Административно-правовой статус некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений. Общественные объединения, виды, структура, регистрация Профессиональные союзы относятся к видам общественных объединений

Общественное объединение

Общественное объединение - добровольное , самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения .

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Общественное объединение - это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией . Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица - другие общественные объединения .

Формы общественных объединений

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).

Сфера деятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».

Структура, организация деятельности общественных объединений

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации . Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений - Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов , федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма , устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

С усилением «вертикали власти» (с 2002 г.) изменился и порядок приостановления деятельности общественных объединений - теперь уже внесудебный (административно-прокурорский)либо на шесть месяцев , либо без явного определения этого срока .

См. также

  • Предпринимательские объединения

Ссылки

  • Федеральный закон «Об общественных объединениях» - в первоначальной общепринятой редакции
  • Гуляихин В.Н.,Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс . - 2012. - № 6. - С. 127-132.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Общественное объединение" в других словарях:

    Общественное объединение - Общественное объединение добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5… … Бухгалтерская энциклопедия

    Общественное объединение - (англ. social union) в РФ добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе О.о. Право граждан на создание О.о.… … Энциклопедия права

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, добровольная, самоуправляемая, некоммерческая организация (см. ОРГАНИЗАЦИЯ), созданная по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения … Энциклопедический словарь

    Юридический словарь

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. О.о. могут создаваться в одной из… … Юридическая энциклопедия

    Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Принцип добровольности основывается … Российское избирательное право: словарь-справочник

    общественное объединение - по определению ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в… … Большой юридический словарь

Общественные организации

Особенность общественной организации – наличие членства, тогда как в отношении других организационно-правовых форм общественных объединений этого не требуется, и их составляют участники. Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации выступает съезд (конференция) или общее собрание; имеется и постоянно действующий руководящий орган (это выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию). Общественные организации многообразны. Этим понятием, в частности, охватываются профессиональные союзы, политические партии.

В современном обществе большую роль играют профсоюзы. Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Наряду с правом на такое представительство профсоюзы имеют право на содействие занятости, право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров, контроль за их выполнением, право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, право на социальную защиту работников и т.д.

Общественные объединения различаются не только по своим организационным формам, но и по территориальной сфере деятельности. В зависимости от этого выделяются общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общероссийские общественные объединения действуют на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства). Территориальная сфера деятельности других видов общественных объединений меньше. Так, региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории только одного субъекта РФ, а местное – в пределах территории органа местного самоуправления (например, населенного пункта).

Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Они свободны (в рамках законов) в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, она основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Конституция РФ (ч. 5 ст. 13) устанавливает определенные ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Это оправданные, естественные для демократического правового государства ограничения.

Главное в правилах создания общественных объединений – закрепленное законом право граждан создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей. Закон требует, чтобы учредителями были не менее трех физических лиц, вместе с тем наряду с физическими лицами в состав учредителей могут входить и юридические лица – общественные объединения. Число учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об этих видах объединений.

Закон предъявляет определенные требования к учредителям, членам и участникам общественных объединений. Как правило (если иное не установлено законодательством), учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения. Ими могут также быть иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, указанных в федеральных законах или международных договорах (например, они не могут входить в политические партии). Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских – достигшие 10 лет. Учредителями, членами и участниками общественных объединений не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, а также условием для предоставления им преимуществ (за исключением предусмотренных законом случаев). Не допускается требование об указании в официальных документах на членство или участие в общественных объединениях.

Решения о создании общественного объединения, а также об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании; с момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным. Однако юридическим лицом оно становится с момента государственной регистрации данного объединения. Но общественные объединения могут и не регистрироваться в органах юстиции; тогда они не приобретают прав юридического лица. Регистрация осуществляется Министерством юстиции и его органами. Для государственной регистрации необходимо представить определенные документы, круг которых установлен законом. Отказать в государственной регистрации можно только по основаниям, указанным в законе.

Такой отказ возможен, если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, положениям закона об ограничении деятельности объединений определенной направленности, требованиям, предъявляемым к учредителям, членам и участникам общественных объединений, требованиям к уставу, документам, представленным к регистрации (ст. 16, 19, 20, 21 Федерального закона «Об общественных объединениях»); если не представлен полный перечень учредительных документов и т.д. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

Законодательство регламентирует и порядок ликвидации общественных объединений. Ликвидация общественного объединения происходит по решению съезда (конференции) или общего собрания либо в судебном порядке; предусматривается также возможность приостановления деятельности общественных объединений. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда, что означает запрет на его деятельность. Основаниями этого являются: 1) нарушения требований Конституции РФ и Федерального закона «Об общественных объединениях» о запрещении создания и деятельности общественных объединений определенного характера; 2) виновные нарушения общественным объединением своими действиями прав и свобод граждан; 3) неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Общественные объединения – самостоятельные, самоуправляющиеся ассоциации, и законодательство не допускает вмешательства государственных органов, должностных лиц в деятельность общественных объединений, а также и вмешательства последних в работу органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Вместе с тем многие общественные объединения активно участвуют в политической жизни, играют заметную роль в политической системе, участвуют в выборах органов государственной власти, представители политических партий, других общественных объединений являются депутатами представительных органов, занимают выборные государственные должности. Однако сами по себе общественные объединения государственную власть не осуществляют, не наделяются государственно-властными полномочиями; это прерогатива органов государства.

Общественные объединения имеют широкие права, позволяющие им реализовывать свои уставные цели. Они вправе свободно распространять информацию о своей деятельности; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов и органов местного самоуправления (в порядке и в объеме, предусмотренных законодательством); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. Общественные объединения могут представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных объединениях. Весьма важным и активно используемым правом общественных объединений является возможность участвовать в избирательных кампаниях (при наличии государственной регистрации объединения и указания в его уставе об участии в выборах). Отвечающие требованиям законодательства общественные объединения имеют право выдвигать кандидата на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Особенно значимо их право выдвигать федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы по федеральному избирательному округу, которое принадлежит только общественным объединениям.

Закон возлагает на общественные объединения и определенные обязанности, прежде всего обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, нормы устава и других учредительных документов, а также обязанность допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, и некоторые другие обязанности.

Государство осуществляет надзор и контроль за деятельностью общественных объединений. Надзор за соблюдением ими законов осуществляется прокуратурой Российской Федерации. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов. Другие органы государственного надзора и контроля (экологические, пожарные и др.) также участвуют в контроле за соблюдением общественными объединениями соответствующих норм.

Общественные организации занимают очень важное место как в политической системе страны, так и в обеспечении независимости её жителей. Каждый человек в России имеет право основать общественное объединение любого вида, исключением не является и профессиональный союз для защиты интересов.

Это право установлено в Конституции РФ, статья 30. Россия - страна, имеющая демократический государственный режим, поэтому свобода общественных организаций и союзов гарантирована. Никто не вправе заставлять человека вступать в организацию, это происходит исключительно по воле самого гражданина.

Создавая общественные организации, люди могут не ждать согласия органов государственной власти. Такие организации можно регистрировать, в этом случае они получат статус юридического лица. Однако процесс государственной регистрации не обязателен, объединения могут существовать и без него.

Выделяют различные виды общественных организаций: спортивные объединения, массовые движения, профсоюзы, политические партии, научные ассоциации, союзы молодёжи и инвалидов, творческие объединения и др. Для начала нужно разобраться в понятии «общественная организация».

Что такое общественное объединение?

Данный термин означает добровольное некоммерческое формирование, основанное по инициативе людей, которые объединились для достижения общих целей. На данный момент деятельность такого рода организаций координирует Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года.

Другими словами, общественная организация - это союз людей, созданный на основе их интересов и на принципе добровольного членства. У такого рода организаций есть свои ограничения:

  • нельзя организовывать вооружённые объединения;
  • необходимо соблюдать законодательство РФ;
  • не нарушать территориальное единство государства.

К признакам объединений можно отнести добровольность, действие строго в соответствии с уставом и некоммерческий характер. В современных условиях получил большую популярность такой союз, как общественная организация. очень интересны историкам и политикам.

Организационно-правовые формы общественных объединений

Согласно одной из статей Федерального закона «Об общественных объединениях» выделяют следующие типы таких организаций, которые могут основываться согласно правовым формам:

  • общественное движение - объединение, основанное для достижения политических и социальных целей. Участники общественного движения не имеют членства;
  • общественный фонд - один из типов некоммерческих объединений, участники которого не имеют членства. Основной целью данного объединения является создание имущества, основывающееся на добровольных взносах и других поступлениях, не противоречащих законодательству страны;
  • общественное учреждение - союз, также не имеющий членства, основной его целью выделяют предоставление определённых услуг;
  • орган общественной самодеятельности - ассоциация, участники которой не имеют членства. Основной целью органа является решение определённого рода проблем, которые возникают у людей по месту жительства и учёбы;
  • политическая партия - участвующая в формировании органов власти и выражающая политическую волю членов общественная организация.

Классификация общественных объединений

Помимо союзов, которые отличаются правовой формой, есть ещё и другие особенности их классификации. Основные виды общественных организаций были указаны выше. Сейчас будут рассмотрены иные типы и формы такого рода организаций. Виды общественных организаций, объединений в соответствии со степенью участия в борьбе за власть:

  • имеющие неполитическую направленность, т. е. не ставят цель являться участником борьбы за власть и не пытаются внести изменения в в стране;
  • имеющие политическую направленность, т. е. те объединения, которые являются активными участниками борьбы за власть и используют для этого определённые средства.

В соответствии отношения объединений к настоящему строю:

  • консервативные;
  • реформистские;
  • революционные;
  • контрреволюционные.

Виды общественных организаций РФ по методам действия:

  • легальные;
  • нелегальные;
  • формальные;
  • неформальные.

И, наконец, по масштабам деятельности выделяют следующие объединения:

  • международные;
  • региональные;
  • локального характера.

Обязанности и функции общественных организаций

Чем должны заниматься общественные организации? Виды, функции данных объединений, несмотря на кажущуюся простоту, не раз вызывали сомнения и споры. Обязанности и функции - это немного разные понятия. Для начала нужно рассмотреть обязанности общественных организаций:

  • основной является следование законодательству РФ, а также общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • ежегодно отдавать в публикацию отчёт об имуществе или предоставлять доступ к нему;
  • каждый год информировать государственные органы о намерении продолжить свою деятельность, здесь необходимо указать учредителей объединения, а также адрес постоянного нахождения;
  • предоставлять органам власти право ознакомления с уставом организации;
  • сообщать о получении и использовании денежных средств от иностранных организаций.

Теперь нужно перейти к рассмотрению функций общественных организаций:

  • ориентация человека на конкретные цели, то есть социализация и мобилизация;
  • включение людей в систему политики путём сотрудничества или конфликта;
  • создание новых нетрадиционных политических структур;
  • представительство социальных интересов.

Основные виды деятельности общественной организации

Как уже было отмечено, в общественное объединение вступают на добровольной основе, и, исходя из этого факта, можно сделать вывод, что деятельность организаций направлена на их совершенствование и процветание. Руководящие органы основываются здесь с помощью выборов. Деятельность общественной организации может быть полезна не только для своих участников, но и для других людей, которые не являются членами организации.

Виды общественных организаций играют основную роль в постановке задач объединений. Есть несколько типов задач, которые определяют направленность организации. Общественные ассоциации могут служить интересам предпринимателей и коммерческих организаций, работников и служащих, а также продвигать идеи религиозных, политических и прочих организаций.

Виды деятельности общественных организаций выделяют в зависимости от типа объединения. К деятельности предпринимательских и профессиональных организаций можно отнести работу по продвижению интересов как членов коммерческих объединений, так и обычных сотрудников.

К видам деятельности профсоюзов относятся:

  • деятельность по защите интересов работников и членов объединения;
  • деятельность организаций, члены которой заинтересованы в защите своих интересов по проблемам заработной платы и условий труда;
  • другие действия профсоюзов различных организаций, которые созданы по отраслевому или структурному признаку.

Деятельность прочих объединений включает в себя действия всех организаций (помимо предпринимательских и профсоюзов), которые защищают интересы участников. Виды деятельности общественных организаций, включённых в такую группу, представлены ниже:

  • деятельность религиозных объединений, которая состоит в распространении веры и совместного её исповедания;
  • действия политических партий, движений, объединений, основной целью которых является формирование мнения людей путём распространения информации;
  • деятельность неполитических организаций, которые также формируют мнения людей, но с помощью просветительских действий, сбора необходимых средств и т. д.;
  • действия групп творческого направления, например, клубы книголюбов, исторические кружки, музыкальные и художественные объединения;
  • деятельность различных союзов автолюбителей, потребителей, знакомств;
  • деятельность патриотических объединений, союзов по защите социальных групп.

Некоммерческие организации

Такого рода объединение может быть создано для решения проблем образования, здравоохранения, науки и культуры. Некоммерческая организация - это объединение, участники которого не имеют членства, основанная на добровольных взносах граждан и юридических лиц. Разнообразных типов таких организаций огромное количество, здесь будут рассмотрены самые основные. Виды некоммерческих общественных организаций:

  1. Фонд. Это наиболее распространённая форма некоммерческого объединения. Его цель состоит в решении социальных, культурных или других проблем путём сбора имущественных взносов. Фонд имеет свои особенности, которые отличают его от других организаций такого типа. Здесь нет членства, а значит, участники данной организации не могут управлять фондом. Это объединение является собственником своего имущества, а его руководящие органы не несут ответственности по его задолженностям.
  2. Благотворительный фонд. Это организация, созданная с целью сбора имущественных взносов для осуществления благотворительности. Такого рода фонд имеет устав, регламентирующий его деятельность. Как правило, благотворительный фонд находит спонсора, и он становится его учредителем. Это может быть как государство или предприятие, так и любое физическое лицо. Если такого спонсора нет, фонд сам зарабатывает деньги различными способами.
  3. Союз некоммерческая организация, основанная путём объединения нескольких юридических лиц. Согласно законодательству РФ, союз исключает одновременное нахождение коммерческих и некоммерческих организаций. Ассоциации создаются для представления интересов компаний и для координации их деятельности.
  4. Потребительский кооператив. Он представляет собой ассоциацию граждан и (или) юридических лиц на добровольной основе, главной целью которой является удовлетворение различных потребностей своих пайщиков. Пайщиками называют людей, которые сделали и являются участниками объединения. В качестве пайщиков потребительского кооператива могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица.
  5. союз людей, который был основан с целью совместного вероисповедания и его распространения. К признакам религиозного объединения можно отнести обучение своих последователей, совершение богослужения, вероисповедание. Участниками такого союза могут являться только физические лица.

Общественное объединение труда

Эта кооперация представляет собой союз людей, которые объединились для получения необходимого продукта производства с помощью совместных усилий. Чаще всего общественная организация труда имеет два направления: правовое и техническое. Право призвано регулировать общественные отношения в процессе труда. Техническое направление состоит в правилах работы над необходимым продуктом.

В настоящее время почти не встречаются различные виды такой организации в чистом виде, так как все типы объединений труда относятся к истории. Виды общественной организации труда:

  • первобытно-общинный;
  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • капиталистический;
  • социалистический.

Как уже было отмечено, эти все типы являются формальными и практически не встречаются в современном мире.

Физкультурно-спортивные организации

Данные объединения могут относиться как к типу некоммерческих организаций, так и к типу коммерческих. Эти организации призваны развивать физкультуру и спорт среди различных групп людей, создавать все необходимые условия для укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, обеспечивать принадлежностями, которые необходимы для тренировок.

Из-за ухудшения здоровья граждан в последнее время физкультурно-спортивные организации стали очень популярны. Они смогут поднять уровень физической культуры людей, а вместе с ним и здоровье.

Коммерческие объединения такого типа выделяют в качестве основной цели получение прибыли и могут создаваться в товариществ, унитарных предприятий и т. д.

Некоммерческие объединения не ставят цель поучения прибыли. Прежде всего, они призваны для удовлетворения потребностей граждан. Доход, который имеет такая организация, не распределяется между её членами, а идёт на выполнение необходимых задач.

Виды общественных спортивных организаций достаточно разнообразны. Среди них:

  • спортивные клубы, которые функционируют на самостоятельной основе в различных учреждениях;
  • детские спортивные школы, находящиеся в ведении государственных органов;
  • научные объединения в области физкультуры и спорта;
  • общероссийские физкультурно-спортивные организации;
  • Олимпийский комитет страны.

Общественно-политические организации

Особенностью таких объединений является то, что они не относятся к государственным организациям, но в той или иной степени принадлежат к политической системе страны. Это могут быть как организации, оказывающее прямое влияние на политические решения в стране, так и объединения, не имеющие строгой организованности и структуры.

Главной целью таких объединений является воздействие на власть, однако, как правило, общественно-политическая организация власти, как таковой, не добивается. Основными принципами общественно-политического объединения являются добровольность и солидарность членов. Существует огромная классификация таких объединений. Здесь будут рассмотрены основные виды общественно-политических организаций.

В соответствии с отношением к существующему строю:

  • консервативные;
  • либеральные;
  • революционные.

По степени организации:

  • слабоорганизованные;
  • высокоорганизованные;
  • стихийные;
  • разрозненные.

По масштабам действия:

  • международные;
  • региональные;
  • республиканские;
  • местные.

Государственные общественные организации

Такие объединения не являются самыми популярными и существуют в малом количестве. Виды государственных общественных организаций представлены ниже.

Организация, которая не имеет членства, и создаётся Российской Федерацией на основании имущественного взноса. Целью является выполнение общественно полезных функций. Государственная корпорация создаётся в соответствии с Федеральным законом, и всё имущество находится в её собственности. Эта организация использует своё имущество в благих целях, определённых законом.

Бюджетное учреждение - организация, основанная органами государственной власти для достижения социально-культурных, научно-технических и иных целей. Деятельность данной организации финансируется из соответствующего бюджета.

Заключение

Виды общественных организаций включают в себя огромное количество различных объединений, и каждое из них имеет свои какие-то особенности, преимущества и недостатки. Но все организации имеют одинаковые принципы создания, среди которых выделяют: добровольность, равенство перед законом, легальность, общедоступность информации, гласность деятельности, самоуправление.

а) Общие положения

Общественное объединение является той формой некоммерческой организации, в рамках которой граждане могут активно участвовать в социальной, политической жизни страны, защищать свои интересы, в том числе корпоративного характера, обеспечивать себе благоприятную среду обитания и отстаивать другие социально значимые интересы.

В этой связи правовое положение общественных объединений имеет большое значение в общественной жизни страны. Общественные объединения как форма юридического лица не являются новым явлением для Казахстана, хотя в советский период такие объединения назывались общественными организациями. Но по сравнению с советским периодом в настоящее время появилось множество новых общественных объединений и существенно изменилось их правовое положение. Это подтверждается, например, наличием в стране многопартийности, узаконением различных форм религиозных организаций и т.д.

Общее определение общественного объединения дается в ГК (ст. 106), Законе «О некоммерческих организациях» (ст. 11) и Законе «Об общественных объединениях» (ст. 2). Определения, содержащиеся в данных законах, имеют некоторые отличия. Согласно нормам ГК и Закона «Об общественных объединениях» такими объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Согласно Закону «О некоммерческих организациях» общественным объединением признается организация, созданная в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

Наиболее важными особенностями общественного объединения являются: 1) это объединение только граждан; 2) носит исключительно добровольный характер; 3) преследует достижение общих целей, не противоречащих законодательству; 4) является самоуправляемой организацией; 5) признается самостоятельным субъектом права собственности на свое имущество, в том числе на членские взносы; 6) участники (члены) общественного объединения не имеют на имущество объединения никаких имущественных прав (вещных или обязательственных), в том числе на членские взносы; 7) имущество объединения, оставшееся после его ликвидации, в том числе банкротства, не распределяется между его членами, а направляется на цели, предусмотренные его уставом; 8) участники (члены) не отвечают по обязательствам общественных объединений, в которых они участвуют, а указанные объединения не отвечают по обязательствам своих членов.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня целей создания общественных объединений. Так, установлено, что общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан.

Особо следует отметить, что цель создания общественного объединения должна быть позитивной.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание, не предусмотренных законодательством, военизированных формирований. Не допускается также создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений. В отличие от Казахстана, в некоторых странах деятельность незарегистрированных объединений возможна.

Учитывая цели создания, социальную значимость и возможности влияния на общественные процессы в стране, закон устанавливает требования к минимальному количеству участников (членов) организации. В Казахстане общественное объединение создается по инициативе группы граждан РК не менее десяти человек (за исключением политических партий). Возможность членства (участия) в общественной организации иностранцев и лиц без гражданства должна быть предусмотрена в уставе организации. Прямой запрет на иностранное участие предусмотрено только для политических партий.

Классификацию общественных объединений можно провести по различным признакам. По территориальному признаку различаются республиканские, региональные и местные общественные объединения. Объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и пред- ставительства) на территории более половины областей Республики Казахстан, признаются республиканскими; на территории менее половины областей - региональными; объединения, действующие в пределах одной области, являются местными.

По целям и направлениям деятельности можно различать научные, спортивно-оздоровительные, благотворительные, культурно-просветительские, экологические, местного самоуправления и много других видов объединений, перечень которых не может быть исчерпывающим. Наименование общественного объединения может при этом носить самый разный характер (Общество «зеленых», Борьбы с наркоманией, Охраны памятников истории и культуры, Ветеранов войны и труда, Воинов-интернационалистов и т.д.).

Возможно выделение общественных объединений по характеру участия в организации. Существуют общественные объединения, основанные на членстве, с уплатой членских взносов, с выдачей документов, подтверждающих такое членство (членские билеты, партийные билеты и т.д.). В других общественных объединениях достаточно быть участником, разделяя ее цели и программы.

Отдельным видам общественных объединений посвящено специальное законодательство, учитывающее особенности таких объединений. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, органы местного самоуправления и общественной самодеятельности.

б) Политические партии

Основу для многопартийной системы в Казахстане создали нормы Конституции РК, провозгласившей политическое многообразие и право граждан на свободу объединения в политические партии (ст. ст. 5, 23). Деятельность политических партий в Казахстане регулируется Законом «О политических партиях».

Политическая партия является разновидностью общественного объединения, правовое положение которой имеет свои особенности.

Политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании.

Таким образом, политическая партия является той юридической формой, посредством которой граждане могут принимать участие в деятельности представительных и исполнительных органов страны, влияя на осуществление социально-экономической политики государства.

Гражданин РК может состоять членом только одной политической партии. Для депутатов Парламента, государственных служащих установлен запрет на занятие оплачиваемых должностей в политических партиях. Выдвигая своих членов в депутаты Парламента и создавая депутатские фракции, политические партии лоббируют свои законопроекты, которые отвечают их политическим программам.

На политические партии распространяются те же запреты, которые установлены для всех общественных объединений. То есть они не могут преследовать такие цели, как насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Запрещаются создание и деятельность военизированных политических партий, а также военизированных формирований при политических партиях. Вместе с тем, в отличие от других видов общественных объединений, не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности граждан, а также создание в государственных органах и органах местного самоуправления первичных партийных организаций политических партий. По указанным основаниям будет, например, отказано в регистрации партии старшего, среднего или младшего жуза, партии оралманов или женщин Казахстана. Для достижения своих целей в указанных случаях можно создать другие общественные объединения, но не политическую партию. По указанным причинам в наименовании партии не допускается указание на национальные, этнические, религиозные, общинные и гендерные признаки, использование имен и фамилии ее лидера, исторических личностей. После принятия нового Закона «О политических партиях» 2002 г. взамен Закона 1996 г. некоторым политическим партиям пришлось перерегистрироваться, другим отказано в перерегистрации. Кроме того, на территории РК не допускается деятельность политических партий других государств.

Помимо членства и целей образования политических партий, установлен ряд специальных правил, касающихся создания политической партии. Политическая партия создается по инициативе группы граждан

РК численностью не менее одной тысячи человек, созывающих учредительный съезд (конференцию) политической партии и представляющих две трети областей, города республиканского значения и столицы. Для государственной регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее пятидесяти тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, городе республиканского значения и столице, численностью не менее семисот членов партии в каждой из них (ст. 10 Закона «О политических партиях»). Политическая партия осуществляет уставную деятельность после прохождения государственной регистрации. Пока партия не зарегистрирована, она не может формально-юридически считаться партией. Соответственно, для ее регистрации не может быть установлено требование о необходимом количестве членов партии. По всей видимости, речь должна идти о кандидатах в члены партии или желающих вступить в партию после ее создания.

Для политической партии, также как и для других видов юридических лиц, устанавливается ряд требований, касающихся органов управления партии. Высшим органом управления политической партии признается съезд (конференция), созываемый не реже одного раза в течение 4 лет. К компетенции высшего органа управления закон относит решение таких вопросов, как внесение изменений и дополнений в устав и программу, избрание руководящих органов, утверждение размера членских взносов, выдвижение членов политической партии в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Мажилиса Парламента, утверждение партийных списков кандидатов в депутаты, представляемых для регистрации в Центральную избирательную комиссию и др.

в) Профессиональные союзы

В советский период профессиональные союзы были одной из самых распространенных форм общественных организаций, образованных по профессиональному признаку (профсоюзы работников железнодорожного транспорта, учителей, врачей и т.д.). В настоящее время активность профессиональных союзов существенно снизилась, что связано с тем, что работники одной профессии значительно разобщены, усилены позиции работодателей по трудовому законодательству, государство в связи с прошедшими приватизационными процессами отстранилось от профсоюзного движения. Поэтому профсоюзы не играют в настоящее время такую роль, которая у них была раньше. Но правовые основы для их образования существуют. Правовое положение профессиональных союзов закрепляется специальным законодательным актом - Законом «О профессиональных союзах».

Профессиональные союзы в Республике Казахстан (профсоюзы) - это самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труда (ст. 1 Закона «О профессиональных союзах»).

Профессиональные союзы создаются по производственно-отраслевому принципу. Причем количество профессиональных союзов, создаваемых в рамках одной профессии (групп профессий), не ограничивается. К созданию профсоюзов предъявляются следующие требования. Профессиональный союз создается по инициативе группы граждан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором утверждается устав союза и формируются руководящие органы. Профессиональные союзы могут на добровольных началах создавать объединения союзов по производственному (отраслевому), территориальному и иным принципам, а также вступать в них, заключать друг с другом временные и постоянные договоры и соглашения, проводить совместные акции и мероприятия.

В правовом положении профсоюзов существенное значение имеют их права, которые можно разделить условно на права в сфере охраны труда, по представлению интересов своих членов во взаимоотношениях с государственными, общественными и иными организациями, в том числе в судах, правоохранительных органах, по оказанию правовой и консультационной помощи, по занятию производственной, в том числе коммерческой деятельностью и т.д. (ст. 10 Закона «О профессиональных союзах»). Профсоюзы при этом вправе защищать и представлять трудовые и социально-экономические интересы не только своих членов, но и всего трудового коллектива, например, при заключении коллективного договора с работодателем, осуществлять контроль за его исполнением, предъявлять в суд иски, направленные на защиту прав и интересов трудового коллектива и отдельных его членов, осуществлять другие действия, связанные с реализацией прав трудового коллектива и их защитой.

Одной из распространенных разновидностей некоммерческих организаций является общественное объединение. Согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" им признается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • 1) общественная организация;
  • 2) общественное движение;
  • 3) общественный фонд;
  • 4) общественное учреждение;
  • 5) орган общественной самодеятельности; 6) политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Сущностным свойством общественного объединения является выражение им интересов определенного слоя общества (группы граждан), например, предпринимательских кругов, молодежи, женщин, пенсионеров, ветеранов и т.п. В связи с этим цели, преследуемые такими объединениями, являются значимыми и необходимыми для общества. Именно поэтому общественные объединения признаются "базисной составной частью гражданского общества" Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 296.. В этом смысле важна норма, закрепленная в ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно которой вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, оговоренных Законом.

Одним из предусмотренных законом случаев воздействия государства на деятельность общественных объединений является их принудительная ликвидация. В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения (т.е. в добровольном порядке) либо по решению суда (т.е. в принудительном порядке).

Основания принудительной ликвидации общественного объединения закреплены в ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".

Первым основанием является нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина. К основным правам и свободам человека и гражданина, нарушение которых может повлечь ликвидацию общественного объединения по данному основанию, относятся: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; права на охрану достоинства личности и право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества См.: Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (постатейный). М., 2006..

Вторым основанием принудительной ликвидации общественного объединения является совершение им неоднократных или грубых нарушений Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Поскольку данное основание содержит ряд оценочных понятий (таких, как "неоднократные нарушения", "грубые нарушения", "систематическое осуществление деятельности"), при его толковании необходимо руководствоваться положениями, выработанными Конституционным Судом РФ в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П. Иными словами, ликвидация общественного объединения по указанному основанию возможна лишь в крайнем случае, т.е. при отсутствии иных средств для защиты прав и законных интересов других лиц.

Данный вывод поддерживается Верховным Судом РФ. Например, в Определении от 15 декабря 2009 г. N 44-Г09-41 Верховный Суд РФ выработал ряд принципиальных позиций по этому поводу:

  • а) исходя из конституционно-правового смысла, общественное объединение нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности,
  • б) характер допущенных общественным объединением нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации,
  • в) ликвидация общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным общественным объединением нарушениям и вызванным ими последствиям.

При рассмотрении конкретных дел о принудительной ликвидации общественных объединений суды ориентируются на эти отправные положения. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N 44-Г10-25. В этом судебном акте оценивалась законность требований Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю о принудительной ликвидации Пермской региональной воспитательно-наставнической общественной организации "Союз полковников". При этом орган юстиции в обоснование своего требования указал на то, что общественное объединение грубо нарушает действующее законодательство, а также осуществляет деятельность, не соответствующую его уставным целям: путем благотворительной деятельности осуществляет помощь в укреплении материально-технической базы подразделений ГУВД по Пермскому краю; оказывает благотворительную помощь действующим сотрудникам подразделений ГУВД по Пермскому краю, ветеранам МВД, членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и иным лицам; не оформляет хозяйственные операции оправдательными документами и т.д. Отказывая в удовлетворении требований органа юстиции, суды исходили из того, что в деятельности общественного объединения действительно имели место нарушения законодательства, однако по своему характеру и их последствиям эти нарушения не могут являться достаточным основанием для ликвидации общественного объединения. Данный вывод сделан на основе изучения судами материалов дела и прежде всего в связи с тем, что общественное объединение предприняло все возможные меры для устранения допущенных нарушений.

В дополнение к этому следует отметить, что в Определении от 4 марта 2008 г. N 46-Г08-3 Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что "сам по себе факт непредставления документов общественной организацией для проверки регистрирующему органу, без выяснения уважительности причин и вины организации, не может расцениваться как неоднократное неисполнение обязанностей, установленных федеральным законодательством". В этом деле общественному объединению удалось доказать, что в период проверки в помещении офиса произошла авария и многие документы не подлежали восстановлению, а данные на электронных носителях изъяты органами внутренних дел.

Однако, например, в Определении от 22 апреля 2008 г. N 86-Г08-7 Верховный Суд признал обоснованным вывод о необходимости ликвидации общественной организации, поскольку она: систематически не информировала орган юстиции о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения; не вносила изменения в устав в связи с переменой места нахождения и сменой руководства; не оказывала содействие представителям контролирующего органа в ознакомлении с деятельностью организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства.

И последним основанием, при наличии которого общественное объединение подлежит принудительной ликвидации, является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Приостановление деятельности общественного объединения в силу ст. 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" возможно в случае неисполнения им представления об устранении нарушений Конституции РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям. Приостановление деятельности общественного объединения осуществляется на срок до шести месяцев.

Помимо рассмотренных случаев общественное объединение может быть ликвидировано и по основаниям, предусмотренным специальными законами.

Например, такие основания предусмотрены в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". К ним относятся следующие случаи:

  • 1) если вынесенное в адрес общественного объединения предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующим общественным объединением либо его региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в его деятельности,
  • 2) если общественное объединение либо его региональное или другое структурное подразделение осуществляет экстремистскую деятельность, повлекшую за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающую реальную угрозу причинения такого вреда.

К числу законов, устанавливающих специальные основания для ликвидации общественного объединения, относится также Федеральный закон "О противодействии терроризму". Согласно ст. 24 этого Закона по заявлению Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора может быть ликвидирована некоммерческая организация, цели или действия которой направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 "Террористический акт", 206 "Захват заложника", 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", 211 "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 220 "Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами", 221 "Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ", 277 "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля", 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", 279 "Вооруженный мятеж", 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", 282.1 "Организация экстремистского сообщества", 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации" и 360 "Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой" Уголовного кодекса РФ.

Кроме того, дополнительные основания для ликвидации общественного объединения закрепляет Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Статьи 51 и 52 Закона к таким основаниям относят: а) неисполнение общественным объединением обязательного для исполнения предписания, выданного в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях общественного объединения либо иным неоднократным нарушением законодательства РФ об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях общественного объединения; б) наличие достаточных оснований полагать, что общественное объединение осуществило финансовую операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ. При наличии данных оснований правом на инициирование процедуры принудительной ликвидации общественного объединения обладают Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Министерство внутренних дел РФ, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба внешней разведки РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством РФ полномочий, а также органы местного самоуправления.

Решение о ликвидации общественного объединения может быть принято только судом. При этом подсудность этих дел определяется в зависимости от масштаба деятельности общественного объединения. Как следует из статей 24, 26, 27 Гражданского процессуального кодекса РФ, дела о ликвидации общероссийских и международных общественных объединений рассматриваются по первой инстанции Верховным Судом РФ, дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений - судом субъекта РФ (т.е. верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа), дела о ликвидации местных общественных объединений - районным судом.

Согласно ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" правом на подачу в суд заявления о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения обладает Генеральный прокурор РФ или федеральный орган государственной регистрации (т.е. Министерство юстиции РФ). Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта РФ или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

В случае ликвидации общественного объединения ликвидируются все его структурные подразделения. При этом из этого правила не делается исключений даже в случае, если структурное подразделение зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица (см., напр., Определение Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 53-Г10-1).

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", обращается в собственность Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что законодательство различает принудительную ликвидацию общественного объединения и принудительное прекращение его деятельности в качестве юридического лица по заявлению органа юстиции с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Этот вывод вытекает из ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях". В этой статье принудительное прекращение деятельности общественного объединения в качестве юридического лица названо в качестве санкции за неисполнение им обязанностей, связанных с:

  • а) информированием органа юстиции об изменении сведений об общественном объединении, перечисленных в ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",
  • б) информированием органа юстиции о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц,
  • в) представлением в орган юстиции годовых и квартальных отчетов о своей деятельности,
  • г) информированием органа юстиции об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Судебная практика Верховного Суда РФ также основывается на разграничении ликвидации общественного объединения и прекращения его деятельности в качестве юридического лица по заявлению органа юстиции с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Показательным в этом отношении является Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2010 г. N 30-Г10-1. В этом судебном акте оценивалась законность требований Управления Министерства юстиции РФ по Карачаево-Черкесской Республике о принудительной ликвидации общественного объединения "Региональная национально-культурная автономия адыгов Карачаево-Черкесской Республики". При этом орган юстиции в обоснование своего требования указал на то, что общественным объединением периодически не представлялись ежегодные сведения о продолжении своей деятельности, о чем в его адрес органом юстиции неоднократно выносились предупреждения. Суды всех инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, подчеркнули, что неоднократное непредставление такой информации само по себе не является основанием для ликвидации общественного объединения, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о признании соответствующего общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. Этот же вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 71-Г07-6.

Однако в законодательстве четких различий между ликвидацией общественного объединения и прекращением его деятельности в качестве юридического лица не проведено.

Анализ оснований применения этих санкций может привести к выводу о том, что принудительное прекращение деятельности общественного объединения в качестве юридического лица применяется при наличии у органа юстиции достаточных оснований полагать, что общественное объединение фактически прекратило свою деятельность На этот вывод наталкивает и содержание некоторых судебных актов (см., напр., решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 апреля 2010 г. по делу N 3-4/2010, кассационное Определение Калининградского областного суда от 2 апреля 2008 г. по делу N 33-1085/2008).. При этом законодатель установил правовую презумпцию, согласно которой нарушения перечисленных выше обязанностей достаточны для того, чтобы орган юстиции сделал такой вывод. Но в этом случае возникает вопрос о соотношении этой санкции с исключением сведений об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего (налогового) органа. Основанием применения и той и другой меры является презумпция фактического прекращения объединением своей уставной деятельности. Однако нормы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предполагают широкие возможности опровержения этой презумпции. Как известно, учредители (участники) юридического лица, его кредиторы вправе "заблокировать" процедуру исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, направив в налоговый орган соответствующие заявления. Подобных гарантий при реализации норм о принудительном прекращении деятельности общественного объединения Федеральным законом "Об общественных объединениях" не предусмотрено.

И.В. Максимов по-другому разграничивает ликвидацию общественного объединения и прекращение его деятельности в качестве юридического лица. По его мнению, различие состоит в том, что прекращение деятельности юридического лица означает лишь принудительное лишение организации статуса юридического лица (в то время как она продолжает функционировать в качестве объединения граждан), а ликвидация юридического лица влечет его принудительное прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, а равно его прекращение и как объединения граждан См.: Максимов И.В. Административные наказания. М., 2009. С. 257.. Но и эта позиция не безупречна. Прежде всего она трудно укладывается в устоявшиеся представления о содержании понятий прекращения деятельности юридического лица и ликвидации юридического лица. Кроме того, Федеральный закон "Об общественных объединениях" вообще не закрепляет процедуру принудительного прекращения деятельности общественного объединения, что отражается на необеспеченности прав и законных интересов кредиторов такого объединения. Из норм действующего законодательства непонятно, необходимо ли в рамках этой процедуры создавать ликвидационную комиссию, нужно ли извещать кредиторов, что делать с имуществом общественного объединения, как исключать сведения об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что требование органа юстиции о принудительном прекращении деятельности общественного объединения в качестве юридического лица подсудно не Верховному Суду РФ или суду субъекта РФ (как в случае ликвидации большинства общественных объединений), а районному суду. Этот вывод следует из статей 24, 26, 27 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также подтверждается судебной практикой (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 11 сентября 2003 г. N 86-Г03-10, Постановление Президиума Московского областного суда от 22 декабря 2004 г. N 865, Бюллетень судебной практики Московского областного суда по гражданским и уголовным делам за 2004 год).

Такое правило подсудности в литературе подвергается справедливой критике. Например, Н.В. Чередина отмечает, что дела, участниками которых являются общественные объединения, должны разграничиваться между судами общей юрисдикции в зависимости от уровня общественного объединения (международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное). Именно такой принцип прослеживается при установлении подсудности дел о ликвидации общественных объединений, о приостановлении или запрете их деятельности. Однако в отдельных случаях указанный принцип не реализуется. Это касается подсудности дел об обжаловании отказа в государственной регистрации общественного объединения, а также о принудительном прекращении деятельности общественного объединения с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц См.: Чередина Н.В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение // Журнал российского права. 2005. N 7..

По нашему мнению, для устранения указанных противоречий принудительное прекращение деятельности общественного объединения как юридического лица следует рассматривать как разновидность ликвидации общественного объединения, при необходимости сделав необходимые оговорки ее применения, обусловленные особенностями этой санкции. Для этого нужно внести в Федеральный закон "Об общественных объединениях" соответствующие изменения, посредством которых основания для принудительного прекращения деятельности общественного объединения отнести к дополнительным основаниям для принудительной ликвидации общественного объединения по заявлению органа юстиции. Кстати, именно такого подхода придерживается законодатель, определяя основания для ликвидации иных некоммерческих организаций. Как следует из ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" непредставление некоммерческой организацией сведений, подобных тем, которые указаны в ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", влечет для некоммерческой организации именно ликвидацию, а не прекращение деятельности.