Звания вто. Всемирная торговая организация (ВТО)


Основными направлениями деятельности ВТО являются
Подобный материал:
  • 3. Международная торговля и внешнеторговая политика , 103.1kb.
  • 42. Международная торговля: динамика, структура и направления , 368.32kb.
  • Учебная программа для специальности: 26 02 03 Маркетинг Факультет , 182.38kb.
  • В. И. Фомичев Международная торговля 2-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано , 6263.93kb.
  • Программа по дисциплине Международная торговля для слушателей заочного отделения Международного , 396.91kb.
  • Программа дисциплины «Международная торговля объектами интеллектуальной собственности» , 143.46kb.
  • О. А. Миронова Учебно-методический комплекс дисциплины «международная торговля» Ростов-на-Дону , 727.71kb.
  • Международная трудовая миграция , 233.73kb.
  • , 147.34kb.
  • Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу , 27.15kb.
Тема 3. Международная торговля и внешнеторговая политика (окончание)

1. Международная торговля на современном этапе развития МЭО. Динамика и структура международной торговли.

2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика.

3. Международное регулирование торговли. Роль ГАТТ/ВТО.

___________________________

3. Международное регулирование торговли. Роль ГАТТ/ВТО

Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) и его роль в регулировании мировой торговли

Особую роль в регулировании международной торговли занимала организация Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 по 1994 г., когда ее заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Сфера деятельности ГАТТ охватывала более 4/5 мировой торговли.

ГАТТ - многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение (также называвшееся ГАТТ) более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблем мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.

Основная цель ГАТТ - содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в междуна­родной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и тор­гового обмена.

Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:

  • осуществление торговли без дискриминации на основе ре­жима наибольшего благоприятствования и национального ре­жима;
  • защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;
  • сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров;
  • предоставление консультаций странам-участницам;
  • развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
  • предоставление льготного режима для развивающихся стран;
  • заключение региональных торговых соглашений;
  • установление особых норм регулирования торговли для текстиля и одежды.
Положение о режиме наибольшего благоприятствования . Общим правилом для всех стран - членов ГАТТ и ВТО являлось и является то, что они должны соблюдать положение о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ означает, что если одна страна (например, США) снижает таможенный тариф какой-то другой стране (допустим, Австралии) с 20 до 10% на шерстяные свитера, то первая делает такую же уступку всем другим странам мира. Но есть и исключения из РНБ.

Раунды ГАТТ: краткая характеристика основных решений

Основной деятельностью ГАТТ/ВТО является подготовка условий и проведение международных торговых переговоров; организация раундов, или туров, переговоров (названных по месту их проведения) по заключению многосторонних соглашений о сокращении таможенных тарифов и смягчении нетарифных барьеров для их участников.

Крупнейшие прорывы в области либерализации международной торговли были достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров или торговых раундов под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них :

  • раунд Диллона, 1960 - 1961 гг.;
  • раунд Кеннеди, 1964 - 1967 гг.;
  • Токийский раунд, 1973 - 1979 гг.;
  • Уругвайский раунд, 1986-1993 гг.,
В течение первых 3 десятилетий суще­ствования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализа­ции международной торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты (наиболее ярко в рамках раунда Диллона ). Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд ), переговоры уже никог­да не ограничивались лишь одной продукцией, а приняли более ши­рокий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась от­ныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растяну­лось во времени и происходило путем постепенного "сглаживания" и взаимных уступок. Раунд Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ.

По завершении переговоров на Токийском раунде в ноябре 1979 г. был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого средневзвешенный тариф на готовую продукцию на девяти крупнейших мировых промышленных рынках снизился с 7 до 4,7%, т.е. таможенные сборы уменьшились на 34%. Для сравнения: средний уровень таможенных сборов на момент создания ГАТТ в конце 40-х годов составил около 40%.

Уругвайский раунд - это самые крупные торговые переговоры в 80-90-е годы. Тремя основными органами этого раунда были: комитет по торговым переговорам; переговорная группа по товарам; переговорная группа по услугам.

О важности Уругвайского раунда можно судить всего лишь по перечню основных вопросов, обсуждавшихся в ходе заседаний:

Дальнейшее сокращение тарифов;

Нетарифные меры;

Тропические товары;

Продукция, производимая на базе природных ресурсов;

Текстиль и одежда;

Сельское хозяйство;

Статьи ГАТТ;

Защитные оговорки;

Субсидии и компенсационные меры;

Урегулирование споров;

Права на интеллектуальную собственность;

Инвестиционные меры;

Функционирование системы ГАТТ;

Торговля услугами.

Среди важных решений "уругвайского" раунда - Генераль­ное соглашение по международной торговле услугами (ГАТС) . Приняты также соглашения по торговым аспектам прав интеллек­туальной собственности (ТРИПС) и мерам инвестиционной политики (ТРИМС).

Важным результатом "уругвайского" раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО) , которая начала действовать с 1 января 1995 года.

Всемирная торговая организация (ВТО).

Основные цели, принципы и направления деятельности

Начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда».

ВТО - постоянно действующая международная организация; в отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН.

ВТО представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. На число членов ВТО приходится более 90% всей мировой торговли.

Местопребывание ВТО - Женева (Швейцария).

Основными направлениями деятельности ВТО являются:

  • контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;
  • выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;
  • урегулирование торговых споров между странами-членами;
  • наблюдение за торговой политикой стран-членов;
  • сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.
Важнейшие принципы ВТО
  • Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации.
  • Принцип национального режима.
  • Принцип зашиты национальной промышленности.
  • Принцип создания устойчивой основы торговли.
  • Принцип содействия справедливой конкуренции.
  • Общее запрещение количественных ограничений импорта.
  • Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах.
  • Принцип региональных торговых договоренностей.
  • Специальные условия для развивающихся стран (преференциальный режим)
  • Исключение в отношении текстиля и одежды

Всемирная торговая организация (англ. World Trade Organization – WTO) — международная экономическая организация, создающая определенные условия торговли на территории стран-участниц.

История создания ВТО

ВТО была создана 01 января 1995 года с целью регулирования торгово-политических отношений между странами-участницами. Образована она на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. Сам исторический факт создания Всемирной торговой организации произошел в городе Марракеш (страна- Марокко) в апреле 1994 года. Вследствие чего договор стран о создании единых правил торговли называют «Марракешским соглашением». Однако датой начала функционирования организации является 01 января 1995 года, поэтому эта дата признается как дата создания. На дату начала функционирования ВТО в состав входили 76 стран.

Основной целью создания всемирной торговой организации было введение единых принципов торговли на мировой арене для всех стран-участниц. Однако каждый из участников данного объединения имеет право вводить дополнительные меры контроля для товаров, поступающих на свои рынки.

Применение дополнительных условий для товаров вводится, в большей степени, в том случае, если в стране кризисная ситуация в какой-либо сфере производства. А так же данный принцип применяется при нарушении самих партнерских принципов ВТО.

Не смотря на более чем двадцатилетний стаж, ВТО не сыскала благосклонности в ряде стран. Основной причиной этого послужили сложность системы и устройства самой всемирной торговой организации.

Многие предприятия не видят всех возможных выгод, а так же не могут в полной мере оценить мировое положение системы в целом. При этом для стран-участниц данная система дает не только единый рынок на общих правилах, но и немалый список прав, для каждого участника торговый отношений.

На сегодняшний день штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (страна – Швейцария). Генеральный директор ВТО — Роберто Азеведо (бразильский экономист).

Принципы Всемирной Торговой Организации

  • Как бы не казались правила ВТО непростыми, на самом деле им присущи три основных принципа, на которых выстроена вся система единой торговли принцип наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот принцип говорит о том, что не может существовать какая-либо дискриминация между странами-участниками.

Например, если товар ввозится из Гамбии (порядковый номер 125 в едином реестре стран-участников ВТО) и Франции (порядковый номер 69 в едином реестре стран-участников ВТО) на территорию Польши (порядковый номер 99 в едином реестре стран-участников ВТО), то условия для ввоза и регистрации этих товаров будут абсолютно одинаковыми;

  • Принцип национального режима. Самый неоднозначный принцип. Он предполагает, что условия для иностранных товаров, с условием, что они ввозятся членами ВТО, будут такими же, как и для товаров, произведенных на территории принимающей страны. Однако условия участия в ВТО не запрещает вводить процедуры, упрощающие системы продажи национальных товаров. Но такие правила, чаще всего, распространяются только для собственных предприятий-производителей. Тем самым подтверждая, что данный принцип всемирной торговой организации не совершенен;
  • Принципе транспарентности. Этот принцип является основой всех юридических соглашений участников ВТО. Он говорит о том, что каждая страна-участник должна обеспечить полную доступность других участников к своей нормативной и законодательной базе в разрезе торговли на её территории. Страны-участницы обязаны создать информационные центры, где в доступной форме каждая заинтересованная сторона, могла бы разъяснить для себя все интересующие её аспекты законодательного регулирования торговых отношений.

Для того чтобы вступить в ВТО руководству страны необходимо пройти очень длительную и щепетильную процедуру, в среднем она длится около пять лет. Основное требование для потенциальных стран участниц является приведение международной торговли к стандартам, прописанным в соглашении, подписанном на Уругвайском раунде.

На первом этапе оцениваются экономика и торговая политика страны в целом, после чего проходят длительные переговоры о потенциальной выгоде сторон от присоединения нового рынка к общей системе торговли.

В заключении, если стороны пришли к взаимному соглашению, новая страна-участница подписывает согласие на предлагаемые условия торговли, а так же её присваивается индивидуальный неизменные номер. Так же новая страна-участник обязана оплатить членство в данной организации в соответствии с действующими тарифами.

Для того чтобы выйти из ВТО необходимо направить письменное уведомление на имя генерального директора Всемирной торговой организации, в тором необходимо прописать свое желание покинуть данное объединение. Через шесть месяцев членство будет признано законченным. Стоит заметить, что в истории существования ВТО не было ни одного заявления с подобным ходатайством.

Функции и задачи ВТО

Основные функции ВТО заключаются в следующем:

  • мониторинг коммерческой политики государств-участников;
  • контроль за соблюдением всех договорных условий и отношений, заключенных под эгидой ВТО;
  • организация переговоров между странами-участницами ВТО;
  • обеспечение стран-участниц информационным пособием в рамках программы ВТО;
  • поддержание дипломатических связей с остальными странами и содружествами для развития торговых отношений;
  • разрешение спорных вопросов.

Исходя из перечисленных функций ВТО можно смело утверждать, что основной задачей Всемирной торговой организации является организация взаимодействия стран-участниц между собой, вследствие чего – спорных вопросов, которые могут появиться на этапе взаимодействия нескольких сторон.

Юридическую основу всех документов, выпущенных ВТО составляют шестьдесят соглашений, которые прописывают три основных принципа ВТО в различных формах и разрезах.

Структура ВТО

Так как уже в 2015 году насчитывалось 162 страны-участницы, при этом страны объединены одном единственным критерием – торговлей, при этом это страны с разным национальным языком, вероисповеданием, уровнем экономики и .

Поэтому так важно, чтобы все решения принимались сугубо в целях достижения материального благополучия, без применения какой-либо адресности.

Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя. Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся.

Наибольшим количеством прав во Всемирной торговой организации обладают члены Министерской конференции, при этом члены данного структурного подразделения обязаны созывать заседания не реже одного раза в два года.

  1. Впервые эта конференция была собрана в 1996 году в Сингапуре (страна – Сингапур). Повесткой собрания было утверждение намеченных целей и задач, а также подтверждение основных принципов работы ВТО.
  2. Второй раз конференция была собрана в 1998 году в Женеве и была посвящена пятидесятилетию ГАТТ (сообществом, на основании которого и была организована Всемирная торговая организация).
  3. Третья конференция состоялась в 1999 году в Сиэтле (страна – США) и была призвана к формированию новых целей для определения нового направления торговли, однако данные переговоры так и остались безрезультативными.

Следующим звеном в структуре ВТО, после Министерской конференция, выступает Генеральный совет, который занимается ежедневной работой по оформлению стандартных документов и решения текущих задач.

В состав Генерального совета в ходят послы и главы делегаций стран-участниц, а периодичность сборов данного структурного подразделения составляет несколько раз в год. В свою очередь Генеральному совету подчиняется несколько подструктур, между которыми разделены основные функции ВТО:

  • Совет по торговле товарами. Его основная функция – это контроль за тем, чтобы принципы ВТО соблюдались на каждом уровне торговли среди стран-участниц. Так же описанные принципы должны соблюдаться и во всех документах, заключенных под эгидой ВТО;
  • Совет по торговле услугами. Это подразделении контроля следит за соблюдением правил ГАТС, которые были прописаны в соответствующем соглашении. Совет по торговле услугами подразделяется на два основных отдела Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Штат этого совета расширяется с каждым годом, а требования, предъявляемые к странам-участницам ВТО становиться всё строже;
  • Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В данном совете ВТО возникает наибольшее споров и конфликтов, так как именно интеллектуальная собственность становится наиболее спорным объектом. Как и во всем Мире, в правилах ВТО вопрос права на интеллектуальную собственностью, так и не раскрыт в полном объеме, и каждый раз возникают новые споры.

Если говорить о том, какое из подразделений Всемирной торговой организации работает непосредственно со всеми заявлениями от стран-участниц и населения, то это секретариат ВТО. В этом подразделении работают несколько сотен человек. Главой секретариат назначается генеральный директор

Обязанность секретариата заключается в том, что он организовывает все технические аспекты, которые сопровождают важные заседания и совещания, а также Министерской конференции.

Также техническая поддержка оказывается странам, находящиеся на стадии развития. Помимо этого специалистами данного отдела проводится анализ мировой экономики, а так же проводятся конференции со СМИ.

Россия в ВТО

В 1995 году властями Российской Федерации было сделано официальное требование о предоставлении права вступить во Всемирную торговую организацию.

Наиболее трудным этапом стали переговоры с СШИ, Китаем и странами Евросоюза. Однако после того, как Россия поддержала страны Европы в отстаивании позиций Киотского протокола, единственным несогласным членом ВТО остались США.

С этой страной продолжались переговоры на протяжении шесть лет. Однако после многочисленных встреч и проведенных реформ в сельскохозяйственном секторе экономики России был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.

Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (страна – Вьетнам).

Но не смотря на всю проделанную работу с 1995 года, официальное вступление Российской Федерации в ВТО постоянно откладывалось по разным причинам, основной из которых была – неустойчивое экономическое положение стран-участниц, которое могло стать ещё хуже после присоединения рынка России, оценка которого была крайне низкой и не стабильной.

В июне 2009 года Российская Федерация приняла весьма необычное решение. В лице премьер-министра Путина В.В. было объявлено заявление о том, что переговоры по вступлению России в ВТО прекращены. Инициатором остановки рассмотрения вопроса о присоединении РФ выступила сами российские власти. Однако ими же было принято решение о начале переговоров по вступлении России в ВТО в составе единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

К тому времени анти-сторонниками России стали власти Грузии.

В октябре 2011 года при содействии властей Швейцарии было сформулировано соглашение между Россией и Грузией по урегулированию спорных вопросов, что обеспечило поддержку РФ даже со стороны этого оппонента. Официальной датой присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации является 22 августа 2012 года с присвоением постоянного порядкового номера – 156.

Такова была не простая история вступления России в ВТО.

Однако нельзя не заметить, что членство в ВТО так и не помогло при урегулированию торговых санкций против РФ.

.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципамииправилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на май 2012 года, являются 155 государств . В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

Статуснаблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедураприсоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дохийский раунд переговоров, проводившийся в рамках Всемирной торговой организации с 2001 года, в течение многих лет балансировал на грани срыва. Страны с развитой и развивающейся экономикой пытались договориться о либерализации торговых барьеров. Однако сытый голодного не разумеет, равно, как и наоборот, и долгая история споров и рассуждений 29 июля завершилась провалом. Никаких перемен в мировой торговле не произошло.

Эволюция

К своему нынешнему виду Всемирная торговая организация (ВТО) шла сложным путем последовательных эволюционных преобразований, одним из которых мог стать Дохийский раунд переговоров. Первым в 1946 году было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), определяющее таможенные ставки и торговые квоты, которые были призваны наиболее эффективно поддержать послевоенную экономику стран.

С развитием технологий и финансовой системы соглашение ГАТТ потребовало расширения до новых областей, например, интеллектуальной собственности, услуг, капитала и сельского хозяйства. Появилась необходимость создания единой организации, которая стала бы следить за исполнением всеми странами-членами торговых соглашений.

Прежде, чем торговая организация оформилась в конце 20 века, страны-члены ГАТТ провели несколько переговоров, самыми долгими из которых стали раунд Кеннеди, продлившийся с 1962 по 1967 год, и Уругвайский раунд, на который ушло 8 лет. В 1995 году появилась ВТО.

Дохийский раунд должен был отрегулировать торговые взаимоотношения стран-членов ВТО. Как предполагалось, развивающиеся страны должны были снизить таможенные барьеры в сельскохозяйственном секторе экономики. В обмен на это развитые обязались уменьшить объемы субсидирования сельского хозяйства. Все эти условия в совокупности должны были предоставить равные конкурентные возможности для всех стран-членов ВТО.

В мае 2008 года генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил, что Дохийский раунд закончится успешно с вероятностью в 60 процентов. Однако согласие достигнуто не было - ни одна из сторон не захотела идти на уступки, считая именно свою систему субсидирования сельского хозяйства и таможенных пошлин наиболее выгодной для отечественных производителей.

Между Сциллой и Харибдой

Девять дней назад, когда начинались нынешние переговоры в рамках Дохийского раунда, многие из стороны договорились практически по всем пунктам нового соглашения о свободной торговле. Китай, США и Евросоюз согласовали даже компромиссные условия по вопросам снижения импортных тарифов и сокращения субсидий сельскому хозяйству.

Компромиссные условия предусматривали, в частности, что развивающаяся страна может повысить ввозные пошлины на конкретную сельхозпродукцию, если ее импорт увеличится более чем на 40 процентов. Позже некоторые пункты компромиссного соглашения вызвали недовольство сторон. В частности, Индия стала настаивать на том, чтобы этот порог был снижен до 10 процентов.

В ходе переговоров Содиненные Штаты выступали против позиции Индии, Китая и Индонезии, предусматривающей принятие мер по защите отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта. При этом китайская сторона заявила, что Вашингтон старался акцентировать переговоры на тех сферах, в которых у Запада есть преимущество. Речь шла о машино- и автомобилестроении.

Совершенно особую позицию заняла Франция. Представитель французского правительства Люк Шатель (Luc Chatel) заявлял, что Франция не станет подписывать соглашение о либерализации мировой торговли в его нынешнем виде. По его словам, необходимо защищать интересы европейской промышленности. Кроме того, недовольство Франции вызвало отсутствие договоренности указывать географическое происхождение на продовольственных товарах, особенно, вине. Об отказе подписывать итоговое соглашение также заявлял и президент Франции Николя Саркози.

Тем не менее некоторые подвижки в рамках переговоров сделаны все же были. Так, Евросоюз и США предложили сократить собственные сельскохозяйственные субсидии. Соединенные Штаты согласились снизить госинвестиции в сельское хозяйство с 48 миллиардов долларов до 15 миллиардов долларов, а Евросоюз - на 60 процентов.

В любом случае это заявление было воспринято развивающимися странами двояко. Дело в том, что по данным Торгового представительства США, за последний год американское сельское хозяйство получило лишь семь миллиардов долларов, поскольку из-за ипотечного кризиса появилась необходимость уделять большее внимание другим секторам экономики. Примерно такая же ситуация сложилась и в Евросоюзе, который также может позволить себе безболезненно уменьшить объем инвестирования в сельское хозяйство.

Не исключено, что именно поэтому развивающиеся страны отвергли предложение США и ЕС. Ведь, по заявлению бразильской стороны на предыдущих переговорах итак были сделаны значительные уступки. По мнению Китая, он имеет право устанавливать высокие защитные тарифы на сахар, хлопок и рис. Вдобавок, представитель КНР заявил, что в проекте соглашения о либерализации торговли развитые страны получают слишком серьезные экспортные преимущества в области машиностроения, торговли автомобилями и химикатами.

Самые маленькие

За долгие годы обсуждения документ о либерализации торговли претерпел ряд серьезных изменений. Изначально целью Дохийского раунда переговоров, помимо торговли, было усиление глобального экономического роста и оказание помощи миллионам людей, живущих за чертой бедности. Во всяком случае, именно такие цели ставили перед собой около 150 переговорщиков, начинавших Дохийский раунд. Но в скором времени акценты сместились на сельское хозяйство.

Кроме того, за последние пару лет Дохийский раунд превратился в переговоры между крупнейшими игроками на мировом рынке. По заявлению Эдуардо Эрмиты (Eduardo Ermita), управляющего делами президента Филиппин, маленьким странам было трудно добиться того, чтобы их выслушали. "Переговоры превратились в противостояние позиций: того, что хотят США, что хочет Китай, что хотят США от других больших стран", - сказал он.

Похоже, что в будущем мольбы беднейших стран услышаны не будут вовсе. Этому поспособствует и разгорающийся во всем мире продовольственный кризис, и предстоящие политические перемены в США. Не исключено, что после выборов новое правительство Соединенных Штатов сконцентрируется на защите собственной экономики, изрядно потрепанной ипотечным кризисом, а вовсе не на нуждах развивающихся и бедных стран.

Что такое Дохийский раунд?

Дохийский раунд торговых переговоров является последним циклом переговоров под эгидой Всемирной торговой организации (ВТО), базирующейся в Женеве. С конца второй мировой войны прошло девять раундов многосторонних торговых переговоров, но раунд Дохи первым сосредоточился на оказании помощи развивающимся странам в присоединении к мировому рынку и, как результат, и их экономике. Этот раунд был запущен в ноябре 2001 года – и еще не закончился.

Какие вопросы обсуждаются на Дохийском раунде?

В широком смысле, цель любых торговых переговоров – облегчить закупку и продажу товаров и услуг через национальные границы. В случае раунда в Дохе это означает сокращение налогов на импорт, которые известны как тарифы , –от пшеницы до автомобилей и одежды. Это также влечет за собой 1) ограничение использования странами субсидий для фермеров и рыбаков , 2) снижение налогов и регуляторных барьеров, влияющих на трансграничную торговлю услугами, таких как банковское дело и консалтинг , и 3) переговоры о новых правилах интеллектуальной собственности в отношении таких вещей, как медицинские препараты и произведения искусств, защищенные авторским правом.

Какие страны принимают участие в переговорах?

Участники переговоров в Дохе представляют 155 членов ВТО, большинство, но не все из которых являются странами (например, в ЕС и Гонконге есть свои делегации). Развивающиеся страны составляют около 2 /3 всех участников, но экономические державы, включая ЕС, США, Китай и Индию, как правило, доминируют в переговорах.

Разве не было много протестов против раунда в Дохе в прошлом?

Да. Можно вспомнить столкновения в Сиэтле (США) в 1999 году, когда активисты попытались закрыть встречу, которая должна была начать новый раунд торговых переговоров ВТО. (Активистам удалось, и ВТО была вынуждена перевести встречу в столицу Катара, поэтому этот раунд называется Дохийский раунд, а не Сиэтлийский) . Активисты опасались, что переговоры позволят крупным корпорациям разграбить экономику развивающегося мира, ограничить доступ бедных стран к недорогим лекарственным средствам и не дать развивающимся странам защищать свои внутренние экономические интересы. Но количество протестов против ВТО, постепенно сократилось с 1999 года.

Будет ли сделка в Дохе благоприятной для развивающихся стран?

Это зависит от того, какое соглашение примут во время переговорами. Это также зависит от того, кого вы спросите. Большинство людей согласятся с тем, что более жесткие ограничения на субсидии фермерам в ЕС и США будут хороши для фермеров в развивающихся странах. Но если развивающиеся страны подпишут сделку, которая строго ограничивает тарифы, разрешенные им, например, на импорт кукурузы, это может затруднить защиту их домашних фермеров в случае засухи или других стихийных бедствий у себя дома . Большинство экономистов скажут вам, что, в широком смысле, такой протекционизм, который Доха стремится искоренить, – это плохо для мировой экономики, но многие активисты по борьбе с бедностью не согласились бы.

Продолжаются ли переговоры?

Должностные лица по торговле все еще продолжают свои выступления на своих регулярных встречах в штаб-квартире ВТО в Женеве, однако за последние несколько лет они не добились значительного прогресса.

Почему переговоры еще не закончились?

Дохийский раунд основан на идее единого обязательства, а это означает, что, по сути, ничего не согласовано до тех пор, пока все не согласовано , – популярная фраза среди торговых чиновников. Переговоры пытаются выработать новые правила по огромному множеству вопросов . Если переговоры в одной из областей экономики не завершились, то вся сделка будет считается незаключенной. Официальные лица приблизились к заключению сделки и завершили Дохийский раунд раз и навсегда – на встрече высокого уровня в Женеве в июле 2008 года. Но спустя 10 дней переговоры сорвались из-за спора между США и Индией о правилах, регулирующих торговлю сельскохозяйственными товарами.

Будет ли Дохийский раунд завершен?

Каждый раунд многосторонних торговых переговоров за последние 70 лет занял больше времени, чем тот, который ему предшествовал, поэтому вялый характер Дохийского раунда не является беспрецедентным.