей».

Построение такого древа - это формирование перспектив государственного развития, обеспечивающих органическую взаимосвязь целей и подцелей разной сложности, разного уровня и разного содержания (социальных, политических, экономических, духовных и т.д.), а также их согласование для достижения запрограммированных изменений. «Древо целей» обеспечивает согласованность и органическое единство множества целей, их жесткую ориентированность на решение задач стратегического плана.

Построение древа целей не содержит в себе какой-то особой идеолого-политической нагрузки. Хотя, проанализировав содержание намеченных целей, составляющих «ствол», «крону» и «корневую систему» древа, можно получить достаточно четкое представление о характере государства, приоритетах и социальной направленности его политики, действенности форм, методов и средств достижения намеченного.

Идея представить систему целей государственного управления в виде древа, уходящего корнями в социальную почву (социум), родилась довольно давно. Не случайно также сравнение социума с «почвой», которая питает древо целей. В таком образном выражении находит подтверждение известная мысль о том, что «человечество ставит перед собой только те задачи, которые оно в состоянии решить». Если питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность древа, последнее погибает, какими бы прекрасными порывами ни руководствовались его создатели. Цель только тогда реальна и конструктивна, когда замыслы и потребности управляющего соответствуют интересам и ресурсным возможностям управляемого.

При формировании древа целей субъект управления должен : - обладать исчерпывающей информацией о потребностях и интересах общества (регионов, социальных групп, классов, наций, граждан), о тех результатах, на которые, реализовав поставленные цели, государство рассчитывает выйти;

    развернуть главную цель в вертикальную и горизонтальную структуру подцелей таким образом, чтобы реализация данной цели обеспечивала реализацию целей более высокого уровня;

    помнить, что все подцели, расположенные на отдельных уровнях древа целей, должны быть независимыми и невыводимыми одна из другой;

    иметь отчетливое представление о ресурсной базе реализации намеченного, включая материальную, финансовую, правовую, интеллектуальную, кадровую, организационную и духовно-нравственную ее составляющие;

    знать сильные и слабые стороны правового пространства государственно-управленческой деятельности.

Публично-политической формой закрепления целей являются:

    ежегодные послания президента парламенту,

    государственные доктрины,

    комплексные целевые программы,

    приоритетные национальные и региональные проекты,

    программы социально-экономического развития отрасли, региона.

Официальной формой их правового закрепления являются соответствующие законы, указы, правительственные программы, приказы министров и решения губернаторов. Они позволяют определить иерархию целей с учетом возможностей их ресурсного обеспечения, выделить приоритетные направления реализации намеченного, направить усилия исполнителей на достижение как оперативно-тактических и промежуточных, так и стратегических целей.

Программы и приоритетные проекты, как инструмент государственного управления, отличаются своими особенностями и огромным разнообразием. При выборе программного метода управления учитывается: а) социальная значимость проблемы для страны или региона; б) степень вероятности достижения запрограммированных результатов; в) комплексность и масштабность проблемы, невозможность ее решения рыночными методами; г) необходимость координации межведомственных отношений.

Программы можно классифицировать по многим критериям - содержанию, времени реализации, целевой направленности. По объему и важности решаемых проблем программы бывают общегосударственными, функциональными, региональными и муниципальными.

Общегосударственные - это программы достижения крупных общенациональных целей, которые охватывают все сферы общественного бытия (производственную, непроизводственную, финансовую, социальную, духовную, международную).

Функциональные программы тоже разнообразны. Они бывают отраслевыми и межотраслевыми, ориентированными на решение проблем развития отдельной отрасли или ряда отраслей. Например, программы развития агропромышленного, топливно-энергетического, оборонного, строительного, жилищно-коммунального комплексов, здравоохранения, науки, образования и др.

В настоящее время Правительством РФ утверждено более 30 такого рода целевых программ. Лично под контролем Президента страны реализуется четыре приоритетных национальных проекта: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Продовольственный комплекс». К функциональным можно отнести программы административной, судебной, налоговой, избирательной и других реформ.

Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях развития регионов и муниципальных образований. В качестве примера приведем такие стратегически важные программы правительства Москвы, как «Москва многонациональная», «Программа профилактики детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», «Планирование семьи», «Столичное образование», «Мой двор, мой подъезд», «Молодежь Москвы», «Молодой семье - доступное жилье», «Городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Экология Москвы».

Во всех программах такого рода в обязательном порядке содержатся ответы на вопросы: какова главная цель программы; кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать; какие ресурсы для этого потребуются; кто, где и в чьих интересах в будущем будет использовать полученные результаты? В качестве приложений готовятся пояснительная записка, бизнес-план, бюджетная заявка, лист согласования.

Общими чертами программ, независимо от их содержания и объема, являются:

    комплексный характер;

    наличие конкретных количественных и качественных показателей, подчинение всех предусмотренных мероприятий получению высокой общественно значимой цели (социальной, хозяйственной, политической, научно-технической и т.д.) без какого-либо местничества и ведомственности;

    объединение под общим руководством исполнителей в определенные организационные структуры независимо от их ведомственной и территориальной принадлежности;

    утверждение ответственных исполнителей по каждой позиции, распределение между ними прав, обязанностей и ответственности, установление действенных форм их мотивации;

    ориентация исполнителей, особенно руководящего звена, не только на промежуточные, а, прежде всего, на конечные результаты; гибкая система управления проектом и систематический контроль его реализации.

Всем этим требованиям в полной мере соответствует, к примеру, Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации», введенная в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 и рассчитанная до 2008 года. Объективно реформа определяется острым дефицитом профессиональных специалистов и управленцев, коррумпированностью аппарата, низкой эффективностью работы чиновничьего корпуса.

Сегодня программно-целевой метод становится определяющим среди всех других методов государственного управления. Он широко используется в мировой практике и считается одним из самых эффективных. Он обеспечивает комплексный межведомственный и межотраслевой характер управления, позволяет предметно учитывать все многообразие интересов и потребностей ведомств, территорий и государства в целом, получать, как говорится, нужный мультипликационный эффект. Посредством этого метода комплексно реализуются практически все функции управления - познавательная, прогностическая и целеполагающая, информационная, организационная и контрольная. Поэтому программно-целевое управление требует к себе самого серьезного отношения. Причем на всех его стадиях: познавательно-научной; информационно-аналитической; строительства «древа целей» и поиска его ресурсного обеспечения; выбора путей, средств и методов достижения намеченного; организационно-контрольной и результирующей.