Человек как художественный образ. Внеклассное мероприятие «Профессии типа «человек - художественный образ

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

Художественный образ, способы его построения.

Создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

Воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

Размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

Художественные способности; развитое зрительное восприятие;

Наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

Знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

Медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

Бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

Информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

Защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

Устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

Доброжелательность, отзывчивость;

Выдержка;

Умение сдерживать эмоции;

Способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

Способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

Способность владеть речью, мимикой, жестами;

Развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

Умение убеждать людей;

Аккуратность, пунктуальность, собранность;

Знание психологии людей.

    Опросник «Кто Я» (М.Кун и Т.Макпартленд)

Инструкция: В течение 15 мин вы должны ответить на вопрос: «Кто Я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Правильных и неправильных ответов здесь быть не может.

Интерпретация результатов

1. Прежде всего, посмотрите, сколько слов и предложений вы успели написать за 15 мин. Этот показатель носит название уровень самопрезентации . - это уровень представ­ления, предъявления себя. Чем большее количество слов и предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Кстати, вы использовали все 15 мин или прекратили работу где-то в середине, решив, что о себе все возможное вы уже сказали? Последнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений и он никогда (правда, по разным причинам) не пользуется возможностью заглянуть за эту границу, посмотреть, нет ли там чего-нибудь интересного или нужного (а может, и того, и другого).

Если ответов у вас очень мало - не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? подумайте об этом), или - это встречается чаще - просто не думаете, о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно?

От 9 до 17 ответов - это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много.

Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить? Чего вам не хватило? Умения сделать над собой усилие - вам просто надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно надо работать.

Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, посмотрите, нет ли у вас повторяющихся ответов, например:

«Я люблю рок-музыку»;

«Вечерами я часто слушаю записи рок-музыкантов»

«Мое самое любимое занятие - слушать музыку» и т. п.

Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе, посчитайте все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важную для вас тему, даже если она теперь покажется вам и странной, да и не темой вовсе (так, например, у одного юноши такой темой оказалось то, что у него маленький рост). Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это почти никогда не бывает случайным.

У вас ответов больше 22? Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили - задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать что попало, лишь бы набран, желаемое число. Вы не попали в ловушку «Кто больше»? Не решили ли, что здесь соревнование и вы обязательно должны выиграть? Вы всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видите ситуацию соревнования там, где (как, например, и данном случае) ее вовсе не предполагалось? Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь угадать, чего от вас ждут, и добиться первого места?

    Анализ ответов с точки зрения их содержания .

    Семейные и межличностные роли (я - мать, жена, сын, муж, подруга и др.)

    Профессиональные роли (я будущий психолог, студент, предприниматель, исследователь);

    Другие социальные роли, в основном эти роли касаются сферы досуга (я – коллекционер, любитель-рыболов, спортсмен, читатель, зритель).

    Феминные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (я – заботливая, чувствительная, зависимая, нежный, мечтательный);

    Маскулинные характеристики – личностные черты, стереотипно связанные с образом мужчины (я – сильный, смелый, целеустремлённый, самостоятельный, независимый, агрессивный);

    Нейтральные характеристики, личностные черты, не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности-феминности (я – весёлый, красивый, добрый, верный, аккуратная, трудолюбивая, ленивая).

Отдельно выясняется, присутствовала ли в самоописаниях характеристика, обозначающая пол (я – мужчина / женщина, юноша / девушка), и определяется порядок её упоминания (первые три места свидетельствуют о значимости этой характеристики в структуре Я-концепции личности).

После обработки результатов студентам предлагается подсчитать количество характеристик в каждой из выделенных категорий и занести результаты в таблицу, представленную ниже.

Таб. 1. Результаты обработки опросника «Кто Я»

Быть мужчиной или женщиной – значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Мы оцениваем себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет важную роль в психологическом самочувствии личности. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-феминности мужчины должны быть компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами, а женщины – более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. Соответствие стереотипам о ролевых предназначениях мужчины и женщин предполагает, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, для мужчин – профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин – по наличию семьи и детей.

Большое количество гендерно маркированных самоопределений указывает на то, что гендерная идентичность занимает ведущее положение в структуре Я-концепции личности. Если в числе первых трёх ответов есть самоописание, обозначающее пол, а семейные роли и феминные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этого человека полотипизированной Я-концепции.

Полотипизированный человек – это тот, чьё самоопределение и поведение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.

Если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, а такие категории, как: «другие социальные роли» и «нейтральные характеристиски» имеют большое число упоминаний, чем иные категории, то можно говорить о неполотипизированной Я-концепции.

Среди высказываний о себе могут быть как положительные, так и негативные характеристики. Учитывая их соотношение, можно определить эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Если отрицательные самоописания касаются полоспецифичных характеристик, то можно предположить наличие у личности внутриличностного конфликта гендерного плана. Спектр интерпретаций данного опросника может быть расширен.

    Анализ ответов с точки зрения того, к какому времени они относятся. К прошлому? К будущему? К настоящему? Они вообще вне времени?

Если большинство ответов относится к прошлому, почему так получилось? Ваше прошлое вам кажется лучше, чем настоящее. Или, напротив, в прошлом было что-то, что мешает вам жить и сегодня. Вы до сих пор сводите с ним счеты? И долго вы собираетесь так жить, перебирая, словно драгоценности, позавчерашние ус­пехи и борясь со вчерашними неудачами? Не прячетесь ли во вчерашнем дне от сегодняшних задач и проблем? Или вы предпочитаете для этих целей день завтрашний и ваши ответы в основном о том, что будет завтра.

Большинство ответов вне времени? Они относятся к сегодняшнему дню так же, как ко вчерашнему и завтрашнему? У вас нет ощущения, что вы меняетесь, что каждый день ставит перед вами новые задачи? Вам нравится это ощущение стабильности, постоянства? А может быть, вы просто боитесь меняться, боитесь того нового, неизвестного, что может проявиться в вас? Не лишаете ли вы себя тем самым шанса приобрести какие-то новые качества, взгляды, идеи?

Если же в ваших ответах сочетается прошлое, настоящее и будущее, причем настоящего все-таки больше, это свидетельство полноценного ощущения времени своей жизни.

    Оценивание ответов. Еще раз просмотрите свои ответы. Поставьте около каждого из них «+», если это вам в себе нравится, «-», если не нравится, «О», если вам все равно, и «?», если вы не можете решить, нравится вам это в себе или нет. Посчитайте количество знаков.

Каких больше - положительных или отрицательных? А может быть, в основном нули или знаки вопроса? Это свидетельство вашего отношения к себе - принимаете вы себя или отвергаете, любите или нет, безразличны или сами не знаете, как вы к себе относитесь. Конечно, на самом деле отношение к себе - гораздо более сложное образование. Мы получили лишь первые, самые грубые ориентиры. Но они тоже о многом говорят.

Внимание! Очень трудный момент! Ответы типа «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «умный», «глупый», «удачливый», «неудачник» -насколько они являются результатом ваших размышлений о себе, самоанализа, а насколько табличкой, ярлыком, который вы повесили на себя, чтобы к вам никто, и прежде всего вы, вы сами, не цеплялся? Не построили ли вы из этих табличек своего рода крепостные стены, за которыми собираетесь спрятаться от жизни и от самого себя? Это действительно очень трудный вопрос. Ответ на него требует серьезных размышлений, усилий и даже, если угодно, мужества. Но если вы сумеете самому себе честно ответить на него, вы сделаете важный шаг на пути саморазвития.

    Выбор важных ответов. Выберите ответы (лучше, чтобы их было не менее десяти), которые, с вашей точки зрения, наиболее важны для вас, и напишите, почему вы обладаете той или иной чертой. Откуда она у вас? Ну, например, так: «Я лентяй, потому что меня в детстве не приучали к систематической работе»; или: «Я умный, потому что я изо всех сил использую все свои умственные способности»; или таким образом: «Я некрасивая потому, что уж такой уродилась. Сестре досталась красота, а мне предлагают пользоваться скромностью как лучшим украшением».

Разделите все ответы на четыре категории:

    зависит от меня (обозначьте их буквой «Я»);

    зависит от других (буква «Д») - от кого, кстати?

    от случая, судьбы, может быть, даже рока (поставим букву «Р»);

4) ни от чего не зависит, просто так получилось (буква «Н»).

Так же отметьте ответ «не знаю». Теперь посчитайте, сколько у вас ответов каждой категории.

То, что мы сейчас с вами делали, называется в психологической литературе каузальная атрибуция (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю). Каузальная атрибуция - это «приписывание причин», объяснение причин и мотивов поведения других людей или (как мы делаем сейчас) своих собственных черт, мотивов, личностных особенностей.

Каких ответов у вас больше: ответов «Д» или ответов « Р»? Вы считаете себя игрушкой в руках других людей или в руках судьбы? А может быть, вы вообще думаете, что человек - это то, что из него лепит жизнь, другие люди? Но не отказываетесь ли вы тем самым от самого себя, от того, чтобы чувствовать себя хозяином собственного «Я»?

У вас преобладает буква «Я»? Вы-то уж точно ощущаете себя хозяином самого себя. Но задумайтесь, если вы почти во всех случаях видите причину только в себе, не приводит ли это к тому, что вы пытаетесь контролировать в своей жизни все и вся, не пытаетесь ли вы принцип причинности распространить на все события вашей жизни? Другими словами, не объясняете ли вы все, что с вами происходит, какими-то свойствами, присущими именно вам. Не пришел вовремя троллейбус - это потому, что я такой невезучий. Пропало что-нибудь - это потому, что я такой растяпа (как будто у других никогда ничего не теряется), и т. п. Особенно следует обратить на это внимание в тех случаях, когда речь идет о чертах, в которых в разной мере проявляется отрицательное отношение к себе.

В основном буква «Н»? Вы опять от кого-то прячетесь или от чего-то убегаете, лишая себя шанса проана­лизировать и понять кое-что в себе, в своей жизни, в том, почему вам везет или не везет. Почему вы этого не делаете? Не хотите? Может быть, вы боитесь, что станете более беззащитным, неуверенным в себе? Но если вести себя так, то может получиться, что все ваши силы будут уходить только на то, что в психологии называется выстраиванием защит, а для реальной деятельности, для реальной жизни просто не останется ни сил, ни времени. И вообще, почему вы так уверены, что самоанализ сделает вас беззащитным? А может быть, наоборот, вы найдете в себе такие силы, которые убедят вас, что вы сами делаете свою судьбу? На самом деле многое зависит от того, как мы смотрим на вещи, от того, с какой установкой мы подходим ко всему на свете, в том числе и к самим себе.

Итак, вы проанализировали свои ответы на вопрос «Кто Я?». Запишите результаты своего анализа в тетрадь. Через некоторое время вы сможете вернуться к этим записям и увидеть, какими вы были, когда начинали работу по саморазвитию.

Эта методика должна помочь вам разобраться в том, знаете ли вы себя и что именно вы о себе знаете, что хотите знать о себе и что прячете от себя.

Как вы думаете, какие ответы по этой методике чаще всего встречаются у людей, считающих себя неудачниками? Во-первых, это значительное количество ролевых и формально-биографических характеристик; во-вторых, это тема своей неудачливости, неуспешности; в-третьих, их ответы в основном относятся или к прошлому, или к будущему и, наконец, в-четвертых, у них преобладают отрицательные оценки или «?», что свидетельствует об их нелюбви к себе, неприятии себя или о неумении (нежелании) разобраться в своем отношении к себе. Интересно получается с ответами-ярлыками. Большинство неудачников не принимают, как говорят психологи, этой задачи, не хотят отвечать на этот вопрос и разбираться в нем.

Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этой общности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственно организация.

Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся, инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросы касаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора оптанты).

Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.

Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой кадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей.

Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения). Например, художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты это изделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно и интересоваться

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек - общение .

Специфика профессии «человек - художественный образ»

Чтобы говорить о профессиональном типе «человек - художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики.

О представителях профессий типа «человек - художественный образ»:

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого - то содержания. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т. п.) это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; офорты Гойи, поразившие его современников; удивительные по своей красоте и силе духа фрески Микеланджело, славящиеся во всем мире, и т. п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных, временных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния античности, и достижения современных художников, и шедевры древнерусской иконописи; загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.

Типичные примеры профессиональных единиц анализа сознания и психики этого типа: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); цепочки значков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п.

Представители профессий типа «человек - художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть, например, батик (роспись по шелку) выполненный по эскизу художника. Это могут быть восстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно - двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуждаемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качества звуков. Актер, для того, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Лучших представителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы должен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисциплина важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыражение свойственно любому активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыражение непременный признак художественного склада психики.

Отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию.

Особенности творческости (креативности) представителей обсуждаемого типа профессий состоят в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.

Скажем, художник - живописец может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, т. е. когда ему не надо думать, как «работает» материал

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.

Например, художник - конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специалисты разных профилей: и экономисты, и инженеры - конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хорошо, сделай, как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного важные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату. Немалые нервные нагрузки.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д. Шедевр художника может оставлять впечатление легкости, небольшого количества приложенных усилий, но за этим зачастую стоит огромный труд, знания, мастерство владения материалом, осваиваемое годами.

«Человек – художественный образ» Предметом труда для представителей большинства профессий - страница №1/1

«Человек – художественный образ»

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «Человек - художественный образ» является художественный образ, целью труда - достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире, воздействие на человека посредством искусства для его совершенствования, сохранение культурного наследия человечества.

Большинство профессий этого типа связано:


  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, модельер, архитектор, писатель, скульптор, хореограф, журналист, композитор, дизайнер, флорист, декоратор и пр.);

  2. с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу-образцу в единичных экземплярах (ювелир, гравер, реставратор, столяр-краснодеревщик);

  3. с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве (живописец по росписи фарфора; шлифовщик по камням, хрусталю; печатник).
Классификация профессий « Человек – художественный образ»

Всю область профессий типа «Человек - художественный образ» можно подразделить на подтипы (которые часто взаимопереплетаются) в соответствии с видами художественного отображения действительности:

1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью: столяр по производству художественной мебели, фотограф-художник, парикмахер-модельер, витражист, конструктор-модельер, художник-мастер, художник-график, художник-колорист, скульптор и пр.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью: концертмейстер, артист театра, артист ансамбля, певец, композитор и пр.
3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью: редактор художественной литературы, литературный работник (газеты, театра и т.д.) и пр.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью: актер, артист театра, кино и пр.
По области применения:


  • Пространство (архитектор, ландшафтный дизайнер, дизайнер интерьеров, дизайнер мебели, скульптор).

  • Звуковая среда, музыка (исполнитель разных музыкальных жанров, композитор, дирижер, вокалист).

  • Литература (журналист, литературный критик, драматург, искусствовед).

  • Цвет, изобразительное искусство (художник-живописец, график, художник-декоратор).

  • Кино и видео (фотохудожник, кино- и телеоператор, режиссер).

  • Сцена (артист театра, артист балета, артист кино).

  • Внешний облик человека (модельер, парикмахер, визажист и т. п.).
По целям и задачам труда:

  • профессии организаторские (режиссер, постановщик, дирижер, балетмейстер);

  1. собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, композитор, актер);

  2. исполнительские (изготовитель художественных изделий, кондитер, портной и пр.);

  3. исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).

Психологические требования к представителям профессий типа « человек - художественный образ»:


  • богатое и яркое творческое воображение

  • образное мышление

  • креативные (творческие) способности

  • настойчивость
А также:

  • высоко развитый художественный вкус

  • эстетическая чувствительность

  • хороший (высокий) уровень развития специальных способностей (художественных, артистических, литературных, хореографических, музыкальных и пр.

Визажист
Косметикой пользуются с давних времен. Краска для подведения глаз была найдена в египетских захоронениях, относящихся к 3000 году до нашей эры. Римские дамы использовали окрашенную пудру и бронзовые ложки с длинными ручками для извлечения и смешивания косметических средств. Долгое время употребление декоративной косметики считалось безнравственным: посвященная этикету книга, написанная в начале века, утверждает, что восточный обычай подкрашивать губы допускается лишь на сцене. К счастью, за последнее время мнение изменилось, и абсолютно все женщины могут свободно пользоваться декоративной косметикой.


  • маскировка недостатков лица, косметических дефектов при помощи средств декоративной косметики

  • подчеркивание отдельных черт лица при помощи умелого нанесения макияжа с учетом формы лица, цвета кожи, волос, глаз и т.д.

  • подбор косметических средств, подходящих только для конкретного клиента

  • помощь в создании индивидуального внешнего облика, образа

  • проведение консультативной работы с людьми (дача рекомендаций, советов по подбору декоративной косметики)

Способности:



  • художественные способности


  • высокий уровень развития цветового восприятия (способность воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков)

  • развитие образной памяти

  • чувство гармонии и симметрии

  • хорошее зрение

  • аккуратность

  • чистоплотность

  • общительность

  • внимательность

  • терпеливость

  • вежливость

  • внимательность

  • терпеливость

  • вежливость

  • неопрятная внешность

  • неумение общаться с людьми

  • отсутствие художественных способностей и творческого мышления

  • неспособность тонко чувствовать оттенки цветовой гаммы

:


  • институты косметологии Минздрава РФ



  • дома моды

Родственные профессии :

парикмахер, маникюрша, педикюрша, стилист, визажист


Профессию можно получить на курсах и в средних специальных учебных заведениях:


  1. Петровский колледж

Дизайнер
Слово «дизайнер» происходит от английских слов « industrialdesighn », которые в переводе означают проектирование, создание промышленных! изделий. Еще с древних времен человек пытался как-то улучшить условия своего существования. Всегда приятно видеть свой дом теплым и уютным, а рабочее место удобным и комфортным. Все предметы, окружающие нас, могут быть полезны, удобны, экономичны и красивы, должны служить сохранению здоровья и способствовать душевному спокойствию человека. Создание таких вещей и является основной; задачей дизайнера.

XX век охарактеризован развитием науки и техники, успехами научно-технической революции, стремлением к экономичности и красоте, что сделало возможным появление новой профессии дизайнера, без которой в настоящее время не обходится ни одна отрасль промышленности.


:

  • создание новых проектов предметного окружения современного человека для улучшения условий труда

  • разработка художественно-конструкторских проектов изделий производственного и бытового назначения, оформление интерьера помещений, офисов

  • разработка деталей внешнего оформления изделий, интерьера

  • изучение требований заказчиков к проектируемым изделиям и технических возможностей их изготовления

  • подбор материалов для изготовления изделий

  • контроль за реализацией замысла на этапах проектирования, изготовления, испытания и презентации готового изделия заказчику

  • разработка технической документации на проектируемые изделия (эскизные и рабочие чертежи, демонстрационные рисунки, схемы, рабочие проекты, модели)

  • работа, связанная с упаковкой и рекламой конструируемых изделий

  • проектирование изделий и объектов с учетом имеющихся недостатков, следуя современным тенденциям

  • оценка значимости создаваемых изделий для каждого потребителя в отдельности и для общества в целом

  • оказание консультативной помощи предприятиям, организациям и частным лицам

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • творческие способности

  • художественные способности


  • аналитические способности

  • высокий уровень развития воображения


  • хорошие зрение и глазомер

  • чувство гармонии и вкуса

  • способность воспринимать, различать широкий спектр цветов и их оттенков
Личностные качества, интересы, склонности:


  • оригинальность, находчивость


  • интуитивность

  • ответственность

  • реалистичность


  • общительность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • отсутствие вкуса

  • ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с изменяющимися условиями среды)


  • отсутствие воображения

Области применения профессиональных знаний :


  • сфера культуры и быта


  • конструкторские бюро при министерствах и ведомствах

  • исследовательские, проектные институты


  • театры, дворцы культуры

Родственные профессии:

Художник – конструктор


Профессию дизайнера можно получить в высших учебных заведениях:





  1. Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

  2. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

  3. Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров (СПбГТУРП)


  4. НОУ Невский институт управления и дизайна

  5. НОУ Балтийский институт иностранных языков и межкультурного сотрудничества

  6. НОУ Балтийский институт экологии, политики и права

  7. НОУ Институт телевидения, бизнеса и дизайна


  8. НОУ Смольный институт

Профессию дизайнера можно получить в средних специальных учебных заведениях:


  1. Петровский колледж




  2. ОУ СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН"

Искусствовед
Искусствоведение (искусствознание) - комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.

Искусствоведение - очень древняя наука. Первоначально элементы искусствоведения входили в религиозные, философские и другие учения и носили характер рекомендаций и отдельных сведений.

Первые известные нам фрагменты учения об искусстве были записаны в Древней Греции (Аристотель, Платон, трактаты Поликлета - V век до н. э.). Затем учение об искусстве получает свое бурное развитие в Древнем Риме (Цицерон - I век до н.э.). С начала н.э. наиболее ценный и универсальный характер носили художественные трактаты в странах Азии (например, трактат «Читрапакшана» - I век н.э.). В средние века в Европе теория искусства являлась неотделимой частью теологических мировоззрений (Августин - IV-V века, Фома Аквинский - XIII век).

Важнейшим этапом в становлении искусствоведения, а, следовательно, и профессии «искусствовед», стала эпоха Возрождения. Появляется большое количество людей, развивающих теорию искусства (например, Ченнино Ченнини - XIV веке, Леонардо да Винчи и др.). В XVIII веке искусствоведение начинает выделяться как самостоятельная наука. Именно в это время и появляются первые профессиональные специалисты-искусствоведы.

В России искусствоведение получает свое особое развитие во второй половине XIX - начале XX века. Наиболее известными отечественными искусствоведами можно назвать Д. Ровинского, Н. Г. Собко и др.
Доминирующие виды деятельности:

Теоретик искусства:


  • исследование теоретических проблем изобразительного искусства

  • исследование теоретических проблем архитектуры

  • исследование закономерностей развития искусства, его отношение к действительности

  • исследование взаимосвязи искусства с обществом

  • изучение вопросов идейного содержания, художественной формы

  • изучение специфики видов и жанров искусства

Историк искусства:


  • изучение коллекции того или иного собрания

  • систематизация произведений отдельных мастеров, различных школ и направлений

  • обеспечение сохранности экспонатов музея

  • предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы

  • установка авторства спорной работы, подлинности вещи, ее стоимости

  • участие в изыскательных экспедициях

  • проведение экскурсий, лекций, факультативов

  • издание научных и научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые выпускаются художественными музеями и галереями

  • художественная критика: всестороннее изучение и научный анализ злободневной проблемы, объективная оценка, суждение, составление статей, рецензий

  • организация экспозиции (подбор экспонатов, развеска)

  • составление картотек экспонатов музеев

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности :


  • тонкий художественный вкус

  • открытость всему новому (постоянно быть «в курсе событий»)

  • развитое интуитивное мышление

  • беспристрастность

  • наглядно-образное мышление

  • объективность

  • «сенсорная память («память чувств»)

  • высокий уровень концентрации внимания

  • умение заинтересовать

  • аккуратность

  • тактичность

  • коммуникабельность

  • терпение

  • стремление к саморазвитию

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • отсутствие художественного вкуса

  • ригидность мышления (неспособность воспринять новое)

  • невнимательность

  • рассеянность

  • плохая память

Области применения профессиональных знаний :


  • музеи

  • галереи

  • выставки

  • издательства

  • экскурсионные бюро

  • антикварное дело

  • издательства (редактор)

  • художественная критика

  • преподавание

  • научные исследования

Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию искусствоведа можно получить в высших учебных заведениях:


  1. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А.Л. Штиглица)


  2. Санкт-Петербургский государственный университет

  3. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

  4. НОУ Высшая школа народных искусств (институт) (НОУ)

  5. НОУ Институт декоративно-прикладного искусства

  6. НОУ Смольный институт

Косметолог
«Косметика» (kosmetike) в переводе с греческого означает «искусство украшать». История косметологии тесно связана с уровнем развития культуры, естествознания, медицины. Первый справочник, содержащий простейшие сведения по этой специальности, появился еще в V тысячелетии до н.э. (он был написан на папирусе). Стремление к красоте существовало у человека во все времена. Известный врач древности Клавдий Гален изобрел первый крем, который может применяться как косметическое средство, - это холодные сливки. Еще в Древней Греции и Египте для улучшения внешнего вида широко использовались красящие вещества, различные смеси из жиров животного и растительного происхождения, отвары и настои из трав и других растений, ароматические вещества. Все эти вещества широко использовались для смягчения и отбеливания кожи лица, укрепления волос и улучшения их роста. Для производства косметических процедур и массажа лица специально подготавливались рабы - так называемые косметы. Они же занимались и подкрашиванием лица, используя пудру, румяна, специальные карандаши для бровей, ресниц, губную помаду и др.

В XVI-XVII веках наблюдается увеличение производства и разнообразия парфюмерных средств. В XVIII-XIX веках все чаще стали замечать, что многие болезни кожи сопровождаются косметическими дефектами (угри, жирность и сухость кожи и т.д.) и устранение их за- висит от правильного лечения.

И сегодня понятие «косметика» - это искусство украшения внешности человека с помощью многочисленных способов и средств, а «косметология» - понятие, включающее в себя методы научно обоснованного лечения косметических дефектов, способы создания косметических средств.

Доминирующие виды деятельности :


  • проведение профилактических и гигиенических мероприятий по уходу за кожей лица и тела (гигиеническая чистка, применение косметических масок для профилактики увядания, отбеливание кожи лица, компрессы и т.д.)

  • гигиенический массаж лица и шеи

  • лечение дефектов кожи и косметических дефектов (веснушек, пигментных пятен) с помощью масок, компрессов и различных косметических средств

  • диагностика, лечение и профилактика некоторых кожных заболеваний и заболеваний волос (угревая сыпь, себорея, демодекс и т.д.)

  • приготовление косметических средств (кремов, лосьонов, масок и т.д.)

  • эпиляция и депиляция (удаление нежелательных волос с различных участков тела)

  • косметологическая помощь с использованием специальных аппаратов (вапоризация - процедура прогревания и глубокой очистки кожи, дарсонвализация - воздействие на ткани переменным импульсным высокочастотным током низкого напряжения и малой силы, криотерапия - воздействие жидким азотом)

  • консультационная работа по косметологическим вопросам (правильный уход за кожей, подбор косметических средств с учетом типа кожи и индивидуальных особенностей), а также по вопросам правильного питания

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности :


  • способность устанавливать контакты с людьми

  • хорошее развитие долговременной памяти (способность сохранять в памяти информацию длительное время)

  • ловкость и хорошее развитие мелкой моторики рук

  • высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность сосредоточиваться на одном объекте при одновременном отвлечении от других и удерживать на нем внимание длительное время, не отвлекаясь)
Личностные качества, интересы и склонности:

  • аккуратность

  • терпеливость

  • чистоплотность

  • общительность

  • вежливость

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • неопрятная внешность

  • неумение общаться с людьми

  • брезгливость

  • рассеянность

  • быстрая утомляемость

  • порывистость и резкость движений
Области применения профессиональных знаний :

  1. НИИ косметологии Минздрава РФ

  2. специализированные медицинские учреждения системы Минздрава, оказывающие косметологическую помощь (косметологические лечебницы и кабинеты)

  3. специализированные учреждения в сфере бытового и коммунального хозяйства (косметические кабинеты, салоны, парикмахерские, бани, гостиницы)

Родственные профессии:

Парикмахер, маникюрша, педикюрша, стилист, визажист


Учебные заведения, обучающие данной профессии

Для работы по профессии «косметолог» необходимо иметь базовое медицинское образование:


  • возможно получение среднего специального (медицинского) образования в медицинских училищах по специальности «медсестра широкого профиля». После окончания учебного учреждения необходимо дополнительно окончить курсы косметологии или обучаться по специальности косметолога

  • возможно, получение высшего медицинского образования и при дополнительной специализации получить профессию врача-косметолога


  1. Петровский колледж

  2. ГОУ СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН"

Манекенщица
Профессия манекенщицы сравнительно новая. Но история этой профессии уходит своими корнями в далекое прошлое.

Поскольку смысл профессиональной деятельности манекенщицы - в наиболее выгодном «свете» представить свой наряд, то манекенщицами можно считать фактически всех женщин во все времена. В аристократических кругах всегда было принято проводить балы, где все женщины хотели поразить своим нарядом окружающих. Таким образом, именно первый в человеческой истории бал можно назвать первым дефиле, а всех женщин, принимавших в нем участие, - первыми манекенщицами.

Профессия манекенщицы в том виде, в каком она существует на сегодняшний день, появилась с возникновением первых модельеров и первых домов мод, куда требовались девушки для представления новых нарядов.

На сегодня эта профессия не столько востребована, сколько популярна среди молодых девушек.

Доминирующие виды деятельности :


  • представление на подиуме коллекций одежды

  • создание образа, соответствующего демонстрируемому костюму (выражение лица, мимика, жесты, движения)

  • передвижение по подиуму соответственно рисунку, схеме режиссера

  • оказание воздействия на зрителя с помощью артистических, экспрессивных способностей

  • донесение до зрителя художественной задумки, идеи автора коллекции при помощи созданного образа

  • участие в съемках рекламной продукции

  • работа на подтанцовке у певцов

  • участие в телевизионных программах и шоу

  • работа в качестве актера на съемках фильмов

  • участие в презентациях (проведение, обслуживающий персонал)

  • участие в конкурсах (мисс Мира, мисс Вселенная, мисс Россия и т. д.)

  • представление компании («лицо компании»)

  • регулярные, ежедневные мероприятия, направленные на поддержание фигуры, внешности и здоровья:

  • занятия спортом (шейпинг, калланетик, определенные виды спорта);

  • соблюдение диеты;

  • специальный косметический уход за кожей лица и тела;

  • создание собственного имиджа;

  • обсуждение заказов с менеджером.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

Способности:


  • хорошая фигура и стандартные параметры фигуры (рост, вес и т. д.)

  • актерское мастерство

  • умение оказать влияние на публику

  • хорошая координация движений

  • хорошее здоровье

  • умение импровизировать

  • интуиция (умение почувствовать, что хотел передать художник)

  • достаточный уровень интеллекта

  • умение принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации;

  • наличие эстетического вкуса

  • умение излагать свои мысли (для интервью)

  • фотогеничность

  • высокий уровень развития переключения внимания (способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой)
Личностные качества, интересы и склонности:

  • выносливость

  • экспрессивность

  • эмоциональность

  • настойчивость

  • чувствительность

  • сила воли

  • целеустремленность

  • коммуникабельность

  • интуитивность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • низкий рост

  • нестандартная фигура

  • полнота

  • физические недостатки

  • отсутствие актерских способностей

  • стеснительность

  • скованность

  • замкнутость

  • плохая координация движений

  • плохое здоровье

  • неуверенность в себе
Области применения профессиональных знаний :

  • модельные агентства

  • дома мод

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Профессию манекенщицы можно получить на коммерческих курсах

Модельер

С самого далекого прошлого и до наших дней одежда являлась постоянным спутником человека. Но она не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть. Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем приобрела современный вид. На раннем этапе развития человеческого общества одежда представляла собой просто кусок шкуры, служившей защитой человеку от неблагоприятных воздействий внешней среды. Благодаря даже такой примитивной одежде человек перестал быть зависимым от природных условий и смог жить в самых различных климатических зонах. Каждой эпохе, каждому историческому периоду были присущи свои формы и покрой, отделка и материал одежды, цвет и рисунок ткани, что вместе создавало определенный стиль в одежде. Стиль в одежде - это своеобразное зеркало той или иной эпохи, позволяющее судить о культуре и экономике государств, о положении человека в обществе, его классовой принадлежности.

Доминирующие виды деятельности :


  • разработка и создание новых композиций одежды с учетом запросов
    различных групп населения и имеющегося ассортимента материала

  • реализация и воплощение в жизнь творческих идей и замыслов

  • подбор материалов для выполнения проект-композиции

  • создание эскизов новых моделей

  • корректировка промышленного моделирования

  • создание новых стилей одежды и оказание влияния на развитие
    различных направлений моды

  • проектирование технически совершенных, удобных и красивых
    композиций одежды

  • организация показов, выставок моделей одежды

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • творческие способности

  • развитое пространственно-образное мышление

  • развитое воображение

  • умение донести, передать основной замысел (идею) с помощью графического изображения, макета

  • хороший глазомер

  • чувство гармонии и вкуса


  • художественные способности


  • хорошее развитие мелкой моторики рук

Личностные качества, интересы и склонности:


  • оригинальность, находчивость

  • свобода от условностей

  • независимость, самостоятельность

  • интуитивность

  • ориентированность на нетрадиционные ценности и установки

  • ответственность

  • терпеливость

  • целеустремленность

  • уверенность в себе

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • консервативность, склонность к поддержке традиционных методов

  • недостаточно развитое пространственно-образное мышление

  • отсутствие воображения

  • отсутствие вкуса

Области применения профессиональных знаний :


  • дома моды

  • моделирующие и производственные организации

  • предприятия легкой промышленности, производственные швейные
    объединения (фабрики, ателье)

Родственные профессии:

Портной, художник по костюмам, конструктор – модельер


Высшие учебные заведения:


  1. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна


  2. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Средние специальные учебные заведения:

  1. Инженерная школа одежды (колледж) ГОУ ВПО "СПБГУТиД"

  2. Колледж технологии, моделирования и управления "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна"

  3. ГОУ СПО Педагогический колледж № 5 Санкт-Петербурга

  4. ГОУ СПО "Российский колледж традиционной культуры СПб


  5. ГОУ СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН"

Парикмахер
О профессии парикмахера знали еще наши древние предки. Во многих литературных произведениях можно прочитать об услугах цирюльников
(так раньше называли в России парикмахеров), сотни людей приходили к ним, чтобы побриться, постричься или сделать прическу. Слово «парикмахер» имеет французское происхождение (perruque ) - накладка из волос, а в театре - одно из выразительных средств грима.
Профессия парикмахера всегда была и будет жизненно необходимой, так как в человеке заложено стремление к красоте и уходу за собой.
Доминирующие виды деятельности :


  • подбор прически с учетом особенностей внешнего облика клиента

  • мытье, расчесывание, стрижка и укладка волос

  • окрашивание волос в различные цвета и оттенки, их обесцвечивание

  • химическая завивка волос

  • завивка волос электрическим способом (щипцами) и на бигуди

  • косметический уход за волосами (лечебно-оздоровительные процедуры: маски, массаж и т.д.)

  • создание причесок на заказ для торжественных случаев

  • бритье лица с учетом свойств и типов кожи

  • работа с париками, шиньонами и накладками

  • дезинфицирование, чистка и проверка инструментов

  • разработка моделей причесок с учетом направления моды

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • хорошее развитие моторики рук

  • точный глазомер

  • умение сосредоточиваться на одном объекте длительное время

  • хорошая зрительная память

  • развитое творческое воображение

  • высокая чувствительность рук

  • художественные способности (к рисованию)

  • высокая помехоустойчивость (способность работать с высоким уровнем шума в помещении)

  • физическая выносливость

Личностные качества, интересы и склонности:


  • терпеливость

  • чистоплотность

  • изобретательность

  • эстетический вкус

  • аккуратность, основательность (умение тщательно выполнять работу)

  • доброжелательность по отношению к людям

  • энергичность

  • легкость в общении с людьми

  • тактичность

  • наблюдательность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • плохая координация движений

  • ослабленные внимание и память

  • неразвитое воображение

  • неразвитая ручная моторика

  • отсутствие эстетического вкуса

  • неряшливость, неумение соблюдать санитарно-гигиенические требования

  • раздражительность и быстрая утомляемость

  • нетерпимое отношение к манерам, вкусу, особенностям внешности других людей

  • чувство брезгливости к другим людям

  • аллергические реакции на химические вещества (пахучие и красящие вещества) и волосы

Области применения профессиональных знаний :


  • парикмахерские

  • салоны красоты

  • дома моделей

  • кабинеты на отдельных предприятиях

Родственные профессии :

гример, визажист, парикмахер-стилист, стилист


Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию парикмахера можно получить в профессионально-технических училищах, учебно-производственных комбинатах или на коммерческих курсах, а также в средних специальных и учебных заведениях:


  1. Петровский колледж

  2. СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН"

  3. СПО "Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга"

  4. Политехнический техникум ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики"

Стилист
Людям свойственно стремиться к гармонии и совершенству, поиску различных композиционных решений: будь то в искусстве, музыке, живописи, архитектуре, литературе или других направлениях культуры. Словом «стиль» называли объединение голландских архитекторов и художников в 1917-1931 годах. Профессия «стилист» важна в наше время, характеризующееся большим объемом различных течений моды, с одной стороны, и стремлением к упрощению культурной продукции (строения, одежда, прически), с другой стороны. Сейчас становятся востребованными специалисты, которые могут профессионально работать над созданием и подбором внешнего облика людей и каких-либо объектов.
Доминирующие виды деятельности :


  • создание внешнего образа клиента (моделирование причесок, макияжа, одежды и т.д.)

  • разработка стиля, наиболее полно подчеркивающего достоинства и скрывающего недостатки клиента

  • применение на практике теоретических разработок (прически, макияж, подбор и производство одежды) в соответствии с индивидуальными особенностями клиента и веяниями моды)

  • подбор цветовой гаммы и оттенков косметических средств, одежды с учетом индивидуальных особенностей и желаний клиента

  • создание профессиональной одежды, имиджа компании, организации с учетом запроса клиента

  • сравнительный анализ и изучение передового опыта отечественных и западных специалистов

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте

  • точный глазомер

  • чувство гармонии и симметрии

  • хорошо развитая тонкая моторика рук

  • развитое творческое мышление

  • хорошее воображение

  • художественные способности

  • высокий уровень развития образной памяти
Личностные качества, интересы и склонности:

  • творческое начало

  • сосредоточенность

  • внимательность

  • аккуратность

  • инициативность

  • терпеливость

  • доброжелательность

  • тактичность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • небрежность

  • невнимательность

  • неряшливость

  • раздражительность

  • грубость

  • отсутствие творческого подхода к работ

Области применения профессиональных знаний :


  • салоны красоты

  • дома моделей

  • парикмахерские

  • компании по созданию имиджа

Родственные профессии:

косметолог, гример, визажист, парикмахер-стилист, имиджмейкер

Учебные заведения, обучающие данной профессии


  1. Петровский колледж

  2. СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН»

Художник – оформитель
Художник-оформитель - специалист в области изобразительного искусства, использующий художественные приемы и средства в целях оформления.

На Руси художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В XVIII веке положительную роль в развитии художественного образования в России сыграла созданная Петром I в 1711 году Рисовальная школа при Петербургской типографии. Крупной художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая живописная команда «Канцелярии от строений». В ней работали и учились многие известные русские мастера живописи - И. Я. Вишняков, А. П. Антропов и др. Крупнейшим центром художественного образования в России стала основанная в 1757 г. в Петербурге Академия художеств. В XIX веке в ней получили образование художники-реалисты А. А. Иванов, К. П. Брюллов, а также В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин.

Доминирующие виды деятельности:


  • художественно-оформительская работа по заказам структурных подразделений учреждения (организации)

  • графические и шрифтовые работы к материалам исследований и разработок, совещаний, научных конференций, семинаров и творческих дискуссий

  • составление эскизов и выполнение работы по художественному оформлению проектов, макетов, научно-технических отчетов и т.д. участие в разработке проектов художественного оформления помещений и фасадов зданий учреждения (организации), а также занимаемой территории

  • определение наиболее рациональных решений цветового оформления интерьеров

  • авторский контроль за реализацией художественно-оформительских решений

  • контроль за соблюдением эстетических требований при реконструкции и строительстве производственных, служебных и культурно-бытовых помещений

  • разработка рекомендаций по выбору рабочей одежды, соответствующей специфике производства и виду труда

  • разработка проектов благоустройства и озеленения территории предприятия, архитектурно-художественного оформления фасадов зданий и т. д.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • художественные способности

  • хорошие зрение и глазомер

  • творческие способности

  • способность воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков

  • развитое пространственно образное мышление

  • высокий уровень развития воображения;

  • развитое внимание к деталям
Личностные качества, интересы и склонности:

  • оригинальность, находчивость

  • самостоятельность

  • наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки)

  • чувство гармонии и вкуса

  • открытость для восприятия нового

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • отсутствие художественных способностей

  • отсутствие или низкий уровень развития пространственно-образного мышления и воображения

  • отсутствие творческих способностей

  • отсутствие вкуса

  • ригидность мышления

Области применения профессиональных знаний :


  • художественно-конструкторские подразделения на промышленных предприятиях

  • сфера культуры и быта

  • театры, дворцы культуры

  • киноиндустрия

  • образовательные учреждения (колледжи, техникумы, вузы)

  • правоохранительные органы (составление портрета преступника, подозреваемого)

Родственные профессии:

Художник – декоратор, иллюстратор, график, художник – реставратор, художник – мастер, реставратор


Учебные заведения, обучающие данным профессиям

Высшие учебные заведения:


  1. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А.Л. Штиглица)

  2. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина

  3. Санкт-Петербургский государственный университет

  4. Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ)

  5. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

  6. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

  7. Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства


  8. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

  9. НОУ Высшая школа народных искусств (институт)

  10. НОУ Институт декоративно-прикладного искусства

  11. НОУ Смольный институт

Средние специальные учебные заведения:


  1. Художественное училище им. Н.К.Рериха

  2. ГОУ СПО "Ленинградский областной колледж культуры и искусства"

  3. ФГОУ ВПО "Высшая школа народных искусств (институт)"

  4. ГОУ СПО "Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга"

Web -дизайнер
Профессия web-дизайнера включает в себя два аспекта: умение пользоваться специальными компьютерными программами и дизайнерская деятельность. Еще в XIX веке владельцы магазинов, ресторанов и предприятий выпускали рекламные открытки. Эти открытки оформляли специальные люди, которых мы сегодня называем дизайнерами. Сейчас web-дизайнеры занимаются фактически той же деятельностью, но только используя различные компьютерные программы.

Профессия web-дизайнера как таковая появляется только с возникновением мировой компьютерной сети World Wide Web (WWW), в которой возможно создание web-сайтов в рекламных целях (конец 1980-х – начало 1990-х годов).

Доминирующие виды деятельности :


  • оформление сайтов

  • создание идеи и разработка макета сервера

  • создание стиля исполнения макета сервера

  • обеспечение наилучшего восприятия web-документов на экране монитора с учетом времени загрузки документов, пропускной способности канала передачи данных, размера графических файлов документа, качества цветовой палитры

  • определение правил компоновки web-страниц, выбор формата, фона, количества и качества элементов оформления

  • создание стилевых образцов web-документов

  • работа с узлом Internet

  • написание программной части и кода страницы

  • управление гипертекстовыми документами

  • проведение информационной политики фирмы в World Wide Web (WWW)

  • установка и работа со средствами подготовки и проверки web-страниц

  • создание интерактивных web-приложений

  • обновление, модернизация web-документа

  • создание и работа с приложениями для статической обработки
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • развитый эстетический и художественный вкус

  • высокий уровень развития распределения, объема, концентрации и переключения внимания

  • высокий уровень развития образного мышления

  • высокий уровень развития памяти

  • логическое мышление

  • аналитическое мышление

  • развитая моторика пальцев
Личностные качества, интересы, склонности:

  • креативность

  • тщательность

  • систематичность в работе

  • внимательность

  • аккуратность

  • усидчивость

  • ответственность
Области применения профессиональных знаний :

  • предприятия и организации

  • агентства и фирмы компьютерного дизайна

  • учебные заведения

Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию можно получить в высших учебных заведениях:


  1. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

  2. НОУ Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

  3. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Опросник по изучению степени выраженности интереса к профессиям «Художественного типа»

Инструкция: напротив каждого высказывания обведите цифру, которая соответствует степени Вашего интереса к этим видам деятельности (желания им заниматься)

Мне нравится, мне интересно (мне понравилось бы, мне хотелось бы)

0 – совсем не интересно

1- не знаю

2 - интересно, но не сильно

3 - очень интересно


Высказывания, утверждения

0

1

2

3

Помогать подбирать (выбирать) друзьям и родным одежду (обувь, головные уборы); аксессуары; украшения, косметику; прически

0

1

2

3

Выступать на сцене (на подиуме), сниматься в рекламе

0

1

2

3

Конструировать (создавать) модели одежды и (или) делать своими руками украшения

0

1

2

3

Заниматься дизайном (в том числе компьютерным), изобразительным и декоративно- прикладным искусством, фотографией

0

1

2

3

Придумывать новые прически

0

1

2

3

Посещать выставки в художественных музеях, галереях и салонах; посещать показы мод и (или) смотреть их по ТВ (Интернету)

0

1

2

3

Слушать лекции по искусству, МХК, истории моды

0

1

2

3

Изучать различные техники рисования (рукоделия, декоративно – прикладного искусства и пр.); экспериментировать при выполнении творческих работ

0

1

2

3

Перешивать старую одежду; дополнительно украшать новую

0

1

2

3

Знакомиться с миром искусства (моды), читая спец. литературу (книги, журналы); изучая информацию на специализированных сайтах в Интернете

0

1

2

3

Баллы

Обработка результатов:

Просуммируйте обведенные цифры и запишите в соответствующей графе («Баллы»).

Интерпретация результатов:

Количество баллов

Характеристика

14 и ниже

интерес к данной профессиональной сфере не выражен

(слабая степень выраженности интереса)



15-18

слабо выраженная профессиональная склонность

(степень выраженности интереса ниже среднего)



19-22

выраженные профессиональная направленность и интерес

(средняя степень выраженности интереса)



23-26

интерес к данной профессиональной сфере выражен значительно

(степень выраженности интереса выше среднего)



27 - 30

профессиональная направленность выражена ярко и отчетливо

(высокая степень выраженности интереса)


ВВЕДЕНИЕ

1.1 Специфика профессиональной принадлежности

1.2 Специфика профессии «человек - художественный образ»

2.1 Характеристика профессий типа «Человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста

2.2 Кризисы профессии типа «человек – художественный образ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

К профессиям типа "человек - художественный образ" (творческие профессии) в широком смысле, относятся профессии, связанные с изобразительной деятельностью, с музыкальной деятельностью, с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью. Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.

Предмет исследования – профессиональный тип "человек - художественный образ". Целью работы является: изучение особенностей профессий этого типа (анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию "человек - художественный образ "). Профессиональное становление занимает значительную часть жизни человека. От результатов этого процесса зависит не только успешность профессионала, но и психологическое благополучие личности. С точки зрения своевременности и социальной значимости изучение факторов и особенностей профессионального становления личности является актуальным направлением психологических исследований.

Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен - по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», - и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом .

Традиционно труд представителей профессий «человек - художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского « худог » - искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.

В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.

Профессии данного типа связаны: с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...); с воспроизведением и изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности, предпочтения, выраженные способности: заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, и т.п.), наличие яркого воображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности.

Всю область профессий типа «человек - художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельность, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью .


ГЛАВА 1

1.1 Специфика профессиональной принадлежности

Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этой общности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственно организация.

Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся, инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросы касаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора оптанты).

Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.

Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой кадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей.

Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения). Например, художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты это изделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно и интересоваться

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение .

1.2 Специфика профессии «человек - художественный образ»

Чтобы говорить о профессиональном типе «человек – художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики.

О представителях профессий типа «человек - художественный образ»:

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого - то содержания. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т. п.) это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; офорты Гойи, поразившие его современников; удивительные по своей красоте и силе духа фрески Микеланджело, славящиеся во всем мире, и т. п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных, временных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния античности, и достижения современных художников, и шедевры древнерусской иконописи; загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.

Типичные примеры профессиональных единиц анализа сознания и психики этого типа: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); цепочки значков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п.

Представители профессий типа «человек – художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть, например, батик (роспись по шелку) выполненный по эскизу художника. Это могут быть восстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени.


  1. Игра направлена на повышение уровня информированности учащихся о профессиях. Она обращает их взгляды к миру профессий через призму собственного Я. Используемые в ходе игры задании, я носят обучающий характер

    Документ

    Склонностей к определенному типу профессий (человек -человек , человек -знак, человек -художественный образ , человек -техника, человек -природа). Возможные... Мастер по ремонту одежды (1) - хореограф (6). Историк (2) - инспектор ГАИ (4). Антрополог (2) - ...

  2. Программа по предмету «Мировая художественная культура»

    Программа

    И Человек в художественных образах (10ч) Введение. В мире художественной культуры. Художественная культура народов мира. Роль и место человека в художественной культуре...

  3. Методика «Оценка мотивации на успех» Г. В. Резапкиной Методика «Определение типа темперамента» > А. Айзенка, модификация Г. В. Резапкиной

    Документ

    И для типа профессий «человек - тех­ника». Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек - художественный образ » являются... Социолог Следователь Лаборант Социолог Математик Историк Маркетолог Статистик Аналитик Аудиатор...

  4. Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде

    Автореферат

    Понятия «художественный образ » эстрадного... с учётом специфики профессии вокалиста, - ... фразы. Типы взаимодействия... художественное изображение. Возникая из совокупности навыков и психофизических свойств человека ... характерном танце, историко – бытовой танец...

  5. Характеристика типов и классов профессий

    Документ

    ... типов и классов профессий Типы профессий Типы профессий Человек - человек Человек - техника Человек - природа Человек – знаковая система Человек художественн . образ Примеры профессий ... программист языковые: лингвист, историк , корректор, наборщик, ...