Оригинальные названия выставок в библиотеке. Книжная радуга

Книжные выставки уже давно перестали вызывать у гостей желание поудобнее устроится на диване. Их цель - удивлять и подталкивать к изучению нового. И хотя Интернет покоряет мир, книга будет всегда. А о том, что почитать, позаботятся библиотекари и предложат нам самое лучшее. Это отличный способ не только привить любовь к книгам детям, но и самому узнать любопытные факты.

Первые шаги к библиотечной выставке

Литературные биеннале - это ознакомление аудитории с лучшими экземплярами трудов, которые касаются одного и того же жанра или темы. Выставленными могут быть книги, журнальные, газетные материалы, фотографии, картины, репродукции, аудио- и видеоносители. Основная задача - доказать публике, что читать важно и нужно. Книжные выставки в библиотеке призваны ознакомить посетителей с предложенной подборкой и привлечь к изучению заданного мотива. Все представленные работы так называемой акции подбираются с особой тщательностью и систематизируются по информационной важности.

Организация презентации состоит из нескольких этапов. Первый и самый важный - выбор темы. После, отталкиваясь от направления, нужно вычислить целевую аудиторию, провести сбор документов и вспомогательных, сопутствующих материалов. Планировать мероприятие нужно, принимая во внимание три аспекта:

  • Цель выставки.
  • Аудитория, для которой планируется действо.
  • Образ, который поможет максимально раскрыть тему.

Актуальность - залог успеха

Выбор материала для библиотечных выставок - фундамент, от которого зависит успех мероприятия. Именно по теме будут судить об актуальности выставки. При выборе мотива стоит учесть вкусы и интерес потенциальных посетителей. Тему нельзя обобщать, ведь главное призвание биеннале - расставить акценты. Это может быть упор на определенном периоде течения, стиле, социальной проблеме и так далее.

Эффективность темы также напрямую связана с возрастом читателей. То, что теоретически может заинтересовать детей, будет уже знакомо для школьников старшего возраста. Мотивы, интересные для подростков, не привлекут внимания взрослых людей.

Не менее важный аспект - название. Оно должно быть броским, запоминающимся, подталкивающим к тому, чтобы прийти и увидеть все собственными глазами.

Теория названия

Библиотекари могут выполнить колоссальную работу по сбору и систематизации материала. Подкрепить его сопроводительными деталями, провести широкую рекламную кампанию и т. д., но все пойдет насмарку, если неправильно подобрать заголовок. Названия библиотечных книжных выставок на самом деле придумываются достаточно просто. Секрет настолько очевиден, что многие даже не обращают на это внимания. Название должно быть ярким, запоминающимся и привлекательным для потенциальных посетителей. Это всего несколько слов, которые вызовут бурю эмоций и не оставят аудиторию равнодушной. Если посетителя не заинтересует название, он просто не придет, даже тогда, когда тема выставки ему интересна. Запомните, длинные заголовки недопустимы. Названия библиотечных выставок должны быть лаконичными. Очень важно сделать их интригующими, дать намек или поставить определенный вопрос, на который человек захочет ответить. Нежелательно использовать общие выражения, клише и научные предложения.

Работа над названием

Утвердить имя проекта в начале планирования мероприятия невозможно. При организации работы достаточно опираться на тему. Успешное название нельзя придумать за минуту. Не стоит работать по обратной схеме. То есть строить выставку, основываясь только на названии, означает не отклоняться от рамок, в свою очередь это может закрыть много перспективных дорог.

Важно учесть еще один момент. Названия библиотечных выставок обращаются к определенной группе посетителей, а не ко всей аудитории читателей в целом. Лучше написать несколько вариантов, а затем выбрать то, что соответствует теме больше других. Если разбивать работу на определенные этапы, которыми будут заниматься разные группы людей, лучше придумать наименование проекта Негативно "украшает" выставку название, в котором будет содержаться избыток сложных оборотов, философских метафор, научных формулировок. Заголовок должен быть простой.

Функции форм и видов названий

Наименование - важнейшая часть презентации выставки. Оно побудит желание ознакомиться с основным текстом. Названия библиотечных выставок - это рекламирование заданной темы, поэтому они должны правдиво отражать суть "товара". Задача заголовка - коротко, по возможности несколькими ключевыми словами охарактеризовать проект. Оптимальное количество - 4-5 слов. Следует избегать штампов и банальностей.

Выставки часто поддерживаются визуальными материалами. Но есть определенная система работы с названиями картинок и их количеством. На книжном биеннале, например, посвященном произведениям поэта, достаточно одного портрета. Другими художественными элементами могут быть рисунки по его произведениям, иллюстрации мест, где он жил и творил, или фото за работой или в кругу друзей. Библиотечные выставки, фото которых представлены в статье, демонстрируют многообразие вариантов визуального оформления проекта.

Связь названия и рекламы

Паблисити - важная составляющая любого мероприятия (если, конечно, организаторы хотят, чтобы их действо посетили). Сообщать о премьере и приглашать людей на выставки можно как непосредственно лично (во время беседы библиотекаря с посетителем), так и опосредованно через СМИ.

Желательно ориентироваться на свою аудиторию и пользоваться старым и проверенным способом - расклеивать афиши. Актуально рассылать приглашения через Интернет или помещать информацию в группе библиотеки в социальной сети. Но каким бы извилистым ни был путь к сердцу читателей, это только половина дела. Посетить выставку может мотивировать только грамотный А начинаться он должен с интригующего заголовка. Названия библиотечных мероприятий - основа рекламного процесса. Его главные функции: завладеть вниманием, заинтересовать темой и заверить в целесообразности посещения выставки.

Неизменная классика

За десятки лет работы библиотеки выработали системные темы выставок, и те уже стали добрыми традициями. Это проверенные мотивы, вечные сюжеты. Среди них наиболее популярны:

  • Выставки, приуроченные к памятным датам. Визуальные презентации не покидают стеллажей библиотек и всегда актуальны. Это интересно как ученикам и студентам, так и ценителям литературы.
  • Презентации новых книг привлекут постоянных гостей.
  • Книжные библиотечные выставки по злободневным темам.
  • Персональная презентация для одной книги. Это широкий спектр работы, что начинается от биографии автора и ведет к эпохе, когда была написана книга.
  • Есть еще и другие темы, по которым можно основывать план выставок. Но в любом случае библиотекари должны отталкиваться от собственных резервов.

Выставки с изюминкой

Тяжелее угодить читателю не тому, который ходит в библиотеку часто, а тому, для кого дом книги не несет никакой ценности. Людей, предпочитающих телевидение, заинтересовать книгой практически невозможно. Именно для таких гостей нужно проводить необычные библиотечные выставки книг. В этом помогают определенные вспомогательные формы выставок. Есть несколько самых популярных, среди них: кроссворд, викторина, диалог, чайнворд - такая работа призвана развеселить зрителей. Выставка-презентация - используется, чтобы подробнее рассказать о предмете вернисажа. Кстати говоря, это один из самых действенных методов привлечения гостей.

Выставка для ленивых - экранизированные издания

Чтобы не слишком напрягать гостей, которые не хотят листать страницы книг, применяют определенную хитрость. Формы библиотечных выставок ориентируются на узкого зрителя. Но есть название, мимо которого без внимания не пройдет ни один посетитель. Это экранизированные книги. Есть столько фильмов и сериалов, снятых по литературным произведениям, что стеллаж с экземплярами станет ярким и привлекательным для прохожего. Лучше в названии указывать, что по представленным книгам были сняты киноленты. Именно так и выбирают темы библиотечных выставок.

Первая выставка может быть посвящена работам зарубежных авторов, вторая - отечественным. Книги можно разделить по жанрам, эпохам, странам. Отдельно сделать стеллаж с наиболее популярными у режиссеров писателями.

Тематические выставки для всей семьи

Популярны также вернисажи, где диапазон расширяется до вкусов каждого члена семьи. Такие названия библиотечных выставок интересуют разные возрастные категории. Если правильно подобрать тематику, посетитель библиотеки пойдет домой не с одной, а с несколькими книгами. Литературу нужно расставить по стеллажам в зависимости от предпочтений каждого «клиента». Так, например, мужскую часть семьи заинтересуют детективы, исторические романы. Женщины подойдут к секции с любовными романами, сборниками поэзии и книгам по рукоделию. Студенты отдадут предпочтение философским и психологическим теориям. Для подростков нужно организовать стеллаж с приключенческими и фантастическими историями. Самым маленьким посетителям понравятся сказки и легенды народов мира. Названия библиотечных книжных выставок для семьи могут быть более расширенные. А заголовок стеллажа может очерчивать узкое пространство.

Выставка-путешествие

Телевидение, кино, радио - все проходит. Книга - вот что вечно. И пусть ее понемногу вытесняет Интернет, все же, когда техника подводит, в руки снова попадают реальные страницы. Читать было модно всегда и во все времена. А сейчас, когда невозможно жить без саморазвития, книга становится лучшим помощником. Поэтому актуальной сегодня является выставка-путешествие.

Библиотекарь может быть экскурсоводом в другие эпохи, страны, традиции. Система подбора таких материалов отличается от работы над другими направлениями. При обработке нужно выбрать лучшие экземпляры заданного мотива. Разделить тему и подойти к ней со всех возможных сторон. Чем глубже проработан материал, тем ярче эмоции.

Такие книжные выставки в библиотеке могут стать проводником в путешествии по истории родного края, расскажут о земле, на которой живут посетители библиотеки. Используются газетные вырезки о людях, которыми гордится город, или интересные факты из жизни населенного пункта. Названия библиотечных мероприятий и выставок такого характера обязательно должны подчеркивать, что гость действительно узнает ранее неизвестную информацию.

Названия книжных выставок

В помощь школьной программе

«Хочу всё знать»

«В помощь преподавателям литературы»

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

«По материкам и странам»

«География континентов, океанов и морей»

«Русь. Россия. Российская империя»

«Историей дышит каждая строка»

«История в лицах»

«В двух шагах от учебника»

«Язык мой – друг мой»

«Твой друг навсегда»

«Язык есть исповедь народа»

«С книгой в мире интересных наук»

«За страницами учебника»

«Для Знаек и Незнаек»

«Познающим мир»

«Справочное царство – мудрое государство»

О книгах и чтении

«С книгой по жизни»

«Книга в твоих руках»

«Творческий читатель»

«Умный читатель»

«Читаем, думаем, рассуждаем»

«Читаем, обсуждаем, творим»

«Вам, книголюбы»

«Зарубежные писатели – детям»

«Юмор в детских книжках»

«На каникулы с книжкой»

«Вслух. Громко. Про себя. Про нас!»

«Любимые книги семей»

«Открой книгу, и чудеса начинаются»

«Читаем сказки, смотрим сказки»

«Чтение на бис»

«Вторая профессия – читатель»

«Каждая книга – про тебя, каждая – для тебя, только вглядись»

«Книжные вести»

«Книги, которые знают все»

«Чудо – имя, которому, книга»

«Библиотека – книга – современный читатель»

«Этическая грамматика»

«О красоте, моде и хорошем вкусе»

«Культурный человек – это…»

«Элегантность, красота, обаяние»

Сказки

«В мире сказок»

«Эта старая добрая сказка»

«Сказка – умница и прелесть»

«В гостях у сказки»

«Рисуем сказку»

«Путешествие на сказочную поляну»

«Путешествие в сказку»

«Там, на неведомых дорожках»

«Поиграем в сказку»

«В некотором царстве»

«Чудесный мир сказок»

«Волшебный мир сказок»

«Сказки доброго волшебника»

«Сказки народов мира»

«Сказки путешествуют по свету»

«Сказочная страна»

«По дорогам сказок»

«Сказки удмуртского народа»

«Ох, уж эти сказки»

О здоровье

«Если хочешь быть здоров»

«Здоровый образ жизни»

«Красота, здоровье, молодость»

«Твоё здоровье в твоих руках»

«Долголетие действительное и возможное»

«Берегите здоровье»

«Береги здоровье смолоду»

«Расти здоровым»

«Здоров будешь – всё добудешь»

«Будь здоров»

«Здоровому каждый день праздник»

Природа и экология

«С любовью к природе»

«Через книгу – любовь к природе»

«Мир, который нужно понять и полюбить»

«Край серебряных родников»

«Экология и книга»

«Мы и наши братья меньшие»

«О родной земле с любовью»

«Живи, природа»

«Живи, Земля!»

«Живой язык природы»

«Люблю Росси шум лесной»

«Человек и природа: гармония или трагедия?»

«Друзья наши четвероногие»

«Земля у нас только одна»

«Земля – наш дом родной»

«Наш общий дом – природа»

«Тебе и мне нужна Земля»

«Земля – родной дом человечества»

«Экологический вестник»

«Словами, красками, звуками»

«Человек и экология»

«Экология родного края»

«Природа родного края»

«Природа и мы»

«Природа и человек»

«Кто вокруг живёт, что вокруг растёт»

«Лес и его охрана»

«О братьях наших меньших»

«В судьбе природы – наша судьба»

«Дадим планете шанс»

«Земля, которой краше нет»

«Земля в тревоге»

«Губим природу – погубим себя»

«Знай, люби, береги»

«За чистоту земли и рек в ответе человек»

«Мы и наша Земля»

«Земля – планета голубая»

«Природа. Экология. Литература.»

«Тайны зелёного леса»

«В защиту природы»

«Колокола тревоги»

«Экология и дети»

«Экология и общество»

«Экология и быт: оглянись вокруг»

«Экологические проблемы: острота ситуации»

«Люби и знай удмуртский край»

«Душа природы присутствует в нас»

«Осторожно – природа!»

«Войди в природу другом»

«Под крышей дома твоего»

«Проблемы семейного воспитания»

О любви

«Строки любви»

«Любовь, любовь – загадочное слово»

«Любовь – это сердце всего»

«Есть книга вечная любви»

«Стихи о любви»

«Песнь любви»

«А любить мы всё-таки будем…»

«Писатели о любви»

О Пушкине

«Поэт на все времена»

«Пушкин и его эпоха»

«Поэт глазами современников»

«Пушкинское поэтическое эхо»

«Позволь душе моей открыться»

«Надежда и любовь, достоинство и честь»

«Пушкин в жизни»

«И жизнь, и слёзы, и любовь»

«Пушкин и его Мадонна»

«Я вас любил…»

«Прекрасный и таинственный Пушкин»

«Пушкин и Натали»

Периодика

«Калейдоскоп журналов»

«Газеты и журналы для детей»

«Детские журналы в гостях у ребят»

«Страна Журналия»

«О чём рассказывают журналы»

«Путешествие в страну Журналию»

«Здравствуй, страна Журналия»

«Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас»

«Новинки периодики»

«Новинки журнального мира»

Искусство

«В мире прекрасного»

«Путешествие в страну Вдохновение»

«Путешествие в страну творчества»

«Поэзия и живопись романтиков»

«Учимся видеть прекрасное»

«Смотреть на мир восхищёнными глазами»

«Добро через красоту»

«Диалог истинного добра и красоты»

«Удивление и радость»

«В мире грёз»

«Прекрасное вокруг нас»

Выбор профессий

«В мире профессий»

«Кем быть?»

«Я выбираю профессию»

«Как найти себя»

«Кто я такой?»

«Вступая в жизнь»

«Выбирайте профессию»

«Твоя будущая профессия»

«Молодым везде у нас дорога»

«Путешествие по профессиям»

«Калейдоскоп профессий»

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Необычное, неопознанное

«Тайны раскрытые и нераскрытые»

«Очевидное, но непонятное»

«Очевидное – невероятное»

«Космическое путешествие»

«Тайны магии и колдовства»

Воспитание и образование

«Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки»

«В помощь педагогам»

«Навстречу друг другу»

«Мы и наши дети»

«Урок в современной школе»

«Школа: поиск в пути»

«От учебника к творческому замыслу урока»

«Путь к ученику»

Учим творчеству»

«Я - твой ученик, ты – мой учитель»

Домоводство и рукоделие

«Оч. Умелые ручки»

«Для умелых рук»

«Умелые руки не знают скуки»

«Сделали сами своими руками»

«Мастер на все руки»

«Шьём, вяжем, вышиваем»

«Добрых рук мастерство»

«Город мастеров»

«Домашнее рукоделие»

«Советы Марьи-искусницы»

«Умелые руки и кропотливый труд ещё не это создадут»

«Долгими зимними вечерами: шьём, вяжем, вышиваем»

«Под крышей дома твоего»

ПДД

«Азбука юного пешехода»

«Это должен знать каждый»

«О правилах движения всем без исключения»

«Пешеходная азбука»

«Красный, жёлтый, зелёный»

«Внимание, дорога!»

Разное

«Отвага, мужество и честь»

«Раздумья о высшей правде»

«Мораль и правовая ответственность»

«Я, ты, мы»

«Путешествие в страну Родарию»

«Под знаком Заходера»

«Родом из детства» (о С. Лагерлёф)

«CD в библиотеке»

«Повод для веселья: Незнайка и Дениска»

«Жизнь замечательных людей»

«Коротко о разном»

«Сам себе психолог»

«Детство моё, страна заветная»

Подготовила О.В. Сердюк

ВСЁ О КНИГАХ И ЧТЕНИИ:
ПРИМЕРНЫЕ НАЗВАНИЯ
БИБЛИОТЕЧНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ И
КНИЖНЫХ ВЫСТАВОК
В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

 «Book-симпатия»
 «Ассорти периодики»
 «Библиотека – открытый мир идей»
 «Библиотека – территория без
границ»
 «Библиотека и время: новые реалии»
 «Библиотека и социум»
 «Библиотека, книжка, я – вместе
верные друзья!»
 «Библиотека под зонтиком»
 «Библиотека собирает друзей»
(праздник)
 «Библиотекарь предлагает»
(выставка-совет)
 «Библиотеке – с любовью» (книжная
выставка подаренных читателями книг)
 «Библиотеки – сердце
информационного общества»
 «Библиотечная симфония»
 «Большая литература для маленьких»
 «Брось мышку – возьми книжку!»
 «Будет в семье лад, коли книге рад»
 «В День знаний читай с нами!» (к 1
сентября)
 «Вместе с книгой – к знаниям»
 «В мечтах, стихах – как наяву…»
 «Ведут беседу двое – я и книга»
 «Везде и всюду читать я буду!»

 «Великий поэт великого народа»
 «Весь мир в одной книге»
 «В мире интересных учебников»
 «Волшебных слов чудесный мир»
 «Вот оно какое, книжкино лето»
(летняя выставка)
 «Время, книга, я»
 «Время читать!»
 «Вселенная в жанре романа»
 «В стране Читалия»
 «В чужой строке найти себя»
 «Выбор читателя: лучшие книги
месяца»
 «Где просвещение – там добро…»
 «Где есть поветрие на чтение
В чести там грамота, перо,
Где грамота – там просвещение,
Где просвещенье – там добро»
(П.В. Вяземский)
 «Давайте знакомые книжки откроем»
 «Давайте Пушкина читать»
 «Да здравствует чтение! Что может
быть лучше чем с книгой общение?!»
 «Дарованные небесами строки»
 «Делу книжному верны»
 «Детектив идет по следу» (выставка
детективной литературы)
 «Добрый мир любимых книг»
 «Другие по живому следу пройдут
твой путь за пядью пядь» (Пастернак)
 «Друзья мальчишки – и весёлые
книжки»
 «Её Величество Книга»
 «Если хочешь знать – читай! Мир из
книги узнавай!»
 «Женские лица российской прозы»
 «Звезда Рубцова»
 «Здесь Пушкиным все дышит и
живет»
 «Здравствуй, здравствуй, книжный
мир!»
 «Знакомьтесь: новинки»

Подготовила О.В. Сердюк

 «Знаменитые библиотекари»
 «Золотая полка книг»
 «Золотая россыпь стихов»
 «Золотые страницы классики»
 «Играем, читаем, учимся, растём»
(игровой уголок)
 «И девчонки, и мальчишки – все на
свете любят книжки»
 «И продолжает жить в потомках
вечный Пушкин»
 «И снова голос библиотечных
фолиантов»
 «К добру через книгу»
 «Как прекрасен книжный мир»
 «Каникулы с книгой»
 «Капели звонкие стихов»
 «Классные класики»
 «Книга в кадре»
 «Книга дарит тебе откровения
мудрости»
 «Книга – к мудрости ступенька»
 «Книга из рук в руки»
 «Книга ищет читателя»
 «Книга шагает по планете»
 «Книга. Общество. Читатель:
современные аспекты»
 «Книги и люди: век XXI»
 «Книги и люди»
 «Книги, которые читали родители»
 «Книги-тёски»
 «Книги-юбиляры»
 «Книжная радуга»
 «Книжная рапсодия»
 «Книжное царство – премудрое
государство»
 «Книжные паруса»
 «Книжные сокровища»
 «Книжный БУМ»
 «Книжный гольфстрим»
 «Книжный хит-парад»
 «Книжный человек» (инсталляция)
 «Книжный экспресс»

 «Когда книга умирает» (выставка
ветхих и испорченных читателями книг)
 «Королевство сказок»
 «Круг чтения великих писателей»
 «Куда зовут нас “Алые паруса”?»
 «Куда ни глянь: Россия, Русь – звенит
рубцовскою строкою»
 «Летние настроения с книгой»
 «Летние чтения – интересные
путешествия и приключения»
 «Лидеры чтения» (конкурс)
 «Литературная карта Донбасса»
(выставка литературы родного края)
 «Литературная палитра»
 «Литературное зазеркалье»
 «Литература не знает границ. Читаем
вместе»
 «Литературный герой»
 «Лучшие друзья моей души»
 «Люди перестают мыслить, когда
перестают читать»
 «Малоизвестные страницы русской
классики»
 «Марина. Заповедная страна»
(о М. Цветаевой)
 «Мир знаний открывает книга»
 «Мир книг и мир в книгах»
 «Моё литературное открытие»
 «Мы пришли к поэту в гости»
 «Мы служим книге, чтобы книга
служила людям»
 «На подиуме – книга»
 «Наша пресса – на все интересы»
 «Неделя активного чтения»: 1- «День
новой книги», 2- «День фантастики», 3 –
«День приключений», 4 – «День
авторской литературы», 5 – «День
забытых книг», 6 – «День поэзии»
 «Непропущенное чтение»
 «Новинки из корзинки»
 «Новое имя в литературе»
 «Новости-пресс»

Подготовила О.В. Сердюк

 «Новые книги нового века»
 «Нужны ли книжки девчонкам и
мальчишкам?»
 «Общество. Культура. Библиотека»
 «Операция КИТ (Книга ищет тебя)»
 «Откроешь книгу – чудеса начнутся»
 «Открываем книгу – открываем мир»
 «Очарование забытых книг»
 «О чём говорят книги»
 «О чём рассказал школьный
учебник?»
 «Планета литературных сокровищ»:
«Реки поэзии», «Горы прозы», «Долина
детектива», «Остров приключений»,
«Океан любви» и т.д.
 «Под белым парусом пера»
 «Под знаком Пушкина»
 «Пока в России Пушкин длится,
метелям не задуть свечу!»
 «Поляна сказок»
 «По страницам русской классики»
 «Пресса от недуга и стресса»
 «Приключения на Острове Чтения»
 «Притормози! Прочти!»
 «Пришло время читать!» (выставкачасы)
 «Прочитай, не пожалеешь!»
 «Пусть книги друзьями заходят в ваш
дом»
 «Путешествие в страну
непрочитанных книг»
 «Пушкин. Жизнь и судьба»
 «Радужное чтение»
 «Раскроем бережно страницы»
 «Репертуар для модного чтения»
 «Русская поэзия в музыке и красках»
 «С книгой мир добрее»
 «С книгой мир добрей и ярче»
 «С книгой по жизни»
 «С книжкой на скамейке»
(посиделки)
 «С новой книгой – в новый год»

 «Свет дневной есть слово книжное»
 «Свидание с талантом»
 «Свидание со звездами серебряного
века»
 «Сказка – умница и прелесть»
(викторина)
 «Сказочная страна»
 «Сокровища книжных полок»
 «Спасибо Вам, любимый автор!»
 «Старые книги в новой обложке»
 «Стиха рукотворенье»
 «Стихи растут как звезды и как розы»
 «Страна Сказок, Чудес и
Волшебства»
 «Струна, звучащая стихами»
 «Счастье быть читателем»
 «Тайны, загадки, сенсации»
 «Твое величество – Библиотека!»
 «Ты не один, когда есть книга»
 «Тысячи мудрых страниц»
 «Удиви родителей – прочитай
книгу!»
 «Узнай. Прочти. Победи»
(викторина)
 «У книжки нет каникул»
 «Уральские сказы мастера»
(о П. Бажове)
 «Успешные люди любят читать!»
 «Фейерверк детских книг»
 «Фестиваль справочных изданий»
 «Фотоселфи с книгой» (конкурс)
 «Хорошая книга – мой спутник, мой
друг»
 «Хорошие книги – друзья навсегда»
 «Храм мудрости: завтра и всегда»
 «Чарующая классика»
 «Читаем вместе!»
 «Читаем. Думаем. Творим»
 «Читаем классику в библиотеке»
(конкурс)
 «Читаем книги круглый год»

Подготовила О.В. Сердюк

 «Читаешь ты, читаю я, читает вся моя
семья»
 «Читай и будь лидером!»
 «Читай с нами!»
 «Читай! Умей! Живи ярко!»
 «Читайте и удивляйтесь»
 «Читайте лучше – только лучшее!»
 «Читатели – книжек почитатели»
 «Читательские рекорды»
 «Читательский Х-фактор» (конкурс)
 «Читать – это модно! Читать – это
круто!»
 «Читать – это стильно! Читать – это
модно! Читайте повсюду – читайте
свободно!»
 «Читающая Россия в XXI веке»
 «Читающее королевство»
 «Читающие и счастливые»
 «Чтение без принуждения»
 «Чтение для сердца и разума»
 «Чтение для хорошего настроения»
 «Чтение как стратегия жизни»
 «Чтение – мода на все времена»
 «Чтение – познание “откровений”
мудрости»

 «Чтение – путь к успеху»
 «Чтение – это дыхание ума»
(А.Лиханов)
 «Что за прелесть эти сказки!»
 «Чудесно с книгой наше лето»
 «Чудесный Книгоград»
 «Чудесный лекарь наших душ»
 «Шелест книжных страниц нам
сопутствует в жизни повсюду»
 «Школьная библиотека – центр
притяжения»
 «Электронная библиотека, или
Библиотека без границ»
 «Эта книга лучше всех – у нее
большой успех!»
 «Эти книги – гордость библиотеки»
 «Юбилей писателя – праздник для
читателя»
 «Я вдохновенно Пушкина читал…»
 «Я прочитал и вам рекомендую…»
 «Я с книгой открываю мир»
 «Я ищу свою душу в стихах»
 «Я – читатель нового поколения!»

В ыставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.

Наша задача – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. Выставки должны не только привлекать внимание к представленным изданиям, но и активизировать познавательную деятельность читателей, вызывать всплеск эмоций и побуждать читателя взять книгу. На выставки библиотекари, помимо книг, периодики, помещают всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие её в качестве фона.

Используются различные шрифты для заголовка, разделов и цитат, натуральные предметы, макеты, модели, бутафория. Аксессуары можно подразделить на: знаковые – цитаты, аннотации, текстовые рубрики, заголовки разделов; художественные – картины и репродукции картин, коллажи, иллюстрации, фотографии, плакаты; предметные – предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свеча, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи и др.); декоративные – цветы, драпировки, вышитые полотенца, природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него; конструкционные – различные средства оргтехники, канцелярские принадлежности (подставки из дерева, металла, папки, коробки, зажимы, прищепки, закладки и т. п.).


Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением. Главная задача выставки - представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары – это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.

Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

1. ВЫБОР ТЕМЫ.

Тема должна быть актуальной, тщательно продуманной и интересной читателям. Если мы оформляем выставку для сопровождения массового мероприятия, она должна чётко соответствовать теме мероприятия и дополнять его.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО И ЧИТАТЕЛЬСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выстваки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды). Библиотекарь должен тщательно подобрать книги с иллюстрациями, красочными обложками и разместить их на уровне детских глаз, так, чтобы любую можно было взять с полки свободно, а не просить об этом библиотекаря. Возле выставки для детей обязательно создаётся свободное пространство, где они могут не только полистать выбранную книгу, но и принять участие в игре, выполнить задания, если выставка их предусматривает..

3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОТБОР ДОКУМЕНТОВ.

С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, используя методические рекомендации, пособия, библиографические указатели выявить все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, какие имеются в библиотеке по данной теме. Затем ознакомится с ними и отобрать те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид.

4. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ВЫСТАВКИ.

Сколько разделов? Всегда ли нужна цитата, обращение к читателю, сколько книг должно быть на выставке? Все ответы на эти вопросы зависят от объема и количества фонда, от того, где будет расположена выставка, размера выставочного стеллажа. И очень важно соблюсти чувство меры, выставка не должна быть перегруженной, заваленной. Каждый документ должен быть хорошо обозрим. С разработкой структуры выставки тесно связан другой вопрос – какая это будет выставка – выставка-викторина, выставка одной книги, выставка-экспозиция и т.д.

(картинки кликабельны, увеличить, смотреть)

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКА, НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ПОДБОР ЦИТАТ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ПРЕДМЕТОВ.

После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов, подбору цитат, иллюстраций, предметов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть. Оно должно быть достаточно коротким, не более 4-5 слов, часто в качестве названия используют афоризмы, крылатые фразы, пословицы, строчки из стихов, песен. Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок. Для оформления выставки можно использовать самые разнообразные предметы и аксессуары: портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии, декоративные элементы, природный материал, рисунки, поделки, отзывы на книги, мини сочинения, эссе, различные вещи, предметы, помогающие воссоздать образ эпохи или человека. Опять же, выбор аксессуаров зависит от формы и вида выставки. Также, с приходом в нашу жизнь Интернета, при оформлении выставок часто используют информацию, взятую с каких-либо сайтов. Такая информация должна быть проверена (исключение «жареных фактов»), тщательно скомпонована («прыжки» с одного на другое) и обязательно сопровождаться ссылкой на сайт, с которого скопирована информация.

6. ОФОРМЛЕНИЕ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ.

Хорошо продуманная и разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена. Первое требование – это композиционная целостность, которая достигается с помощью различных средств. Например, выделяют один или несколько визуальных центров, вокруг которых разворачивается основное действие. В других случаях используют «крупный план» и «глубинную экспозицию», которые создают эффект объемности. Композиция выставки может строиться на симметрии или, наоборот, асимметрии, на контрасте цвета, но при этом нельзя забывать о соразмерности представленных на ней книг, иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают не перегружая предметами и расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка. Чтобы правильно распределить, где что будет размещено на выставке, составляется её макет. В схематической форме на бумаге вы должны представить где у вас будет размещён заголовок, на каких полках разделы, цитаты и другая информация. На каких полках будет представлена книжная продукция, а на каких периодические издания и т.д. Макет поможет сэкономить время, когда вы будете оформлять выставку и размещать на ней документы.

Использование меморий. Подлинные вещи или замещающие их предметы - макеты, модели - обеспечивают глубокое восприятие созданного образа. Вещи на выставке должны быть содержательно и эстетически близки между собой, а также с книгами и иллюстрациями. Иллюстрации и вещи создают образ книги и образы её героев.

Использование раздаточной продукции. На выставке должна быть представлена раздаточная продукция, подготовленная к мероприятию (если выставка сопровождает его) или изданная по теме выставки. Это могут быть закладки, визитки, памятки, информационные листы, буклеты. Буклет должен лежать так, чтобы можно было его взять в руки и развернуть, если закладка издана в ограниченном количестве (или если хотим показать в цветном варианте) крепим её на стеллаж и одной и другой стороной. (чёрно-белый вариант выкладываем так, чтобы можно было взять).

Приёмы визуального выделения объектов . Один из способов обратить внимание на книгу или иллюстрацию - развернуть ее обложку под углом в три четверти. Также книга производит лучшее впечатление, когда стоит на держателе-подставке, и посетитель воспринимает её как объёмный предмет. Динамизм при показе достигается, если поместить изображения движущихся объектов (летящего навстречу поезда или бегущих детей), а также с помощью цветовой гаммы, которая подбирается по контрасту. Светлые обложки книг, как и предметов, хорошо воспринимаются на темном фоне и наоборот.

Статьи из изданий или периодической печати представляются двумя путями: поставить книгу в закрытом виде или развернуть книгу на том месте, где начинается нужная статья и к ней прикрепить карточку. На карточке указать библиографическое описание статьи. Статьи из газеты неудобно располагать на выставке, газета мнётся или не виден заголовок. Лучше сделать копию, к которой прикрепить карточку с библиографическим описанием. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше».

Большое значение для читателя имеют ссылки, данные на выставках к разделам фонда или систематического каталога. Содержание ссылки может быть таким: «Литературу по тематике, предложенной на выставке, Вы можете найти также на стеллажах №№ ________ в разделах…(указываются разделы). Обращайтесь также к разделам систематического каталога (также указывают разделы).

(картинки кликабельны, увеличить, смотреть)

7. РАЗМЕЩЕНИЕ.

Нужно заранее продумать, где поместить экспозицию: в стеклянных витринах (которых у нас нет, но мы надеемся, что будут), на книжных стеллажах или столах. Иногда соединяют все три варианта, а также используют поверхности окон, стен или дверей. Витрина создает ощущение объема, глубины, которая воспринимается как упорядоченный и замкнутый мир. На выставках, размещённых на стеллажах и столах, трудно разместить иллюстрации и предметы, поскольку стандартные стеллажи не глубоки. Но зато представленные на стеллаже, внутри полки, книги оказываются заключены в своеобразную рамку, которая фокусирует внимание. Нередко соединяют стеллажи со столами, благодаря чему снимается монотонный характер показа. При недостатке свободного места (но не при его экономии! Выставка в первую очередь должна привлекать внимание, а потом экономить место) оформляются выставки-плакаты, которые размещаются на стенах фойе или коридоров, выставки-стенды на которых размещают фото-материалы или творческие работы (рисунки) – это очень удобный вид экспозиции. Выставка «Книжный дождь» на нашем старшем абонементе, где книги как бы спускаются с потолка. Эта выставка хороша тем, что она очень часто обновляется, так как книги находятся перед глазами читателей и привлекают внимание.

(картинки кликабельны, увеличить, смотреть)

Это слайд-шоу требует JavaScript.

8. РЕКЛАМА ВЫСТАВКИ.

Следует уделить внимание рекламе выставки - от этого во многом зависят её успех и эффективность. В основе рекламно-информационной поддержки выставки лежит создание рекламных сообщений и публикаций. Рекламное сообщение может быть внутренним (для читателей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Различные средства рекламы: объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, наружная реклама (афиши, плакаты), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты), бегущая строка на фасаде библиотеки, красочная информация в «Уголке читателя».

9. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ.

Прежде всего, необходимо вести учет, для этого в Дневнике работы выделяется отдельная графа, в которой ежедневно заносится число документов, выданных с выставки. Соответствующие пометки делаются библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки. В кармашек каждого документа, книги с выставки, вложить цветную индикатор-закладку с названием выставки. После того как период экспонирования завершился, библиотекарь по «Дневнику» подсчитывает сколько всего изданий было выдано за период работы выставки. Сравнив количество предоставленной литературы и выданной можно вычислить коэффициент эффективности. Коэффициент эффективности равен: «число книговыдачи» делённое на число представленной литературы.

Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого надо проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также надо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей. В настоящее время для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей – беседы, интервью, анкетирование. Они помогают выявить интересы и потребности читателей и позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями. Таким образом, анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.

10. ОШИБКИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВЫСТАВКИ.

Желание разместить на выставке как можно больше экспонатов - одна из наиболее распространенных ошибок. Так как избыточность информации снижает эффект визуального воздействия вплоть до полного неприятия. Хочется ещё раз сказать: не стоит забывать, что в центре внимания выставки всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением и сопровождением. Поэтому она должна не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание. Заголовок, названия разделов и атрибуты, сопровождающие выставку должны точно соответствовать её теме. (например выставка по экологии называется «Мир комнатных растений»). Выставка не будет работать если она плохо освещена или находится в труднодоступном месте. Бывает, что заглавие не «бросается в глаза» читателю при первом взгляде или нет так называемых сигнальных предметов, привлекающих внимание.

Самые распространённые ошибки при оформлении книжных выставок:


В библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок :

  • выставки новых поступлений;

  • выставки по актуальным темам и проблемам;

  • персональные выставки;

  • жанровые выставки;

  • выставки к знаменательным и памятным датам.

Кликни и смотри полностью

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ВЫСТАВКИ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ?

Цель выставки – познакомить читателей с новыми документами – книгами, газетами, журналами, фото- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего, эти выставки универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний и художественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. Традиционный для такой выставки заголовок – «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому стоит поискать новые варианты названий, например: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки».

Как правильно оформить выставку по актуальным темам и проблемам ?

Главная цель такой выставки – привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря – выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:


Как правильно оформить персональную выставку ?

Цель – привлечь внимание к какой-то личности, персоне, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая выставка может быть посвящена художнику, писателю, поэту, композитору, ученому, политику, историческому лицу и др. Например: «Последний русский самодержец» (о Николае II) «Открыватель неведомых стран» (о Льве Кассиле); «Фантазии сеньора Родари» (о Джанни Родари).

Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела:

  • первый раздел рассказывает о жизни личности, персоны;

  • второй раздел посвящен её деятельности;

  • третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека.

В чем особенность выставок к знаменательным и памятным датам ?

Цель выставки, оформляемой к знаменательной или памятной дате – представить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению. Традиционно в библиотеке оформляются выставки к «красным» дням календаря:

  • к Новому году («Весело, весело встретим Новый год», «Новогодняя мозаика», «Новогодний калейдоскоп»);

  • ко Дню защитника Отечества («Есть такая профессия – Родину защищать», «На страже Отчизны»)

  • к празднику 8 Марта («Милая мама моя», «Девчоночьи секреты»);

  • ко Дню Победы («Поклонимся великим тем годам», «Этот день мы приближали, как могли»).

Кликни и смотри полностью

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЖАНРОВАЯ ВЫСТАВКА?

Цель – привлечь внимание читателей к книгам определённого жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Как это сделать? Один из вариантов – представить на выставке не только произведения определённого жанра, но и материал о возникновении этого жанра, его основателях, интересные и малоизвестные факты из его истории. Первыми помощниками библиотекаря в подготовке такой выставки будут «Энциклопедический словарь юного литературоведа», «Словарь литературоведческих терминов» и популярная литература из раздела «Занимательное литературоведение». Например, можно оформить выставку, посвященную разным видам сказок. Назвать её, например, «Волшебный мир сказок». Цель выставки – познакомить детей с различными направлениям жанра «сказка», лучшими произведениями, написанными в этом жанре. Разделами такой выставки могут стать названия разных видов сказок: «Волшебные сказки», «Сказки о животных», «Бытовые сказки».

ФОРМЫ ВЫСТАВОК

В настоящее время существует огромное множество форм выставок.

Выставка одной книги – это незаслуженно забытая форма выставки. Её целью является заинтересовать читателей какой-то определённой книгой, достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги. Это может быть информация об авторе книги, его жизни и творчестве, об истории создания книги, о прототипах героев произведения, их судьбе, на выставке также могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций. Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика - прошлых веков и современная, или краеведческая книга

Выставка забытых книг , или правильнее было бы назвать «выставка незаслуженно забытых книг». Задача таких выставок - напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для читателей-детей. Многие из них читают современную детскую литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители. Выставку можно так и назвать - «Любимые детские книги наших пап и мам» или «Мы читали и ты прочти». Такие выставки очень актуальны не только потому, что способствуют взаимопониманию поколений. Они помогают вернуть современным детям так необходимые для их развития книги нравственно-этической направленности - произведения Владимира Железникова, Владислава Крапивина, Юрия Яковлева, Альберта Лиханова, Анатолия Алексина.

Экспресс-выставка одной публикации (книги) представляет собой оперативную форму о материалах по актуальной, интересной для различных читательских групп теме. Организуются такие выставки в день поступления периодического издания (книги) и экспонируются 3-5 дней. В центре выставки с заголовком «Интересная статья» («Внимание, новая книга!») помещают статью или книгу, рядом представляют публикацию на данную тему другого автора, если экспонируется статья, и рецензии на данную книгу, если экспонируется книга.

Книжная выставка-экспозиция - это синтез библиотечной и музейной выставки, где предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка. Причём предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Выставка-экспозиция может быть организована в виде инсталляции, музейного уголка, оформлена в витринах.

Выставка-инсталляция – это выставка с использованием предметов интерьера, драпировок, природных материалов, игрушек и т.д. К примеру, стоит дерево, рядом лежит ручка и заготовки из бумаги, например цветы. Каждый ребенок пишет на заготовках свою мечту и прикрепляет к дереву. Когда дерево зацветет – мечта сбудется. Это ещё и своеобразная игра.

Например, при оформлении выставки-инсталляции, посвящённой Великой Отечественной войне можно использовать такие детали, как косынка медсестры, военная фляжка, муляж гранаты, противогаз, грампластинки с мелодиями времён войны, старая керосиновая лампа, пионерский галстук, плащ-палатка и, конечно же, книги о войне и её героях, взрослых и детях.

Выставка-сюрприз – это неожиданная встреча с хорошей книгой, подарок. Такие выставки создают обстановку комфорта и праздника. Например, выставка-сюрприз «Книжный кот в мешке», на которой представленные книги упакованы в бумагу и каждая пронумерована. Из красочной коробочки читатель выбирает карточку с номером, и книгу с соответствующим номером можно взять с собой и прочесть дома. Два непременных условия: участвовать один раз и книгу разворачивать только дома. Подобная выставка была оформлена на нашем старшем абонементе и пользовалась большим успехом у читателей. А на младшем абонементе уже продолжительное время действует выставка-сюрприз. Там книги помещены в задрапированную коробку и маленький читатель может не глядя вытащить любую книгу и взять домой.

Всё более популярными в библиотеках становятся интерактивные выставки. Они призваны обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы. Можно предложить следующую типологию интерактивных библиотечных выставок:

  • Игровые выставки.

  • Диалоговые выставки.

  • Выставки, подготовленные при участии читателей.

  • Выставки-исследования.

ИГРОВЫЕ ВЫСТАВКИ.

Отличительная особенность подобных выставок состоит в наличии познавательно-игрового момента. Читателю предлагается не только познакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются:

  • выставка-викторина;

  • выставка-кроссворд;

  • выставка-загадка;

  • выставка-конкурс.

Выставка-викторина. Данный вид выставок получил в библиотеках наиболее широкое распространение. Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в письменной форме. Существует два варианта проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и задания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завершению работы выставки (как итог ознакомления с представленными материалами).

Выставка-загадка. Вариантов организации таких выставок может быть несколько, главная её особенность - наличие загадки, которую посетителям предлагается отгадать. Загадки могут быть использованы в качестве названия выставки или её разделов. Можно оформить загадки в виде конкурсных вопросов и заданий. Загадка может присутствовать в самой тематике выставки. К одному из видов выставок-загадок можно отнести выставку-провокацию, при оформлении которой сознательно допускается одна или несколько ошибок (например, на ней размещаются книги или дополнительные экспонаты, не соответствующие заявленной теме). Читателю предоставляется возможность обнаружить ошибки и заявить об этом организаторам.

ДИАЛОГОВЫЕ ВЫСТАВКИ.

Их особенность заключается в создании условий для обмена мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Как правило, их тематика носит дискуссионный характер. Возможно размещение на выставочном пространстве листов, тетрадей, в некоторых случаях закрытых ящиков для записок, чтобы читатели могли высказать свое мнение.

При подготовке диалоговых выставок библиотеки используют следующие варианты:

  • выставка-размышление;

  • выставка-предостережение;

  • выставка «вопрос-ответ»;

  • выставка-отзыв;

  • выставка-обсуждение;

  • выставка-диспут;

  • выставка-дискуссия.

Выставка «вопрос-ответ» является своего рода заочным выполнением тематических запросов читателей и библиографических справок. Как правило, устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок с интересующим его вопросом. Через какое-то время на стеллажах появляются книги и статьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может оказаться удобной при общении с читателями, которые нуждаются в конкретной информации, но не могут чётко сформулировать запрос.

Выставка-отзыв представляет наряду с книгами читательские отзывы на них. Таким образом, осуществляется рекомендация читателями друг другу интересных, с их точки зрения, книг. Можно размещать на таких выставках положительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу.

В современных библиотеках наряду с традиционными книжными выставками, в наше время широкое распространение получили и электронные книжные выставки. Электронная книжная выставка представляет собой путешествие по страницам одной книги или от книги к книге с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, викторинами. Электронную выставку несложно создать в формате электронной презентации, либо видео или спец. программы. Такую выставку при соответствующем звуковом оформлении и наличии мультимедийного проектора можно использовать в качестве иллюстративного материала на массовом мероприятии. Электронные выставки для детей имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. В отличие от традиционной выставки, электронная книжная выставка обладает рядом преимуществ:

  • восприятие через компьютер служит своеобразной «приманкой» для детей. Яркие, красочные, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статическую страничку – всё это повышает уровень мотивации ребёнка к прочтению книги, которую он видел на экране;

  • массовость: на обозрение может быть представлено большое количество книг, можно сравнивать их оформление, тем самым побуждая ребёнка рассмотреть эти книги «вживую»;

  • вариативность: в любое время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму или общий дизайн, делая ставку на тягу юного читателя к новизне ощущений;

  • работу такой выставки можно оснастить озвученным текстом и музыкой, проводя параллель между содержанием книги и музыкальной иллюстрацией к ней;

  • мобильность: такая выставка очень удобна для выездных мероприятий;

  • экономичность: нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Стихийные выставки , или как их ещё называют книжные развалы это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около кафедр выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда. На первый взгляд развалы бессистемны: нет определенной последовательности, отсутствует характеристика изданий, но именно это и привлекает читателей, особенно тех, кто не слишком доверяет рекомендациям или не знает, что выбрать. Развалы важны тем, что создают ситуацию свободного выбора: срабатывает эффект доверия к тем, кто прочитал книгу раньше («Если другие взяли, прочитали, значит – хорошая книга»). Опытный библиотекарь умело пользуется этим эффектом, по-своему упорядочивая кажущееся хаотичным нагромождение книг. Во-первых, подкладывает сюда хорошие, но малознакомые или по другим причинам недооцененные читателем издания. Во-вторых, выявляет таким вот образом читательские предпочтения и использует полученные сведения в дальнейшей работе. Развалы озаглавливают определенным образом. Вместо безликой формулы «Книги, сданные читателями» появляются эмоционально-приподнятые, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Книга, которая мне понравилась» или «Прочитал – понравилась – советую другим»

Одним из вариантов представления книг может быть книжная или тематическая полка , так как этот формат выставки очень удобен: не занимает много места, не перегружен дополнительными элементами, очень лаконичен и её можно разместить в любом месте свободного доступа. Например, в старшем читальном зале часто используется эта форма («900 блокадных дней», «Дни воинской славы России»)

Понравилось это:

Выставки

Всем – привет!

Цитата: Подлинная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность.

Дж. X. Шира, американский библиотековед

Предлагаю вашему вниманию информацию о некоторых выставках, которые интересны и необычны (опыт разных библиотек).

Случается так, что читатели - дети и взрослые, читая книги, зачастую оставляют в них вещи, используемые в качестве закладок. Вот сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми и решили выставить все эти находки на всеобщее обозрение . Необычную экспозицию назвали «Подарок библиотекарю, или Что оставляют наши читатели в книгах» . Книги и найденные вещи размещали рядом в надежде, что так читатели их быстрее узнают. Выставка вызвала настоящий фурор. Она продержалась больше двух месяцев, ежедневно пополняясь новыми находками. Недаром говорят, что всё в книге может стать поводом для выставки, а не только текст.

Полной неожиданностью для читателей стала выставка «Когда книга умирает» , на которой были представлены ветхие и испорченные читателями издания.

Вместо цитаты — обращение к детям : «Читатель, задумайся, что ты оставишь своим друзьям и одноклассникам после себя».

Первый раздел: «Книги, зачитанные до дыр» . Представлены книги разных авторов, которые читало не одно поколение детей. Эти издания были подготовлены для списания, и встреча с читателями была для них последней.

Второй раздел: «Варвары XXI века» . Раздел включал произведения классиков русской литературы Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других писателей, которые изучаются в школе: в их книгах были вырваны целые главы и параграфы, разрисованы страницы. Дети и взрослые с интересом отнеслись к представленным документам, высказывали своё негативное отношение к варварству. В результате пользователи дарили библиотеке книги из домашних собраний и новые, купленные в магазине. Всего за год дарители передали в фонд отдела абонементов более 200 книг. (Из опыта работы Национальной детской библиотеки Республики Коми)

Презентация выставки «Книжные сокровища» была приурочена к Общероссийскому дню библиотек . На выставке представлены книги разных лет из коллекции библиотеки. Выставка ориентирована, прежде всего, на специалистов, но оказалась интересна и читателям. Её целевое назначение: ознакомление сотрудников с изданиями, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.

Книжная выставка состояла из следующих разделов:

«Они были первыми» (книги, положившие начало библиотеке);

«Раритеты библиотеки» (издания, относящиеся к разряду книжных памятников);

«Знаменитые люди — библиотеке » (книги, подаренные известными писателями, поэтами, художниками, музыкантами, с автографами).

Эффективным способом сплочения семьи , передачи семейных традиций и нравственных ценностей остаётся семейное чтение. На выставке-ностальгии «Хорошие книги живут долго» были представлены экземпляры из семейных библиотек, памятка по созданию домашней библиотеки .

Разделы выставки:

«Семейная реликвия» (книги из домашних библиотек сотрудников библиотеки и читателей). Каждая из представленных книг имела свою историю и входила в круг чтения нескольких поколений семьи;

«Поколение next выбирает» (лучшие книги, по мнению детей и подростков — читателей библиотеки);

«Как собирать домашнюю библиотеку» (книги с практическими рекомендациями, а также — буклет, в котором и родителям, и юным читателям предлагаются советы по созданию домашних библиотек ).

При оформлении выставки были использованы предметы быта 50-60-х гг. XX в.: статуэтки, игрушки, зелёная лампа, часы, салфетки , выполненные в филейной технике и ришелье; атрибуты современной молодёжной субкультуры : фенечки, браслеты, бейсболка, компьютерные диски. На стенде, также входящем в пространство выставки, были расположены фотографии из семейных альбомов, школьные грамоты, пионерский галстук, значки и открытки . Звуковым фоном была запись инструментальной музыки прошлых лет. Интерьер помещения соответствовал стилю 50-х гг. Помещение, где была оформлена выставка, на время презентации превратилось в обычную для тех лет коммунальную квартиру. Выставку представляли библиотекари отдела с участием известного краеведа-исследователя , который рассказал о семейных библиотеках горожан в дореволюционное время.

Завершением выставки стала викторина «Закончи афоризм» , в которой присутствующим предлагалось закончить общеизвестную фразу о книге:

2. Дом без книги подобен телу без (души).

3. Книги — корабли (мысли).

4. Не красна книга письмом, красна (умом).

5. Золото добывают из земли, а знания из (книги).

6. Человек без книги, как птица без (крыльев).

8. Недочитанная книга — не пройденный до конца (путь).

10. Коллекция книг — тот же (университет).

11. Книга — маленькое окошко, через него весь мир (видно).

12. Книга — лучший (товарищ).

13. Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает).

14. Испокон веков книга растит (человека).

15. Всем хорошим во мне я обязан (книгам).

16. Худая грамота — человеку (пагуба).

17. Кто много читает, тот много (знает).

18. Книга — твой друг, без неё как без (рук).

19. Прочёл новую книгу — встретился с (другом).

20. Дом без книги — день без (солнца).

21. Нет умного соседа, с книгой (беседуй).

22. Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают (знания).

23. В книге ищи не буквы, а (смысл).

24. Книга подобна воде — дорогу пробьёт (везде).

25. Книга поможет в труде, выручит в (беде).

26. С книгой жить — век не (тужить).

27. Хорошая книга ярче звёздочки (светит).

На память о встрече всем участникам подарили книжные закладки.

(Из опыта работы Псковской областной библиотеки для детей и юношества )

Давайте поближе познакомимся с такой формой выставки, как выставка-познание и рассмотрим примеры.

ВЫСТАВКА-ПОЗНАНИЕ

Познание — это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира. Субъект познавательной деятельности — человек — исследует также человека, то есть самого себя.

Результаты познания не только остаются в сознании конкретного человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида познавательных действий : познаёт окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое: либо для себя, либо для человечества); познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Исходя из определения познания, наверно, любую книжную выставку в библиотеке можно назвать выставкой-познанием. Тем не менее, библиотекари оставляют за собой право на такое определение формы выставки.

Любимая старшим поколением читателей была представлена на выставке-познании «Летопись событий» .

ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ

книжная серия «Жизнь замечательных людей»

(опыт Псковской областной библиотеки для детей и юношества)

Книжная серия «Жизнь замечательных людей» — это история человечества в лицах, история науки, техники и культуры.

Целевое назначение выставки:

—пробуждение у юношества познавательного интереса к истории посредством чтения историко-биографической литературы;

— нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах из жизни выдающихся людей;

— раскрытие фонда библиотеки.

Разделы выставки:

История серии «Жизнь замечательных людей»;

Исторические деятели;
Учёные;

Деятели искусства и литературы.

Цитаты:
«Когда мы любим, гордимся Отечеством — это значит мы гордимся его великими людьми» (академик Иван Павлов).

«Я твёрдо уверен, что люди поймут и начнут разрабатывать единственную нужную науку — науку, как жить» (Лев Толстой).

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (Александр Пушкин).

Библиографическое обеспечение выставки:

— буклет «Библиотека в тысячу книг: серия ЖЗЛ».

Презентация выставки состоялась с участием студентов факультета начального образования Псковского государственного педагогического университета. Студенты — участники презентации рассказали, как повлияли на их мировоззрение примеры жизни и творчества выдающихся людей.

Обзор серии «ЖЗЛ» прошёл прямо у книжной выставки. Читатели узнали об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, а также о том, как пользоваться справочно-библиографическим аппаратом к серии.

На выставке помимо книг серии «ЖЗЛ» были представлены цитаты, буклеты, эмблемы, иллюстрации, портреты, предметы и аксессуары.

Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги об исторической личности . Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. Таким образом, было обыграно несколько предметов:

Веер — Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. — 4-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 496 с. — (ЖЗЛ).

Штурвал — Семанов, С.Н. Макаров / С.Н. Семанов. — 2-е изд., испр. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 288 с. — (ЖЗЛ).

Головной убор академика — Данин Д.С. Нильс Бор / Д.С. Данин. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 560 с. — (ЖЗЛ).

Глобус — Первопроходцы: сборник. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 352 с.— (ЖЗЛ).

Гусиное перо — Тыркова-Вильяме, А. Жизнь Пушкина / А. Тыркова-Вильяме. — В 2 т. Т. 1: 1799—1824. — М.: Молодая гвардия, 1998. — 480с.—(ЖЗЛ).

Орден, медаль — Полководцы и военачальники Великой Отечественной: сборник / сост. А. Киселёв. — М.: Молодая гвардия, 1985. —368с. — (ЖЗЛ).

Мольберт — Декарг П. Рембрандт / П. Декарг. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 294 с. — (ЖЗЛ).

В конце презентации всем предлагалось угоститься яблоком — плодом познания.

Алгоритм выставки: соединение книги, читателя и библиотекаря в едином интерактивном пространстве. Важным моментом является вовлечение в программу непосредственно читателей. Восприятие материала читателями юного возраста идёт гораздо позитивнее, если информация исходит от ровесника.

Читатели библиотеки, имеющие хобби, откликаются на предложение библиотекарей продемонстрировать предметы своих увлечений на выставках. Это позволяет украсить пространство библиотеки, создать ощущение комфорта, сделать выставку привлекательной и уникальной. Такие предметы могут стать как самостоятельной экспозицией, так и частью выставки, посвященной народному творчеству.

Отдел обслуживания юношества оформил выставку-хобби «Умелые руки не знают скуки» и пригласил начинающих и опытных рукодельниц. Все предметы, представленные на выставке, были выполнены руками библиотекарей (картины, вышитые лентами; мягкие игрушки; скатерти; шляпки; игольницы; вещи, связанные крючком и спицами). О каждом виде рукоделия рассказывалось в экспонируемых изданиях с подробными инструкциями и схемами. На презентации выставки автор мог представить своё изделие и рассказать о технике его выполнения.

В отделе обслуживания старших школьников была организована тематическая выставка-путешествие «Мир загадок и чудес» , дающая возможность с помощью книг погрузиться в таинственный мир, раскрыть многие тайны, познать непознанное. Целевое назначение — предоставить читателям всё многообразие научно-популярной литературы в процессе их подготовки к учебным дисциплинам, развивать познавательный интерес, творческую активность.