Специальная оценка условий труда. Периодичность проведения АРМ

Мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2019 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих .

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2019 году нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения , даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2019 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Вконтакте

Аттестация рабочих мест по условиям труда претерпела кардинальные изменения: они коснулись не только самой процедуры ее проведения, но и определения размера страховых взносов в Фонд социального страхования, на основании полученных после аттестации данных. О новых правилах проведения спецоценки условий труда на предприятиях розничной торговли в 2016 году и о штрафных санкциях для работодателей, которые не выполнят данную обязанность, вы узнаете из нашей статьи.


Нужно ли проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2016 году?

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» . Данный документ пришел на смену Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ №342н, который утверждал Порядок аттестации мест по условиям труда. Теперь же, с введением нового закона, изменилось и название процедуры – на смену привычной «аттестации рабочих мест по условиям труда» на всех предприятиях нашей страны повсеместно проводится «специальная оценка условий труда».


Необходимо сказать о том, что широко обсуждался общественностью законопроект, который долгое время находился на рассмотрении в Государственной думе нашей страны. Законопроект предлагал отменить специальную оценку условий труда для предприятий малого и среднего бизнеса. Но данная инициатива была отклонена, а свое решение законодатели аргументировали тем, что если специальная оценка труда не будет проводиться на предприятиях малого и среднего бизнеса, то работодатели не смогут получить скидки по взносам на травматизм, которые они обязаны уплачивать в Фонд социального страхования в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Почему же была отменена аттестация рабочих мест по условиям труда? Во-первых, по словам специалистов, подобная аттестация зачастую признавалась неэффективной и не просто не могла обезопасить работников организаций от вредных факторов и несчастных случаев, но и осуществлялась руководителями предприятий «спустя рукава» и «для галочки». В случае же, если на предприятии не была проведена аттестация рабочих по условиям труда, штрафные санкции за такое нарушение были незначительными, что позволяло работодателям не придавать аттестации особого значения. Да и после проведения аттестации рабочих мест, работники предприятий допускались к своим рабочим местам, которые по разным причинам аттестацию не прошли.

Что же касается специальной оценки условий труда работников, то теперь за ее не проведение работодателей ждут серьезные штрафы. Изменилась и сама процедура, методики ее проведения, а также алгоритм представления ее итогов в госорганы. Рассмотрим данные аспекты подробнее.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда?

Для начала разберемся с термином «Специальная оценка условий труда». Это, согласно Федеральному закону, единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. При проведении спецоценки учитывается отклонения от фактически значений нормативов, как правило гигиенических, условий труда.

Цель процедуры – определить. если в организации вредные и опасные условия труда работников, соответствует ли безопасность рабочих мест фирмы требованиям закона. Если рабочие места с вредными факторами будут выявлены, то сотрудники фирм должны получать денежные компенсации и выплаты. Специальная оценка условий труда обязательна во всех предприятиях и организациях нашей страны, вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности – даже если это ООО, где работу выполняют сотрудники в офисе, то спецоценка должна быть проведена и здесь. Также это требование касается предприятий розничной и мелкооптовой торговли.

Порядок проведения процедуры специальной оценки условий труда подробно прописан в Федеральном законе №426-ФЗ, а в дополнение к Федеральному закону идет приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который устанавливает ряд основных документов, обязательных для заполнения в ходе процедуры: классификатор вредных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки, инструкция по заполнению формы отчета, методика проведения спецоценки. С данными документами следует ознакомиться каждому работодателю.

Какие же предприятия должны пройти процедуру специальной оценки условий труда в 2016 году? Согласно законодательству, результаты проведенной на вашей фирме аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение следующих пяти лет. Соответственно, если аттестация проводилась до 2014 года (до вступления в силу ФЗ №426), то специальную оценку условий труда вы можете отсрочить и провести только спустя 5 лет, но не позднее 31 декабря 2018 года – именно до этого срока на каждом предприятии нашей страны должна быть проведена процедура спецоценки условий труда. До 2019 года для работодателей страны действует, так называемый, «переходный период». Но есть и некие условия, при которых организация должна пройти процедуру спецоценки условий труда, не дожидаясь истечения пяти лет или наступления 2019 года. В первую очередь, не дожидаясь наступления 2019 года, спецоценку должны провести предприятия, работники которых задействованы во вредных или опасных условиях труда.

Также есть категории работников, в отношении которых специальную оценку условий труда проводить не нужно. Это наемные работники или сотрудники фирм, работающие на дому, удаленно и дистанционно, а также вступившие в трудовые отношения с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. Что касается других фирм, то спецоценка условий труда должна проводиться для любого рабочего места, в том числе, для офисных работников.

Процедура проведения спецоценки условий труда

Если вы впервые планируете провести процедуру специальной оценки условий труда в вашей организации, в том числе на предприятии торговли, необходимо знать методику проведения спецоценки и последовательность действий, а также понимать, с чего необходимо начать и как в дальнейшем «использовать» результаты спецоценки.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Начнем с того, что обязанность по проведению, а также полная оплата и финансирование процедуры специальной оценки условий труда на предприятии возлагается на работодателя. И, в первую очередь, для проведения данной процедуры работодатель должен заключить договор со специализированной организацией, проводящей специальную оценку условий труда работников.

  1. Выбор сторонней организации, которая проведет спецоценку условий труда вашей фирмы. Это первое, с чего нужно начать. Иметь дело нужно только с сертифицированными организациями, имеющими право на проведение работ по специальной оценке условий труда и только с квалифицированными специалистами. Все организации, имеющие аккредитацию для проведения процедуры спецоценки вносятся в специальный реестр, ознакомиться с которым может каждый желающий на сайте Министерства труда и социальной защиты нашей страны. Сегодня в реестре уже более двухсот аккредитованных организаций из всех регионов страны. Там же представлены их адреса, полные наименования и другая необходимая информация. В целом же, в штате сторонней организации, проводящей специальную оценку условий труда, должно быть не менее пяти квалифицированных и аккредитованных экспертов, один из которых должен иметь высшее образование по специальности в сфере гигиены труда. В 19 статье Федерального закона №426 подробно расписаны требования, предъявляемые в организации, проводящей специальную оценку условий труда. При проведении аттестации предприятия эксперты организации действуют абсолютно независимо и только в рамках законодательства.
    Читайте также: Трудовые книжки для микропредприятий могут отменить
  2. Заключение договора. После того, как организация для проведения специальной оценки труда на вашем предприятии будет выбрана, с ней необходимо заключить договор на проведение спецоценки. Как правило, это договор гражданско-правового характера.
  3. Создание комиссии для проведения спецоценки условий труда. Для того, чтобы провести процедуру спецоценки условий труда организации, ее руководитель обязан издать приказ о создании комиссии (число ее членов должно быть нечетным), приказ о составе комиссии и ее деятельности и утвердить график работ по спецоценке. В комиссию в обязательном порядке должны входить представители первичной профсоюзной организации, представитель работодателя (к примеру, для предприятий малого бизнеса – это сам руководитель организации), специалист по охране труда предприятия. Если специалиста по охране труда в вашей фирме нет, то необходимо привлечь стороннего специалиста и заключить с ним также договор гражданско-правового характера. Также с состав комиссии включается специалист сторонней организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  4. Утверждение перечня мест для проведения спецоценки. Перечень мест необходимо утвердить еще до начала проведения процедуры спецоценки условий труда. Далее эксперты организации, проводящей специальную оценку условий труда, определяют класс условий труд для каждого рабочего места фирмы. Результаты спецоценки утверждает комиссия. Для вредных и опасных условий труда эксперты в обязательном порядке присваивают определенный класс вредности. В том случае, если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте предприятия специалистами обнаружены не будут, условия труда признаются допустимыми и исследования вредных факторов не проводятся. Если вредные факторы на рабочих местах будут идентифицированы, измерения их уровня должны будут проведены в обязательном порядке. Если опасные факторы специалистами организаций выявлены не будут, то работодатель обязан заполнить и представить декларацию соответствия условий труда нормативных требованиям охраны труда.
  5. Формирование отчета. После того, как процедура спецоценки будет завершена, специалисты организации должны сформировать специальный отчет, состоящий из перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, приказа о создании комиссии, всей информации о сторонней организации, производящей спецоценку, графика проведения спецоценки, карты аттестации, таблицы, отражающей классы условий труда, ведомости о результатах спецоценки, протокола заседания комиссии, плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, заключения специалистов.

Декларирование соответствия условий труда

Если на вашем предприятии не будут выявлены опасные или вредные условия труда работников, необходимо представить в территориальную Инспекцию труда заполненную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данный документ будет действителен в течение пяти лет. То есть, представлять декларацию необходимо всем предприятиям, в которых была проведена спецоценка условий труда и вредные факторы, угорающие жизни и здоровью граждан не были выявлены. Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Передать декларацию в инспекцию труда нужно не позднее месяца после того, как будет утвержден отчет о проведении спецоценки условий труда. Если же декларация не будет подана, то на работодателя может быть наложен штраф, в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях. Декларацию в инспекцию труда можно оправить почтой.

Специальную оценку условий труда проводят, чтобы оценить рабочие места «на вредность и опасность». Разберем изменения в спецоценке условий труда.

Аттестация рабочих мест работников - давно в прошлом

До 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность:

  1. Аттестация рабочих мест - обязанность работодателя вне зависимости от вида деятельности и системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н).
  2. Специальная оценка условий труда - ранее это понятие существовало, а вот нормативно не регулировалось. Было лишь упоминание о специальной оценке в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 2014 года законодатели пришли «к одному знаменателю» - специальная оценка условий труда. Революции не произошло. Суть и методика проведения спецоценки практически не поменялись.

Проведение специальной оценки условий труда - это обязанность работодателя, которая закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ). Не нужно проводить специальную оценку в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников.

К некоторым местам работников применяется особый порядок проведения спецоценки. Перечень таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 , порядок проведения спецоценки — отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест. Например, спецоценка рабочих мест сотрудников, занятых на поземных работах, — в приказе Минтруда России от 09.12.2014 № 996н .

Разберем основные изменения по спецоценке с 2016 года.

Изменения в спецоценке с мая 2016 года

Бо льшая часть изменений коснулась компаний, которые проводят спецоценку. Но есть изменения и для работодателей.

  • Работодатель обязан при наличии предложений от работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов предоставить указанные предложения организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Проще говоря, если работники просят провести на их рабочих местах спецоценку, работодатель обязан эти предложения передать.
  • Теперь работодатель должен представлять в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда не только, когда рабочие места признаны безвредными и безопасными, но и когда условия труда признали оптимальными или допустимыми.

Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми на 01.05.2016 г. (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодателю следует подать уточненную декларацию соответствия условий труда с включением в нее данных рабочих мест. Требование о представлении декларации соответствия условий труда, если они признаны оптимальными и допустимыми, распространяется на все специальные оценки, проведенные, начиная с 1 января 2014 года. То есть, если о каких-либо рабочих местах организация не сообщала, а по новым правилам должна, надо подать уточненку.

  • Работодатель обязан уведомить компанию, проводившую спецоценку, в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. И направить копию отчета любым способом: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Если в отчете есть секретные сведения (например, государственная тайна), направлять копию надо без нарушения законодательства о государственной и охраняемой тайне.

  • В случае внеплановой специальной оценки условий труда, проводимой по причине нарушения работодателем требований охраны труда, запрещено ухудшать положение работников, рабочие места которых проверяются внепланово, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой оценки. То есть, положение работников не может быть ухудшено в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушением требований.

Пример: проводится внеплановая спецоценка условий труда. Пока не утвердили отчет о ее проведении, запрещено ухудшать положение работников, например, запрещено лишать их дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Ответы на вопросы по проведению спецоценки

Спецоценка офисных работников - это обязательно?

  • Да, оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Хотя ранее они не подлежали аттестации (п. 4 Порядка № 342н).

Контроль проведения специальной оценки условий труда

Можно ли сделать вид, что оценка была, хотя, на самом деле, ее не было? - Нет, нельзя.

Под аттестацией понимается целый комплекс мероприятий. Они проводятся для того, чтобы оценить условия труда на различных рабочих местах. В первую очередь это актуально для вредного производства.

Целью процедуры является выявление опасных факторов, а также процесс улучшения условий труда до уровня, который установлен законодательством РФ. Каждый год порядок ее прохождения несколько меняется.

Последние изменения в законе

Скачать актуальную редакцию с изменениями от 1 мая 2016 года, регулирующего проведение специальной оценки условий труда.

Аттестация стала называться специальной оценкой рабочих мест . Кроме того, в 2015 году появилось два серьезных изменения, которые будут действовать и в 2019 году:

  1. Во-первых, были ужесточены наказания за отсутствие проведения спецоценки. Данное изменение зафиксировано в КоАП РФ.
  2. Второе касается методики, по которой она проводится. В первую очередь это касается биологического фактора.

Весь 2015 год рассматривался законопроект, который касался отмены необходимости аттестации (как для малого, так и для среднего бизнеса). Однако, он был отклонен, и потому все компании должны пройти процедуру в случае отсутствия действующих результатов ее прохождения .

В первую очередь оценку необходимо провести для тех мест, где осуществляется работа по профессиям, которые относятся к вредным и опасным условиям труда (Список №1 и Список №2). Срок действия специальной оценки рабочих мест – 5 лет.

В 2019 году обязательно заполнение декларации по установленной форме даже для тех компаний, которые в ходе проведения не выявили опасных факторов. Результаты действуют также в течение 5 лет. Штраф за подачу декларации позднее установленного срока на момент 2019 года составляет от 60 до 80 тысяч рублей для фирм и до 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Результаты проведения оценки условий труда обязательно должны быть переданы в Федеральную государственную информационную систему учета. Данное требование начало действовать с 1 января 2018 года.

Кем и когда проводится специальная оценка

Аттестация проводится непосредственно работодателем совместно со специальной аттестующей организацией . Под последней понимается такое юридическое лицо, которое имеет аккредитацию в качестве организации, имеющей право оказывать услуги по оценке. При этом свои измерения она проводит на основании соответствующего договора с работодателем.

Работодатель обязан создать особую аттестационную комиссию и определить график прохождения процедуры спецоценки. Комиссия должна обязательно включать в себя следующих работников:

  • Специалист, работающий в сфере охраны труда.
  • Один или несколько представителей со стороны работодателя.
  • Один или несколько представителей со стороны органа, относящегося к профсоюзной организации.
  • Представители аттестующей компании.

Период проведения устанавливается следующим образом: если были открыты новые рабочие места, крайний срок для их оценки – это 60 рабочих дней после начала эксплуатации. В ином случае работодателю придется заплатить штраф в размере до 30 тысяч рублей, а в худшем случае — приостановить деятельность компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок ее проведения и оформляемые при этом документы

Законодательством закреплен определенный порядок проведения специальной оценки рабочих мест в каждой компании. Кроме того, существует целый ряд документов, которые необходимо оформить.

Осуществление процедуры происходит следующим образом:

  1. Для начала анализируются условия труда, в которых работают сотрудники, на предмет соответствия существующим нормативам, связанным с охраной труда.
  2. Далее проводится оценка того, насколько каждое из рабочих мест соответствует установленным гигиеническим нормативам.
  3. После этого производится анализ, насколько травмоопасны условия работы.
  4. Четвертый шаг – это оценка обеспеченности всей необходимой формой, специальной рабочей одеждой, обувью и дополнительными средствами защиты (если они необходимы).
  5. Наконец, проводится комплексная оценка, позволяющая понять, насколько условия труда оптимальны и приемлемы с точки зрения законодательства РФ.

Специально утвержденного перечня документов не существует. Однако, для того чтобы инициировать проведение оценки, потребуется оформление 3-х основных документов:

  • Приказ о создании специальной аттестационной комиссии. Он должен издаваться работодателем и содержать сведения о ее составе.
  • График проведения работ по оценке (должен быть утвержден отдельным приказом).
  • Договор со сторонней аттестующей организацией. Важное требование состоит в том, что она должна быть лицом, которое не является зависимым от работодателя.

Необходимо понимать, что пока производится оценка того, насколько компания грамотно относится к организации рабочих мест своих сотрудников, работодатель обязан предоставить аттестующей организации всю документацию, которая так или иначе связана с обеспечением условий охраны труда.

По результатам процедуры формируется специальный отчет, который включает в себя ряд сведений и документов:

  • Перечень рабочих мест, которые подлежат аттестации.
  • Приказ о создании той комиссии, которая будет проводить оценку.
  • Информация об аттестующей организации.
  • Приказ об утверждении графика прохождения процедуры.
  • Специализированные карты аттестации.
  • Сводная таблица, отражающая классы условий труда и соответствующих компенсаций.
  • Ведомость, включающая результаты аттестации всех рабочих мест.
  • Протокол, в котором указываются все основные положения, выявленные и обсуждаемые в ходе заседания комиссии.
  • План мероприятий, призванных улучшить условия труда.
  • Заключения, готовящиеся после государственной экспертизы (если имеются).

Подробную информацию о проведении данной процедуры можно почерпнуть из следующего видео:

Возможные штрафы и другие санкции

Несвоевременное прохождение оценки (равно как и ее отсутствие) неизменно влечет за собой возложение административной ответственности на работодателя. Кроме того, если условия труда не соответствуют установленным требованиям, руководитель компании обязан будет заплатить штраф, состоящий из двух частей:

  • «Личный» штраф для руководителя в размере от 20 до 30 минимальных заработных плат.
  • Штраф для компании в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат.

Если должностное лицо каким-либо образом нарушило законы, связанные с охраной труда, повторно, его компания должна будет приостановить свою деятельность на срок до 36 месяцев. При этом компания, которая оказывает услуги по аттестации, не имеет какой-либо законодательно закрепленной ответственности – ее деятельность регулируется только договором с работодателем.

Кто может не проходить специальную оценку

Существует ряд случаев, в которых необходимость прохождения процедуры отсутствует. В частности, это касается ситуации, когда в компании работает единственный человек – ее учредитель. В этом случае трудовой договор как документ отсутствует, и, по сути, в компании нет работников. Соответственно, спецоценку проводить не нужно. Кроме того, если сотрудники работают удаленно, прохождение аттестации также не требуется.

Если компания арендует небольшой офис, в котором есть хотя бы одно рабочее место, оценка должна быть проведена в обязательном порядке.

Следующим основанием для не прохождения данной процедуры является тот факт, что аттестация была проведена не ранее, чем за 5 лет: это действует даже в случае переезда компании.

Еще одним поводом является следующая ситуация: например, в компании есть несколько сотрудников, занимающих одинаковые должности и имеющих одни и те же должностные обязанности. Тогда проводится аттестация только 20% от числа их рабочих мест . Однако, существует ограничение: оценить необходимо как минимум 2 места .

Таким образом, аттестация является важным мероприятием для каждой компании, благодаря которому рассчитываются надбавки к заработной плате для отдельных категорий сотрудников, а также определяются сроки их выхода на пенсию. Знание условий ее прохождения позволит организации и ее руководителю избежать проблем с законодательством.

В соответствии с законодательством об охране труда любая организация, в которой работают наемные сотрудники, обязана обеспечить им безопасные рабочие места.

До января 2014 года способом контроля за надлежащими условиями труда было регулярное проведение аттестации рабочих мест. Проведение этой процедуры представляло собой формирование аттестационной комиссии, которая проверяла соблюдение норм законодательства в сфере безопасности труда.

Нововведения в области обеспечения безопасности условий труда

С начала 2014 года эта форма обязательной проверки была трансформирована в специальную оценку условий труда . Общую суть этой оценки можно считать вполне аналогичной аттестации рабочих мест – контроль за обеспечением безопасных условий работы для наемных сотрудников. Однако многие основные моменты претерпели существенные изменения.

В частности санкции за нарушение сроков проведения оценки теперь существенно ужесточены. Размеры штрафа с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стали значительно больше, также теперь возможно применение меры в виде приостановления деятельности на срок до 90 дней.

Еще одно существенное отличие заключается в том, что теперь оценке подлежат практически все рабочие места , находящиеся на территории работодателя. Исключение составляют только рабочие места сотрудников, работающих удаленно, индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных сотрудников, и рабочие места, созданные физическими лицами без образования юридического лица и не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Помимо этого введен запрет на оформление трудовых отношений гражданско-правовым договором. То есть, если сотрудник фактически состоит с организацией в трудовых отношениях, этот факт обязательно должен быть оформлен трудовым договором.

Несмотря на то, что отличия между аттестацией и специальной оценкой достаточно существенные, результаты аттестаций, проведенных до введения спецоценки будут действительны в течении всего того срока, на который они были рассчитаны, то есть пяти лет с момента проведения (это решение не относится к предприятиям, на которых имеются опасные или вредные для здоровья факторы производства).

Дополнительно следует привести результаты аттестации в соответствие с действующим законодательством, то есть, заключить трудовые договоры с сотрудниками, нанятыми по гражданско-правовому договору, дополнить действующие трудовые договора необходимыми дополнительными соглашениями, своевременно проводить спецоценку вновь созданных рабочих мест, ранее не требовавших проверки.

Правила и порядок проведения специальной оценки условий труда

Оценку рабочих мест должна проводить специальная комиссия .

Образец аттестата аккредитации

В нее входят представители сторонней независимой организации, специализирующейся на проведении проверок в области охраны труда. Особое внимание следует обратить на наличие специальной аккредитации на подобную деятельность у выбранной организации.

Кроме этого, в деятельности комиссии должны принимать участие представитель организации (как правило, руководитель или уполномоченное должностное лицо), представитель профсоюза организации, если таковой имеется, и специалист по охране труда.

Проверке и оценке подлежат все рабочие места , находящиеся на территории юридического лица, в том числе места офисных сотрудников, ранее не подлежавшие проверке. Если в организации есть несколько рабочих мест с аналогичными условиями труда (расположение, вентиляция, оснащение, используемые материалы и т.д.), то оценивать допустимо 20% от таких рабочих мест. При этом, аналогичных рабочих мест нужно проверить не меньше двух.

Сроки проведения специальной оценки совпадают со сроками аттестации, то есть планово она должна осуществляться каждые пять лет, но это относится только к уже действующим рабочим местам, в отношении которых не производилось никаких изменений.

Новые рабочие места должны быть проверены после их введения, а не по истечении пяти лет с даты последней проверки. Если имели место изменения условий труда (оснащение места, смена технологии, переезд и т.д.), то после завершения этих изменений должна быть проведена оценка.

Проведение своевременных проверок безопасности рабочих мест требуется для соблюдения законодательства в части охраны труда сотрудников, приведения условий труда к установленным санитарным нормам, обеспечения социальных гарантий для сотрудников, трудоустроенных в условиях, признанных вредными, обеспечения сотрудников необходимыми средствами индивидуальной защиты, проведения плановых медицинских осмотров и т.д.

Помимо этого, результаты аттестации и спецоценки используются при расчете скидок или надбавок при уплате страховых взносов в ФСС.

Ответственность за своевременное проведение проверки возложена на работодателя. Он обязан обеспечить формирование комиссии и соблюдение сроков проверки.

Более детально про правила проведения данной процедуры можно узнать из следующего видеоматериала:

Виды

Проведение специальных оценок рабочих мест можно разделить на плановые и внеплановые . Плановые проводятся один раз каждые пять лет.

Внеплановые требуются в тех случаях, когда имеют место какие-либо изменения в условиях труда сотрудников (например, смена технологии производства, замена оборудования, изменение сырья, получение новых средств индивидуальной защиты и т.д.), а также по заявлению профсоюза и в случае несчастного случая на производстве.

Также внеплановая проверка может быть инициирована руководителем организации в случае улучшения условий труда сотрудников. Это может дать возможность уменьшить размер страховых выплат в ФСС, а также социальные гарантии сотрудникам, расходы на средства индивидуальной защиты и т.д.

Этапы проведения

  1. Создание специальной комиссии – для ее формирования требуется привлечение специализированной организации, сотрудничество с которой оформляется, обычно, гражданско-правовым договором. Сама комиссия формируется из специалистов этой организации, представителя проверяемого предприятия, специалиста по охране труда. Если в структуре работодателя имеется профсоюзная организация, то ее представитель также включается в состав комиссии.
  2. Проверке подлежат все рабочие места. При наличии на предприятии факторов, опасных или вредных для здоровья сотрудников, зон повышенного риска, на них обращается особое внимание. Если в числе подобных факторов есть такие, которые требуют специальных измерений и исследований, они должны быть выполнены. Все полученные данные заносятся в декларацию, которая впоследствии передается в трудовую инспекцию.
  3. По результатам проверки комиссия обязана составить отчет , в который включаются сведения о проведенных исследованиях и измерениях, указывается перечень вредных и опасных факторов, выносится экспертное заключение по условиям труда.
  4. Отчет о проверке должен быть доведен до всех сотрудников организации, а также опубликован на официальном сайте. Ознакомление сотрудников осуществляется под роспись. На опубликование и ознакомление отводится 30 дней с момента составления отчета.

Результаты проведенной проверки используются при подаче сведений в ФСС для расчета страховых взносов, на этом основании рассчитывается присвоение класса вредности по отношению к конкретному рабочему месту. Этот фактор определяет размер скидки или надбавки при уплате страховых взносов.

Пенсионные и страховые взносы возрастают пропорционально классу вредности рабочего места сотрудника.

Размеры штрафных санкций за отсутствие отчета о проведенной спецоценке существенно увеличены.

Теперь индивидуальный предприниматель рискует заплатить за это штраф в размере от пяти до десяти тысяч рублей, юридическое лицо – шестьдесят – восемьдесят тысяч. Помимо этого предусмотрена дополнительная мера – приостановление деятельности на срок до девяноста дней для обеих категорий.

Также не следует забывать, что если на территории организации произойдет несчастный случай, а отчет о проведенной оценке условий труда будет отсутствовать, это послужит автоматическим доказательством вины работодателя и может повлечь за собой ответственность вплоть до уголовной.

Вебинар о проведении процедуры специальной оценки условий труда представлен в следующем видеосюжете: