Обзор компактных фотоаппаратов. Как выбрать фотоаппарат для качественных фотографий? Хорошие фотокамеры по демократичным ценам

Артем Кашканов, 2020

Введение

Тема выбора фотоаппарата, наверное, всегда была и будет актуальной. Время идет, техника меняется, старые материалы, написанные на эту тему, безнадежно устаревают. И даже общие прицципы, которые вроде бы раньше казались незыблемыми, сейчас тоже все чаще попадают под сомнение.

С чего начать выбор "самого лучшего" фотоаппарата? В первую очередь вы должны определить тот круг задач, для которых будет использоваться камера. Задачи у всех разные и нужно смириться с тем, что абсолютно универсальной фотокамеры не существует. Это то же самое, что и выбор автомобиля - за одну цену можно купить комфортабельный легковой седан или грузовик "КамАЗ". Из точки А в точку Б можно перемещаться и на том и на другом, но основная область применения у этих автомобилей совершенно разная.

Для любительской съемки совершенно не нужна дорогая камера, в большинстве случаев бывает достаточно даже смартфона - да-да, современные устройства здорово выросли в плане качества фотографий. Я сам в этом убедился, сменив бюджетную модель пятилетней давности на современного "флагмана" - с тех пор подавляющее большинство домашних съемок выполняется именно на смартфон, а "настоящая" фотокамера берется только на ответственные съемки.

Для профессиональной фотосъемки требования к технике совершенно иные. Легкость, компактность уходят на задний план, а приоритетными становятся такие вещи как максимальное разрешение снимков, качество картинки при слабом освещении, скорость и точность фокусировки. Есть множество задач, для которых нужна именно фотокамера, причем, не простая а полнокадровая. Для этих задач смартфон не подходит от слова "совсем", хотя находятся энтузиасты "да я это на телефон лучше сниму!" :)

В этой статье я отвечу на четыре самых главных вопроса, которые возникают при выборе фотоаппарата: кроп или полный кадр, оптика - сменная или несменная, зеркалка или беззеркалка, мыльница или смартфон. Цель моей статьи - не назвать конкретную модель, которую вам нужно купить, чтобы обрести счастье в жизни, а просто систематизировать знания по данной теме. Я проходил через проблему выбора фотоаппарата многократно и не по наслышке знаю о том что такое муки выбора:) Все что написано в этой статье - мое сугубо личное мнение, которое сложилось за многие годы увлечения фотографией. Принимать его или нет - дело ваше.

Кроп или полный кадр?

Цифровые фотоаппараты имеют несколько вариантов деления на классы. Первый вариант - по размеру (площади) сенсора.

FF или «полный кадр»

Это предел мечтаний многих фотолюбителей. Свое название этот класс получил из-за размера матрицы, равного по размеру пленочному кадру - 36*24 миллиметра. В подавляющем большинстве это фотокамеры полупрофессионального и профессионального уровня, пригодные для решения самого широкого круга задач. И практически в любых условиях они обеспечивают самый высокий уровень качества изображения. Детализация, цветопередача, передача объема - по всем этим параметрам полнокадровые камеры лучшие среди массовых продуктов на фоторынке. Есть, конечно, еще и "средний формат", но это уже совсем другой уровень и мы его здесь не рассматриваем.

Помимо всех своих неоспоримых достоинств "полный кадр" имеет два недостатка - цена и габариты. Стоимость полноценного комплекта "тушка + оптика + вспышка" может быть сравнимой с ценой бюджетного автомобиля, а суммарный вес всего этого добра редко бывает меньше 3 килограмм.

Наиболее популярные семейства полнокадровых полупрофессиональных камер - зеркалки Canon EOS 5D, 6D, Nikon D600, D700, D800, беззеркалки Sony Alpha A7, Panasonic Lumix S1, Canon EOS R, Nikon Z. В рамках семейства как правило существует множество модификаций, заточенных под разные задачи.

APS-C или «кроп»

Недавно я был на выставке картин советского и российского художника Николая Ивановича Касаткина и одна из его работ сразу вызвала у меня недвусмысленную ассоциацию:

Размер сенсора APS-C составляет примерно 23*17 миллиметров, это примерно в 1.5 раза меньше, чем у "полного кадра". Этот коэффициент называется кроп-фактором. Сенсоры APS-C ставятся в огромное количество зеркальных и беззеркальных камер разных классов от любительского до профессионального. По качеству картинки "кропы" в большинстве случаев не отличаются от полнокадровых камер, но есть ряд ситуаций, когда кроп-фактор создает сложности:

    съемка при низкой освещенности - на кропе выше уровень шумов, чем не полном кадре,

    пейзажная съемка с широкоугольными объективами - из-за "обрезанной" по краям матрицы угол охвата на фотографии становится меньше,

  • съемка с сильно размытым задним планом - из-за меньшего фокусного расстояния ослабевает размытие.

Камеры с сенсором APS-C также имеют ряд преимуществ перед полным кадром:

  • заметно меньшая стоимость - за цену "начального" полного кадра можно взять "топовый" кроп, который по функциональности будет заметно превосходить полнокадровую камеру, при этом лишь незначительно уступая в качестве картинки (и то далеко не всегда),
  • меньшие размеры и масса - даже если тушки по размеру одинаковые, оптика под кроп заметно компактнее и легче, чем сопоставимая по характеристиками полнокадровая.
  • при съемке крупных планов (макро, фотоохота) кроп-фактор дает дополнительное "приближение" в 1.5 раза на той же оптике.

"Кропнутые" камеры с сенсором APS-C являются золотой серединой, которая подойдет фотолюбителям практически всех сословий - от домохозяек, до профессиональных фотографов. Первые получают компактность и простоту в использование любительских моделей камер, вторые - большую функциональность и производительность полупрофессиональных фотоаппаратов. Профи иногда покупают "кроп" в качестве второй камеры и используют его для решения тех задач, для которых "полный кадр" не оптимален.

Во многих случаях с APS-C можно легко перейти на полный кадр, поменяв только тушку. Объективы от полнокадровых зеркалок можно использовать на кропнутой тушке. Обратная совместимость либо отсутствует, либо весьма условная - например, у зеркалок Canon кропнутые объективы на полный кадр ставить нельзя. У Nikon и Sony можно, но при этом полнокадровая матрица будет использоваться как кропнутая.

Наиболее популярные семейства камер с кроп-фактором 1.5-1.6:

  • зеркалки Canon EOS 200D, 800D, 80D, беззеркалки Canon EOS M;
  • зеркалки Nikon ;
  • беззеркалки Fujifilm X-T;
  • беззеркалки Sony Alpha "четырехзначной" серии (A5000, A6000).

Micro 4/3 или «дважды кроп»

Фотокамеры Micro 4/3 имеют еще меньший по размеру сенсор, чем APS-C. Кроп-фактор у них составляет 2. Отличие их картинки по "полного кадра" уже заметнее, чем у APS-C. Для того чтобы фотографии выглядели "круто и профессионально" почти всегда приходится прибегать к дополнительному подавлению шумов. Особенно заметна разница в качестве при условиях низкой освещенности.

Камеры Micro 4/3 как правило имеют относительно невысокое разрешение по сравнению с APS-C и FF. У Micro 4/3 пока максимальное разрешение - 20 мегапикселей, в то время как у APS-C оно приближается к 30, у полного кадра - к 50. Это объясняется технологическим ограничением на минимальную площадь пикселя - площадь матрицы меньше, пикселей на ней помещается меньше. Впрочем, разрешения 20 мегапикселей более чем достаточно для 99% задач.

У многих возникает закономерный вопрос - почему люди покупают камеры Micro 4/3, если они стоят как APS-C, а качество картинки у них хуже и разрешение меньше? Как владелец подобной камеры могу отметить, что у "микры" нее есть ряд значительных плюсов:

  • Компактность - беззеркалки micro 4/3 практически идеальные "тревел-камеры". Тушка по размерам может не отличаться от камеры с APS-C, но оптика под "микру" гораздо компактнее.
  • Качество картинки (все таки!) - несмотря на то, что оно не дотягивает до полнокадрового, принижать его не стоит. Современные фотокамеры Micro 4/3 по детализации, динамическому диапазону и цветопередаче мало чем уступают камерам с матрицей APS-C. Этого уровня качества хватает большинству продвинутых любителей, а начинающим любителям его хватает с огромным запасом.
  • Низкая стоимость владения - даже если продвинутые тушки стоят недешево, цена на оптику вполне демократичная (если сравнивать с сопоставимыми по классу и функциональности объективами под "полный кадр").
  • Мощная стабилизация изображения - у большинства моделей матрица имеет 5-осевую стабилизацию, которая очень эффективна против дрожания рук. За это "микру" очень любят видеографы.
  • Почти всегда у Micro 4/3 (в частности у ) штатный зум-объектив весьма приличного качества - хоть светосилой не блещет, но резкость обеспечивает очень хорошую.

В виду малого размера сенсора картинка у камер Micro 4/3 больше похожа на "видюшную". Глубина резко изображаемого пространства намного больше чем у "полного кадра", поэтому для съемки портретов с очень сильно размытым задним планом Micro 4/3 не подходит. С другой стороны, большая ГРИП играет на руку любителям пейзажа, позволяя минимальными усилиями получать резкость от травы под ногами до линии горизонта.

Наиболее популярные семейства камер Micro 4/3:

  • , OM-D (погодозащищенные);
  • , GX (тревел-камеры), GH (для видеографов);
  • Xiaomi Yi (пока представлено в виде одной модели M1).

1" или «топовые мыльницы»

Дюймовыми матрицами оснащаются продвинуто-любительские компактные фотокамеры с несменной оптикой . Если сравнивать с "полным кадром", кроп-фактор у дюймовых матриц получается около 2.7. Как и прежде качество фотографий при хорошем освещении получается очень достойным, но при ухудшении освещенности на фотографиях появляются шумы. В принципе, по уровню шумов при вечернем освещенииэти камеры не сильно уступают APS-C и Micro 4/3, или не уступают вообще. Это достигается благодаря использованию хоть несменной, но светосильной оптики, которая позволяет при плохом освещении снимать с более низкой чувствительностью - а именно этот параметр оказывает влияние на шумы.

Главные достоинства камер с несменной оптикой и дюймовым сенсором:

  • сочетание качества картинки с компактностью камеры - фактически качество фотографий получается как у зеркалки, при том что камера легко помещается в карман куртки (хотя есть и исключения);
  • универсальность - как правило того функционала, который зашит в этих компактных устройствах за глаза хватает большинству любителей, да и профессионалу, использующий это устройство как "вторую" камеру.

Есть и недостатки:

  • никаких возможностей для расширения функционала;
  • высокая для "мыльницы" стоимость.

Одно время выпускались и "дюймовые" беззеркалки со сменной оптикой - Nikon 1, Samsung Mini NX. Сейчас эти линейки фотокамер не актуальны и сняты с производства. Соответственно, оптика под них тоже не производится. Несмотря на это они в большом количестве представлены на вторичном рынке. Покупать их или нет - зависит от цены и личных предпочтений. Я бы не стал.

В чем польза большой матрицы?

Подводя итог выше сказанному, постараемся свести все достоинства фотокамер с большим размером сенсора к списку конкретных правтических преимуществ.

  1. Большая матрица - большое разрешение. Причем, разрешение честное. 40 мегапикселей на полнокадровой матрице - это четкая и детализированная во всех мельчайших подробностях картинка. 40-мегапиксельная фотография со смартфона - при ближайшем рассмотрении это "месиво" из пикселей, больше похожее на мазки акварелью.
  2. Большая матрица - большое фокусное расстояние. Большое фокусное расстояние - минимальные искажения перспективы и возможность управлять резкостью/размытием за счет изменения ГРИП - это придает фотографии объем. На "мелких" матрицах картинка "плоская". Размытие фона если и есть, то очень слабое.
  3. Большая матрица - меньший уровень шумов на высоких ISO. Разница особенно заметна при съемке в помещении без вспышки или вечером на улице.
  4. Больше матрица - лучше цвет и шире динамический диапазон (не теряются детали в глубоких тенях и ярких светах).
  5. Меньше матрица - хуже картинка (если сравнивать с полным кадром сопоставимым по году выпуска).
  6. Меньше матрица - дешевле система.
  7. Меньше матрица - камера и объектив компактнее и легче.
  8. Меньше матрица - больше ГРИП и слабее размытие фона на портрете.

Сменная оптика или несменная?

Про матрицы и тушки уже было сказано достаточно слов, теперь пришло время поговорить о не менее важной вещи - объективе.

Объектив - это главный элемент фотокамеры, как бы странно это не звучало. Качество изображение на 90% зависит именно от объектива, поэтому к выбору этого устройства стоит подойти ответственно.

Мы уже определились, что большая матрица хорошо, а маленькая плохо. Теперь давайте определимся относительно сменной и несменной оптики. Здесь уже все не так однозначно.

Как известно, зеркалки и системные камеры (беззеркалки) подразумевают использование сменной оптики. Но есть на рынке еще один класс фотокамер - это "премиум-компакты". В отличие от обычных мыльниц они имеют матрицы размером 1 дюйм, то есть, по размерам они сопоставимы с "кропнутыми" камерами. Но отличие от зеркальных и системных камер эти компакты имеют несменные объективы - довольно качественные, но несменные.

Самая главная характеристика объектива - его фокусное расстояние . Оно определяет угол обзора объектива и, соответственно, область его применения. Чем меньше фокусное расстояние, тем более широкий угол зрения у объектива. Очень условно диапазоны фокусных расстояний можно разделить таким образом:

  • до 35 миллиметров - пейзаж
  • 50-85 мм - портрет средним планом
  • 135 мм - портрет крупным планом
  • от 200 мм - фотоохота, спортивный репортаж

Для кропнутых камер существует понятие эквивалентного фокусного расстояния - с учетом кроп-фактора. Таким образом, китовый объектив 18-55 миллиметров будет эквивалентен по углу поля зрения полнокадровому ~28-80 мм (реальное фокусное расстояние умножается на кроп-фактор).

Практически у всех камер штатный объектив позволяет снимать сюжеты в следующем диапазоне (в качестве цифр приведено именно эквивалентное фокусное расстояние):

Эти два примера фотографий иллюстрируют наиболее типичное применение фотокамеры в любительских целях - фотографировать портреты своих друзей и близких, иногда пейзажи и макро. Широкий угол вроде присутствует и его в большинстве случаев достаточно, но фотографии с него выглядят "обычно". То же самое "телевик" - вроде объектив приближает, но не сильно - у "мыльницы" с 3-кратным зумом.

А вот какие фотографии позволяет делать сменная оптика:

Для пейзажной съемки используется сверхширокоугольные объективы, они захватывают большой кусок пространства, но визуально "отдаляют" объекты. Это называется эффектом перспективы. Такие фотографии часто смотрятся гораздо интереснее, чем классические пейзажи на 28 мм. Такой же прием используется для интерьерной съемки, при этом размер помещения на фотографии кажется больше, чем на сомом деле.

300 мм

Телеобъектив (200...300 мм) "сужает" пространство и позволяет сфотографировать удаленный объект крупным планом. Эффект перспективы практически отсутствует.

Телевик незаменим для фотоохоты, съемки спортивных соревнований и других сюжетов, когда при съемке нет возможности подойти ближе. Но за это приходится расплачиваться своеобразной картинкой без эффекта перспективы. Изображение выглядит подобно аппликации, где масштаб объекта и масштаб фона одинаковые и объект выглядит как будто наклеенным.

Эти фотографии приведены здесь не просто так. Если вы купите фотоаппарат с несменной оптикой, скорее всего вы будете оганичены диапазоном фокусных расстояний 28-70 мм (возможно, чуть больше, но не намного). Этот фотоаппарат позволит вам получать фотографии очень хорошего качества, но если вдруг вы захотите всерьез заняться пейзажной фотографией, то с данной камерой вы уткнетесь в ограничение по широкому углу - ближе 28 миллиметров вы "задвинуть" объектив не сможете. Другая крайность - фотоохота. Здесь вам уже будет не хватать "длинного" конца и с этим ничего не поделаешь. Фотоаппараты с несменной оптикой хороши для прогулок налегке - они легко поместятся в карман вашей куртки, позволят делать снимки замечательного качества, но съемка каких-то нетипичных сюжетов вам будет недоступна.

Если фотоаппарат подразумевает использование сменной оптики, то все эти ограничения снимаются. Естественно, объективы стоят денег, иногда немалых. Но если вы человек творческий, планируете учиться, расти и развиваться, то я настоятельно рекомендую приобретать фотоаппарат именно со сменной оптикой. Даже несмотря на то, что со штатным объективом качество картинки может уступать премиум-компактам (а так скорее всего и будет!), такая камера даже с дешевым фиксированным объективом (без зума) с точки зрения качества способна оставить далеко позади камеру с несменной оптикой.

Зеркалка или беззеркалка?

Если вы решили приобрести фотоаппарат со сменной оптикой, перед вами встает следующая задача - выбрать тип камеры. Выбор невелик - либо это зеркальная камера, либо системная (беззеркалка).

В настоящее время зеркалки и беззеркалки популярны примерно в одинаковой степени и выбор в значительной степени зависит от ваших личных предпочтений. По большому счету наличие или отсутствие зеркала в конструкции камеры никак не отражается на качестве получаемых фотографий. Немного отличается съемочный процесс. Если вам больше нравится снимать, глядя в "глазок" - берите зеркалку или беззеркалку с дополнительным электронным видоискателем. Если удобнее пользоваться экраном (как на мыльнице), однозначный выбор в пользу беззеркалки.

Оптический или электронный видоискатель?

Оптический видоискатель хорош тем, что передает картинку "как есть" - безо всяких приукрашиваний, задержек, мерцания и т.д. Поскольку он всего лишь система зеркал и линз, он не потребляет электроэнергию, тем самым продлевая время работы камеры от аккумулятора. С другой стороны, у зеркального видоискателя есть и недостатки. У большинства камер он имеет покрытие не 100% кадра, а чуть меньше - 95-98%. Из-за этого в кадр могут попадать лишние объекты по краям кадра и придется дополнительно кадрировать снимок, незначительно теряя его разрешение. Зеркальный видоискатель отражает минимум "служебной" информации - выдержка, диафрагма, ISO, экспокоррекция. Заставить его показывать, скажем, живую гистограмму, баланс белого или электронный уровень невозможно. Из-за этого есть повышается вероятность бракованного снимка из-за неправильного уровня экспозиции, баланса белого, завала горизонта. Чтобы окончательно оценить правильность настроек и кадрирования нужно делать пробный снимок, отрываться от видоискателя, смотреть на экран и в случае ошибки вносить поправки в настройки. На это тратится дополнительное время, однако при должном опыте количеству подобных дублей сводится к минимуму.

Главное достоинство электронного видоискателя (ЭВИ) - он отображает информацию, снятую с матрицы с уже примененными настройками камеры и дает возможность оценить результат еще до срабатывания затвора. Видоискатель полностью дублирует содержимое экрана камеры при съемке и просмотре. Помимо самой картинки ЭВИ может отображать массу нужной информации - помимо выдержки и диафрагмы можно вывести живую гистограмму, электронный уровень, подсвечивать переэкспонированные и недоэкспонированные области, обводить рамкой объекты, на которые наведена резкость, выводить картинку с применением выбранного стиля изображения, баланса белого. Это очень здорово помогает при съемке и позволяет сократить до минимума количество "пристрелочных" дублей. То есть, можно вести съемку, не отрывая глаз от видоискателя - экономится время, упускается меньше интересных моментов. Расплачиваться за это приходится дополнительным энергопотреблением, которое возникает при работе матрицы и видоискателя. У старых камер электронный видоискатель отображал картинку с небольшой задержкой, это затрудняло съемку в движении, однако у современных камер задержка в отображении если и есть, то очень незначительная. Электронный видоискатель есть не у всех системных камер. Модели попроще и подешевле лишены этой опции и для съемки используется экран. В принципе, ничего в этом страшного нет за исключением съемок в яркую солнечную погоду, когда экран может выглядеть бледно. Хотя для полноценной работы лучше предпочесть фотокамеру с видоискателем.

Автофокус - фазовый или контрастный?

Второе отличие зеркалки от системной камеры - это автофокус .

Основная система автофокусировки у зеркальной камеры построена на фазовых датчиках . Отличительная черта этого механизма - если объект не в фокусе, фотокамера "знает", в какую сторону надо крутить фокусировочный механизм, что ускоряет наведение на резкость. Особенно заметна разница в скорости фокусировки по сравнению с компактными мыльницами.

Если заглянуть в видоискатель зеркалки, там можно увидеть примерно такую картинку:

Однако, фазовый автофокус иногда капризничает - дает стабильный "недолет" или "перелет". Наример, фокусируемся на глаз, а на фотографии в фокусе получается ухо. Этот эффект называется "фронтфокус" и "бэкфокус". Это не типичный случай, но иногда он встречается у зеркалок. В большинстве случаев устраняется он только с помощью сервисного центра.

У современных зеркальных камер есть режим "живого просмотра" - Live View, при котором зеркало поднимается и фокусировка происходит по контрастному методу, как у беззеркальных камер. При этом большинство преимуществ зеркалки сводятся на нет.

В системных камерах используется преимущественно контрастный метод фокусировки при котором в роли датчиков автофокуса выступает сама матрица. Информация с матрицы считывается и обрабатывается в реальном времени. Специальный алгоритм определяет - достаточно ли резок объект в зоне фокусировки. Если резкость недостаточная, дается команда объективу на смещение фокусировочной группы линз, которое будет происходить до тех пор, пока не будет обеспечена максимальная контрастность краев объекта. При этом первоначальное направление фокусировки может быть определено неправильно и автофокус какое-то время "елозит" туда-сюда, причем чем хуже освещенность, тем дольше происходит фокусировка.

Контрастный способ уступает фазовому в скорости, но превосходит в точности фокусировки - такие вещи как "фронтфокус" и "бэкфокус" беззеркалками неведомы. Также контрастный автофокус может работать в любой области изображения, а не только там, где есть датчики фокусировки. У камер с сенсорным экраном достаточно ткнуть пальцем в нужный объект на экране, резкость на него будет сразу же наведена. Это очень удобно при съемке со штатива - нет нужды поворачивать камеру, чтобы ловить объект в зону действия татчиков автофокуса. Контрастная фокусировка предоставляет такую приятную возможность как "распознавание лиц" и "распознавание глаз". В общем, плюсов больше чем минусов.

У современных системных камер проигрыш по скорости фокусировки зеркальным камерам минимален, а то и вовсе отсутствует.

Во многих современных камерах (и в зеркалках и в беззеркалках) применяется механизм гибридной фокусировки, при которой часть пикселей матрицы используются в роли фазовых датчиков. Гибридная фокусировка сочетает в себе скорость фазовой и точность контрастной фокусировки. Гибридная фокусировка может использоваться как в зеркалках (в Live View), так и в беззеркалках и сводит их отличия в плане работы автофокуса к нулю.

Системные камеры имеют более простое устройство затвора (без подвижного зеркала), в следствие чего они превосходят зеркалки по скорости серийной съемки раза в полтора. По своему опыту могу сказать, что даже если вы не увлекаетесь съемкой "пулеметными очередями", это свойство может сыграть важную роль при съемке каких-то быстро протекающих событий. Это могут быть спортивные мероприятия, танцы, активный отдых, игры с домашними животными. В быстротечных моментах скрывается огромное количество эмоций, которые практически невозможно поймать, снимая 4 кадра в секунду (типичная скорострельность для любительской зеркалки). Это еще один большой плюс беззеркалок.

Итак:

  • Если вам нравится снимать через оптический видоискатель, берите зеркалку.
  • Если вам привычнее снимать "как на мыльницу" с использованием экрана, покупать зеркалку нет никакого смысла, так как в режиме Live View она теряет все свои преимущества.
  • Если вы цените комфорт и удобство при съемке, берите беззеркалку с электронным видоискателем.
  • Если вы собираетесь снимать видео - берите беззеркалку.
  • Если вам нужна высокая скорость серийной съемки - берите беззеркалку.
  • Если вы хотите совместить компактность, небольшой вес и высокое качество изображения - берите беззеркалку.
  • Если для вас критична возможность делать 1000 снимков на одном заряде аккумулятора - берите зеркалку.
  • Если вы ходите в походы - берите беззеркалку и несколько запасных аккумуляторов.
  • Если у вас куча хорошей "зеркалочной" оптики и вы не хотите с ней расставаться - берите зеркалку.
  • Если вы хотите, чтобы ваш аппарат выглядел "брутально" и вызывал уважение у потенциальных клиентов - берите зеркалку.
  • Если вы снимаете "чисто для себя", но возможностей смартфона вам не хватает - берите беззеркалку
  • Если вы профессионал, снимающий свадьбы или спорт - зачем вы вообще это читаете? :)

Лично мое мнение - с каждым годом поводов покупать зеркальную камеру становится все меньше и меньше. Для подавляющего большинства задач в рамках любительской фотосъемки покупать зеркалку сейчас смысла уже нет.

Смартфон или мыльница

Современные смартфоны стоимостью от 200 долларов и выше фотографируют на уровне нормальных любительских мыльниц, поэтому нужда в последних просто отпала. Именно поэтому они практически полностью исчезли из продажи.

Общие выводы

Итак, сказано было много, теперь настало самое время подвести общие итоги.

Камера на роль "фоторегистратора" - мыльница или смартфон?

  • Не стоит покупать компактную мыльницу (с матрицей меньше 1"). На данный момент это вымирающий класс техники и они не имеют никаких реальных преимуществ перед смартфонами.
  • Смартфон тоже подойдет не любой. Старайтесь выбрать модель с несколькими камерами и чтобы хотя бы у основной камеры размер сенсора был не менее 1/2".

Камера для дома, для семьи - нужна ли зеркалка?

Средний бюджет покупки - около 25-35 тысяч рублей. Дешевле - либо слишком уж функционально урезано (например, ), либо .

  • Компакт (1"), зеркалка, беззеркалка - по качеству картинки они практически сравнялись.
  • Если вам нужна "камера одной кнопки", выбирайте компактную камеру Canon, Sony, Panasonic. Единственный значимый параметр в этом случае - размер сенсора, он должен быть 1" (не меньше). В принципе, в этих "мыльницах" есть куча разных настроек, ручной режим и много чего еще, так что при желании есть что поизучать и в чем покопаться. Но главное ограничение этих камер - несменная оптика. Впрочем, большинству фотолюбителей ее возможностей хватает с большим запасом.
  • Основные отличия между зеркалкой и беззеркалкой с точки зрения простого любителя: зеркалка - это автономность, беззеркалка - это компактность. Если вам критично, чтобы на одной зарядке батареи можно было снимать по 1000 кадров, посмотрите, к примеру, . Если важна возможность гулять налегке, беззеркалки Micro 4/3 это то, что вам нужно. Какой-нибудь Olympus серии E-PL (или OM-D) и объектив Panasonic Lumix 20mm 1:1.7 - это будет очень компактно, функционал огромный, качество картинки замечательное, но максимум на что можно рассчитывать - 300-400 кадров на одном аккумуляторе.

Камера для творчества - зеркалка или беззеркалка?

Здесь уже все гораздо сложнее, ибо направление творчества бывает разным. Столь же сильно может различаться бюджет покупки. Я могу подсказать только основные критерии выбора, по конкретике решайте уже сами.

  • Художественная портретная съемка - смотрите в сторону полного кадра. Не важно, зеркалка или беззеркалка. Полный кадр лучше остальных "моет фон" и в полной мере использует потенциал "творческой" оптики. Canon, Nikon, Sony, Panasonic, что-то другое - решайте сами. Оценивайте в первую очередь не возможности тушки, а возможности и стоимость оптики (эта рекомендация касается и всех остальных пунктов).
  • Пейзаж - опять же, полный кадр с его динамическим диапазоном и возможностью использования широкоугольников будет вполне оправданным выбором.
  • Репортаж - полный кадр не обязателен. За цену "младшего" полного кадра вы купите "топовый" кроп, который обеспечит больший комфорт при работе в "боевых условиях".
  • Свадебная съемка - в той или иной степени включает в себя все три предыдущих пункта, так что решайте, что из перечисленного выше вам важнее:)
  • "Школьный и садиковский" фотограф - полный кадр не обязателен. Целевая аудитория на 99% совершенно не разбирается в фотографии, поэтому главное чтобы было "светло и резко". А чтобы это было - к любой кропнутой камере объектив-фикс или светосильный зум и еще внешний свет (вспышка, радиосинхронизатор, зонт или софтбокс, стойка) - лучше 2 штуки.
  • Камера для тревел-фото - что-то в меру компактное, всепогодное с универсальным объективом. Интересно выглядит Olympus OM-D + Olympus 12-100mm (но стоимость может напугать). Объектив подешевле - Panasonic Lumix 14-140mm 1:3.5-5.6 II.

Камера для съемки видео - зеркалка или беззеркалка?

  • Для любительской видеосъемки (для соцсетей) в большинстве случаев достаточно возможностей смартфона стоимостью от 15 тысяч рублей.
  • Если нужна возможность длительной записи с возможностью работы от розетки - купите лучше видеокамеру.
  • Камера для съемки видео профессионального качества - в большинстве случаев кропа 1.5-2 более чем достаточно. Panasonic и Sony всегда в этой стезе были лидерами, но в последнее время им на пятки наступает Fujifilm. Кто-то снимает на Canon и на Nikon и тоже всем довольны. Не переоценивайте роль автофокуса - все равно рано или поздно придете к использованию ручного. Смотрите, чтобы 4K, которое сейчас всем так нужно, было полноценным - с высоким битрейтом и без обрезания картинки (как часто бывает в любительских камерах). И еще, чтобы были Log-цвета. Впрочем, те, кто знает, для чего они нужны, подобные публикации наверно не читает:)

Все что приведено выше - это первое, что пришло в голову. Я не ставил себе цели изучать все технические характеристики и ценники. Запросы у всех разные.

О моей помощи в выборе фотоаппарата

До недавнего времени я оказывал услугу консультации по выбору фотокамеры по вашим критериям. Сейчас я ее не оказываю . В виду занятости у меня исчезла возможность регулярно знакомится с новинками фотоиндустрии, посещать презентации и выставки новинок. Поэтому максимум, что я могу сделать - скинуть ссылку на Яндекс.Маркет с подборкой фотокамер с подходящими под ваши задачи характеристиками, окончательный выбор за вами.

Для простого фотолюбителя компактность фотоаппарата – важное свойство. В том случае, если вы собираетесь снимать все подряд, определиться с выбором совсем не представляет сложности. Необходимо связать его с бюджетом и выбрать то, что попросту приглянулось. Для среднестатистического пользователя камеры различных марок технически различаются несущественно.

Продавцы, не колеблясь, пользуются неопытностью покупателей, в вопросах выбора равным образом навязывают фотоаппараты по, до чрезвычайности, высоким ценам с большим количеством мало кому нужных функций. Как остановить свой выбор на камере хорошего качества по приемлемой цене? Об этом мы расскажем в нашей статье, где приведем самый информативный и обоснованный рейтинг компактных фотоаппаратов 2019-2020 года, составленный на основе отзывов покупателей.

ТОП 10 лучших компактных фотоаппаратов 2019-2020 года

Прежде всего, необходимо основываться на своих финансовых возможностях, а также уровне, которым вы обладаете в сфере фотографии. Соответственно, нежели выше стоимость той или иной модели, тем большим набором функций она обладает. Но для начинающих предпочтительнее приобрести более простой аппарат.

Компактный цифровой фотоаппарат, для непрофессионального пользователя, удовлетворит потребности простыми и, с первоначальной точки зрения, качественными снимками. В наш рейтинг вошли модели от следующих производителей:

  • Nikon;
  • Canon;
  • Fujifilm;
  • Sony;
  • Panasonic.

Недорогой компактный фотоаппарат с достаточно большими кнопками включения и съемки. Убить этот аппарат практически невозможно, так как он рассчитан на съемку под водой на глубине до 10 метров, выдерживает падение с 1.5 метровой высоты, имеет защиту от песка и пыли.

Оснащен широкоугольным объективом, что обеспечивает детализацию и хорошее качество изображения. Есть возможность снимать видео в 1080р со стереозвуком. Фотоаппарат идеально подойдет для качественной съемки фото и видео во время активного отдыха.

  • Отдельные кнопки для фото и видео.
  • Высокая степень защиты (от пыли, влаги и ударов).
  • Стандартное зарядное устройство, как на мобильный телефон.
  • Просто разобраться в настройках.
  • Плохое качество фото в сумерках.

Ультратонкий цифровой фотоаппарат с 10-кратным оптическим зумом и возможностью соединения через Wi-Fi с мобильными устройствами и компьютером. Получаются четкие фото и видео благодаря системе интеллектуальной стабилизации изображения. Особенность данного аппарата в асферических линзах, они позволяют искажать ход краевых лучей, не затрагивая при этом центральные. Одной такой линзой можно заменить систему из 2-3 без потерь в качестве, но сделав объектив при этом значительно легче.

  • Хорошая цветопередача.
  • Качественные фото при хорошем освещении.
  • Компактный размер и малый вес.
  • Много режимов.
  • Фокус не очень качественный.

Новый, невероятно прочный, но от этого не менее компактный фотоаппарат от Fujifilm. Он имеет 16-мегапиксельную матрицу, а также объектив с 5-кратным оптическим зумом. У этой модели есть несколько новых функций, а именно: Bluetooth-соединение, автоматический фокус по глазам, увеличенное время автономной работы.

  • Крепкий корпус.
  • Интересные расцветки корпуса.
  • Водостойкий.
  • Съемка видео в FullHD.
  • Режим HDR и стабилизация изображения.
  • Слабоват аккумулятор.

Компактный цифровой фотоаппарат от Sony с 20-мегапиксельной матрицей Exmor R. С помощью тыловой подсветки он способен улавливать большое количество света, благодаря чему даже при плохом освещении фотографии получаются невероятно детализированными.

Среди других обновлений хочется выделить модуль Wi-Fi, который имеет возможность транслировать отснятые материалы и служит для удаленного управления камерой. Имеется адаптер, что позволяет устанавливать 49-миллиметровые фильтры, а также появилась частота кадров 60 в секунду, что служит подспорьем для новых возможностей в съемке видео.

Скорость съемки фотоаппарата 10 кадров в секунду. Данная модель имеет несъемный объектив, съемку со стерео звуком, форматы AVCH и MP4, датчики внешнего освещения и уровня горизонта. Зарядка фотокамеры осуществляется посредствам кабеля USB.

Благодаря оригинальному дизайну и компактности, с фотоаппаратом приятно и комфортно работать, он удобен и легок в использовании, а отснятые им материалы выделяются непревзойденным качеством. Отличный вариант для начинающих фотографов.

  • Достаточно легкий.
  • Отличное качество фото в любых условиях освещения.
  • Практически не «шумит».
  • Великолепное качество записи видео.
  • Можно использовать мобильный телефон в качестве пульта управления камерой.
  • В комплекте нет зарядного устройства.
  • Не очень прочное стекло на дисплее.

Недорогой, но хороший компактный цифровой фотоаппарат с 40-кратным оптическим зумом и расширением вплоть до 80 благодаря имеющейся программе Dynamic Fine Zoom, вынесет вас в центр происшествий, а фронтальный двигатель зуммирования обеспечивает вспомогательную стабилизацию. Вы сможете подобрать исключительный ракурс благодаря накрененному ЖК-монитору высочайшего разрешения и качественной цветопередачи, без особых усилий сможете изловить объект в кадр повторно, используя кнопку обратного зума, и поддерживать соединение камеры с мобильным устройством с помощью приложения SnapBridge.

Основные функции свободно доступны благодаря кнопке-диску выбора режимов, а комплект всевозможных функций разрешает с легкостью создавать внушительные видеоклипы в формате Full HD. Действенная система пресечения вибраций (VR) значительно сокращает возможность получения смазанного изображения, вызванное дрожанием фотокамеры, гарантируя замечательную резкость снимков, в том числе и при съемке с абсолютным 40-кратным зумом.

  • Отличное качество фотографий.
  • 40х оптический zoom.
  • Хороший автофокус.
  • Беспроводная синхронизация с мобильными устройствами.
  • Не очень качественный звук при записи видео.

Хороший компактный фотоаппарат с суперзумом 40x и системой умственной стабилизации изображения для точных и максимально детальных снимков, в том числе и с очень большого расстояния. Концепция HS с 21.1 мегапиксельной матрицей позволяет делать четкие фото в любой период времени. Видеосъемка материалов в формате Full HD 60 кадров в секунду начинается одним нажатием кнопки.

Предусмотрено присоединение к мобильному устройству и поддержка постоянного соединения с помощью Bluetooth с целью дистанционного управления съемкой и мгновенной публикации результатов в сети.

  • Отличная стабилизация изображения.
  • Поворотный ЖК экран.
  • Компактные размеры.
  • Оптический суперзум (40х).
  • Не лучшее качество видео.

Один из лучших компактный фотоаппаратов по соотношению цена-качество. Имеет весьма небольшие габариты, его комфортно носить даже в кармане, по соответствию габаритов корпуса и величины матрицы ему попросту нет равных. Масса вместе с картой памяти и батареей составляет 240 грамм, что довольно немало даже цифровой камеры. Все благодаря тому, что корпус модели изготовлен целиком из металла, обладающего приятным матовым покрытием.

Устройство имеет 1-дюймовую матрицу с внушительным разрешением в 20 мегапикселей. Объектив разрешает создавать высококачественные фото на фокусном расстоянии 28-100 миллиметров. Всему этому, кроме того, помогает новый процессор BIONZ.

В ней есть возможность HDR съемки, при которой фотоаппарат делает три схожих снимка и связывает их в один с более красочными и выраженными цветами. Довольно комфортно фотографировать панорамы, для этого не нужно совершать какие-либо особенные действия – просто выберите соответствующий режим и можно приступать.

  • Отлично снимает даже при недостаточном освящении.
  • Великолепная детализация.
  • Удобное расположение кнопок.
  • Тонкий металлический корпус.
  • Яркий экран, все отчетливо видно даже в солнечную погоду.
  • Слабая вспышка.

Благодаря малогабаритной и простой конструкции цифровой Fujifilm фотоаппарат легко и просто уместится в вашей сумочке. Емкости аккумулятора достаточно для получения 450 снимков. Стремительно самореагирующий фокус и инстинктивно понятное управление с помощью сенсорного экрана несомненно помогут при съемке передвигающихся объектов.

Режим макросъемки разрешает фотографировать предметы на расстоянии 5 см от объектива, то есть вы сможете максимально приблизиться. Добавьте художественной выразительности и превратите снимаемый объект во что-то необычное с поддержкой 17 интегрированных фильтров.

  • Высокий уровень качества изображения.
  • Сменный объектив при компактных размерах.
  • Поворотный экран.
  • Хорошая детализация при любом уровне освещенности.
  • Слабый автофокус, особенно при съемке видео.

Превосходное комбинирование ультракачественного изображения и широты возможностей, заключенные в классической малогабаритной конструкции. Владея рядом хороших особенностей, данная модель получает самые высокие оценки пользователей. В первую очередь, стоит отметить существенные данные оптики, которые являются важнейшим моментом в вопросе достижения предельно высоких результатов съемки.

Присутствует система интеллектуальной стабилизации изображения, что позволяет создавать невероятно четкие кадры. Кроме всего остального, нужно заметить и наличие функции ZoomPlus. Радует также и многообразие систем фокусировки и возможность ее фиксации. Автоматическая коррекция теней, компенсация экспозиции и высокая восприимчивость ISO также можно посчитать безусловным преимуществом.

  • Светосильная оптика.
  • Отличное качество снимков и видеофайлов.
  • Возможность дистанционного управления камерой с экрана мобильного устройства.
  • Яркий и четкий видоискатель.
  • Заметно быстрая серийная съемка.
  • Маленькая ёмкость батареи.

Это самый лучший компактный фотоаппарат по отзывам владельцев. Фотообъектив TZ100 способен на десятикратное зрительное масштабирование. Он содержит в себе спектр фокусных расстояний от 25 до 250 мм. Камера весьма малогабаритна, если брать во внимание её характеристики. Зума 10-х вполне может хватить для обычной съёмки в путешествиях и дома. Стоит обозначить, собственно, что суперзумы с большим спектром фокусных расстояний имеют довольно небольшие матрицы, что отрицательно влияет на качество изображения.

Данный аппарат получил не только самую большую матрицу среди устройств своей серии, но и довольно удобные составляющие управления. Кольцо вокруг объектива и два диска дают возможность постоянно иметь доступ к основным параметрам.

  • Удобное и понятное управление.
  • Качественная стабилизация изображения.
  • Небольшие размеры камеры.
  • Наличие видоискателя.
  • Очень хороший зум с сохранением детализации и четкости изображения.
  • Высокая цена.

Сравнительная таблица с ценами и характеристиками

Ниже приведена таблица, в которой представлено сравнение характеристик и цен лучших компактных фотоаппаратов 2019-2020 года из нашего рейтинга. Внимательно изучите ее, прежде чем остановите свой выбор на той или иной модели.

Модель Матрица, Мп Оптический Zoom Фокусное расстояние, мм Разрешение снимков, пикселей Разрешение видео / частота кадров Средняя цена, руб
14.17 30-90 4160 х 3120 1920×1080 / 30 8739
20 10х 24-240 5152 x 3864 1280×720 / 25-30 9990
16 28-140 4608 x 3456 1920×1080 / 50-60 11332
20 3.6х 28-100.8 5472 x 3648 1920×1080 / 60 29000
16.7 40х 22.5-900 4608 x 3456 1920×1080 / 120 13270
21.1 40х 24-960 5184 x 3888 1920×1080 / 50-60 21590
20.9 3.6х 28-100.8 5472 x 3648 1920×1080 / 60 26490
24.2 22.5-67.5 6000 x 4000 3840×2160 / 60 34990
20.9 4.2х 24-100.8 5472 x 3648 1920×1080 / 50-60 41790
21 10х 25-250 5472 х 3648 3840х2160 / 120 38750

Мы описали все известные и наиболее популярные модели компактных цифровых фотоаппаратов с хорошими отзывами. Любую из представленных в обзоре фотокамер можно посмотреть, опробовать на себе и приобрести в сети магазинов М.Видео, Эльдорадо, DNS. Также есть возможность онлайн покупки в таких интернет магазинах, как: OZON, Ситилинк, Онлайн Трейд и других.

Ещё совсем недавно термин «компактная фотокамера» обозначал вполне конкретную вещь – аппарат с миниатюрными размерами, небольшим количеством функций, простым управлением и достаточно посредственным качеством получаемых снимков. Именно такие компактные камеры пострадали от появления на рынке смартфонов с развитыми возможностями фото- и видеосъёмки. Однако сейчас скромные габариты перестали быть признаком лишь одного класса фотокамер. В магазинах можно найти и качественные компактные аппараты с несменной оптикой, и компактные беззеркальные модели и, даже, компактные зеркалки…

Лучшие «компактные» фотокамеры невзирая на класс. Выбор ZOOM

В преддверии не слишком ещё близкого, но уже очень ожидаемого весенне-летнего сезона мы решили изучить рынок «компактных» фотокамер и выбрать лучшие из них. Памятуя о том, что век «компактов» как класса давно уже прошёл, мы не обращали особого внимания на принадлежность моделей к тому или иному типу аппаратов.

Акцент в нашем исследовании на предмет выбора лучших был сделан именно на миниатюрности габаритов. Именно это стало главным фактором отбора. В итоге, мы изучали фотокамеры, которые были не тяжелее 450 граммов (в случае с аппаратами со сменной оптикой – без объектива) и не длиннее 120 миллиметров.

Сейчас и зеркалку можно сделать компактной

После первичного отбора моделей, мы разделили их на две группы – со сменной оптикой и с несменным объективом. В итоговом материале это разграничение формально отсутствует – оно было нужно нам для дальнейших расчётов «компактности».

Эти расчёты, разумеется, касались камер со сменной оптикой. Чтобы выяснить их «реальные» габариты – те, что будут ощущать владельцы камер в реальных условиях – мы добавляли к параметрам массы и ширины корпуса данные о массе и длине объектива.

В выборе «эталонного» объектива мы пользовались принципом максимального снижения габаритов – то есть, к каждому аппарату со сменной оптикой подбирался фирменный (того же производителя) трансфокальный (то есть, обладающий диапазоном фокусных расстояний) объектив с минимальной массой и длиной. Как и следовало того ожидать, таким объективом чаще всего оказывался либо комплектный экземпляр, либо «стекло», представляющее собой модернизацию комплектного варианта.

Говоря предметно, в расчётах массы и габаритов моделей со сменной оптикой участвовали следующие объективы:

  • Байонет Canon EF-S - Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II. Масса – 200 грамм, длина – 70 миллиметров;
  • Байонет Nikon 1 - Nikon 11-27.5mm f/3.5-5.6 Nikkor 1. Масса – 80 грамм, длина - 31 миллиметр;
  • Байонет Micro 4/3 - Panasonic Lumix G Vario HD 12-32mm F3.5-5.6 Mega OIS. Масса – 70 грамм, длина – 24 миллиметров;
  • Байонет Sony E-Mount - Sony E 16-50mm f/3.5-5.6 OSS PZ. Масса – 116 грамм, длина 30 миллиметров.

Отдельно отметим, что ни в параметрах отбора, ни в сравнительном анализе мы не брали в расчёт высоту корпуса фотокамер – поскольку считаем эту величину не существенной для определения компактности.

Компакт компакту рознь

Помимо габаритов, мы, разумеется, обращали внимание и на технические характеристики моделей, их функциональность и на качество получаемых снимков.

Формально техническая сторона отбора была представлена в виде требования к размеру матрицы, который не мог быть менее 7,4 на 5,5 миллиметра (типоразмер 1/1,7’’). По нашему мнению, именно такой размер сенсора позволяет говорить о значимых различиях в качестве фотографии, снятой современной фотокамерой и современным камерофоном.

Хороший компакт лучше плохого камерофона!

Не формализировалась, но внимательно изучалась скорость автоматической фокусировки аппаратов. В случае с камерами со сменной оптикой скорость автофокусировки отслеживалась у моделей в комплекте с теми объективами, о которых мы говорили выше.

Эти же объективы имелись в виду при анализе качества снимков.

Наконец, отметим, что в выборе лучших «компактов» участвовал и фактор цены. Хотя он и не был для наших экспертов на первом месте, сама идея поиска лучших фотокамер с миниатюрными габаритами предполагала, что выбранные модели будут достаточно доступны и популярны у массового пользователя.

Panasonic Lumix DMC-LF1

Panasonic Lumix DMC-LF1 вполне заслуживает названия истинно «карманной» камеры. Его габариты: ширина и масса наименьшие среди всех моделей, представленных в списке лучших компактов. При комплексном анализе характеристик камеры Panasonic Lumix DMC-LF1 получил от наших экспертов 70 баллов и стал четвёртым в общем зачёте.

Panasonic Lumix DMC-LF1

Помимо габаритов, к достоинствам аппарата можно отнести широких диапазон фокусных расстояний объектива. Вызывает уважение и светосила на широком конце – F/2.

Использованный типоразмер матрицы Panasonic Lumix DMC-LF1 – 1/1,7‘’ – минимален для того, чтобы наши эксперты взяли камеру на исследование. Однако этого вполне достаточно для формирования вполне приличной картинки. Тем более, что разрешение инженеры Panasonic решили не «задирать» и оно у сенсора равно 12 мегапикселям. Это позволяет аппарату иметь вполне приличное соотношение сигнала и шума на высоких (выше ISO 400) значениях чувствительности.


Несмотря на скромный размер, у Panasonic Lumix DMC-LF1 достаточно хорошая эргономика управления с достаточным количеством механических элементов. Наконец, нужно отметить высокую эффективность оптического стабилизатора изображения аппарата и способность камеры писать материал в формате RAW.

Nikon 1 S1 (Nikon 1 J3)

Nikon 1 S1 – наиболее доступная по цене и, до недавнего времени, наиболее компактная беззеркальная камера на рынке. По своим габаритам камера сравнима со многими современными высококлассными компактами, а её матрица типоразмера 1’’ присутствует в этой нише рынка лишь у единичных моделей.

Nikon 1 S1

Системная оценка Nikon 1 S1 нашими экспертами дала фотоаппарату 54 балла, что стало восьмым результатом в общем зачёте. К несомненным достоинствам камеры были отнесены скорость автоматической фокусировки и неплохое качество снимков (по меркам аппаратов со сменной оптикой) – последнее объясняется умеренной детализацией сенсора в 10 мегапикселей. Кроме того, нужно отметить постепенно растущий парк оптики для байонета Nikon 1 – среди объективов которого можно найти варианты на любой вкус.


Вместе с Nikon 1 S1 нашими экспертами рассматривался и аппарат Nikon 1 J3 – модель, стоящая в иерархии линейки на ступень выше. Nikon 1 J3 имеет габариты практически аналогичные Nikon 1 S1, однако цена камеры на 50% выше.

Nikon 1J3

Это связано с тем, что у Nikon 1 J3 полностью металлический корпус, лучше продумана эргономика управления, более качественный информационный дисплей и есть возможность одновременной записи материала в форматы JPG и RAW. Оценка, полученная Nikon 1 J3 у наших экспертов равна 51 баллу, что стало девятым результатом в общем зачёте.

Canon S120 (Canon G16)

Из имеющихся на рынке компактных камер Canon S120 обладает, наверное, наиболее сбалансированным набором характеристик и функций. По габаритам к камере не может быть никаких вопросов – этот аппарат легко уместится к карман. Дизайн корпуса, качество сборки и эргономика управления полностью соответствуют репутации Canon как ведущего производителя на рынке – придраться просто не к чему. При оценке Canon S120 нашими экспертами модель получила 73 балла и заняла место бронзового финалиста.

Canon S120

Техническая основа Canon S120 включает в себя матрицу типоразмера 1/1,7’’ с умеренным разрешением в 12 мегапикселей и качественный объектив с достаточно широким диапазоном фокусных расстояний. Конечно, несомненным достоинством оптической схемы аппарата стала светосила F/1,8 на широком угле и значение самого широкого угла равное 24 миллиметром в эквиваленте.

Ещё одно достоинство Canon S120 – скорость фокусировки. Этот параметр инженеры Canon значительно улучшили по сравнению с предыдущим поколением камеры и теперь S120 может составлять серьёзнейшую конкуренцию самым скоростным компактам 2013 года и некоторым беззеркалкам.

Canon G16

В качестве определённого рода альтернативы Canon S120 на рынке выступает более прогрессивная модель Canon G16. Она получила от наших экспертов 57 баллов и заняла шестое место в общем списке.


Canon G16 заметно габаритнее Canon S120 и дороже примерно на 10-15%. Её превосходство над Canon S120 заключается в наличии видоискателя, лучшей эргономике управления, наличии разъёма для внешних вспышек и большей светосиле объектива в положении максимального теле – F/2,8 вместо F/5,7.

Sony Alpha NEX-3N (Sony Alpha NEX-5T)

За превосходное качество снимков, получаемых с помощью Sony Alpha NEX-3N, стоит благодарить не только размеры матрицы типоразмера APS-C (с кроп-фактором 1,5), но и её детализацию, динамический диапазон, соотношение сигнала и шума и, конечно, цветопередачу. Всегда обладая миниатюрным корпусом аппараты линейки NEX-3 с трудом вписывались в требования компактности из-за габаритов объективов. Но появление модели Sony E 16-50mm f/3.5-5.6 OSS PZ заметно улучшило ситуацию. С ним Sony Alpha NEX-3N если и не становится карманной камерой, то на роль аппарата для повседневного ношения в уличной сумке-борсетке точно годится.

Sony NEX-3N

От наших экспертов Sony Alpha NEX-3N получила 59 баллов, что позволило ей стать пятой в общем зачёте.

К несомненным достоинствам камеры можно отнести её доступность – с учётом качества снимков и функциональности Sony Alpha NEX-3N на рынке у неё практически нет конкурентов.

Sony NEX-5T


За дополнительно заплаченные деньги пользователь получает лучшую эргономику, гибридный контрастно-фазовый автофокус, заметно лучших информационный дисплей, лучшую скорость серийной съёмки. Зато у Sony Alpha NEX-3N имеется отсутствующая в конструкции Sony Alpha NEX-5T встроенная вспышка.

По итогам оценки нашими экспертами Sony Alpha NEX-5T получила 48 баллов и заняла предпоследнее, десятое место.

Sony RX100 II

Право Sony RX100 II на появление в списке лучших «компактов» не подлежит сомнению. По совокупности габаритов, качеству картинки, функциональности и наличию трансфокального объектива этот аппарат не имеет аналогов. С этим утверждением согласна и методика оценки камер нашими экспертами, безропотно отсчитавшая Sony RX100 II целых 59 баллов и поставившая модель на пятое место общего зачёта (наравне с Sony Alpha NEX-3N).

Высокое качество снимков, снятых Sony RX100 II, обеспечивается матрицей типоразмера 1’’ с разрешением 20 мегапикселей и специально разработанным компанией Carl Zeiss несменным объективом со светосилой F/1,8 на широком конце.

Sony RX100 II

Алюминиевый воронёный корпус придаёт дизайну аппарата солидный вид, что, однако не мешает камере легко помещаться в кармане. Качество сборки модели – превосходное.


К несомненным достоинствам Sony RX100 II нужно отнести удобное управление, откидной информационный дисплей, наличие разъёма для внешней вспышки и поддержку беспроводной передачи отснятого материала через каналы Wi-Fi и NFC.

Canon 100D

Canon 100D – это самая маленькая в мире зеркальная камера на момент написания материала. Может ли она считаться «компактом»? По избранным нами формальным признакам – да. Камера без объектива легче 450 грамм, а длина её корпуса на три миллиметра меньше допустимой границы. Тем не менее, по итогам анализа характеристик наши эксперты наградили модель 36 баллами – что поставило Canon 100D на последнее, одиннадцатое место в общем списке.

Canon EOS 100D

Противоречивость Canon 100D с точки зрения компактности многократно усиливается необходимостью использования с аппаратом какого-либо объектива. Как уже было сказано выше, наши эксперты в случае анализа моделей со сменной оптикой брали в расчёт самый лёгких и компактных трансфокальный объектив фирменной линейки. И у Canon не нашлось ничего лучшего, чем двухсотграммовый цилиндр длиной семь сантиметров! С ним «самая маленькая» зеркалка выглядит просто насмешкой над идеей компактности. Ни в карман, ни в уличную борсетку она в таким виде, конечно, не лезет.

Тем не менее, не взять Canon 100D в обзор мы не могли – слишком уж много у аппарата достоинств. Тут – и отличное качество снимков, и по-настоящему быстрый фазовый автофокус, и хорошая эргономика, и наличие разъёма для внешней вспышки, и оптический видоискатель. Нельзя сбрасывать со счетов и широту парка оптики байонета Canon EF(-S), с которым модель совместима без сторонних переходников или других технических костылей.


Тем не менее, факт остаётся фактом: несмотря на многообразие объективов байонета Canon EF(-S), одной модели в нём всё же не хватает: компактного трансфокального «блинчика» с которым Canon 100D заняла бы на рынке «компактов» гораздо более достойное место.

Panasonic Lumix DMC-GM1

А вот компания Panasonic очень серьёзно подошла к вопросу выпуска «самой маленькой» модели в линейке своих беззеркальных камер. И, при наличии весьма компактного объектива Panasonic Lumix G X Vario PZ 14-42mm F3.5-5.6 ASPH OIS создали специально для аппарата Panasonic Lumix DMC-GM1 линзу Lumix G Vario HD 12-32mm F3.5-5.6 Mega OIS, котраяна 3 миллиметра короче и на 25 грамм меньше.

Panasonic Lumix DMC-GM1

Новая линза позволила самой маленькой на сегодня беззеркальной камере Panasonic Lumix DMC-GM1 быть легче и тоньше некоторых «компактных» аппаратов с несменной оптикой. Наши эксперты оценили совокупность характеристик Panasonic Lumix DMC-GM1 в 57 баллов – модель заняла в общем списке шестое место, разделив его с Canon G16.

Техническую сторону Panasonic Lumix DMC-GM1 представляет матрица типоразмера 4/3’’ с кроп-фактором 2 и разрешением 16 мегапикселей. Аппарат полностью совместим со всеми объективами байонета Micro Four Thirds производства Panasonic и Olympus.


Хорошая эргономика камеры приобретает особое удобство благодаря наличию сенсорного информационного дисплея. Несомненным достоинством Panasonic Lumix DMC-GM1 является быстрый автофокус.

Nikon Coolpix P330

Nikon Coolpix P330, наверное, не тот аппарат, о котором слышало большинство рядовых покупателей магазина фототехники. Однако эта маленькая камера скрывает внутри себя большой секрет – недаром же анализ её характеристик нашими экспертами закончился выдачей рекордного 81 балла и присуждением первого места в общем списке.

Nikon Coolpix P330

Причиной столь высокой оценки стали, как ни банально звучит, достоинства Nikon Coolpix P330. Они не сразу бросаются в глаза, но если присмотреться повнимательнее – видно, как их много.

Во-первых, Nikon Coolpix P330 – это действительно компактный фотоаппарат. В рамках нашего материала его габариты не ставят рекордов, но камера уверенно держится на первых позициях и по длине, и по ширине и по массе корпуса.

Зато, и это во-вторых, Nikon Coolpix P330 стал самым доступным фотоаппаратом из изученных нашими экспертами.

Третье достоинство Nikon Coolpix P330 – его объектив. Широкий угол которого начинается с 24 миллиметров в ЭФР, а светосила в этом положении достигает F/1,8.


Хорошую картинку Nikon Coolpix P330 обеспечивает матрица типоразмера 1/1,7’’ с просторным в смысле площади отдельного элемента разрешением 12 мегапикселей.

Эргономика аппарата позволяет комфортно управлять параметрами съёмки в любых условиях. У Nikon Coolpix P330 хорошее качество сборки, достаточно быстрый автофокус и... репутация брэнда с мировым именем.

Fujifilm XQ1 (Fujifilm X20)

Беспристрастная методика комплексного анализа характеристик поставила Fujifilm XQ1на второе место в общем списке (с 74 набранными баллами). Однако с учётом качества снимков, скорости фокусировки, превосходной цветопередачи и других достоинств, не отражённых числовым коэффициентом, наши эксперты решили завершить обзор именно этой моделью.

Fujifilm XQ1

Fujifilm XQ1 полностью соответствует идее «компактности», предлагая в маленьком, буквально карманном, корпусе целый букет возможностей для съёмки качественных кадров.

Базой для создания шедевров служит матрица X-Trans CMOS II типоразмера 2/3’’ с разрешением 12 мегапикселей. Хорошую пару ей составляет резкий объектив Fujinon с удобным диапазоном фокусных расстояний и светосилой F/1,8 на широком угле.

Fujifilm X20

Для придания процессу фотосъёмки эстетического момента дизайн Fujifilm XQ1 выполнен в ретро-стилистике, предполагающей использование в конструкции корпуса металлических элементов управления, геометрических форм и отделки кожей. Сборка аппарата безупречна.

Критическая для компактных камер скорость работы автофокуса у Fujifilm XQ1 находится на должной высоте, позволяя аппарату на равных конкурировать с хорошими беззеркалками. Приятно отметить, что при всём обилии достоинств модель не переоценена с точки зрения розничной стоимости и достаточно доступна.


Несмотря на высокую оценку Fujifilm XQ1 нашими экспертами, мы, впрочем, не можем указать на возможную альтернативу этому фотоаппарату в лице старшей по иерархии Fujifilm X20. Эта камера имеет заметно более крупные размеры и вес, но превосходит Fujifilm XQ1 в эргономике, дизайне, светосиле объектива и функциональности – за счёт наличия видоискателя и разъёма для вспышки. Стоимость Fujifilm X20 на 10 выше Fujifilm XQ1. Экспертная оценка Fujifilm X20 дала модели 53 балла и поставила камеру на седьмое место.

Методика оценки

В конце материала расскажем о методике, которая позволила ранжировать камеры с применением балльной системы.

По ней нашими экспертами оценивались следующие характеристики (перечислены по степени «веса» для итогового балла – от наиболее важной): ширина корпуса, размер матрицы, светосила объектива, стоимость, масса аппарата, длина корпуса, диапазон ЭФР объектива.

Эксперты работали не покладая аппаратов

Камеры ранжировались по каждой из перечисленных выше характеристик. Лидерам полученных списков начислялся максимум баллов (от 20 до 10 – в зависимости от «веса» параметра в общей формуле), а идущим следом аппаратов – уменьшающееся количество.

В конце все баллы, полученные каждой моделью, складывались.

Сегодня фотоаппараты представлены на рынке в широком ассортименте. Но тем не менее в большинстве своем люди не в курсе, по каким критериям нужно выбирать подобную технику. Многие вскользь слышали термины «матрица», «мегапиксели», а вот о чем они говорят – непонятно.

Продавцы умело пользуются неопытностью покупателей в вопросах выбора и навязывают фотоаппараты по баснословно высоким ценам со множеством ненужных функций простым любителям фотосъемки. Как не попасться на уловки работников торговли? Как выбрать фотоаппарат хорошего качества?

Прежде всего, следует исходить из своих финансовых возможностей и уровня, на котором вы владеете фотографированием. Соответственно, чем выше цена той или иной модели, тем большим функциональным потенциалом она обладает. Но для начинающих лучше купить более простой прибор.

Ведь не факт, что увлечение фотографией не перегорит через месяц-другой. Поэтому самым главным вопросом перед покупкой должен стать следующий: зачем вам нужен фотоаппарат? Для каких целей? Только после получения объективных ответов можно переходит к поиску ответа на главный вопрос, как выбрать фотоаппарат.

Фотоаппарат для любителя удовлетворит его потребности простыми и, на первый взгляд, качественными снимками. Главное, чтобы они получились чёткими. Профессиональный фотограф предпочтет модель с последними «наворотами», позволяющими улучшить, систематизировать качество изображения.

Большая часть фотоаппаратов, выпускаемых сегодня, являются цифровыми. Их можно разделить на две группы.

  1. Автоматические с минимальным количеством разнообразных настроек.
  2. Зеркальные, применение которых требует владения всеми тонкостями процесса.

При отсутствии навыков фотографического мастерства стоит отдать предпочтение максимально автоматизированной камере. Фотоаппарат с меняющейся оптикой осилит профессионал.

Но какой прибор лучше выбрать? Компактный цифровой фотоаппарат или зеркальный? Полупрофессиональный или для настоящих профи? Краткий обзор характеристик фотоаппаратов поможет сделать правильный выбор.

Основное отличие зеркальных фотоаппаратов от других приборов заключается в возможности использования съемных объективов. Таким образом, камера включает две части – остов (или «тушка») и мобильная оптика. Подобное устройство дает очень высокое качество изображения, даже если условия видимости оставляют желать лучшего.

Но как правильно выбрать зеркальный фотоаппарат? Нужно рассматривать несколько важных критериев.

  • Важно ориентироваться на год выпуска модели. Последние камеры более совершенные, но они устаревают через пару месяцев после своего первого появления на рынке. Это не относится к раритетам, которые не имеют возрастных границ. Лучше отдавать предпочтение новинкам цифровой техники. С ними будет проще в плане ремонта и покупки аксессуаров.
  • Мегапиксели, а именно – их количество. Хотя профессионалы называют данный показатель незначительным, однако при большеформатной печати этот критерий играет первостепенную роль.
  • Вес и размер не принципиальны для начинающего фотографа или для редких съемок. Однако если человек привык не выпускать прибор из рук в течение всего дня, лучше выбрать более компактный фотоаппарат.
  • Наличие видеозаписи. Некоторые покупают зеркалку для съемки видео. Но не во всех приборах в комплекте идет микрофон. Поэтому при покупке фотоаппарата нужно поинтересоваться у продавца о наличии записывающего устройства.
  • Зум. При наличии у вас обычного компактного ультразума работа с зеркальной камерой может вызвать определенные трудности, поскольку стандартный зум в ней является трехкратным.
  • Какой кадр: полный или кропнутый. У первых цена в несколько раз выше. Поэтому при наличии лишних денег выбор следует сделать в их пользу. Если финансов нет, то второй вариант также сгодится.
  • Не менее важным критерием выбора зеркального фотоаппарата должна стать фирма, его выпустившая. Самыми рейтинговыми компаниями являются Nikon, Canon и Sony. Именно их моделям стоит отдавать предпочтение. Но если бюджет ограничен, можно обратить внимание на других менее известных производителей. Неплохо себя зарекомендовали Pentax, Olympus и Samsung. Основным лидером считается Canon.

Подобрав модель в соответствии с вышеперечисленными критериями, не лишним будет опробовать ее в работе. Можно сделать несколько снимков в самом магазине до покупки. Иногда качество супернавороченной зеркалки хуже, чем у прибора, представляющего собой стандартную недорогую «мыльницу».

После получения ответа на вопрос, как выбрать зеркальный фотоаппарат, следующим этапом станет покупка объектива для него.

Начинающему фотографу труднее всего определиться с вопросом, как выбрать объектив для фотоаппарата. Ясно, что современного объектива, который будет отвечать всем параметрам, еще не изобрели. Однако имеется наиболее сбалансированная модель под названием Kit.

Получился неплохой прибор, отвечающий следующим параметрам:

  • хороший объектив;
  • дешевый;
  • универсальный.

В последующем можно приобрести более усовершенствованные объективы для фотокамер. Но для новичка Kit будет в самый раз.

Помимо объектива, в зеркальном фотоаппарате немаловажная роль отводится вспышке. Как выбрать вспышку для съемки? Какой отдать предпочтение? Здесь нужно действовать последовательно, проводя отбор по нескольким критериям.

  • Мощность, измеряемая расстоянием, в пределах которого можно получить снимок высокого качества.
  • Автоматический зум. Он даст возможность изменять расстояние до объекта, сохраняя при этом свет и фокус.
  • Вспышка с максимальной скоростью перезарядки батареи подойдет тем, кто занимается репортажной съемкой.
  • Для получения разных световых эффектов выберите вспышку с поворотной головкой.
  • Если бюджет ограничен, то лучше купить полупрофессиональную вспышку, чем некачественный дешевый аналог.

Современные фотоаппараты практически все являются цифровыми. Они отличаются набором функций и качеством деталей. Такое многообразие иногда ставит покупателя в тупик, особенно если он не совсем профи в данной отрасли. Как выбрать цифровой фотоаппарат, чтобы он был еще профессиональным?

Считается, что самым лучшим брендом на рынке, выпускающим фотоаппараты для профессионалов является Canon. Фотоаппарат Canon — неважно, профессиональный или полупрофессиональный, — будет снабжен аксессуарами того же бренда.

Подобные приборы являются достаточно дорогими, поэтому при покупке стоит отдавать предпочтение технике высокого качества с хорошей оптикой и объективами.

Как выбрать карту памяти для фотоаппарата?

До того, как купить карту памяти, нужно ознакомиться с техническими характеристиками фотоаппарата и узнать, какой тип памяти ему подойдет. Также информацию можно найти в интернете. Помимо сведений о памяти, нужно уточнить информацию о размере флеш-карты, которую «потянет» ваш инструмент.

Если вопрос о том, какой фирме-производителю флешек отдать предпочтение, для вас неактуален, то лучше не связываться с компаниями, о которых ничего не слышно. Лидеры в производстве карт памяти – Transcend, SanDisk, Kingston.

Если вам предлагают при покупке фотоаппарата карту памяти бесплатно, то знайте, что это маркетинговый ход продавца. Хорошо, если карта просто окажется бракованной и не нанесет вреда прибору. Помните, что качественная карта памяти не может стоить дешево.

Если вам нужно большое количество памяти, то не закладывайте ее в одну флешку. Купите две карты с равным объемом. Вы подстрахуете сами себя, если вдруг один носитель перестанет работать.

До оплаты денег в кассу магазина проверьте карту на предмет исправности. Если все работает, то смело можно совершать покупку.

Как выбрать штатив для фотоаппарата?

Большая часть обладателей фотоаппаратов мечтают прикупить в комплект к нему штатив, функция которого заключается в удерживании камеры в неподвижном положении. Но как выбрать компактный и в то же время надежный штатив? Для этого нужно знать основные характеристики устройства.

  • Рабочая высота – определяется как промежуток от поверхности площадки, с которой соприкасается штатив, до камеры. Высота бывает минимальной и максимальной. Лучше, если максимальная высота будет больше, чем рост фотографа.
  • Размер штатива и его вес . Данные показатели должны быть такими, чтобы при съемке вес камеры не повлиял на опору и не сломал ее. Тем не менее следует отдавать предпочтение компактным моделям штативов, поскольку их удобнее переносить в руках.
  • Аксессуары . Многие штативы выпускают с полным набором комплектующих. Но профессионалы предпочитают покупать различные элементы по отдельности. Это более дорогой вариант приобретения, но и более качественный.
  • Чехол – пригодится в дальней дороге или в путешествии. Он обеспечит защиту штатива от непогоды.

ТОП-5 лучших зеркальных фотоаппаратов

Число любителей качественных фотоснимков и цифровых аппаратов непрерывно растёт. Однако не всегда можно легко выбрать оптимальную модель, особенно если человек в этом плохо разбирается. Предлагаем краткий обзор 5 лучших зеркальных камер на любой вкус и кошелёк.

Лучшая модель для начинающего фотографа, который имеет ограниченный бюджет, но желает за достаточно небольшие деньги приобрести компактный зеркальный фотоаппарат с максимальным количеством функций.


Плюсы:

  • невысокая цена самого устройства;
  • невысокая стоимость объективов для аппарата;
  • видеосъёмка с разрешением Full HD;
  • компактность;
  • великолепная вспышка;
  • продолжительная автономная работа (до 700 фотографий);
  • матрица 24,7 МП (APS-C).

Минусы:

  • ЖК-экран встроен в корпус;
  • возможно сильное цифровое зашумление;
  • слишком мало режимов съёмки.

Фотоаппарат Nikon D3300 Body

Эта модель для опытных фотолюбителей, которые предъявляют довольно высокие требования к камере. Отзывы о фотоаппарате в целом положительные, покупателей лишь смущает высокая стоимость устройства. Но обо всём подробнее.


Плюсы:

  • высокое качество изображения;
  • хорошая вспышка;
  • неплохая скорострельность (6 кадров в секунду);
  • чёткий ЖК-экран;
  • качественная сборка;
  • удобный видоискатель;
  • точная автофокусировка;
  • длительная автономная работа.

Минусы:

  • нет беспроводных модулей;
  • завышенная цена;
  • встроенный ЖК-экран.

Фотоаппарат Nikon D7100 Body

Очень хорошая, но и достаточная дорогая модель, выпущенная японской компанией. Подойдёт для продвинутых пользователей, желающих получать профессиональные фотографии, не затрачивая при этом дополнительных усилий.

Плюсы:

  • качественные и чёткие снимки;
  • 3 пользовательских режима;
  • хорошая скорострельность (12 снимков в секунду);
  • хороший стабилизатор изображения;
  • электронный видоискатель;
  • имеется wi-fi;
  • следящий фокус;
  • возможность выбирать режим фокусировки;
  • вращающийся ЖК-экран.

Минусы:

  • дороговизна;
  • недолгая автономная работа;
  • медленно работает функция устранения красноты глаз.

Идеальная резкость и чёткость получаемых изображений – вот, пожалуй, основной отзыв об этой великолепной камере. Однако достоинства устройства этим не ограничиваются. Есть в этом «празднике жизни» и ложка дёгтя – высокая цена на сам аппарат и объективы к нему.


Плюсы:

  • потрясающая резкость;
  • высокое разрешение фотографий;
  • гибридная автофокусировка;
  • 37 мегапикселей под корпусом;
  • имеется второй дисплей;
  • защищённый от погоды корпус;
  • длительная автономная работа (до 1200 снимков);
  • отлично работающая вспышка.

Минусы:

  • недостаточная скорострельность (всего 5 фото в секунду);
  • вмонтированный в корпус ЖК-экран;
  • высокая стоимость устройства и объективов к нему.

Фотоаппарат Nikon D810 Body

Одна из лучших профессиональных фотокамер в настоящее время. Обладает превосходными характеристиками, однако в то же время отличается высокой стоимостью и высоким же весом. Судя по отзывам, покупатели готовы закрыть глаза на такие недостатки.


Плюсы:

  • отсутствие цифрового зашумления;
  • очень хорошая и точная работа автофокусирования;
  • наличие второго экрана;
  • высокая скорострельность (14 кадров в секунду);
  • продолжительная автономная работа (на 1200 снимков);
  • металлический прочный корпус;
  • великолепное качество видео;
  • встроенный GPS-приёмник.

Минусы:

  • низкое разрешение матрицы;
  • дороговизна;
  • тяжёлая модель;
  • нет wi-fi.

Критериев, по которым нужно выбирать фотоаппараты, довольно много. Несведущий в этой области человек может запутаться. Именно поэтому новичку лучше приобрести недорогую модель на первое время. Со временем опыт и знания в области фотографирования станут шире, и тогда вопрос, как выбрать фотоаппарат, перестанет вызывать затруднения.