Разработка фирменного знака. Все, что нужно знать о логотипах и других фирменных знаках

  • для идентификации бизнеса в целом
  • для рекламной компании
  • для проведения разового/цикличного мероприятия, события
  • для представления на конкретный период (периодический знак)
  • для конкретных задач (для коллекции работ, для серии товаров, для акции и пр.)
  • для конкретной личности (публичной или популярной личности, общественного или политического деятеля, частного мастера, творческого деятеля и др.)
  • для коллектива, группы людей, клуба, команды и пр.

Четкое понимания, как Вы планируете использовать логотип, даст представление о его внешнем виде, и соответственно максимально упростит для заказчика формирования технического задания исполнителю, в результате Вы получите то, что ожидаете.

Что именно Вам необходимо для идентификации

  • логотип
  • эмблема
  • фирменный знак
  • товарный знак (торговая марка)
  • персональный знак

Логотип - от греческого «logos» - слово, «typos» - отпечаток. Из этого следует, что логотип – специально разработанное графическое оригинальное начертание полного или частичного наименования фирмы, компании, продукта, товара или услуги.

Логотипы подлежат регистрации, являются частью товарного знака, основой фирменного стиля. Логотип тесно связан с неймингом, поэтому часто заказываются одновременно. Отличие в том, что нейминг – генерация самого названия, а логотип – графическая подача.

В современном понимании логотип имеет более широкое представление, очень часто на просторах Интернета можно встретить, как под логотипом подразумевается следующая картинка: название + графический ассоциативный элементы + слоган. Исторически это не совсем верно, но не в терминологии счастье.

Эмблема (от латинского языка «emblema» - вставка, выпуклое изображение) – условное ассоциативное (часто символическое) изображение, указывающее на какое-либо понятие или идею. Является частью фирменного знака, может использоваться отдельно.

Интересный факт: если Вы смело можете использовать эмблему без «начертания наименования» и Вас будут узнавать – то брендинг движется в верном направлении! Вот наглядный пример такого «символьного логотипа» (т.е. эмблемы) :

Фирменный знак, по сути, самый универсальный термин, который объединяет понятия логотипа и эмблемы.

Товарный знак – наименование, символ, картинка, монограмма, рисунок и пр., что используется для обозначения принадлежности определенного товара к конкретной фирме. Отличается от торговой марки тем, что последнее – это официально зарегистрированный товарный знак в соответствующих инстанциях.

Персональный знак – логотип, эмблема, монограмма, которые являются графическим идентификатором, указывающим на конкретную личность.

Во-первых, существует масса профессий и хобби, которые не нуждаются в создании конкретной структуры, но это НЕ значит: «нет фирмы – нет фирменного стиля!». Персональный знак выполняет все ту же роль зрительного идентификатора. Например: свободный художник, частный мастер, творческая личность, певец и т.д. Для того, чтобы выделить свой продукт среди аналогов и конкурентов, создайте и используйте свой персональный знак – некую «подпись», которая будет сопровождать плоды Вашего творчества и профессиональной деятельности, помогая популяризировать продукт и формируя бренд.

Во-вторых, личный знак может стать основой «персонального стиля». На этом утверждении строиться наш проект «Бренд личности», о котором Вы можете прочитать в следующей статье – «Уникальный проект компании Русский Век «бренд_личности»

Это далеко не вся терминология в этой области. Мы раскрыли основные понятия, которые смогут помочь перед началом разработок. Ближе к делу!

Заказать

Виды логотипов

На самом деле, конкретных энциклопедических разновидностей логотипов не существует. Но многие агентства, предоставляющие услуги по разработке логотипов классифицируют их на буквенные, символьные и комбинированные. Как мы разобрались выше, по факту получается логотип, эмблема и полноценный фирменный знак.

Стили логотипов и знаков

Существуют только условные определения стилей знаков без четкой классификации. Для Вашего удобства представляем следующие разновидности логотипов и знаков:

Шрифтовой стиль. Классический логотип – использование оригинальных решение при написании наименований, леттеринг, каллиграфия. Подразумевает подбор особого шрифта, «игра» с ним, преобразование форм и цветопередачи. Буквы могут быть вписаны в какие-то фигуры или превращаться в какие-то из них. Шрифтов на сегодняшний день существует сотни. Тем не менее, нынче очень популярна услуга «леттеринг» - разработка рукою художника особого искусного фирменного шрифта для различных целей. Отличается от каллиграфии тем, что при последнем исключается возможность добавления различных фигур, символов или элементов. Каллиграфия – изящная, художественная, «правильная» и четкая по формам надпись, не требующая дорисовки дополнительного художественного оформления.

Геометрический стиль. В основе - использование геометрических фигур и форм. При чем фигуры могут как комбинироваться с текстом, так и отдельные буквы могут подаваться в виде геометрических фигур. В целом, получается довольно простой и лаконичный знак.

3D-стиль. Условно, тот же геометрический стиль, только в трехмерном пространстве. Очень часто наблюдается некоторое смешение, когда например эмблема выглядит как 3d-модель, а шрифты в 2d, или наоборот. Не стоит путать геометрические фигуры, 3d-фигуры и объемную визуализацию. Бывает, что мы можем встретить хорошо проработанный элемент с художественной точки зрения, что кажется, будто он «объемный», но это не обязательно 3d.

Bio-стиль. Знаки, в которых присутствуют очертания, силуэты или формы напоминающие представителей флоры и фауны – растения, животные, птицы, рыбы, насекомые. Довольно популярный стиль. Данные элементы часто служат в качестве символов, талисманов, олицетворений, ассоциаций для конкретной фирмы (ее названия или сферы деятельности, пр.) При чем изображения могут быть довольно стилизованы или завуалированы, а иногда четко и понятно выражаться.

Техно-стиль или индустриальный. Знаки, в изображении которых угадываются детали механизмов, схемы, части электронных приборов, научные элементы и пр. Очень популярный стиль фирменных знаков для производств, транспортных компаний, энергетических, химических, инновационных технологий и т.п.

Предметный стиль. Фирменные знаки, в которых присутствуют изображения невоодушевленных предметов. Если компания имеет свою отличительную особенность и ассоциируется к конкретным предметом, он вполне может стать эмблемой компании.

Геральдический стиль. Стилистика данных знаков значительно выделяется среди остальных. Данный стиль выражается присутствием флагов, геральдических фигур, символов, изображения геральдических существ, животных и растений в особой стилистике. Данный исторически сложившийся стиль считается традиционным для компаний с богатой историей, легендой, философией, а также для закрытых клубов, спортивных команд, школ и др.

Символьный стиль. Довольно условный, его можно иногда отнести к геральдическому, иногда к предметному. Отличительной особенностью данного стиля является использование символов, которые являются общепринятыми эмблемами конкретных понятий, вызывают однозначный ассоциативный ряд в подсознании зрителей.

Винтажный стиль. Знаки в винтажном стиле часто напоминают оттиски штампа. Называют его так, потому что данный стиль был особенно популярен в начале 20-го века. Выразительной особенностью является симметричность и «центричность» композиции.

Человеческий образ. Выражается особенностью одухотворения или «оживления» предметов и явлений, перенесение человеческих признаков или использование образа человека.

P.S. Информацию предоставила компания «Русский Век», основываясь на собственных наблюдениях, исследованиях и изучении профессиональной литературы и анализе современного рынка брендинговых услуг.

На дизайнерских ресурсах и форумах можно найти много тем, посвященных плагиату, воровству логотипов. Очень многие логомейкеры страдают от того, что их работу используют другие люди без разрешения.

Одно дело – мошенники, которые выставляют работы в портфолио на бирже, выдавая за свои. Биржи и другие ресурсы обыкновенно идут навстречу, блокируя аккаунт обманщика, если настоящий автор предоставляет все необходимые доказательства.

А как быть, если вашу работу использует в качестве логотипа компания, которая ее не оплачивала? Вы нарисовали логотип для конкурса, или просто для портфолио, а кто-то решил, что может ее свободно взять и использовать, не указав ваше авторство и не спросив разрешения?

На эти вопросы сегодня отвечает руководитель компании TumanovaGroup , юрист с восьмилетним стажем работы Давыдова Марина Александровна .

Рассмотрим такую ситуацию: дизайнер заметил на сайте компании Х логотип, разработанный им 2 года назад. Он размещал этот логотип на сетевых ресурсах, с указанием авторства. Компании разрешение на использование этого логотипа никто не давал. Как правильно поступить в этой ситуации? Стоит ли писать сразу в компанию с просьбой убрать логотип, или обращаться к адвокату? Писать ли официальное письмо (почтой) или можно ограничиться перепиской в соцсети или электронной почте?

- В первую очередь, Ольга, давайте разберемся, что конкретно указывает на авторские права, является ли указанный логотип зарегистрированным товарным знаком в установленном законом порядке. У меня был прецедент, связанный с признанием прав на логотип. Рекомендую в данном случае предварительно написать письмо, запрос, называйте как угодно, который поможет установить наличие либо отсутствие вышеназванных форм авторских прав. Также, дабы исключить плагиат, необходимо самому иметь установленные права авторства .

Крайне редко, но бывает, что идеи оформления и создания логотипов могут совпадать.

В случае направления письма, необходимо оформить его как заказное, с уведомлением о прочтении, и описью вложения. В случае судебной тяжбы это позволит доказать факт направления предварительного письма, претензии. Так будет исчерпан досудебный порядок урегулирования спора, который, кстати, иногда не переходит непосредственно в судебный, рекомендую.

Если дизайнер не зарегистрировал товарный знак, то, по сути, он не является законным правообладателем.
В данном случае выход для дизайнера - обратиться в патентное ведомство.

Кроме того, я рекомендую нашим клиентам предварительно уточнять информацию о логотипах, поскольку в настоящее время сфера услуг перенасыщена и велика вероятность наложения идей и образов.
Если дизайнер использует логотип, то я рекомендую регистрировать его именно в таком виде, поскольку если регистрировать логотип в качестве товарного знака, он может интерпретироваться другой компанией, в другой цветовой гамме, например.

К слову о логотипах известных марок. Они не указывают об авторских правах, однако использование исключено, поскольку зарегистрированы соответствующим образом. Так и здесь. Решение о плагиате и нарушении авторских прав выносится только компетентными органами, то есть в судебном порядке. Таким образом, чтобы дизайнеру защитить свои права на логотип, ему необходимо доказать АВТОРСТВО, то есть зарегистрированное право или же факт создания и размещения именно этим дизайнером именно этого логотипа. Однако, повторюсь, решение выносится только судебным органом.
В случае отсутствия зарегистрированных прав на логотип, если дизайнер обнаружил его использование другой компанией, в первую очередь, необходимо его зарегистрировать . Кроме того, возможно в досудебном или во внесудебном порядке с соответствующим заявлением. Если дизайнер заливает в сеть логотип и не желает его стороннего использования, необходимо прикрепить к нему URL-ссылку и указать, что запрещено использование без ссылки на источник или указания авторства.

Использование логотипа при наличии фразы об условиях его использования, должно применяться с указанием источника (первоисточника).

Какие доказательства и документы нужно собрать, если компания не желает убирать логотип и дизайнер решает обратиться в суд?
Как правильно написать иск в суд, какие моменты обязательно стоит указывать?

- В случае, если логотип зарегистрирован, он действителен в течение 10 лет, так что если дизайнер действует в рамках этих сроков, то оснований для отказа нет. Использование чужого логотипа является нарушением исключительных прав правообладателей (Часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации). Для защиты нарушенных прав в данном направлении необходимо подать исковое заявление о защите исключительных прав на товарный знак, о запрете использования обозначения.

Любое исковое заявление должно быть мотивированным. Те факты, которые указываются в иске, должны находить свое подтверждение в приложениях к заявлению, и выражаться в документах, имеющих юридическую силу.

В исковом заявлении обязательно указываются данные заявителя (Истца), Ответчика - того, кто нарушил права, то есть использовал логотип, с указанием адресов. Кроме того, в заявлении указываются основания права на объект интеллектуальной собственности, авторского права. Необходимо указать, каким образом выразилось нарушение прав. Также при использовании чужого логотипа, предусмотрена выплата компенсации стороне, чьи права нарушены. В заявлении ссылаемся на статьи 1252, 1301 ГК РФ.

Доказательственную базу выстраиваем на документах правообладателя, досудебной письменной претензии или требовании, а также документах, подтверждающих использование чужого товарного знака.

- Стоит ли пытаться устраивать скандал «на людях», обвиняя компанию в воровстве в соцсетях и на форумах?

- Я бы рекомендовала придавать гласность, если удастся решить вопрос мирным путем или даже в судебном порядке, но все-таки решению быть. Гласность, на мой взгляд, разумна в целях привлечения большего количества людей для общественного мнения, внешней оценки и влияния. Это больше не вопрос касаемо юриспруденции, а личных предпочтений дизайнера. Но стоит помнить, что распространение сведений, содержащих клевету, наказывается, и даже предусмотрена уголовная ответственность .

- Многие дизайнеры оказываются в такой ситуации - заливают работу в портфолио, не регистрируют, а потом не знают, как доказать, что логотип именно они разработали, и стоит ли судиться или нет. Т.е. итог такой - нарисовали логотип, прежде чем заливать куда-либо - зарегистрируйте; увидели, что используют - пишите письмо с претензией, если отказываются убрать или указать автора - обращайтесь в суд, приложив к иску все документы, что подтверждают авторство + письмо . Правильно?

- Да. Желательно сделать скрины, копию кэша и чтобы в адресной строке была видна URL-ссылка.

- Скрины нужно заверять у нотариуса?

Благодарим Марину Александровну за консультацию!

Надеемся, этот материал поможет вам в том случае, если вы увидите неправомерное использование своих работ другими людьми.

Накануне выставок у многих возникает необходимость в визитках и ценниках с достойным авторским логотипом. Да и на фото логотип мастера должен выглядеть не хуже самой работы.
Я, по образованию - художник, много лет проработала в типографии и разных рекламных агентствах, поэтому про логотипы знаю, если не все, то почти все.
Предлагаю в этом МК разработать классический логотип. Первое, что нам необходимо - это идея нашего лого.
Конечно, идею можно "прикрутить" практически к любому графическому изображению. При желании, можно найти глубокий смысл в обычном абстрактном примитиве. Но мы не ищем легких путей. Мы будем рисовать настоящий логотип. Для примера, мы рассмотрим создание логотипа для гипотетического мастера Маши Мишкиной, создающего авторских мишек.
Классический логотип, обычно, состоит из графического символа и текстового названия (в данном случае, имени автора). Хотя, это совсем не обязательно. Идеальным, является логотип, который может публиковаться, как с названием, так и без него, при этом будет выглядеть лаконично и узнаваемо.
Предположим, что мы хотим видеть на логотипе именно медведя. Это разумно, т.к. становится понятно, каким творчеством занимается Маша Мишкина. Для логотипа подберем подходящего медведя. Наихудший вариант - найти готовый рисунок в клипартах. Наилучший - нарисовать самому.
Находим в Яндексе картинку подходящего медведя, его мы будем брать за основу рисунка. Он будет нашей "моделью".
Вот мне понравился такой классический тедди-медведь. С него и будем рисовать. Сохраним рисунок на своем компьютере.

Поместим рисунки в программу Corel Draw . Я пользуюсь русифицированной версией. Для этого откроем новый пустой документ, затем "Файл - Импорт - медведь.jpg" Находим файл с медведем и открываем его.


Скопируем картинку, что-бы их стало две на листе. Затем одну картинку выделяем и блокируем, что-бы она намертво прилипла к листу и не мешала нам с ней работать "Упорядочить-Блокировать объект".
Затем выбираем кисть "Свободная форма" или нажимаем "F5"


Затем начинаем рисовать этой кистью нашего мишку, т.е. художественно обводить по контуру. По умолчанию, линия будет тонкой и черной, но для наглядности можно выбрать яркий цвет и увеличить толщину линии, выделив нарисованные линии и нажав "Абрис-Перо абриса" или "F12".


Обрисовываем нашего мишку по контуру. Желательно придать ему уже сразу стиль, характерный для мишек -тедди, поэтому прорисовываем заплатки, швы и маленькие глазки.

Вот такой Миха у нас нарисовался. До логотипа еще далеко. Миха теперь состоит из нескольких красных неровных линий. Надо эти линии подровнять. Выделяем каждую линию левой кнопкой мыши. Затем выбираем кисть "Форма" или нажимаем "F10" и начинаем выравнивать по точкам каждую линию, что-бы наш Мишенька стал ровным. Это, пожалуй, самая кропотливая часть работы. Двойным щелчком мыши по линии можно добавить или убрать точку, если это нужно.
Вот, все подровняли. Добавили несколько пропущенных линий - вот он, красавчик.


Затем удалим наш рисунок основу, для этого нажимаем "Упорядочить - Разблокировать все объекты". Разблокированную рисунок-основу удаляем. Вот такой красненький, голенький Мишенька.
Затем придаем рисунку небрежность художественного штриха. Ну и перекрашиваем в приличный цвет. Выделяем всего Мишу, выбираем в палитре справа черный цвет ПРАВОЙ кнопкой мыши щелкаем по нему. Миша почернел.
Затем, ВНИМАНИЕ, ответственный момент! Миша по прежнему полностью выделен. Выбираем "Эффекты - Художественное оформление". Наверху, в горизонтальной строчке, выбираем, как у меня, ширину худ.оформления - 1,5 мм, заготовку мазка - как у меня, узкую по краям и широкую в середине. Применяем.

Последний момент - в палитре цветов справа щелкаем по черному цвету ЛЕВОЙ кнопкой мыши, а по крестику над черным цветом - ПРАВОЙ кнопкой мыши.
Теперь сделаем последний штрих и наш медведь станет меховым. Помните, второй рисунок, который мы копировали и оставляли в сторонке? Пришел его черед. Выделяем рисунок, затем применяем к нему трассировку. "Растровые изображения - Трассировка абрисом - Штриховой рисунок". В открывшемся окне выберем цвет черно-белый, поиграемся с настройками, можно поставить те, что у меня.


Применяем, и получаем некую лохматость. Удаляем рисунок-основу, а лохматость выделяем всю и переносим на нашего нарисованного медведя. Как раскрасить Мишку я уже не буду рассказывать. Иначе наш МК растянется на несколько страниц. Думаю, это не составит труда сделать Вам самим, а если возникнут вопросы, я на них отвечу.

Медведь у нас готов, но это еще ЧАСТЬ логотипа. Что-бы логотип стал законченным надо художественно вписать в него имя автора. Выбор шрифта - процесс довольно личный. Тут - кому что нравится. Одно рекомендуется принимать во внимание - шрифт должен хорошо, без напряга читаться. Предполагая, что Мишкина Мария - существо романтично-воздушное, я выбираю для нее изящный шрифт CAROLINA.

Фасилитация - повышенная продуктивность человека.

Инновационность - эмоциональная оценка отношения к нововведениям, новым идеям, опыту и имиджу.

Самоактуализация - стремление человека к развитию и реализации личностных возможностей. Желаю вам удачи, может быть, Вы придумаете свою эмблему .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма. Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

Государственное Бюджетное Образовательное учреждение Центр Образования №1666 "Феникс"

История Центра образованияОсновные этапы развития:1962-1988 – школа № 6311988 год – переход на углубленное изучение французского языка1990 год – создание подготовительного отделения (на базе д...

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован