Что стало с бывшими владельцами фабрики эйнем. Конфеты ручной работы

История бренда «Красный Октябрь».

В закладки

Одна из старейших шоколадных фабрик в России «Красный Октябрь» появилась благодаря немецкому предпринимателю Теодору Фердинанду фон Эйнему, который в 1850 году приехал в Россию с желанием открыть свой бизнес. В Москве на русский манер его стали называть Федор Карлович.

Еще в 18 веке немецкие булочные и кофейные магазины были широко распространены в Санкт-Петербурге. В Москву же предприниматели-иностранцы стали приезжать только в 19 веке. В основном это были немцы. Для открытия собственного дела им даже не требовалось получать российское гражданство. Согласно закону, иностранцы имели право учреждать компании, не отрекаясь от своего подданства.

Эйнем начал свое дело с выпуска пиленого сахара. Публика была не сильно искушенной, поэтому сладость продавалась хорошо. Уже на следующий год предприниматель решил расширить ассортимент и начал выпускать конфеты и шоколад. Так появилась мастерская на Арбате, в которой на тот момент трудилось всего четыре человека.

В ходе Крымской войны 1853-1856 годов Эйнему удалось найти способ дополнительного заработка. Он получил подряд на поставку в армию варенья и сиропа. На вырученные деньги предприниматель расширил производство и открыл фабрику на Мясницкой улице.

Эйнем понял, что без компаньонов ему не обойтись - требовались русские поручители, которые могли бы вложиться в дело деньгами и именем. В 1856 году полковник Лермонтов и коллежский секретарь Романов вложили по 5 тысяч рублей серебром и арендовали помещение на Петровке на десять лет.

Согласно договоренности, русские учредители обеспечивали бизнес деньгами, а Эйнем занимался всем остальным - от разработки новой продукции до ведения бухгалтерии. Сладости компании «Эйнемъ» пользовались популярностью среди москвичей, но о всероссийской известности говорить было рано.

Кондитерская фабрика делала ставку на выпуск шоколада, который до этого в Россию импортировали только из Бельгии, Голландии, Германии и Франции. Кондитерская фабрика «Эйнемъ» запустила производство десяти сортов шоколада, шоколадных конфет и пралине.

По качеству товар не уступал более опытным зарубежным конкурентам. Уже в 1863 году продукция получила бронзовую награду на выставке в Одессе, а затем и в Москве. С 1875 по 1894 годы потребление шоколада в России возросло в 30 раз. Немалая доля пришлась на продукцию фабрики «Эйнемъ».

С расширением производства Теодор Эйнем решил найти компаньона и пригласил в дело своего давнего знакомого, немецкого бизнесмена Юлиуса Гейса, всегда отличавшегося предпринимательской хваткой. В качестве доли партнёр внес всё своё имущество стоимостью в 20 тысяч рублей. Согласно подписанному договору, Эйнем получал 60%, а Гейс - 40% прибыли.

С его приходом фабрика расширила ассортимент - появились новые виды конфет, печенья, а также яркие и интересные обертки. Вдвоем предприниматели открыли новый кондитерский магазин на Театральной площади. Новинкой в магазинах Эйнема стало легкое бисквитное печенье, которое вскоре стало пользоваться большим спросом.

Одним из знаковых событий в истории бренда стало строительство здания фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. Изначально оно представляло собой трехэтажную постройку, внутри которой была установлена новейшая паровая машина, прибывшая из Европы.

Новое здание заработало в 1871 году. Фабрика выпускала 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадных конфет, 24 тонны английского бисквита («чайного печенья») и 64 тонны колотого сахара в год. Доход составлял 300 тысяч рублей, 246 тысяч из которых приходились на шоколад. В том же году фабрика стала крупнейшим производителем среди пяти шоколадных брендов в Москве.

Основными конкурентами «Эйнемъ» в 19 веке были компания « » - самая старая кондитерская фабрика России (сейчас это концерн «Бабаевский»), а также «А.Сиу и К» - бренд, основанный французом Адольфом Сиу, позже переименованный в «Большевик».

Компания «Эйнемъ» конкурировала за счет широкого ассортимента. На фабрике производились карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастила, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

Эйнему не было и пятидесяти лет, когда его здоровье резко ухудшилось. Не имея детей, он должен был заранее подумать о продолжении дела. Он предложил Гейсу выкупить долю. Согласно сделке, компаньон выплатил Эйнему 100 тысяч серебром и обязался заплатить еще 300 тысяч в течение девяти лет. Таким образом Гейс стал единственным владельцем компании.

Предприниматель не решился переименовать фабрику даже после смерти Эйнема в 1876 году, поскольку бренд уже имел широкую известность. Гейс превратил его в семейный бизнес, в котором поначалу приняли участие его жена и старший сын, а далее и остальные сыновья предпринимателя.

Новый владелец придерживался следующих принципов: высокое качество, долгий срок хранения, доступные цены. Результаты выбранного курса не заставили себя ждать: в 1885 году фабрика получила серебряную медаль на выставке в Бельгии. В 1896 году - высшую награду в Нижнем Новгороде.

Через четыре года продукция компании была признана лучшей на всемирной выставке в Париже и получила высшую награду «Гран-при». В качестве благодарности за успехи фабрика «Эйнемъ» получила право размещать на своих изделиях государственный герб Российской Империи.

К 300-летию пребывания династии Романовых на престоле в 1913 году компания была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В коробках появились вкладыши, свидетельствующие об этом почётном звании.

Если в 1884 году на предприятиях фирмы «Эйнемъ» работало 200 человек и доход достигал 700 тысяч рублей, то через десять лет на фабрике трудилось уже 570 рабочих, а продукции выпускалось более чем на 1,7 млн рублей. В начале 20 века показатели увеличились до 915 рабочих и 2,8 млн рублей дохода соответственно.

Производство росло, существующих мощностей не хватало, поэтому Гейс приобрел землю на Берсеньевской набережной, где возвел новые четырех- и пятиэтажные корпусы. На фабрике был установлен немецкий инвентарь. Оборудование, соответствовавшее мировым стандартам, обошлось компании в 400 тысяч рублей.

В 1907 году Юлиус Гейс умер, компания перешла к его сыновьям. Молодые предприниматели вкладывали деньги в расширение фабрики. Так, на Берсеневской набережной появились знаменитые краснокирпичные корпусы, построенные по проекту архитектора Александра Калмыкова - одного из авторов здания Третьяковской галереи.

Здесь располагались служебные помещения, производственные цеха, а перейти из корпуса в корпус можно было по специально построенным крытым переходам. Позже здания кондитерской фабрики «Эйнемъ» стали памятником истории и культуры.

В 1910 году компания произвела продукцию на 7,8 млн рублей. Бренд занял лидирующую позицию в российской кондитерской промышленности. Ассортимент фабрики состоял из более чем ста наименований, в их число, помимо шоколада, печенья и конфет, входили леденцы от кашля, фруктовые соки, абрикосовое пюре, томатная паста, горчица и многое другое.

Заказы поступали из 40 городов России. Наибольшей популярностью среди клиентов пользовались конфеты «Золотая рыбка», «Майские жучки», карамель «Театральная», «Дюшес», «Барбарис», «Земляничная». В начале 20 века бренд «Эйнемъ» владел фабриками в Москве, Симферополе и Риге. Многочисленные магазины были открыты в Москве и Нижнем Новгороде.

Однако Октябрьская революция 1917 года кардинально изменила историю компании «Эйнемъ». Фабрика была национализирована и передана в государственную собственность. Потеряв семейное дело, сын Гейса - Вольдемар - получил от временного правительства приглашение на работу в Главкондитере.

Предприятие было переименовано в Государственную кондитерскую фабрику №1. Однако из-за сомнений, что новое название вызовет недоверие у потребителей, рядом в скобках осталась пометка «бывшая «Эйнемъ». А в 1922 году в честь Октябрьской революции фабрика получила название «Красный Октябрь», которое и носит до сих пор.

В военные годы «Красный Октябрь» продолжила выпускать шоколад. Однако на смену загадочным и красивым названиям пришли более простые. Единственный сорт конфет, выпускаемый в годы войны, был созвучен времени - «Фронтовые».

По заказу правительства был создан горький шоколад для летчиков и подводников - «Гвардейский» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, и шоколад «Кола» с добавлением африканского кола-ореха, который обладал тонизирующим действием, а также снимал стресс и усталость.

На фабрике был организован специальный цех № 6 по выпуску военной продукции: сигнальных шашек для флота, пламегасителей для самолетов. Предприятие также производило концентраты каш и супов в брикетах. За неоценимый вклад в дело снабжения фронта продуктами питания фабрика «Красный Октябрь» семь раз была отмечена Государственным комитетом обороны. А в 1946 году переходящее звание лидера было передано фабрике навсегда.

После войны компании удалось достаточно быстро восстановить производство. Все значимые события, которые происходили в стране, находили свое отражение в продукции «Красного Октября». За первым полетом человека в космос последовал выпуск конфет «Космические», к Олимпиаде в 1980 году на прилавках появились сладости «Финиш» и «Волейбол».

В 1992 году фабрика была приватизирована и преобразована в открытое акционерное общество «Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь"». Производство увеличилось за счет пяти дочерних предприятий и нескольких филиалов в Егорьевске, Рязани и Коломне.

В начале 21 века предприятие вошло в состав кондитерского холдинга ООО «Объединенные кондитеры». А в ноябре 2007 года фабрика сменила адрес, покинув легендарные корпусы на Берсеневской набережной. В историческом здании остался музей и цеха по производству шоколада ручной работы.

Благотворительность и отношения к работникам

Основатели кондитерской фабрики всегда уделяли внимание благотворительности. С каждого проданного фунта печенья Теодор Эйнем жертвовал пять копеек серебром. Половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, другая - на счет немецкой школы для бедных и сирот.

Наследник бренда Вольдемар Гейс возглавлял крупнейшую благотворительную организацию общины московских немцев - Московское попечительство о бедных евангелического исповедания. Во время Первой мировой войны фабрика «Эйнемъ» делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых солдат, отправляла на фронт вагоны с печеньем.

Компания также всегда уделяла большое внимание собственным работникам. В конце 19 века высокая производительность на российских предприятиях фактически достигалась за счет эксплуатации работников. На многих фабриках смена длилась по 15 часов. Рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался в 9 вечера с перерывом на завтрак и обед. Удачей считалось попасть на производство с 12-часовым рабочим днем. Юлиус Гейс ввел на своём предприятии десятичасовые смены.

Типичные бытовые условия приезжих работников фабрик в то время не отличались комфортом. Считалось обыденностью жить в «рабочих казармах» по 30-40 человек в комнате. Причем на нарах ночевали как взрослые, так и дети (тогда был разрешен детский труд), как мужчины, так и женщины.

Для кондитеров фабрики «Эйнемъ» было открыто общежитие с чистыми, светлыми спальнями и хорошей столовой. Для фабричных детей-подмастерьев Гейс создал школу. Таким образом предприниматель формировал «рабочие династии», представители которых до сих пор трудятся на предприятии.

На фабрике была самая высокая заработная плата в кондитерской промышленности Москвы. Минимальный размер составлял 20 рублей, затем при хорошей работе зарплата ежегодно повышалась на 2 рубля. Проработавшим на фабрике 25 лет выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия в полном размере зарплаты, чтобы было редчайшим явлением для того времени.

Предприятия в конце 19 века редко были оснащены вентиляцией, поэтому сотрудникам приходилось работать в тесных, душных помещениях. Фабрика на Берсеневской набережной отличалась просторными, проветриваемыми цехами, при которых имелась столовая, швейная мастерская, а также общественная библиотека.

Для фабрикантов был создан драматический кружок и организован хор. Также на предприятии существовала больничная касса, из которой работники при необходимости могли брать некоторую сумму.

В начале 20 века Юлиус Гейс писал : «У меня работают около 1000 рабочих, и я всегда благосклонно относился к ним, хотя и строго следил за порядком. У меня никогда не было неприятностей. У меня вообще никогда не было прогулов, забастовок или пьянства».

Реклама и продвижение продукции фабрики

Предприниматель Юлиус Гейс увлекался художественной фотографией, поэтому всегда уделял большое внимание красивой яркой упаковке товара и стремился давать продуктам звучные названия.

Коробки были отделаны бархатом, шелком или кожей. В ассортименте фабрики «Эйнемъ» появился шоколад «Боярский», конфеты «Ампир», «Миньон». Для оформления упаковок приглашались самые лучшие художники того времени - Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа.

Реклама фабрики нередко размещалась на театральных программках. Например, в буклете для спектакля «Ромео и Джульетта» описывались достоинства чудодейственных конфет от кашля - «Пектус». Реклама напоминала, что зрители будут чувствовать себя некомфортно, если закашляют в момент романтического объяснения героев на балконе.

В коробки с конфетами вкладывались рекламные листовки. Выходили серии коллекционных карточек - бабочки, рыбы, птицы, костюмы, русские художники и их картины и многое другое. Над городом проплывали дирижабли, надписи на которых призывали покупать шоколад «Эйнемъ».

Бренд заказал композитору Карлу Фельдману написать музыку, чтобы впоследствии предлагать клиентам в подарок к покупке ноты «Шоколадного вальса» или «Кекс-галопа».

Кроме этого, эксклюзивные конфеты всегда продавались вместе с аксессуарами - в коробки вкладывались фирменные салфетки и специальные щипчики для конфет. Покупателям предлагались красивые жестяные банки для сыпучих продуктов, печенья, шоколада, украшенные фирменными логотипами.

В магазинах фабрика «Эйнемъ» установила шоколадные автоматы. Если ребенок опускал в него 10-копеечную монетку и передвигал рычажок, то получал из окошка маленькую шоколадку весом в пять-шесть грамм.

После переименования предприятия «Красному Октябрю» было необходимо сделать так, чтобы новое название закрепилось в сознании покупателей. В Москве появились рекламные плакаты, текст для которых писал Владимир Маяковский.

«Золотой фонд» фабрики

В 20-е годы 20 века появилась продукция, которая вошла в так называемый «золотой фонд» «Красного Октября» - конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», ирис «Кис-Кис».

Вскоре фабрика запустила производство знаменитых сладостей «Мишка косолапый». Согласно легенде, кондитеры принесли попробовать новую конфету Юлиусу Гейсу еще в конце 19 века. Толстый слой миндального пралине между двумя вафлями, покрытыми глазированным шоколадом, понравился предпринимателю. Оставалось придумать название и упаковку.

В то время Иван Шишкин написал легендарную картину «Утро в сосновом лесу». У Юлиуса Гейса появилась идея связать новый вкус и изображение со знаменитого произведения художника. Однако после его смерти доработал макет и запустил производство конфет уже его сын Вольдемар.

Создать необходимую рецептуру.

Шоколад было решено назвать «Аленушка» в честь героини сказок, известной каждому ребенку. В оформлении обертки хотели использовать знаменитую картину Васнецова. Однако оказалось, что шоколад с такой упаковкой уже существует. Название было исправлено на «Аленка».

Для создания обертки в 1965 году в газете «Вечерняя Москва» был объявлен конкурс на лучшие фотографии девочек. Из присланных изображений был составлен собирательный образ. Поначалу бренд экспериментировал и в зависимости от времени года печатал на обёртке девочек в платьях или в пальто. Однако образ в платке оказался наиболее популярным - на нем и остановились.

Бывший и нынешний «Красный Октябрь»

Сегодня бывшая территория фабрики «Красный Октябрь» считается одним из наиболее модных мест в Москве - в комплексе открыты галереи, кафе, проходят выставки, арт-мероприятия. Новый виток истории также оказался успешным и для самой фабрики.

После переезда производство предприятия сразу же выросло на 45%. Сейчас компания ежегодно выпускает 64 тонны продукции, на фабрике трудится почти 3 тысячи человек, создавая более 240 наименований кондитерских изделий.

С момента основания кондитерской фабрики Эйнем прошло уже более 150 лет. В 1850 году молодой и амбициозный Фердинанд Теодор фон Эйнем приехал в Россию, чтобы разбогатеть. Фердинанд был сыном простого немецкого священника Карла Эйнема. Он вырос в спартанских условиях, исключающих любую «греховную» роскошь. Однажды отец Фердинанда обнаружил в кармане своего 10-летнего сына кусочек шоколадной конфеты. Свидетельство грехопадения было выложено на стол для всеобщего порицания – как мог будущий священник потратить подаренный ему талер на низменное наслаждение?! Кто бы мог подумать, что через 15 лет шоколад станет для Фердинанда делом всей его жизни…

Сначала Эйнем поступил подмастерьем в шоколадную лавку мастера Ореоле – в ту самую лавку, где была куплена памятная «греховная» конфета. К 20 годам талантливый юноша освоил все хитрости приготовления шоколада и даже превзошел своего учителя. Мастер Ореоле посоветовал юноше ехать в Россию и открыть свой бизнес там. В те времена многие европейцы уезжали в Россию – страну лютых морозов и несметных богатств. К тому же, в России совершенно не умели готовить шоколад…

После прибытия в Россию Эйнем занялся производством пиленого сахара, но торговля не пошла, и уже через год пришлось закрыть дело. Тогда неунывающий предприниматель организовал небольшую мастерскую по производству печенья и конфет.

Эйнем полюбил Россию всей душой. Он даже называть себя стал на русский манер – Федор Карлович. В Крымскую войну он сумел получить государственный заказ на обеспечение фронта сладостями – поставки сиропа и варенья для раненых бойцов. Эйнем выполнил госконтракт «с беспримерной честностью», как писала газета «Ведомости». Дела фирмы пошли в гору. В 1857 году умный и прозорливый Эйнем познакомился с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, который внес все свое состояние (20 тысяч рублей) в развитие бизнеса и стал компаньоном Эйнема. Партнеры выписали из Европы паровую машину и начали строить крупную фабрику на Софийской набережной – ту самую, которая называется теперь «Красным Октябрем».

Фабрика Эйнема первой в России наладила массовый выпуск шоколадных конфет и какао. Ее продукция регулярно получала российские и международные награды, ассортимент расширялся, производство росло. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже продукция фабрики была признана лучшей и получила высшую награду. К 300-летию дома Романовых в 1913 году фабрика была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Одним словом, фабрика Эйнема стала передовым кондитерским производством в Российской империи, несмотря на то, что у них были серьезные конкуренты – старейшая в России кондитерская фирма «Абрикосов и сыновья» (нынешний концерн «Бабаевский»), кондитерская Адольфа Сиу (фабрика «Большевик»).

Что послужило причиной такого успеха? Почему популярность фабрики была настолько велика, что даже после национализации в 1918 году к новому названию «Красный Октябрь» в течение двадцати лет добавляли в скобках «Бывш. Эйнемъ»? Даже большевикам не сразу удалось изжить ее настоящее имя.

Вот несколько маркетинговых приемов фабрики Эйнема, опробованных в те времена, когда о маркетинге никто не слышал:

Роскошные упаковки.
Для оформления конфет приглашались лучшие художники того времени: Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа. Конфетные коробки отделывали шелком, бархатом или кожей.

Идея связать новый вкус конфет с картиной модного художника Ивана Ивановича Шишкина принадлежала Юлиусу Гейсу. Вот так выглядели первые «Мишки косолапые».

Познавательные вкладыши и обертки для конфет.
Прекрасная идея – ребенок кушает конфеты и узнает что-то новое. В коробки с конфетами и какао вкладывали коллекционные открытки с географическими картами, животными, историческими сценками, репродукциями картин известных русских художников. Для взрослых покупателей были нарисованы красивейшие игральные карты. Чтобы стать обладателем целой колоды, надо было съесть много конфет.
Поглядите, какая красота! Такие шоколадки можно покупать ради одной обертки!

Шоколадку получивши
И кусочек откусивши,
Вдруг увидел Вася Степку –
Забияку и растрепку…
Ты что? Хочешь половыны?
Не угодно ли дубины?
И пошел махать дубьем…
Степка вышел с фонарем.
Получив большой конфуз,
Бросив палку и картуз,
Он бежал что было сил
И про шоколад забыл.
Победитель, храбрый Вася,
Силой мускулов хваляся,
Говорил, что этим всем –
Он обязан лишь Эйнем.

Кстати, конфеты с названием «Ну-ка, отними» выпускаются и по сей день. Только вместо насупленного карапуза на обертке печатают миловидную девочку, играющую со щенком.

Эксклюзивное предложение.
Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии»: «Кекс-галоп», «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Танец какао». Эти мелодии быстро стали популярны. Ноты к ним можно было получить только с покупкой шоколадных конфет. Хочешь наигрывать модный вальс – покупай конфеты у Эйнема! Для маленьких покупателей разработали схемы для вышивания крестиком, которые вкладывались в коробки с конфетами и какао.

Фирменные автоматы по выдаче шоколада.

Опустив в такой автомат 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, ребенок получал небольшую шоколадную плитку в обертке. Эти автоматы быстро стали модным новшеством и настоящей «заманухой» для маленьких покупателей.

Фирменные аксессуары.
В коробки конфет бесплатно вкладывали фирменные салфетки или щипчики с логотипом фабрики. В кондитерских продавались красивые жестяные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменным логотипом «Эйнемъ».

Современному читателю эти приемы могут показаться лишенными оригинальности, но тогда это был настоящий прорыв. Эйнему старались подражать, причем не только прямые конкуренты, но и не связанные с кондитерским делом предприниматели. Удивительно, что их «учителем» был сын простого священника, который на момент приезда в Россию не имел ни хорошего образования, ни серьезных накоплений. Благодаря своему удивительному чутью, умению находить правильных людей и искренней любви к своему делу, Федор Карлович Эйнем стал одним из самых богатых людей в России, заслужил уважение и почет.

Незадолго до смерти Эйнем продал свою долю компаньону Гейсу и вернулся в Пруссию. Детей у него не было. В 1876 году газеты сообщили о кончине Эйнема. На момент смерти прославленному шоколатье было всего 50 лет. Свое тело Федор Карлович завещал похоронить в Москве – на своей новой Родине, где он прожил большую часть жизни и обрел счастье и богатство.

Кондитерский бизнес под руководством Гейса разросся еще больше, но переименовывать фабрику не стали – слова «Эйнемъ» и «качество» прочно ассоциировались у горожан. После смерти Юлиуса Гейса руководить фабрикой стал его сын Вольдемар. До революции 1917 года Гейс не дожил. Наверное, к счастью…

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» еще недавно располагалась по адресу Берсеневская набережная, 6 на стрелке острова, образованного Водоотводным каналом и Москвой-рекой, но в 2007 году была переведена на территорию шоколадной фабрики «Бабаевский».

Фото 1. Бывшие корпуса кондитерской фабрики "Товарищество Эйнем" и "Красный

Октябрь" в городе Москве

Начало истории шоколадной фабрики «Товарищество Эйнем»

Основал производство Теодор Фердинанд фон Эйнем – выходец из Германии, прибывший в Первопрестольную в 1850 году из немецкого городка Вюртемберга.

Федор Карлович (так стал представляться на русский манер предприниматель) подметил, что в Москве начал пользоваться особым спросом пиленый сахар, после чего, проявив свою предприимчивость, немец начал его производство.

Выгодное дело заладилось, и уже в 1851 году Эйнем открывает в небольшой цех по выпуску уже шоколадных конфет. В мастерской тогда работало лишь четыре человека.

Поставки сладкой продукции на передовую в годы Крымской войны и, конечно же, успешная торговля в городе Москве, принесли Эйнему прибыль, благодаря которой на он открывает уже шоколадную фабрику.


Фото 2. Адрес бывшего производства Берсеневская набережная, №6

В 1857 году Федор Карлович заводит знакомство с Юлиусом Гейсом. Незаурядный предприниматель сначала помог открыть кондитерский магазин в центре – на , а со временем стал и компаньоном Эйнема.

Бизнес продолжал успешно развиваться, что помогло компаньонам закупить специальную паровую машину в одной из европейских стран и начать строительство новой фабрики уже на .

В первом вновь построенном здании – трехэтажном корпусе – разместили производственные цеха по выпуску карамели, пастилы, разных видов печенья и пряников, шоколада и глазированных фруктов, а также напитков из какао и мармелад.


Хотя официально «Товарищество Эйнем» было зарегистрировано в 1867 году, его продукция к тому времени уже имела ряд наград, полученных на мануфактурных выставках в Российской империи: Одесса (1864 год) и Москва (1865).

Стоит отметить, что компаньоны с каждого фунта произведенного печенья отчисляли на благотворительность 5 копеек серебром, причем, половина средств уходила в школу немецкой общины для бедных и сирот, а оставшиеся деньги распределялись между различными московскими благотворительными учреждениями.

И вновь все складывалось у Эйнема и Гейса удачно, что потребовало приступить к возведению новых фабричных корпусов уже на Берсеневской набережной, напротив стоящего на противоположном берегу Москвы-реки .

Производственный комплекс впечатлял своим архитектурным видом и «начинкой».


Для организации шоколадного производства были привлечены квалифицированные европейские кондитеры, имевшие опыт работы на установленном современном оборудовании. Интересно, но на таком большом производстве, благодаря механизации процессов, работало всего несколько десятков российских мастеров, а вот выпуском первых в России бисквитов – традиционных английских десертов - занимались лишь профессионалы из Великобритании.

Перед своей смертью в 1878 году, Эйнем полностью передал бразды правления кондитерской фабрикой своему компаньону, которому впоследствии переуступила свои акции и вдова основателя. Даже сосредоточив все в своих руках, Юлиус Гейс не стал менять торговую марку «Товарищество Эйнем», правильно рассудив, что это пойдет только на пользу теперь уже его бизнеса.

В начале XX столетия компания владела несколькими магазинами в крупных городах - Нижнем Новгороде и городе Москве, продукцию в которые поставляли с двух московских кондитерских фабрик и двух производств в Риге и Симферополе.

В 1899 году Гейс выкупает у купца Ушакова первый из восьми имевшегося у того по соседству участков, а в 1914 фирме отошел и последний из них. К тому времени «Товарищество Эйнем» стало крупнейшим кондитерским производством Российской империи.

Интересно будет узнать и об организации труда на фабриках Юлиуса Гейса.

В годы его правления, рабочий день продолжался 10 часов. Для иногородних было устроено общежитие и организовано питание. Для детей, работающих на фабрике подмастерьями, была открыта школа. После 25 лет работы мастерам назначали пенсию и вручали серебряный значок.

В 1914 году, во время Первой Мировой, рабочие и служащие сами собрали средства и выстроили в Москве военный госпиталь, а сама фирма, помимо денежных пожертвований, наладила отправку вагонов с печеньем на передовую.

Интересен и, как сегодня говорят, маркетинг, который наладил Юлиус Гейс.

Будучи творческим человеком, к тому же увлеченным фотографией, он особое внимание уделял оформлению упаковки и названиям конфет, а также прочей сладкой продукции. В коробки, обтянутые шелком, бархатом и даже кожей, вкладывались фотографические открытки, различные театральные программки и выполненные из жести маленькие херувимчики.

Архитектурный ансамбль практически полностью сформировался после строительства в 1906 году Карамельного цеха, проект которого выполнил архитектор . Он же в 1911 году спроектировал и новый Административный корпус на Берсеневской набережной, 6.

Кондитерская фабрика после революции

«Товарищество Эйнем» пришедшие к власти большевики национализировали в 1918 году и уже в 1922 на общем собрании коллектива утвердили новое название – «Красный Октябрь». Правда, еще пару лет продукцию все же выпускали под старым брендом, настолько он был популярен даже в послереволюционной России.

В начале 20-х годов прошлого века кондитерская фабрика находилась в кризисе, что чуть не привело к ее полному закрытию. Новые специалисты смогли внести изменения в производственный процесс, а также организовали рабочий контроль и борьбу с хищениями, что позволило к 1925 году превысить показатели 1913 года.

Советские власти, помимо этого, выделили средства на закупку новейших машин из Германии. Именно в те годы на советских прилавках появились такие известные конфеты, как «Мишка косолапый» и ириски «Кис-Кис».

Коробка конфет уже давно стала универсальным подарком по любому поводу. Настолько универсальным, что часто не воспринимается всерьез. Конфеты ручной работы – это более изысканная версия «дежурного» презента. Такой подарок уже не будет выглядеть банальным. Индивидуальный, неповторимый декор, красивая упаковка – и обычный набор конфет становится символом особого отношения к человеку.

Элитные конфеты ручной работы

Эксклюзивные конфеты и шоколад ручной работы – своего рода съедобная драгоценность. Существует даже легенда, согласно которой испанской королеве Елизавете Валуа на одном из приемов помимо самоцветных каменьев и других ювелирных ценностей подарили коробку шоколадных конфет. В то время они изготавливались исключительно ручным способом, причем у каждого кондитера был свой секретный фирменный рецепт. Сладкому подарку августейшая особа обрадовалась больше всего. Упрек короля Филиппа II по этому поводу она парировала, сказав, что конфеты гораздо вкуснее бриллиантов. Трудно поспорить со столь верным утверждением!

Подарочные наборы конфет не теряют своей актуальности и сейчас. Однако в современном мире их продажа и производство хорошо отлажены и поставлены на поток, так что радовать сладким сувениром можно не только августейших особ, но и простых граждан. И тем выше ценятся подарочные наборы конфет ручной работы, ведь они в каком-то смысле демонстрируют «королевский» подход к тому, кому адресованы.

При этом важно, чтобы они были хорошего качества и отвечали всем необходимым требованиям и стандартам. Бывает, что оригинальные натуральные конфеты приносят лишь разочарование, если покупать их в непроверенном месте. Поэтому лучше выбирать набор, созданный мастерами крупных и именитых кондитерских фабрик, таких как концерн «Бабаевский», фабрики «Рот Фронт» или «Красный Октябрь». Именно здесь в соответствии с самыми высокими стандартами производят конфеты и шоколад из натуральных какао-бобов. В отличие от мелких кондитерских, которые, создавая «дорогие ручные конфеты», используют готовый промышленный шоколад, за происхождение и состав которого вряд ли могут ручаться, крупные фабрики изготавливают свой собственный шоколад и какао-масло, контролируя весь процесс производства, начиная с обработки сырья.

Качество и вкус продукции крупных фабрик проверены временем. Например, конфеты абрикосовские ручной работы ценятся до сих пор, хотя знаменитая кондитерская фабрика давным-давно сменила и прославила другое свое название – концерн «Бабаевский». Еще одна знаменитая фабрика – «товарищество Эйнем», ныне «Красный Октябрь», продолжает выпускать шоколадные конфеты ручной работы в наборе, созданные по старинным рецептам и упакованные в стилизованные под старину жестяные пеналы.

Оригинальные конфеты

В наше время, когда даже высокопоставленным лицам нередко дарят что-то стандартное и шаблонное, индивидуальный подход ценится особенно высоко. Конфеты ручной работы – это его сладкое воплощение, ведь при таком обилии и разнообразии фабричных наборов даритель выбрал нечто штучное и уникальное, нарочно усложнив себе задачу. Чем дальше уходит прогресс, тем меньше вокруг чего-то особенного, индивидуального. Итог ручной работы всегда уникален и неповторим. Причем чем проще и банальней сама вещь, тем ценнее то, что руку к ее созданию приложил живой человек, отодвинув в сторону беспристрастную машину.

Эксклюзивные наборы конфет – одна из лучших иллюстраций этого утверждения. Казалось бы, простая и повседневная сладость, ничего особенного. Но в каждую из конфет ручной работы вложена душа мастера, это почти произведение искусства, а не просто «коробка конфет в подарок». Кроме того, эксклюзивные шоколадные конфеты – это всегда запредельно высокое качество, неповторимый дизайн и оригинальная рецептура.

Если хочется чего-то совсем эксклюзивного, стоит подумать про элитные шоколадные конфеты на заказ. Их можно сделать любой формы, в виде шоколадной скульптуры, например, или нанести особый узор на каждую конфету в наборе, чтобы получилось послание.

Особую популярность подарочные конфеты обретают в преддверии праздников. Особенно активно их дарят женщинам: считается, что им в подарок стоит преподносить красивые вещи, а мужчинам – практичные и статусные. Тем не менее, красивые конфеты эксклюзивной работы очаруют не только утонченную даму, но и солидного мужчину, тем более, что вещь, изготовленная вручную, – штука довольно статусная, даже если эта вещь съедобная.

Дорогие конфеты в наборе

Стоимость ручной работы всегда выше, чем у продукта, сошедшего с конвейера: цена за 100 грамм изготовленных вручную конфет в среднем оказывается примерно в 1,5 раза выше обычных. Тем не менее, они того стоят. Красивые конфеты ручной работы сочетают в себе изысканность, индивидуальный подход, высокое качество и отменный вкус.

Из всех сортов наиболее дорогими и статусными считаются трюфели. С другой стороны, они довольно скучные, хоть и вкусные. Поэтому в коробках чаще всего оказываются конфеты с разнообразными начинками, причем их не 2-3 вида, как в обычных наборах-ассорти, а 10-12.

Конфеты ручной работы подходят для любого случая так же, как и обычная коробка конфет, но при этом выгодно от нее отличаются. Такой подарок подчеркнет особое внимание к человеку и точно запомнится.

Если вы не знаете, что подарить, но хотите, чтобы подарок не выглядел простым и банальным, подарите конфеты ручной работы. Интернет-магазин «Алёнка» предлагает большой выбор разнообразных вариантов такого презента. Кроме того, их можно купить оптом недорого, чтобы порадовать сразу всех, кому хочется преподнести что-то изысканное и необычное. Доставка – еще один повод заказывать конфеты онлайн, тем более, если учитывать стоимость конфет ручной работы, их доставка вполне может оказаться бесплатной.

Отец главной героини нашего проекта - Тихон Лукин работает наладчиком карамельной линии на кондитерской фабрике.


Я думаю, что читателям нашей стенгазеты будет интересно узнать историю советской и досоветской (российской) кондитерской промышленности.

До революции в России существовало несколько крупных кондитерских фабрик:
Фабрика Эйнема (ныне "Красный Октябрь"), Сиу (ныне "Большевик"), фабрика Абрикосова и Жоржа Бормана.
Сладкоежки проекта - готовьтесь. В этом и других постах я постараюсь описать историю этих замечательных фабрик.

История кондитерской фабрики «ЭйнемЪ»


Вот он - Теодор-Фердинанд фон Эйнем(Фото конца 19 века). Правда хорошенький?


Итак… 1850 году полный надежд в Москву приезжает немецкий подданный Теодор Фердинанд фон Эйман. В том же году от открывает производство пиленного сахара, но видимо терпит в этом деле неудачу т.к. уже в 1851 году он открывает на Арбате небольшую кондитерскую по производству шоколада и конфет!
В этой мастерской работали всего 4 мастера!
В годы «Крымской войны» 1853-1956 кондитерская поставляла свою продукцию на фронт в результате чего удалось заработать достаточный капитал, чтобы расширить производство и перебраться на Мясницкую улицу!
В 1857 году наш герой знакомиться с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, которого берёт в компаньоны.

Вот он - Юлиус Гейс


Вместе они открывают кондитерскую на Театральной площади, выписывают из Европы новейшую паровую машину и приступили к строительству фабрики на Софийской, а потом и на Берсеневской набережной Москвы-реки.

В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867»

Вот эта фабрика:


Фирма имела награды, полученные на всероссийских мануфактурных выставках: бронзовую медаль 1864 (г. Одесса), серебряную медаль1865 (г. Москва).
Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.

После смерти Эйнема в 1878 году фабрикой стал единолично руководить Гейс, однако ставшее популярным у москвичей название компании менять не стал.
С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина — в пользу Немецкой школы для бедных и сирот.


Трудовой день в те времена составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых составляли выходцы из подмосковных деревень, жили в Общежитии при фабрике, а питались в фабричной столовой.
Администрация фабрики предоставляла работникам некоторые льготы:
для детей-подмастерьев была открыта школа;
за 25 лет безупречной службы выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия;
была создана больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.;

Рабочие фабрики:


В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

Фото с выставки 1896 года:


К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде.

В годы первой мировой войны фирма «Эйнемъ» занимается благотворительной деятельностью: жертвует деньги, организует лазарет для раненых солдат, отправляет на фронт вагоны с печеньем.

После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь».

Что же выпускала кондитерская ЭйнэмЪ?

На фабрике производились: карамель, конфеты, шоколад, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиалов в Крыму (Симферополь) «Эйнемъ» начал производить глазированные шоколадом фрукты - сливу, вишню, грушу, а также мармелад.

Особое внимание на фабрике уделялось звучным названиям и стильной упаковке (Гейс когда-то занимался художественной фотографией).
Чего стоят такие названия как «Ампир», «Миньон»,шоколад «Боярский», «Золотой ярлык»! Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей. Над созданием дизайнов упаковки и открыток работали Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа!

Хозяйкам предлагались нарядные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменными логотипами. Выпускались отличные географические карты - с подробной информацией об изображенной стране и с непременной фирменной подписью.

Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии"
Ноты «Кекс- галопа», «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье», «Танца какао» раскупали не хуже модных угощений, тем более что к ним, конечно же, прилагались конфеты. Наборы пользовались большим спросом, особенно накануне праздников.

Ну и, разумеется, помнили о детях - кто же устоит перед просьбой сладкоежки купить хоть самую маленькую конфетку.
Такие шоколадные автоматы устанавливались в магазинах. Опустив в него 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, малыш вылавливал выскакивавшую из окошка крохотную шоколадку весом в 5-6 г. Стоит отметить, что по тем временам это были не такие уж маленькие деньги: в России только начали выпускать собственный шоколад, и он был недешев.

Среди мучных изделий выделялись небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.
Среди тортов был торт с необычайным названием «Полюби меня» в разную цену. Покупатели-острословы говорили молодым продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля»:)









«Добыл я плитку шоколада
И мне товарища не надо.
Пред всеми говорю людьми:
«Съем всю. А ну-ка отними!»

Вышивка для Дам: