Работа на оптовом рынке. Оптовый рынок электроэнергии и мощности (орэм) Орэ расшифровка

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. Субъектами оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) являются генерирующие компании (ОГК, ТГК, концерн Росэнергоатом, Русгидро, ИНТЕР РАО ЕЭС и еще более 50 генерирующих компаний), операторы экспорта/импорта электроэнергии (Сисиемный оператор (СО), оператор торговой системы (ОАО АТС), центр финансовых расчетов (ЦФР), сбытовые организации включая гарантирующих поставщиков, сетевые компании (Российские электрические сети (ФСК, МРСК и множество независимых ЭСК) (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли, как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, Правил оптового рынка электрической энергии (мощности).

По состоянию на 01.01.2012 г. в реестр субъектов оптового рынка внесены:

    113 генерирующих организаций,

    134 гарантирующих поставщиков,

    113 энергосбытовых организаций,

    113 крупных потребителей,

    1 организация с экспортно-импортными функциями (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»),

    4 инфраструктурные организации (ОАО «СО ЕЭС»,ОАО «ФСК ЕЭС»,НП «Совет рынка»,ОАО «АТС»).

ОРЭМ функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую - Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам. Основные принципы функционирования ОРЭМ.

На ОРЭМ торгуются два товара - электроэнергия и мощность. Мощность - особый товар , покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

Рынок электроэнергии.

На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров (РД), сектор свободных договоров (СД), рынок на сутки вперед (РСВ), балансирующий рынок (БР).

С 2011 года в пределах ценовых зон ОРЭМ РД заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа.

Объемы электроэнергии, не покрываемые РД, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынков РСВ и БР.

В рамках СД участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки. РСВ представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Для снижения рисков манипулирования ценами на РСВ введена система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок - в соответствии с правилами торговли.

Объемы электроэнергии, реализуемой в рамках ДР и РСВ, формируют плановое потребление электроэнергии. Однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями от планового производства/потребления осуществляется в режиме реального времени на БР.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого СО. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России (ФСТ) в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.

В долгосрочном рынке конкурентный отбор мощности производится исходя из формируемого СО прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора мощности. В ходе КОМ в первую очередь отбирается мощность, введенная по ДПМ (договоры о предоставлении мощности) и аналогичным ДПМ договорам с АЭС и ГЭС. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность и электроэнергия вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ.

В рамках оптового рынка электроэнергии торговля ведется в трех секторах, различающихся как по условиям сделок купли-продажи так и по срокам поставки электроэнергии:

Рассмотрим более подробно каждый из них:

Рынок на сутки вперед (РСВ)

Торги на рынке на сутки вперед обеспечиваются коммерческим оператором оптового рынка (ОАО "АТС") путем приема заявок от покупателей оптового рынка об объемах покупки электроэнергии с разбивкой по часам на следующие сутки, а от продавцов оптового рынка об объемах и ценах продажи электроэнергии по часам на эти же сутки. Цена определяется путем балансирования спроса и предложения еще до начала фактической поставки на основании полученных ОАО "АТС" заявок. Цена определяется для каждого узла в соответствии с расчетной моделью рынка, цена рассчитывается для каждого часа торговых суток.

Балансирующий рынок (БР)

На рынке на сутки вперед покупатели оптового рынка покупают запланированные на каждый час объемы электроэнергии, однако, в процессе фактического потребления неизбежны отклонения фактических объемов от плановых. Отклонения в режиме реального времени торгуются на балансирующем рынке. Если покупатель потребил по факту больше, чем заявил на РСВ, то он докупает необходимый объем на балансирующем рынке, если потребил меньше, чем заявил, то продает излишек, так как уже не может отказаться от покупки на РСВ.

Регулируемые договора (РД)

В ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются между продавцами и покупателями только в отношении объемов электроэнергии и мощности, которые предназначены для последующей продажи населению и приравненным к населению группам потребителей. В неценовых зонах оптового рынка, где невозможно рыночное формирование цены, весь объем электроэнергии реализуется по РД. Цены на электроэнергию и мощность по регулируемым договорам рассчитываются по формулам определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (федеральная служба по тарифам).

Рынок электроэнергии и мощности Российской Федерации делится на две части на оптовый (ОРЭМ) и розничный (РРЭМ).

Рынок ОРЭМ – это место, на котором продается вся электроэнергия в России. На нем присутствуют крупные генерирующие станции и потребители электроэнергии.

Зачем выходить на оптовый рынок?

Преимущества

  • Снизить затраты на электроэнергию. При покупке электроэнергии на оптовом рынке не выплачивается сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
  • Получить свободу выбора энергосбытовой компании. Предприятие может выбирать поставщика электроэнергии;
  • Выход на оптовый рынок - долгосрочная инвестиция. Предприятия, работающие на ОРЭМ, экономят на электроэнергии уже более 13 лет.

Недостатки

  • Для работы на оптовом рынке электроэнергии нужна высокая платежная дисциплина. При задержке платежей предприятие лишается статуса субъекта оптового рынка;
  • Проект по выходу на оптовый рынок электроэнергии занимает до 12 месяцев.

Онлайн калькулятор экономического эффекта от выхода на ОРЭМ

Заполните контактную форму и данные формы расчета будут прикреплены к заявке.

Как выйти на оптовый рынок электроэнергии и мощности?

Выход на оптовый рынок электроэнергии это долгосрочный проект. Он занимает около одного календарного года.

Для выхода на оптовый рынок клиент или энергосбытовая компания, которую он выбрал, должны:

  1. Согласовать с Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии группу точек поставки, по которой будет производиться покупка электрической энергии;
  2. Построить Автоматизированную информационно измерительную систему коммерческого учета электроэнергии, отвечающую требованиям оптового рынка электроэнергии. На предприятии строиться современная система учета электроэнергии, устанавливается сервер со специализированным программным обеспечением и настраиваются каналы связи с администратором торговой системы. Система строится для того, чтобы регулятор в режиме реального времени получал сведения об объеме потребления электроэнергии на предприятии;
  3. Заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией;
  4. Получить допуск к торговой системе от совета рынка.

Выход на оптовый рынок чаще всего производится с нового периода регулирования (с 1 января нового года). Если выходить внутри периода регулирования - придется выплатить гарантирующему поставщику выпадающие доходы, которые были учтены в тарифе.

Требования для выхода на ОРЭМ

Выйти на оптовый рынок может потребитель, который владеет на праве собственности или ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 мВА и в каждой группе точек поставки составляет не менее 750 кВА.

Существует два варианта покупки на оптовом рынке электроэнергии:

Самостоятельно

Предприятие само выходит и покупает электроэнергию на оптовом рынке.

Технические требования:

  • строительство АИИС КУЭ;
  • 750 кВА;
  • присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА.

Сравнение самостоятельного выхода на оптовый рынок электроэнергии и выход на оптовый рынок электроэнергии через энергосбытовую компанию:

Самостоятельно

Требования по присоединенной мощности

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА . Присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА

Требования по строительству АИИС КУЭ оптового рынка

Необходимо строительство всех уровней системы

Может быть построена только система низкого уровня, и использоваться сервер энергосбытовой компании

Процедура выхода на оптовый рынок

На предприятии необходимо нанять или обучить сотрудников, которые будут выводить предприятие на оптовый рынок

Процессом вывода предприятия на оптовый рынок электроэнергии будут заниматься сотрудники энергосбытовой компании

Оплата членских взносов в ассоциацию НП "Совет рынка”

Ежеквартальный платеж в размере 300 000 р

Не нужно выплачивать. Затраты несет энергосбытовая компания

Экономический эффект от выхода на оптовый рынок

Предприятие получает весь экономический эффект от выхода на оптовый рынок электроэнергии

Энергосбытовая компания забирает часть экономического эффекта, как вознаграждение за услуги

Риски снижения экономического эффекта

Полностью несет предприятие

Могут быть взяты на себя энергосбытовой компанией в рамках договора энергоснабжения

Структура оптового рынка электроэнергии и мощности

Правила ОРЭМ работают в регионах, объединенных в так называемые ценовые зоны. На территории РФ их две: первая ценовая зона включает в себя Европейскую часть России и Урала, вторая Сибирь.

Также выделены неценовые зоны, где продажа электроэнергией осуществляется по утвержденным тарифам. Такие правила действуют на Дальнем Востоке, в Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми.

Участниками ОРЭМ являются производители электроэнергии, операторы, энергоснабжающие организации, сетевые компании. Для осуществления работы на ОРЭМ необходимо иметь статус участника рынка. Для этого организация должна соответствовать определенным требованиям, которые утверждены Правилами ОРЭМ (постановление Правительства РФ № 1172 от 27 декабря 2010 года) и отражаются в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В настоящий момент работа на ОРЭМ разделена на сектора, каждый из которых имеет свои условия заключения сделок и сроки поставки:

  • сектор свободных договоров
  • сектор регулируемых договоров,
  • рынок на сутки вперед,
  • балансирующий рынок.

Сектор регулируемых договоров (РД)

Торговля электроэнергией на этом секторе осуществляется на основании заключения регулируемых договоров (РД). В этом случае тарифы на продажу/покупку электроэнергии с оптового рынка устанавливает ФСТ России. Поставщиков и покупателей выбирает Администратор торговой системы (ОАО АТС).

С 2011 года сектор работает только в отношении поставок электроэнергии и мощности для населения, приравненных к ним группам потребителей и гарантирующих поставщиков, работающим в республиках Северного Кавказа и Республике Тыва.

При этом поставщики вправе реализовать не более 35% от планового объема производства и поставки электроэнергии и мощности на условиях регулируемых договоров. Остальные объемы электроэнергии реализуются на других секторах рынка.

Сектор свободных двухсторонних договоров (СДД)

В рамках работы на этом секторе участниками рыка заключаются свободные договоры, при этом все показатели, такие как объем продаваемой электрической энергии, цена поставки, и контрагенты для работы выбираются участниками самостоятельно.

Рынок на сутки вперед (РСВ)

Рынок основан на организации конкурентного отбора ценовых заявок от поставщиков и покупателей. Организует отбор коммерческий оператор ОАО АТС за сутки до фактической поставки электроэнергии. Цена и объем поставки определяется на каждый час суток. При ценообразовании на РСВ используется маржинальный метод, принцип которого состоит в выборе равновесной цены (баланс спроса и предложения). На РВС заявки с наименьшей ценой удовлетворяются в первую очередь. Цена РВС определяется для каждого узла ценовых зон, таких узлов насчитывается порядка 8000. Информация об индексах и объемах торговки на рынке на сутки вперед публикуется ежедневно на сайте ОАО АТС.

Балансирующий рынок (БР)

Сектор, на котором происходит торговля отклонениями фактического графика производства от планового. Цены формируются с использованием маржинального принципа путем конкурентного отбора (каждые 3 часа до часа фактической поставки) заявок участников данного сектора (поставщики, потребители с регулируемой нагрузкой).

Выход на оптовом рынке электрической энергии и мощности и работа на нем может стать одним из мероприятий по снижению затрат на электроэнергию. Существует два варианта работы на опте: самостоятельно, что обычно выгодно только крупным промышленным предприятиям либо через энергосбытовую компанию.

Работая самостоятельно, предприятие экономит на оплате энергосбытовой компании, но и одновременно несет дополнительные затраты на членство в НП «Совет рынка» и на содержание персонала, осуществляющего закупку электроэнергию на оптовом рынке. Также все риски, связанные с работой на оптовом рынке, ложатся на само предприятие.

Для средних предприятий (суммарная присоединенная мощность меньше 20 МВА, но больше 750 кВА) оптимальной может стать работа на ОРЭМ через энергосбытовую компанию. Для начала необходимо оценить вероятный экономический эффект от вывода предприятия на ОРЭМ, для этого проводят анализ объема потребления, текущего режима потребления, условий работы с гарантирующим поставщиком в регионе и других параметров.

Для того чтобы правильно оценить все риски и возможности мы предлагаем вам провести бесплатный расчет экономической целесообразности от выхода на ОРЭМ. Оставьте свои контактные данные, мы вам перезвоним и проконсультируем.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ), в соответствии с Федеральным законом №35 - ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике», представляет собой сферу обращения особых товаров - электрической энергии и мощности - в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации. В торговле на оптовом рынке электроэнергии принимают участие крупные производители и крупные покупатели электрической энергии и мощности, а также иные лица, получившие статус субъекта оптового рынка и действующие на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

1 сентября 2006 года согласно постановлению Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)», состоялся запуск новой либеральной модели оптового рынка электроэнергии (мощности).

Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Федеральным законом «Об электроэнергетике», а также правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка.

Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемых советом рынка - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

Правилами оптового рынка регулируются отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено Федеральным законом «Об электроэнергетике». Режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, на оптовом рынке регулируются отношения, связанные с оборотом особого товара - мощности, иных необходимых для организации эффективной торговли электрической энергией товаров и услуг, в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Большая часть генерирующих активов страны сосредоточена в тепловых генерирующих компаниях оптового рынка электроэнергии (ОГК), федеральной гидрогенерирующей компании оптового рынка (ОАО «Русгидро»), 14 территориальных генерирующих компаниях (ТГК) и государственном концерне «Росэнергоатом». Магистральными высоковольтными линиями электропередачи управляет принадлежащая государству Федеральная сетевая компания (ОАО «ФСК»). Государственные пакеты акций межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) переданы ОАО «Холдинг МРСК». Диспетчерское управление единой энергосистемой России осуществляет системный оператор (ОАО «СО ЕЭС»). В числе крупных компаний отрасли следует также упомянуть контролируемые государством вертикально-интегрированный холдинг ОАО «РАО ЭС Востока», объединяющий генерацию, распределение и сбыт электроэнергии дальневосточных регионов, и ОАО «Интер РАО ЕЭС», являющуюся оператором экспорта-импорта электроэнергии, а также владеющую генерирующими активами в России и за рубежом.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую - Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам.

Основные принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности

На оптовом рынке торгуются два товара - электроэнергия и мощность. Мощность - особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

В существующем сегодня виде оптовый рынок электроэнергии функционирует с 1 сентября 2006 года, когда постановлением Правительства Российской Федерации были введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности).

Рынок электроэнергии

На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров, сектор свободных договоров, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок.

С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей

Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формулам индексации цен. Объемы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии таким образом, чтобы для включенного в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35% от полного объема поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определенного в балансовом решении для соответствующего производителя.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки.

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Для снижения рисков манипулирования ценами на РСВ введена система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок - в соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой.

Объемы электроэнергии, реализуемой в рамках двусторонних договоров и РСВ, формируют плановое потребление электроэнергии. Однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями от планового производства/потребления осуществляется в режиме реального времени на балансирующем рынке. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя - в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), рассчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели. Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ., тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.

Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора. Постановлением Правительства РФ №89 от 24 февраля 2010 года утверждены изменения в Правила оптового рынка, обеспечивающие запуск модели долгосрочного рынка мощности (ДРМ). Как и в части торговли электроэнергией, с 2011 года по регулируемым договорам поставляется мощность только в объемах, необходимых для поставки населению и приравненным категориям потребителей.

Основные отличия ДРМ от переходного рынка мощности:

  • В рамках КОМ мощность отбирается на не год вперед, а на 4 года (начиная с 2016 года), что гарантирует оплату мощности поставщику на период строительства новых мощностей;
  • Ценообразование осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП), а не ценовых зон, что позволяет формировать локальные ценовые сигналы для покупателей и поставщиков мощности;
  • В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается не вся располагаемая мощность, что способствует усилению конкуренции среди поставщиков мощности.
  • В долгосрочный рынок мощности включены договоры о предоставлении мощности, позволяющие обеспечить финансирование инвестиций в новую генерацию.

В долгосрочном рынке конкурентный отбор мощности производится исходя из формируемого Системным оператором прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора.

В ходе КОМ в первую очередь отбирается мощность, введенная по ДПМ и аналогичным ДПМ договорам с АЭС и ГЭС. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность и электроэнергия вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ.

В числе механизмов реализации мощности ДРМ предусматривает:

  • покупку/продажу мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности, заключенным по итогам конкурентного отбора мощности;
  • покупку/продажу мощности по свободным договорам купли-продажи мощности (СДМ), в том числе на бирже;
  • покупку/продажу мощности по договорам о предоставлении мощности и по договорам купли-продажи мощности новых атомных станций и гидроэлектростанций, аналогичным ДПМ;
  • покупку/продажу мощности генерирующих объектов, отнесенных к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме;
  • покупку/продажу мощности по регулируемым договорам (в объемах поставки населению и приравненным категориям);
  • покупку/продажу мощности, генерирующих объектов, определенных по итогам дополнительного отбора инвестиционных проектов, проводимого в случае, когда объем мощности, отобранной по результатам конкурентного отбора мощности, в какой-либо зоне свободного перетока, не обеспечивает удовлетворения спроса на мощность;
  • покупка продажа мощности, генерирующих объектов, определенных по результатам конкурсов инвестиционных проектов на формирование перспективного технологического резерва мощностей (механизм гарантирования инвестиций - МГИ).

В декабре 2010 года завершилась первая кампания по подписанию договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Объект тепловой генерации, введенный по договору о предоставлении мощности, получает гарантию оплаты мощности на 10 лет (15 лет для договоров, аналогичных ДПМ, заключаемых с АЭС и ГЭС), обеспечивающую возврат капитальных затрат и оговоренных эксплуатационных расходов. Размеры эксплуатационных и капитальных затрат, используемые при расчете стоимости мощности по ДПМ, определены в постановлении Правительства Российской Федерации № 238 от 13.04.2010.

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, с 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме (за исключением объема электроэнергии, поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.

На 2013 год ПАО «ТНС энерго Марий Эл» заключено 60 регулируемых договоров с поставщиками электроэнергии (мощности) на 100% объема потребления электроэнергии и мощности для группы (население), утвержденного ФСТ России, 42 договора покупки электрической мощности по результатам конкурентного отбора мощности, 16 договоров покупки электрической мощности новых АЭС/ГЭС, 25 договоров покупки мощности, производимой с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, 28 договоров покупки мощности по договорам предоставления мощности.

СО является основной технологической инфраструктурой, обеспечивающей функционирование и развитие оптовых рынков электроэнергии и мощности.

Совместно с Ассоциацией НП «Совет рынка» и АО «АТС» выполняет полный комплекс работ, необходимых для функционирования рыночных механизмов и обеспечения надежной работы энергосистемы в соответствии с Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности) .

Рынки электроэнергии

Рынок на сутки вперед

Рынок на сутки вперед (РСВ) – конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час наступающих суток.

На РСВ цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки, – конкурентоспособность ценовых заявок. Это дает поставщикам электроэнергии прямую экономическую заинтересованность в использовании всех своих технологических возможностей для снижения стоимости.

Балансирующий рынок

Все изменения уровня потребления, сетевые ограничения, состояние генерирующего оборудования невозможно спрогнозировать заранее с абсолютной точностью. При управлении режимом работы энергосистемы в реальном времени необходимо компенсировать возникающие отклонения от режима, запланированного сутки назад. Расчет и доведение до объектов управления графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени реализуется в рамках балансирующего рынка.

В течение суток Системный оператор многократно проводит формирование прогнозов спроса (потребления), актуализацию расчетной модели с учетом изменившихся системных условий. На основании данной информации проводятся конкурентные отборы ценовых заявок поставщиков, обеспечивающие экономическую эффективность загрузки станций и требования к надежности.

Управление режимами в реальном времени основано на минимизации стоимости поставки электроэнергии, а также мерах, делающих невыгодными самовольные отклонения от плановых значений и стимулирующих выполнение команд СО по управлению режимом.

На балансирующем рынке при возникновении отклонений фактического потребления или выработки от плановых значений участники рынка «штрафуются», если отклонения обусловлены собственной инициативой, или «премируются», если отклонения являются следствием исполнения команды Системного оператора.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в оптовых рынках электроэнергии - обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии - осуществляется экономическими методами с использованием ценовых сигналов:

  • рынка на сутки вперед: дифференциация цен рынка в зависимости от часов суток/дня/ периода года дает участнику прямую экономическую заинтересованность использовать все имеющиеся технологические возможности для выравнивания графика потребления;
  • балансирующего рынка: участники рынка заинтересованы в точном исполнении графика, заданного АО «СО ЕЭС». Самостоятельное отклонение от заданного режима работы оплачивается участнику по наименее выгодной в данный час цене. Кроме того, поставщики электроэнергии дополнительно заинтересованы и в изменении графика генерации по команде АО «СО ЕЭС» - данные отклонения квалифицируются как внешняя инициатива и оплачиваются по наиболее выгодной в данный час цене.

Основные функции:

  • обеспечение функционирования системы расчетов выбора состава включенного генерирующего оборудования на неделю вперед;
  • формирование актуализированной расчетной модели для проведения Коммерческим оператором конкурентного отбора в рынке на сутки вперед;
  • обеспечение функционирования балансирующего рынка – расчет и доведение графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени.

Рынок мощности

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке мощности - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие генерирующих мощностей:

  • в требуемом объеме;
  • с требуемыми технологическими параметрами;
  • в требуемые сроки;
  • с учетом прогноза развития сетевой инфраструктуры.

Основная функция АО «СО ЕЭС» - организация проведения процедур конкурентного отбора мощности с соблюдением заданных выше условий.

Рынок услуг по обеспечению системной надежности (рынок системных услуг) создает источник для финансирования специфических расходов владельцев оборудования, которые не могут быть компенсированы в рамках рынка электроэнергии или мощности. Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке системных услуг - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие в ЕЭС России оборудования со специфическими, необязательными для всех субъектов, характеристиками:

  • способность участия в нормированном первичном регулировании частоты;
  • способность участвовать в автоматическом вторичном регулировании частоты на ТЭС;
  • регулирование реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, не участвующего в производстве активной мощности;
  • эксплуатация элементов систем противоаварийного управления в ЕЭС России, создаваемых в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети.

АО «СО ЕЭС» определяет технические требования, проводит отбор поставщиков услуг и заключает долгосрочные договоры на их оплату.

Рынки неценовых зон

В неценовых зонах АО «СО ЕЭС» осуществляет все деловые процессы, исполняемые для функционирования рынков электроэнергии и мощности в ценовых зонах, за исключением процедур, связанных с конкурентным отбором ценовых заявок поставщиков, т.к. оплата поставок осуществляется по тарифам.

Новости раздела

23.07.2019 17:07

Участие электростанций в нормированном первичном регулировании обеспечило гарантированное качество регулирования частоты в ЕЭС России при значительном небалансе мощности после отключения энергоблоков Калининской АЭС

Участие генерирующего оборудования в нормированном первичном регулировании частоты (НПРЧ) обеспечило максимально быструю гарантированную реакцию на резкое отклонение частоты при возникшем 18 июля небалансе в ЕЭС России