Как открыть заправку правильно? Как открыть АЗС (автозаправочную станцию).

Любой вид топлива – это, прежде всего, тот вид товара, который пользуется очень большим спросом, даже не смотря на то, что с каждым годом становится все дороже. Именно в связи с популярностью любого вида топлива, открытие своей заправки будет для вас просто отличным средством дохода.

Но, как и в каждом виде бизнеса, в топливном бизнесе есть и свои «подводные камни», и свои тонкости, которые обязательно необходимо изучить. Для того чтобы изучить эти особенности открытия своей АЗС, нужно обязательно составить бизнес-план, который поможет вам избежать неприятностей. Также, бизнес-план поможет еще и пошагово организовать свое предприятие.

Как правило, решение открыть АЗС может возникнуть как у простого человека, так и у бизнесмена – но первое, что необходимо сделать перед открытием такого дела, так это провести анализ рынка и выбор такого района своего населенного пункта, который еще не занят этим бизнесом.

1. Обзорный раздел

В данном разделе необходимо описать, то, какую именно АЗС вы хотите открыть (стандартный вариант заправочная станция на 8 машиномест).

Также, нужно указать и организационно-правовую форму ведения бизнеса (как правило, нужно будет оформиться как индивидуальный предприниматель, но если вы планируете работать с корпоративными заказчиками, то следует оформиться как «ООО»). Если вы оформитесь как индивидуальный предприниматель, то это даст вам несколько преимуществ, среди которых низкое налоговое обложение, но недостаток такого вида деятельности в том, что предоставление услуг возможно только частным физическим лицам. Если же вы хотите обслуживать еще и юридические лица, то, как и было указано выше, нужно оформиться как юридическое лицо (то же «ООО»).

Степень успешности такого бизнеса оценивается как высокая, так как спрос сегодня на заправочные станции среди потребителей очень высок, даже несмотря на их огромное количество в сравнительно небольшом районе и высокие цены на топливо.

2. Описание предприятия

В этом разделе бизнес-плана следует описать предприятие, которое вы хотите открыть. Например, можно привести такое описание: предполагается открытие АЗС , которая рассчитана на 8 машиномест и которая предлагает потребителю несколько самых основных видов топлива.

3. Описание услуг

На данном этапе проектирования своего предприятия нужно описать те услуги, которые ваша заправочная станция будет предоставлять потребителям. Как правило, любая автозаправка предоставляет услуги по заправке автомобилей различными видами топлива, самыми распространенными среди которых являются:

1. Бензин марки АИ-98;

2. Бензин марки АИ-95;

3. Бензин марки АИ-92;

4. Бензин марки АИ-76;

5. Дизельное топливо;

6. Газ (новый, но уже распространенный вид топлива).

Также, стоит учесть то, что ваша заправочная станция будет еще и предоставлять бесплатные услуги заправщика. Кроме того, на территории автозаправочной станции, можно установить магазин, в котором можно продавать товары широкого потребления или же открыть магазин автотоваров (можно продавать как мелкие товары для автомобиля, так и полноценные запчасти для двигателя). Так же целесообразным будет открыть при АЗС мойку, у нас имеется.

4. Анализ рынка

На данном этапе бизнес-плана нужно провести мониторинг рынка автозаправочных станций в своем населенном пункте, и установить свое предприятие в том районе, где концентрация АЗС небольшая.

Для того чтобы открыть свою АЗС вам потребуется комплект документации:

1. Лицензия Министерства топлива и энергетики на хранения нефти и газа, а также продуктов их переработки;

2. Разрешение органов местной власти на использование земельного участка под АЗС;

3. Договор на аренду земельного участка, выданный органами местного самоуправления.

Стоит отметить, что участок, на котором будет располагаться ваша АЗС должен быть удален от жилой зоны на 30 метров.

5. Производственный план

После того как вы получите все разрешительные документы, которые необходимы для открытия своей АЗС , настает этап составления производственного плана. В первую очередь необходимо найти компанию-подрядчика, которая возьмет на себя обязанность по возведению вашей автозаправки. На сегодняшний день такую компанию найти не проблема, так как фирм занимающихся строительством очень много. Во время строительства АЗС стоит обращать свое внимание на такие ее узлы как:

1. Емкость для слива и хранения топлива различных видов;

2. Производственные помещения;

3. Магазин продажи;

4. Навес над топливными колонками.

Как правило, на постройку автозаправочной станции уходит всего лишь какие-то месяц-полтора.

После постройки самого здания АЗС можно приступать к покупке оборудования:

1. Система управления автозаправки;

2. Топливные колонки;

3. Оборудование для магазина: витрины, торговые полки, кассовые аппараты, если предполагается и наличие бара, то нужно купить и барную стойку, и оборудование для кухни;

4. Противопожарный стенд (без этого оборудования вам просто не разрешат открыть свою АЗС).

После постройки автозаправки и установки на ней соответствующего оборудования, можно приступать непосредственно к запуску такой станции в работу. В первую очередь, нужно обязательно подписать все необходимые договора с поставщиками топлива. Это необходимо для того, чтобы обеспечить бесперебойную поставку топлива на вашу заправку. Как правило, в крупных городах у вас еще и появится выбор поставщика топлива, так как в таких населенных пунктах, имеется по несколько довольно крупных компаний-поставщиков топлива.

К слову, если вы хотите сделать свою автозаправку более известной, то вам подойдет такой способ ведения бизнеса, как франчайзинг. Этот вид ведения бизнеса позволит вам использовать бренд известной топливной компании всего лишь за 25-30 тыс. рублей в год. Как уже показала практика, открытие франшизы является довольно выгодным решением, так как известный бренд намного больше привлекает потребителей, а это значит, что значительно повышаются продажи топлива. Но если вы решили открыть франшизу, то стоит быть готовым к тому, что компания-представитель потребует от вас соблюдения фирменного стиля и атрибутики.

После того как все этапы пройдены, можно приступать к набору персонала. Как правило, для АЗС вам будет достаточно такого списка рабочих:

1. Продавец-кассир (достаточно будет 3 человека, которые будут работать посменно);

2. Охранник (3 человека, работают посменно, в одну смену с кассирами);

Стоит учесть тот факт, что все работники вашей АЗС должны иметь соответствующие сертификаты, полученные в инспекции по надзору в сфере оборота нефтяных продуктов.

6. Финансовый план

В этом разделе бизнес-плана необходимо рассмотреть все расходы и будущие доходы от такого бизнеса.

Расходы:

В статье расходов нужно указать расходы на аренду участка (примерно 100.000-1.500.000 рублей в год), строительство автозаправочной станции (2.000.000 рублей), оборудование для АЗС (1.000.000 рублей), зарплата персоналу (1.920.000 рублей), а также всяческие налоги, сборы, согласования (300.000 рублей). В сумме, для открытия своей АЗС вам понадобится около 6 млн. рублей.

Доходы:

В статье доходов можно указать такие доходы как продажа топлива (20.000-30.000 рублей в сутки), продажа различных товаров (6.000 рублей в сутки). В совокупности своя АЗС принесет вам около 800 тыс. рублей в месяц.

После открытия АЗС вы получите назад свои вложенные деньги примерно за 8 месяцев.

Открыть собственную заправку – экономически правильное решение для тех, кто хочет организовать прибыльный бизнес. Ведь на сегодняшний день этот рынок все еще активно перестраивается и есть возможность занять свою нишу, создав надежную компанию. Кроме того, количество автомобилей с каждым днем увеличивается, а автотранспорт нуждается в топливе. Значит, у вашего бизнеса есть все шансы стать прибыльным. Итак,как открыть АЗС? И сколько средств придется вложить в будущий бизнес?

Немного о бизнесе

Начнем с того, что АЗС является источником повышенной опасности и для открытия такого бизнеса потребуется много разрешительных документов. По финансам это, скорее всего, самый затратный бизнес, так как на первоначальном этапе потребуется не только арендовать (или купить) подходящий участок земли, но и построить АЗС, которая будет отвечать требованиям действующего законодательства (существуют определенные требования к размещению АЗС, проектированию подобных объектов, а также санитарно-гигиенические и природоохранные требования, которые нужно соблюдать). А это достаточно серьезные расходы. Кроме того, после завершения строительства придется получить разрешения уполномоченных органов на работу АЗС и организовать качественную охрану и безопасность станции.

Сколько стоит открыть заправку для автомобилей? И как долго будут оформляться документы? Вопросы весьма своевременные и очень важные. Оформление документов, которые нужны для открытия АЗС, занимает примерно 3-6 месяцев, сама стройка – столько же, а вложить придется около 12 миллионов рублей Точная сумма зависит от многих факторов).

А вот насколько быстро окупятся первоначальные инвестиции – вопрос. В среднем это занимает около пяти лет. Так что, вкладывая средства в АЗС, надо приготовиться к тому, что это долгосрочный проект. Правда, при грамотном ведении бизнеса вложения могут вернуться уже через три года.

Своя маленькая заправка или франчайзинг?

Сегодня можно открыть как собственную маленькую заправку (это будет автономный бизнес, только ваш), так и открыть фирму под эгидой какой-то известной марки, купив франшизу. При этом большинство специалистов сходятся во мнении, что организовывать бизнес на топливе проще под руководством надежного и опытного партнера, так что франчайзинг сегодня в топливном бизнесе – весьма распространенное явление. Кроме того, решив купить франшизу, вы получить сразу и всю нужную документацию, и бизнес разработки, и бренд, и уже готовый стиль оформления заправки (который, кстати, по условиям договора вам придется неукоснительно соблюдать). Представители головной компании помогут в решении организационных вопросов, да и по поводу качества топлива можно будет не волноваться. Это и понятно, ведь хозяева бренда берегут свое доброе имя, и не будут рисковать им, поставляя на одну из своих заправок некачественное топливо.

А вот если вы решите отправиться в «автономное плаванье» (открыть самостоятельный бизнес), то и о качестве своего продукта вам придется беспокоиться самостоятельно, и разрабатывать стиль своей заправки. А это значит, что придется выбирать поставщиков и нести полную ответственность за качество продаваемого топлива, которое может быть как хорошего, так и весьма низкого качества.

Не стоит забывать также и о том, что большинство автомобилистов предпочитают заправляться на АЗС крупных нефтяных компаний, так называемых «брендовых» заправках, чтобы заливать в бак гарантированно хороший бензин. А значит, наличие на вывеске известной марки может стать залогом прибыльности бизнеса.

Регистрация и организация бизнеса

Итак, вы решили открыть АЗС. Значит, нужно начинать действовать:

Сначала надо составить бизнес-план АЗС, найти подходящий участок для станции и заключить с хозяевами договор аренды.

Потом нужно пройти государственную регистрацию (можно , но лучше все же зарегистрировать юридическое лицо, например, что даст возможность выбрать систему налогообложения с НДС – большинство поставщиков предпочитают работать с теми заправками, где ).

  • Получить коды ОКВЭД.
  • Подготовить проект будущего заправочного комплекса и согласовать его в Роспотребнадзоре, а потом организовать строительство.
  • Разработать и согласовать ППК.
  • Заключить договор на дератизацию с соответствующей компанией, а также договор на вывоз ТБО.
  • Получить разрешение в экологической службе и СЭС.
  • Получить лицензию на хранение и реализацию топлива в Минэнерго.
  • Провести аттестацию рабочих мест.
  • Заключить договор на поставку топлива.

Участок для АЗС и строительство станции

Что касается подходящего участка для АЗС, то он должен находиться на дороге с высокой проходимостью или там, где наблюдается активное движение автотранспорта. При этом важно, чтобы там был удобный подъезд для автомобилей.

После того, как участок выбран, а аренда и документы на строительство оформлены, можно приступать непосредственно к самому строительству. Если вы выбрали франчайзинг, то вам помогут партнеры, а если вы открываете автономный бизнес, то лучше воспользоваться услугами специализированных компаний, которые занимаются строительством и введением в эксплуатацию АЗС. Там работают специалисты, которые знают все требования действующего законодательства. Они произведут весь комплекс строительных работ, введут объект в эксплуатацию и получат все нужные документы.

Все это по времени может занять от полугода до двенадцати месяцев, но зато выбудете уверены, что все сделано правильно.

Необходимое оборудование

По поводу необходимого на заправочной станции оборудования и его количества есть много разных мнений. Но минимальный набор должен включать:

Кроме того, стоит позаботиться о специальном программном обеспечении (и, соответственно, компьютере), которое может помочь автоматизировать процесс отпуска топлива. Используя такое ПО, вы будете в автоматическом режиме не только заправлять транспорт, но и принимать топливо из бензовоза и формировать суточные отчеты. Это важно, поскольку поможет практически полностью исключить из цепочки пресловутый «человеческий фактор».

Ну, и, конечно, нужно построить и оборудовать помещение для оператора АЗС, а также дополнительные постройки, где будут располагаться шиномонтаж, мастерская, мойка, магазин и прочее (это значит, что нужно укомплектовать все объекты нужной мебелью, оборудованием, инструментом).

Поставки топлива

Вы купили франшизу? Тогда вам не следует беспокоиться о поставках топлива и его качестве. Об этом позаботятся ваши партнеры. Но если вы ведете самостоятельный бизнес, то вам придется искать надежных поставщиков и организовывать поставки топлива самостоятельно. Лучший вариант – договор с нефтебазой или перерабатывающим предприятием. Там можно получить топливо по более низкой цене или договориться о скидках на оптовые заказы. Уровень цен можно узнать в интернете, а из нефтеперерабатывающих предприятий лучше выбирать более крупное и с хорошей репутацией. Так можно рассчитывать на более-менее хорошее качество топлива.

Сопутствующие услуги

Как открыть заправку? И как сделать бизнес прибыльным? На эти вопросы могут ответить те, кто уже открыл АЗС. Основной совет новичкам: не останавливаться только на продаже бензина, а предлагать также и дополнительные услуги, которые помогут повысить прибыль и привлечь клиентов. О чем идет речь? Например, о том, что на заправке можно открыть шиномонтаж или ремонтную мастерскую (особенно, если станция находится на трассе, в отдалении от штатных мастерских), магазин, где будут продаваться товары в дорогу, автомасла и автохимия, небольшое кафе. Иногда есть смысл даже открыть небольшую гостиницу, которая будет пользоваться спросом на федеральных трассах, где много транзитного транспорта, или автомойку.

Конечно, о дополнительных услугах стоит подумать еще на этапе планирования будущего бизнеса. Тогда реализовать все замыслы будет намного проще. И вот, что интересно, в процессе работы часто выясняется, что сама по себе АЗС служит для привлечения клиентов (люди все же заезжают заправляться), а основной доход дают именно дополнительные услуги. Так что не стоит пренебрегать такими важными составляющими бизнеса.

Безопасность

Безопасность на пожароопасном объекте – очень важный вопрос. Для начала нужно разработать всю противопожарную документацию, оборудовать помещения пожарной сигнализацией и тревожной кнопкой, а заправочную площадку – первичными средствами пожаротушения.

На территории заправки должен быть пожарный водоем или гидрант, ящики с песком и, конечно, огнетушители.

Нужно также позаботиться о и безопасности персонала (особенно это касается АЗС, которые расположены далеко от населенных пунктов): обеспечить оператора качественными средствами связи, установить тревожную кнопку и заключить договор на обслуживание с охранной фирмой, сотрудники которой будут выезжать на объект в случае срабатывания тревожной кнопки. Неплохо еще установить на объекте бронированные стекла и усиленные двери. Эти меры помогут избежать неприятностей в случае нападения на заправку криминальных элементов.

Персонал

Для нормальной работы АЗС потребуются:

  • технические специалисты, которые будут обеспечивать заправку транспорта, подкачку колес, и оказывать прочие ремонтные услуги;
  • менеджер-кассир (оператор АЗС, их должно быть несколько), который будет принимать деньги, отпускать ГСМ и контролировать порядок на станции;
  • продавец (если на станции есть магазин)
  • управляющий

Конечно, в зависимости от того, какие еще услуги вы планируете оказывать на вашей станции, потребуются и соответствующие сотрудники. Например, ремонтники или электрики, продавец магазина, буфетчица, оператор автомойки.

Как открыть газовую заправку

Процесс открытия газовой заправки ничем не отличается от открытия обычной АЗС. Но особое внимание следует уделить оборудованию для станции, которое должно быть не только современным и сертифицированным, но и проверенным специалистами МЧС, что подтвердит его безопасность. Кроме того, еще до начала строительства нужно оговорить с пожарной инспекцией все вопросы, которые связаны с планировкой станции, и согласовать выбор земельного участка с местной администрацией.

Важные моменты

Построив современную АЗС и став ее хозяином, важно не забывать, что она – объект повышенной опасности, который будет регулярно проверяться уполномоченными органами на соответствие требованиям существующего законодательства и нормативных документов. И эти органы будут регулярно осуществлять контроль за вашей деятельностью, а при обнаружении нарушений могут не только выписать штраф, но и приостановить лицензию. И вы не сможете работать, пока не устраните обнаруженные недостатки. Так что к соблюдению требований оборудования и эксплуатации пожароопасных и взрывоопасных объектов следует относиться очень внимательно.

Первоначальные инвестиции

Сколько стоит открыть АЗС? Этот вопрос задают практически все, кто хочет открыть свою станцию. Итак, что касается первоначальных инвестиций, то их размер зависит от многих факторов: региона, уровня заправки, необходимости дополнительных строений, технического оснащения бизнеса, дополнительных услуг, предоставляемых заправкой. Но в среднем расходы на начальном этапе составят:

Из расчетов видно, что вложения для открытия АЗС потребуются немалые. Но если заправка ежемесячно будет приносить не менее 1 000 000 рублей дохода, бизнес можно считать рентабельным.

Автопаркам, имеющим большое количество подвижного состава, ежедневно приходится решать проблему, каким топливом, где заправлять технику и как при этом сэкономить. Централизованная заправка на обычных АЗС, пусть даже и по топливным картам, невыгодна: сговоры, хищения и недоливы в данном случае в порядке вещей. Это понимают все, тем не менее большинство крупных автохозяйств считают договор с топливными сетями решением оптимальным. «Много нестыковок получается. Например, уехал автопоезд из Центральной России в отдаленный регион, и даже на брендированных заправках по картам мы наблюдаем стабильный недолив, - рассказывает Кирилл Водин, заместитель генерального директора ООО «Транспортная компания «Веста». - В итоге нам даже пришлось из-за этого сменить топливную компанию, плюс организовать собственную АЗС на территории автопарка».

Можно ли организовать топливораздачу непосредственно на территории предприятия? До недавнего времени этот путь был весьма сложным. Для того чтобы построить собственную АЗС на территории автопарка и владеть этим объектом на законных основаниях, требовалось пройти множество инстанций, получить не один десяток страниц разрешительной документации. Позволить такое себе могли только крупные автокомбинаты.

Все изменилось в 2012 году, когда автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС. «В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой: если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и своде правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 года», - рассказывает Юрий Колесников, генеральный директор объединения «Пензаспецавтомаш» (торговая марка Benza).

КОНТЕЙНЕРНЫЕ И МОДУЛЬНЫЕ АЗС

Сегодня на российском рынке множество изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковы. К ним относят контейнерные и мобильные АЗС, топливные и топливозаправочные модули. Модульная АЗС - это станция, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуара и разнесением топливораздаточной колонки (ТРК) и контейнера для хранения топлива. Контейнерная АЗС (КАЗС) отличается от модульной только тем, что ТРК размещена в контейнере для хранения топлива.

На самом деле, с точки зрения соответствия НПБ 111-98 абсолютно неважно как изделия называются, главное чтобы они были выполнены как единое изделие. «Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому, - говорит Юрий Колесников. - Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть - зашиваться в контейнер или оставаться с открытым резервуаром, нормы это не регламентируют».

С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если автопредприятие устанавливает КАЗС для собственных нужд на своей территории и установка не требует капитального строительства, собственник не должен получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС. Во-первых, нужно выдержать расстояние до различных категорий объектов и подготовить площадку с зоной въезда и выезда и установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта. Во-вторых, требуется изготовить основание для АЗС в виде дорожной плиты определенных размеров и установить его. Наконец, в-третьих, назначить ответственных за выполнение противопожарных мероприятий.

Основные требования для размещения контейнерной заправки: 25 метров удаления от зданий и сооружений и чтобы под оборудованием не проходил водопровод

Кроме этого, нужно и выполнение специальных технических требований. Например, на КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа. Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в контейнер, необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС.

Собственную традиционную АЗС может позволить себе разве что ГУП МО «Мострансавто»

Из других специфических требований к технологическому оборудованию модульных и контейнерных АЗС отметим необходимость выполнения резервуаров для хранения топлива двустенными. При этом общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 - вне населенных пунктов.

Очень важный момент - это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация Таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Кроме этого, нужны экологический и санитарный сертификаты. В случае если КАЗС устанавливается на опасном производственном объекте, могут потребоваться и иные разрешительные документы.

По документам и сертификатам это должна быть именно станция для раздачи, заправки топливом - единое изделие, а не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, отмечают эксперты. Иначе такого рода проект будет классифицироваться как склад горючего или как традиционная АЗС. Тогда предприятие обязано поставить эти объекты на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасное производство. Не решают вопрос законной эксплуатации заправки и так называемые мини-АЗС с одностенным резервуаром и одной ТРК. Их можно использовать только как мобильный передвижной резервуар, там, где необходимо заправлять технику, часто меняя место установки АЗС. Например, при сельскохозяйственных или дорожных работах.

Автоматическая раздача топлива водителям по смарт-картам возможна как опция

БЕЗ ОПЕРАТОРА

В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт-картам или чип-ключам. «Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать в офис, - комментирует Светлана Быкова, начальник автоколонны ООО «Транспортная компания «Веста». - Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц. Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС».

АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

Электронасос со счетчиком учета в закрытом корпусе удобен для заправки техники в полевых условиях

Если говорить о полной автоматизации снабжения транспортных предприятий топливом, то следует упомянуть проект, который разработала компания «Волгаресурс». Схема включает в себя установку на предприятие автоматической мобильной топливозаправочной станции (АМТЗС), доставку топлива транспортом поставщика, проверку качества топлива на всех этапах в аккредитованной лаборатории, обслуживание единым центром управления, прозрачное ценообразование. Водителям, которые самостоятельно заправляют свои грузовики, выдаются топливные карты. Они могут быть как общими - обезличенными, так и именными. Примечательно, что топливные карты могут быть лимитированы по количеству отпускаемого горючего. Лимит устанавливает либо компания, предоставляющая услуги по заправке машин, либо непосредственно заказчик услуги - автоперевозчик. Доступа к горючему, кроме как через лимитированную топливную карту, нет. При этом АМТЗС может быть дополнительно оснащена терминалом, который выдает чек, прикрепляемый к путевому листу. Поскольку вся система полностью автоматизирована, то руководитель транспортной организации или ответственный человек из финансовой группы каждый день получает детализированный отчет о движении топлива в строго определенной форме. В сводке содержится информация о том, какая машина была заправлена, какое количество топлива было отпущено, в какое время была произведена заправка и так далее вплоть до фотографии водителя, который пользовался топливной картой. Данные из отчета бухгалтерия автопредприятия сверяет с внутренней документацией.

Основные требования для размещения АМТЗС: 25 метров удаления от зданий и сооружений, и чтобы под оборудованием не проходил водопровод. Основание должно быть выложено плитами, а для обеспечения безопасности должны присутствовать отбойники. Для подключения электрической мощности необходимо организовать подвод кабеля, рассчитанного на мощность не менее 10 кВт. Время нахождения автозаправочного модуля на территории заказчика регламентируется исключительно договором на аренду АМТЗС и покупку топлива. Стандартный срок изготовления и установки станции около 2,5 месяцев. Предварительно составив техническое задание, заказчик имеет возможность указать все необходимые ему опции. Например, при наличии смешанного парка техники поставщик может предложить емкости с разным количеством секций. По согласованию с заказчиком емкость может быть разбита на отсеки нужного объема. Например, в одном будет храниться дизельное топливо, в другом - бензин.

Может ли перевозчик заработать на автозаправочной станции, которая установлена на его территории? Да, такая возможность имеется. Например, недалеко друг от друга базируются две автоколонны. Если на территории одной из них имеется АМТЗС, то сосед может заправлять там свои машины по привлекательной цене, но при этом владелец АМТЗС будет иметь свою прибыль с реализации нефтепродуктов. При этом по невысокой цене топливом могут заправляться не только служебные автомобили, но и личные машины сотрудников, что сделает работодателя еще привлекательнее.

При такой схеме затраты перевозчика на установку оборудования близки к нулю, так как он приобретает услугу по заправке транспортных средств. При этом все операции по обслуживанию, ремонту оборудования, чистки емкости и так далее выполняет поставщик услуг. Вся ответственность за качество топлива также ложится на поставщика. Все, что платит транспортная компания, - это стоимость отпускаемого топлива. При этом расходы по оборудованию заложены в стоимость литра, и он дешевле, чем на сетевых АЗС. Единственный недостаток этого решения - долгосрочная привязка к одной топливной компании, а это устраивает не всех перевозчиков.

Открытие АЗС - решение достаточно рискованное, так как конкуренция на рынке розничной торговли топливом весьма сильная, однако при удачном стечении обстоятельств и умелом управлении даже одна небольшая розничная точка вполне может стать источником внушительной прибыли. Чтобы добиться ее будущему владельцу «заправки» предстоит пройти сложный путь.

Первые шаги

Самый первый вопрос, который требуется решить - это выбор способа работы. Их всего два и у каждого есть как свои преимущества, так и недостатки. АЗС может быть полностью независимой и предлагать продукцию под собственным брендом, либо можно пойти по второму пути - обратиться к крупному поставщику и начать работать по франшизе.

В первом случае основным преимуществом будет независимость: абсолютно все вырученные средства можно будет использовать на благо своего бизнеса. Но не стоит забывать, что для достижения прибыли сначала придется решить вопрос продвижения бренда и рекламы, а также найти надежного поставщика топлива , при сотрудничестве с которым не будет проблем с качеством продукции и регулярностью поставок.

Начиная работать по франшизе, можно сразу рассчитывать на помощь от сотрудников компании-франчайзера во всех организационных вопросах и даже строительстве здания и установке ТРК. Но сразу стоит отметить, что это будет именно помощь в организации - работать над решением основных вопросов все равно придется самостоятельно.

Дополнительное, и весьма важное преимущество - гарантированное решение проблемы с поставками. Компания-франчайзер будет поставлять топливо на новую АЗС либо своими силами, если является крупным игроком рынка, либо организует отгрузку с помощью одного из действующих партнеров.

И, наконец, автозаправочная станция с первого дня работы будет завлекать автомобилистов вывеской известного бренда, то есть, расходов на дополнительную рекламу не потребуется. Кроме того, статистика показывает, что точки продаж известных, крупных компаний вызывают больше доверия и имеют большую популярность у автовладельцев, чем молодые заправки-одиночки.

Не обходится и без недостатков:

  • Франчайзер всегда имеет свод внутренних правил относительно порядка работы. Их потребуется строго соблюдать.
  • Часть прибыли (фиксированный процент) обязательно отходит основной компании. Однако при самостоятельной работе та же, или даже более крупная сумма все равно уходила бы на рекламу и другие статьи расходов, которых удастся избежать при работе по франшизе.

Регистрация компании

Этот вопрос можно решать параллельно с предыдущим. Так как АЗС будет работать официально, потребуется открыть юридическое лицо. В этой сфере лучше всего выбрать в качестве организационно-правовой формы ООО, так как крупные поставщики работают исключительно с ЮЛ (напомним, что ИП является физлицом). Форма налогообложения - ОСНО с НДС. Каких-либо дополнительных лицензий и разрешений не потребуется.

Выбор участка под строительство

На регистрации бизнеса оформление бумаг не оканчивается, но его потребуется прервать на выбор оптимального участка под последующую застройку.

Поиск осложняется жесткими требованиями противопожарных нормативов и обязательной удаленностью от жилых зданий и общественных объектов. Кроме того, стоит принимать во внимание выгоду расположения выбранного участка - крайне важно, чтобы водителям была видна будущая АЗС, а путь к ней был удобен.

Еще один аспект - возможность дальнейшего расширения. Желательно иметь запас по площади, чтобы удалось не только разместить основные объекты, но и в дальнейшем расшириться, увеличив количество топливораздаточных колонок и предложив дополнительные услуги, организовав, например, пункт техобслуживания и кафе.

Участок под строительство можно купить, но при недостатке средств, которых на первых порах и так потребуется много, можно остановиться на другом варианте - аренде. После этого потребуется решить еще несколько бюрократических вопросов:

  • В горсовет требуется подать заявление на размещение объектов АЗС. В случае положительного решения оно будет передано в пожарную инспекцию, СЭС и прочие государственные органы. Утверждение во всех инстанциях обычно занимает порядка 3-4 месяцев, после чего будет выдано разрешение на строительство.
  • Далее нужно утвердить технические условия на проектирование у компаний, отвечающих за коммуникации: госавтоинспекции, горгаза, горводоканала, горэнерго, телекома, горсовета, пожарной инспекции.
  • Получить градостроительное обоснование в Управлении охраны памятников истории и культуры.
  • Собранные документы и разрешения потребуются для создания проекта под строительство. Готовый проект требует повторных согласований в городских службах, на основании которых будут выданы разрешения.
  • Еще одно разрешение (на разрытие) получается в Главном управлении по благоустройству и внешнему дизайну.
  • Все собранные документы, дополненные удостоверением права собственности или аренды выбранного участка, должны быть поданы в Главархитектуру. В течение 30 дней управление обязано выдать финальное разрешение на строительство.

Как и в других случаях, требующих подготовки документов и обращений в государственные органы, всю работу можно доверить сторонней юридической фирме. Это потребует дополнительных вложений, но существенно сэкономит время.

Полученное разрешение передается строительной компании. После окончания строительства и подключения коммуникаций потребуется получить документы, удостоверяющие право собственности и пройти регистрацию в БТИ.

Вышеописанная процедура является лишь ориентиром и на самом деле может существенно отличаться в зависимости от региона и города, где планируется открыть АЗС.

Закупка оборудования

Поскольку процесс подготовки документов достаточно длительный и не требует постоянного непосредственного участия, во время ожидания можно заняться поиском и закупкой необходимого оборудования. Не стоит откладывать этот этап, так как от размеров резервуаров и ТРК напрямую зависит их расположение на плане строительства и общая требуемая площадь.

Для того чтобы открыть АЗС среднего размера потребуется:

  • 2-4 ТРК с полным комплектом для подключения,
  • вдвое большее количество резервуаров под бензин и ДТ (по одному на каждый рукав),
  • пустой (аварийный) резервуар,
  • емкость для организации «ливневки»,
  • комплект мебели и кассовый аппарат для оснащения ими рабочего места.

Рассчитывая оптимальное количество топливораздаточных колонок, следует принимать во внимание то, что в России автомобили с дизельными двигателями распространены существенно меньше, поэтому на каждые 3 рукава для подачи бензина должен приходиться всего 1 с ДТ. Примерно то же соотношение справедливо и для машин, заправляющихся газом.

При желании можно приобрести б/у оборудование, но лучше отдать предпочтение новому. Основная причина в том, что современные ТРК и многие другие компоненты - это полноценные программно-аппаратные комплексы, позволяющие дистанционно отслеживать количество проданного и оставшегося продукта и составлять соответствующую документацию в полуавтоматическом режиме. Это существенно упростит задачу по учету топлива (подробнее о ручном и более современном автоматизированном методах учета можно узнать ).

Оборудование производят как зарубежные компании, так и отечественные. На первый взгляд может показаться, что второй вариант предпочтительнее, так как цены на него в 4-5 раз ниже, но при эксплуатации российские разработки будут требовать существенно более частого ремонта, который приведет к простою и, соответственно, потерям прибыли.

Сэкономить удастся только на покупке емкости для монтажа ливневой системы. Она обязательно требуется для сбора смытых дождем и стаявшим снегом нефтепродуктов. Для этого можно приобрести б/у резервуар.

И последнее, о чем стоит позаботиться - это средства пожаротушения: емкости с песком, проверенные огнетушители и гидрант.

Подбор персонала

После бумажной работы и окончания строительства АЗС может начинать принимать первых клиентов, но без персонала обслужить их не получится. Минимально возможный коллектив должен состоять из:

  • Кассиров. От них требуется знание компьютера и умение работать с кассой, так как прием оплаты и отпуск топлива будут производить именно они.
  • Старшего менеджера или управляющего, который будет следить за процессом работы и возьмет на себя организационные вопросы. Сразу после открытия эту должность может занять сам владелец АЗС. Так удастся сэкономить на зарплате сотрудникам, выявить и устранить проблемы в организации.

Заправщиков нанимать с первых дней не обязательно.

Если «заправка» изначально предлагает дополнительные услуги, например, имеет на территории магазин с товарами первой необходимости или кафе, потребуются рабочие соответствующей квалификации.

Отдельно стоит подчеркнуть тот факт, что станции с дополнительными услугами привлекают гораздо больше клиентов, при этом в черте города большей популярностью пользуются АЗС с автомойкой, а за городом - с магазином.

Когда АЗС начнет работать

После того, как новая автозаправка начнет обслуживать клиентов и приносить хотя бы небольшую, но стабильную прибыль, следует уделить внимание, как минимум, двум важным моментам:

  1. Технике безопасности. Проверки на АЗС случаются крайне часто, и штрафы за несоблюдение жестких требований безопасности весьма велики, особенно для бизнеса, который только набирает обороты. Сюда же можно отнести необходимость иметь в штате дворника, так как чистота территории также напрямую относится к безопасности.
  2. Оснащение объекта системой видеонаблюдения и кнопкой вызова охраны. Они помогут не только защитить персонал в случае ограбления, но и пресечь кражу топлива недобросовестными работниками.

Даже несмотря на серьезные финансовые вложения, АЗС можно считать весьма перспективным бизнесом. Особенно в том случае, если они располагаются в регионах, где конкуренция пока не столь сильна, как в Москве.

Составляя для АЗС подробный бизнес-план, начинающему бизнесмену придется учесть ряд важных моментов. В первую очередь необходимо определиться с вариантом ведения проекта. Это может быть полноценный комплекс с собственными нормами и правилами. Несколько легче открыть стоянку под именем популярной торговой марки (по франшизе).

Возможности

Подобное направление бизнеса позволяет работать в рамках франчайзинга. При этом предприниматель будет вынужден принять правила конкретного бренда. Для молодых бизнесменов это решение окажется максимально выгодным. Невзирая на то, что в данной ситуации предпринимателю ежегодно придется выплачивать существенные суммы за франшизу (в пределах 400 тысяч рублей), в наличии всегда будет максимально качественное топливо. При этом бизнесмен получит бизнес-план газовой заправки, полностью продуманный и просчитанный. Также ему выдается полный спектр всех необходимых для рентабельной и успешной деятельности документов.

Решаясь заняться данным направлением, многие молодые предприниматели задаются вопросом: сколько будет стоить открытие проекта? Для получения ответа на данный вопрос рекомендуется детально произвести все необходимые расчеты. Особенно важно учесть следующие факторы:

  • расходы на аренду либо приобретение земельного участка;
  • расстояние от оживленных трасс и магистралей;
  • наличие качественных подъездных путей.

Расчеты вложений

Мало задуматься над тем, как открыть АЗС, – бизнес-план составить гораздо важнее. В проект придется вложить как минимум 5 миллионов рублей. Что следует отразить в данном проекте? Чтобы в итоге дело оказалось действительно перспективным и рентабельным, стоит особое внимание акцентировать на:

  • дополнительных расходах, которые пойдут на и получение многочисленных разрешений.

Крайне важно, разрабатывая бизнес-план для АЗС в таблицах и цифрах, предусмотреть, что аренда территории обойдется примерно в 100 тысяч рублей. Эта сумма не за целый год, а платеж за месяц.

Не менее важно учитывать нормативы. Станция, расположенная в населенных пунктах, должна находиться от построек и жилых сооружений на расстоянии как минимум 30 метров.Первый и самый емкий пункт – приобретение оборудования. Этот шаг подразумевает вложение около 3-4 миллионов рублей. Следует купить не менее 4 единиц топливно-раздаточных колонок с центральным компьютером. Также нужно приобрести резервуары. К их числу стоит отнести емкости для:

  • хранения и отпуска топлива;
  • ливневой системы;
  • аварийной перекачки топлива.

Существенные детали

Очень важно учесть, что для успешного функционирования АЗС следует позаботиться о наличии в штате специалистов по ремонтным работам. Не менее целесообразно нанять хороших операторов заправки и отыскать надежного управляющего, который способен максимально качественно регулировать работу всего коллектива. При этом в бизнес-план перспективной автозаправки необходимо внести строку об оплате труда сотрудников. На это следует выделять порядка 100 тысяч рублей ежемесячно.

Отдельного внимания заслуживают прочие важные пункты. Нужно потратить деньги для получения разнообразных разрешений и оформления пакета документов. Если начинающий предприниматель решил воспользоваться франшизой, то ему придется потратить примерно 300-400 тысяч рублей. Открытие собственной заправки обойдется в большую стоимость.

Не стоит забывать о коммунальных услугах. Поскольку АЗС охватывает довольно большую территорию, затраты по данному пункту, как правило, составляют минимум 10 000 рублей ежемесячно.

Документация и разрешения

При организации бизнеса в данной сфере в первую очередь предпринимателю потребуется зарегистрироваться. Для этого следует обратиться в ИФНС. Оптимально перевести собственный проект в категорию индивидуального предпринимательства. Также можно успешно функционировать в качестве ООО. Второй вариант потребует от молодого предпринимателя значительно больше вложений и временных затрат. Но важно учитывать, что подобный подход позволит совершать сделки как с юридическими, так и физическими лицами.

Что касается первого варианта, то для такой АЗС подробный бизнес-план окажется в составлении довольно простым. Организация ИП в данной сфере позволяет вести сотрудничество только с физическими лицами.

В процессе регистрации проекта молодому бизнесмену потребуется:

  • произвести оплату ;
  • посетить Министерство топлива;
  • получить лицензионный документ, разрешающий хранение топлива и нефти.

Кроме того, предпринимателю необходимо обратиться к местным органам власти для получения документа, разрешающего арендовать землю. Затем остается только заключить договор на аренду территории.

Отдельного внимания заслуживает окупаемость проекта. Как показывают статистические данные, АЗС с отличной проходимостью позволит отпускать каждые сутки до 30 тонн топлива. Очень важно, чтобы заправка была рассчитана на продажу:

  • бензина марки АИ-92;
  • бензина марки АИ-98;
  • бензина марки АИ-95;
  • бензина марки АИ-76;
  • дизтоплива.

Окупаемость и рентабельность

На каждый вид топлива непременно найдутся свои постоянные покупатели, особенно если продукция будет отличаться качеством. Учитывая стоимость товара, будет просто произвести расчеты. Можно ожидать, что порядка 20 000 рублей АЗС легко получать ежедневно. Следовательно, ежемесячный доход окажется в пределах 600 000 рублей.

Однако не стоит полагать, что всю полученную сумму можно смело записывать в прибыль. Из данного дохода потребуется вычесть часть денег, которые пойдут на выдачу заработной платы сотрудникам заправочной станции. Также потребуется взять из полученных средств финансы для оплаты коммунальных услуг. Таким образом, чистый остаток составит приблизительно 450 000 рублей.

Как показывает практика, рентабельность подобных бизнес-проектов достигает 60%. Чтобы предприятие полностью себя окупило, потребуется активно работать не менее 2,5-3 лет. Ключевым недостатком такого бизнеса выступают существенные финансовые вложения. Кроме того, многих молодых предпринимателей останавливает необходимость собирать объемистый пакет различных документов.

Чтобы дело оказалось более прибыльным и рентабельным, стоит дополнить его шиномонтажем, мини-маркетом, кафетерием или мойкой.

Как составить бизнес-план: Видео