Эстамп что это такое? Полная инструкция от эксперта. Понятие эстампа Что такое эстамп в живописи

с печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы.

Виды эстампа

В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати эстампные техники можно разделить на четыре больших объема.

  • Высокую печать (обрезная ксилография ; торцовая ксилография; линогравюра ; гравюра на картоне ).
  • Глубокую печать (офортные техники : игловой офорт, акватинта , лавис ; сухая игла ; мягкий лак ; меццо-тинто ).
  • Плоскую печать (литография ).
  • Трафаретную печать (шелкографские техники ; вырезной трафарет ).

Большим и важным разделом станковой графики является эстамп . Чтобы лучше понять его особенности, необходимо кратко ознакомиться с принципами печати в искусстве эстампа. Художник создает на твердых материалах (литографском камне, деревянной доске, металлической пластине, линолеуме и т. д.) так называемую печатную форму, с которой и производится печатание художественного произведения - эстампа .

Для того чтобы отпечатать в типографии репродукцию, плакат, иллюстрацию , этикетку и так далее, тоже изготовляется печатная форма, но делается она с оригинального произведения художника фотомеханическим способом с помощью специальных аппаратов и машин. Такая печатная форма называется типографской или машинной , а печать с нее - типографской или полиграфической печатью .

Печатная форма в эстампе , созданная руками автора-художника, называется авторской печатной формой , а печать, в отличие от типографской, мы называем художественной печатью .

Различные способы создания эстампа в зависимости от материала печатной формы (камень, дерево, металл, линолеум) называются графическими техниками . К наиболее распространенным графическим техникам относятся: ксилография , офорт , литография и линогравюра .

В искусстве графики различают три вида печати: высокая или выпуклая печать , где изображение отпечатывается на бумагу с возвышенных, выступающих мест печатной формы (например, в ксилографии и линогравюре); глубокая печать , где изображение оттискивается на бумагу из углубленных мест печатной формы (например, в офорте), и плоская печать , где изображение печатается с гладкой, ровной поверхности печатной формы (например, в литографии).

Каковы же те художественные достоинства, которые выдвигают эстамп в число наиболее важных видов современного изобразительного искусства?

Прежде всего, печать придает эстампу такие особые художественные качества, такое звучание линии , пятна и цвета , какие несвойственны произведениям других видов графики . В каждом виде печати, как мы убедимся, эти достоинства будут разными.

Количество возможных оттисков (тираж эстампа ) зависит от материала печатной формы и от способов ее выполнения.

Автор сам участвует во всех процессах создания эстампа - от изготовления печатной формы до печатания и оформления оттиска. Исходя из замысла, он избирает технику, манеру исполнения, определяет качество краски и бумаги, способы печати и т. д.

Только большой практический опыт позволяет художнику свободно владеть материалом, умножать творческие находки и вырабатывать свой индивидуальный почерк. Автор придирчиво следит за качеством каждого оттиска, отбирает, подписывает и выпускает в свет только самые лучшие листы. Все экземпляры авторского тиража имеют ценность оригинала и в то же время не бывают абсолютно одинаковыми. В каждом следующем оттиске художник может чуть изменить качество краски и бумаги, различными способами усилить или ослабить интенсивность тона всего эстампа или отдельных его мест. Все это, не нарушая общего впечатления, вносит своеобразные оттенки в каждый лист.

Отпечатав часть тиража, автор может внести в печатную форму поправки и изменения и продолжать печатание. В этом случае эстампы появляются на свет в нескольких состояниях. Некоторые офорты Рембрандта, например, дошли до нас в нескольких состояниях, и каждое из них по-своему привлекательно. Такие возможности художник чрезвычайно ценит и не стремится сделать все оттиски совершенно тождественными. При репродуцировании эстампа воспроизводится обычно только одно состояние, только один из лучших вариантов оттиска.

Необходимо отметить два момента из истории развития искусства эстампа . Большинство графических техник (а в особенности ксилография, резцовая гравюра, офорт и литография) с момента их возникновения и примерно до середины XIX века служили не только художественному творчеству, но являлись средством воспроизведения (репродуцирования) произведений всех видов изобразительного искусства.

Фотографии, фотомеханических способов репродуцирования человек долгое время не знал. Произведения искусства (главным образом живописи) перерисовывались на печатную форму и с нее оттискивались отдельными листами в виде гравюр и литографий.

Гравированием (от французского "graver" - вырезать) называется процесс создания печатной формы в ряде техник. При помощи специальных инструментов художник вырезает (гравирует) на твердом материале печатную форму. В настоящее время к гравированию относят и химические способы обработки печатной формы (травление ).

Процесс гравирования присущ ксилографии, резцовой гравюре, офорту, линогравюре и некоторым другим техникам. Гравюрой называются произведения графики, отпечатанные с гравированной печатной формы.

В зависимости от принципа печатания оттисков различают гравюру выпуклую и углубленную . На старинных гравюрах можно видеть несколько подписей мастеров, трудившихся над ее созданием, например "написал", "изобразил" (автор художественного произведения); "зарисовал" (перерисовал с произведения для гравюры); "гравировал", "вырезал" (создал печатную форму); "изготовил", "выполнил" (печатал).

Какими бы виртуозами эти мастера ни были, репродукция, конечно, была несовершенной. Труд многочисленных мастеров-репродукционистов был, разумеется, необходим, но репродукционный эстамп погубил множество талантливых художников. Они превращались в ремесленников, вынужденных забросить самостоятельное творчество, всю жизнь перерисовывать, копировать чужие произведения, изощряться в технических приемах, чтобы как можно более приблизиться к оригиналу. Кропотливым трудом эти мастера выработали изумительные по виртуозности технические приемы, создали целые школы репродукционной гравюры и литографии. Но методы и многие технические приемы репродукционного эстампа оказались непригодными для творчества, сковывали художников и не могли не сказаться отрицательно на развитии искусства графики.

Второй важный момент из истории эстампа . В условиях феодальных, монархических или буржуазно-демократических государств эстамп объявлялся уделом аристократов, искусством избранных, недоступным пониманию простого человека, "черни". В привилегированных слоях общества сформировался целый культ эстампа . Используя свое социальное положение, власть денег, "избранные" диктовали художникам темы и сюжеты, поощряли угодных им мастеров. Объявив эстамп искусством камерным, произведения которого предназначены для папок любителей, для кабинетов и гостиных аристократических домов, они требовали строго ограниченных небольших размеров и определенных приемов исполнения эстампа.

Эстамп занимает важное место в истории западной культуры. Он тесно связан с историей книгопечатания, бывшего главной отраслью потребле ния эстампа и значительно повлияв шего на его развитие.

В Европе эстамп появился около 1400, возможно даже около 1350. Сначала появилась гравюра на дере ве, затем - на меди. С появлением углубленной гравюры печать эстампов начала развиваться в прирейнских странах; в прекрасных по исполнению работах. Мастера игральных карт, м астера 1446 года, мастера Е. S., м астера Домашней книги, Шонгауэра трактовка пространства уже предве щает эпоху Возрождения.

В Италии основным центром эстампа стала Фло ренция. Флорентийские гравюры этого периода, в которых чувствуется вли яние перового рисунка, создавались в кругу Боттичелли. Но величайшим гравером своего времени, влияние которого трудно переоценить, был Дюрер. Он придал гравюре на дереве совершенство рисунка и композицион ные качества живописи. Каждый лист Дюрера - подлинный шедевр. Он рабо тал также в технике гравюры на меди и создал несколько офортов на ста ли. В Германии в первой половине XVI в. графика была представлена работами Ханса Бургкмайра, Ганса Бальдунга Грина, Вехтлина, Лукаса Кранаха, Урса Графа. Нидерландский мастер Лука Лейденс кий был подвержен влиянию Дюрера и итальянца Маркантонио Раймонди. Имя последнего тесно связано с именем Рафаэля. Раймонди является родона чальником репродукционной гравюры, просуществовавшей до XIX в. В кругу Рафаэля кьяроскуро, введенная Уго да Капри, соперничала с резцом.

В XVI-XVII вв. репродукционная гравю ра получила распространение во Фландрии благодаря деятельности Ие ронимуса Кока, опубликовавшего про изведения Брейгеля. Голландский маньеризм конца XVI в. представлен школой Г. Готциуса, из которой выш ли первые граверы, работавшие по эскизам Рубенса. Офорт, в котором сочетаются черты сухой иглы и резца и который появился около 1500, у Пармиджанино, а позже, Скьявоне, стал гибкой и богатой техникой. Ба роччо использовал травление. А. Карраччи в своих работах соединял офорт с резцом. Вскоре последовал новый всплеск искусства гравюры, проявившийся в творчестве Гвидо Ре ни, Белланжа, Ван Дейка и, особен но, Рембрандта, посвятившего эстам пу значительную часть своего твор чества.

Офорт имел большой успех во Франции, Голландии и Италии. Калло, первым среди французских ху дожников, выполнил серию офортов: <Каприччи> (1617) и <Бедствия вой ны> (1632). Он был только рисоваль щиком и гравером. Его влиянием от мечено творчество Стефано делла Белла, Абрахама Бросса, Перелле и Исраэля Сильвестра. Наряду с этими профессиональными граверами, фран цузские граверы-портретисты - Жан Морен, Клод Меллан - переводили в гравюру свои собственные рисунки и работы других художников. Эта тра диция была очень сильна в XVII в. и продолжилась в следующем столетии.

Художники XVII- XVIII вв. стреми лись достичь в резцовой гравюре и офорте большую мягкость (так появи лась, например, <карандашная мане ра>). В XVIII в. профессия гравера достигла наивысшей технической утонченности. Некоторые французские х удожники стали авторами собствен ных офортов, например, Ватто, Фра гонар и Габриэль де Сент-Обен. В Венеции эстамп приобрел большое значение благодаря Каналетто, Ть еполо и Пиранези. Офорты Пиранези (<Тюрьмы> и многочисленные <Виды Рима>) считаются шедеврами искусс тва XVIII в. Под влиянием Тьеполо Гойя в своих работах использовал свободную и выразительную технику акватинты, подчас имитирующую аква рель. Широкое распространение ли тографии, открытой еще в конце XVI II в., относится уже к эпохе роман тизма (тот же Гойя).

В Англии офор тисты были сатириками, создававшими гравюры быстро, свободно и мощно. Самым знаменитым был Хогарт, по ри сункам которого гравировали другие мастера-граверы.

В XIX в. с развитием техники и изобретением фотографии произошел всплеск графического искусства. По явились новые техники - цветная гравюра на дереве и литография , к которой обращались многие художни ки, в частности, Домье. Он способс твовал формированию характерных черт эстампа XIX в. Параллельно, в творчестве Прюдона, развивалась и репродукционная гравюра. Такие ху дожники, как Жерико и Делакруа, об ращались к литографии, а Поль Юэ, Добиньи, Милле, Уистлер - к офорту. Последователями этих офортистов стали импрессионисты: Мане, Дега и особенно Писсарро.

Около 1890 на чался период возрождения эстампа. Цветная литография процветала бла годаря работам ведущих мастеров. Но подлинный успех имели плакаты (Жюль Шере и А. Муха). Серию шедевров в этом жанре создали Боннар и Ту луз-Лотрек. Через них литография вышла на улицы городов, принимая монументальные размеры. Художники не ограничивались плакатами, нов шества проявлялись и в отдельных литографиях, и в целых сериях. В этой области успешно работали, нап ример, почти все художники группы <Наби>.

Благодаря творчеству Уильяма Морри са, Гогена и Мунка возобновился ин терес к гравюре на дереве. Работы Мунка, лучшие из которых исполнены в период до 1900, были продолжены немецкими экспрессионистами, кото рые увидели в эстампе абсолютный художественный язык (Кирхнер, Ноль де, Мюллер, Шмидт-Ротлуфф, Хек кель).

Кубизм способствовал некото рому возрождению классического офорта и резцовой гравюры (Пикассо, Брак, Маркуси, Вийон). Дань гравюре отдали почти все великие мастера XX в. Прекрасные произведения созданы Матиссом, Клее, Шагалом, Миро.

Се годня эстампы предназначаются ско рее для книжной иллюстрации или для украшения стен, а не для коллекцио нирования. Так же можно объяснить и распространение литографии, испол нение которой нередко поручалось мастеровым, - но литография слишком легко превращалась в роскошную реп родукцию. Исключением являются, ко нечно же, литографии Дюбюффе.

В США широко распространился первоначаль ный вариант эстампа (Дж. Джонс, Ра ушенберг).

Шелкография - это техника эстампа, основанная на использовании экранов из непромокаемого шелка, располо женных между бумагой и тушью . Эту технику успешно применяли Китай, Алберс, Энди Уорхол и многие другие художники.

В России эстамп распространялся среди народа в очень своеобразной форме лубка . Печатные формы создавались главным образом на деревянных досках, оттиски нередко раскрашивались от руки. Лубки распространялись офенями - книгоношами - по всей стране, а порой и нелегальным путем. Содержание лубков было самым разнообразным и во многих случаях далеко не безобидным для господ и их прислужников. Многие лубки привлекали декоративностью, нарядностью, свойственными народному искусству, простотой изобразительных средств и ясностью замысла.

Никогда еще не было таких благоприятных условий для развития эстампа , какие создала советская действительность. Этот вид графики необычайно современен и своей массовостью, остротой и подвижностью как нельзя лучше соответствует задачам времени, укладу и темпам нашей жизни.

С печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы.

Виды эстампа

В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати эстампные техники можно разделить на четыре больших объема.

  • Высокую печать: гравюра на дереве (обрезная и торцовая); линогравюра ; гравюра на картоне .
  • Глубокую печать: офортные техники : игловой офорт, акватинта , лавис; пунктир , карандашная манера, сухая игла ; мягкий лак ; меццо-тинто , резцовая гравюра.
  • Плоскую печать: литография , монотипия .
  • Трафаретную печать: шелкографские техники ; вырезной трафарет .

Художники-эстамписты

Литература

  • Парыгин А. Б. Искусство шелкографии. ХХ век (история, феноменология. техники, имена). - СПб. : СПб ГУТД, 2010. - 304 с. - ISBN 978-5-7937-0490-8
  • Парыгин А. Б. Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники. - СПб. : СПб ГУТД, 2009. - 261 с. - ISBN 978-5-7937-0397-0
  • Галеев Э. Ленинградская станковая литография. Довоенный период (до 1941 г.). - М .: Скорпион, Галеев-Галерея, 2009. - 304 с.
  • Звонцов В. , Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб: Аврора, 2004 ISBN 5-7300-0712-5
  • Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. - АСТ, Астрель, 2004. - 112 с. - ISBN 5-17-022291-2
  • Поляков В. В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. Москва, 2002. 284 с. ISBN 5-94183-005-X .
  • Ксилография // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 2-х кн / Гл. ред. В. М. Полевой. - М .: Большая Рос. энцикл, 1999. - 448 с. - ISBN 5-85270-314-1
  • Флекель М. И. Русская гравюра XVII-XVIII веков. - М ., 1999. - 20 с. - ISBN 5-85952-001-8
  • Алексеева М. А. Гравюра Петровского времени. - Л. : Искусство, 1990. - 20 с. - ISBN 5-85952-001-8
  • Фаворский В. А . Литературно−теоретическое наследие / Сост. Г. К. Вагнер. - М .: Сов. художник, 1988. - 588 с. - ISBN 5-269-00094-6
  • Авторский коллектив научных сотрудников ГМИИ им.А.С.Пушкина Очерки по истории и технике гравюры, в 14 тетрадях (в одном футляре, сплошная пагинация). - М .: Изобразительное искусство, 1987. - 688 с.
  • Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков / Сост. Г. К. Вагнер. - М .: Искусство, 1987. - 368 с.
  • Журов А. П., Третьякова К. М. Гравюра на дереве. - М .: Искусство, 1977. - 248 с.
  • Ковтун Е. Что такое эстамп. - Л. : Художник РСФСР, 1963. - 94 с.
  • Павлов И. Н. Жизнь русского гравёра / Ред. и вступ. ст. М. П. Сокольникова. - М .: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. - 320 с.
  • М. Холодковская, Е. Смирнова Русская гравюра. (Альбом) / Оформление художника Д. Бисти. - М .: Изобразительное искусство., 1960. - 156 л. репр., 20 с.
  • Герценберг В. Р. Современный советский эстамп (альбом). М., 1960.
  • Коростин А. Ф. Русская литография XIX века. М., 1953.
  • Корнилов П. Е. Офорт в России XVII - XX веков. - М .: Академии художеств СССР, 1953. - 144 с.

Издание, с многочисленными иллюстрациями, содержит пять кратких очерков: «Офорт в XVII веке», «Офорт в XVIII веке», «Офорт в XIX веке», «Офорт в начале XX века», «Советский офорт».

  • Суворов П. И. Искусство литографии, 3 изд. М., 1952.
  • Под ред. Мервольф, Н.Р. Вступительная статья Корнилов П. Е. Русская гравюра XVI - XIX в.в.. - Л. : Искусство, 1950. - 116 с. , тир. 5000 экз.
  • Коростин А. Ф. Начало литографии в России. М., 1943.
  • Кристеллер П. История европейской гравюры. XV-XVIII века. - Л. : Искусство, 1939. - 518 с.
  • Павлов И. Н. , Маторин М. Т Техника гравирования на дереве и линолеуме. Под ред. М. П. Сокольникова. М.-Л.: Искусство., 1938. - 140 с.,123 рис.,9 цв. вкл.
  • Г.А.Х.Н. Графическая комиссия. Заседание 18 яеваря 1928 года. М.: ГАХН, 1928. - 8 с., илл. Тир. 50 экз. .

Перечислены доклады, прочитанные на заседании: В. А. Адарюков - К 35-летию художественной деятельности В.И.Соколова. И.Е.Бондаренко - В. И. Соколов как общественный деятель. И. Н. Павлов - В. И. Соколов как гравер. 2 оригинальные гравюры.

  • Адарюков В. Я. Указатель гравированных и литографированных портретов А.С. Пушкина. - М .: Гравюрный кабинет ГМИИ, 1926. - 36 с.
  • Чаянов А.В. Старая Западная гравюра. Краткое руководство для музейной работы. - М .: Издание М. и С. Сабашниковых, 1926. - 81 с.
  • Фридлендер М. Литография (перевод с нем.). С приложением очерка - Воинов В. В. , Литография в России. - Л. , 1925.
  • Фалилеев В. Д. Офорт и гравюра резцом. - М.- Л., 1925.
  • Варшавский Л.Р. Очерки по истории современной гравюры в России: Ксилография и линогравюра / Ред. и вступ. ст. М. П. Сокольникова. - М ., 1923. - 176 с. Тираж 1000 экз.
  • Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. - М.-Пг., 1923.
  • Леман И. И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. - СПб, 1913.
  • Адарюков В. Я. Очерк по истории литографии в России. - СПб. : Аполлон, 1912. - 126 с.
  • Матвеев Н. - сост. Каталог имеющихся в продаже гравюр и офортов из собрания императорской академии художеств. С иллюстр.на отд.листах. - СПб: тип.т-ва М.О.Вольф., 1907. - 75 с.
  • Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравёров XVI-XIX веков, т. 1-2. - СПб. , 1895-1899.
  • Вессели И.Э. О распознании и собирании гравюр (пособие для любителей). Пер. С. С. Шайкевича. С двумя таблицами монограм. - М .: тип. М. Н. Лаврова и К, 1882. - 368 с.
  • Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии Художеств. - М ., 1870.

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Задачи:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Учебная – познакомить с понятием эстамп, совершенствовать навыки по составлению композиций.

Развивающая – развитие памяти, мышления, внимательности, расширение кругозора.

Ход занятия

Рассматривания картин выполненных в стиле эстампа.

Все эти изображения представляют собой отпечатки (оттиски) засушенных растений, покрытых краской.

Отпечаток с какой-либо формы на бумаге называется эстампом .

Эстамп может быть украшением комнаты, если его сделать крупным и поместить в подходящую рамку. Маленькие картинки можно использовать для оформления поздравительных открыток.

Как сделать эстамп из сырых листьев.

Техника получения такого изображения несложна, но что бы научиться делать выразительные картинки, вам придется сначала потренироваться.

Подготовка к работе.

Для работы кроме листьев вам потребуется: гуашевые краски, кисти, баночка с водой, газетная бумага и бумага для отпечатков (альбомная, цветная и т.д.).

Пробные отпечатки.

  1. Выбранную форму (листик) положите на стол поверх небольшого кусочка газеты и покроем его краской.
  2. Приложим листок окрашенной стороной к бумаге, прикроем его с верху сухим кусочком газеты и не сдвигая с места, хорошо притрем рукой.
  3. Осторожно, чтобы не смазать краску, снимаем газету и листик с поверхности бумаги – на ней остался отпечаток. Хорошо ли он получился? Если мы положили слишком много краски или она была жидкой, отпечаток будет иметь вид расплывчатого пятна. Если краски мало -0 отпечаток будет невнятным. Сделайте еще несколько оттисков, определите нужное количество краски. Теперь вы можете попробовать выполнить композиции в технике эстампа. Для этого не обязательно иметь много разных листьев. Можно сделать композиции из одной формы (отпечатать несколько раз).

Спасибо что вы пришли на мой мастер-класс и вам очень понравилось.

Выставка рисунков в стиле эстампа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...

Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...

Во многих домах и по сей день сохранились плоские черные деревяшки с прорезанными на них незамысловатыми картинками. Немногочисленные хозяева этого советского ширпотреба и по сей день уверены, что обладают предметами искусства, именуемыми эстампами. Не то чтобы они совсем неправы, хотя о настоящем искусстве здесь не может быть и речи. Просто эстамп - это куда более широкое понятие, чем кажется многим. Разбираемся: эстамп - что это такое?

О значении этого слова

Слово «эстамп» - это русский вариант термина, занесенного к нам из Европы, где он появился еще в 14-15-м веках (по-французски estampe, по-итальянски stampa), и был непосредственно связан с развитием книгопечатания. Эстампом называли гравюрный или какой-нибудь иной оттиск с матрицы (печатной формы) на бумажный лист. Вначале эстамп не являлся самодостаточным видом искусства, а был лишь техническим способом размножения изображений. Причем весьма трудоемким, требующим от исполнителя кропотливости и высочайшего мастерства. Но с тех пор техника эстампа постоянно развивалась и совершенствовалась. Она обрастала неожиданными приемами, принимала новые очертания, и потому сейчас уже не так просто определить значение слова. Эстампы в наше время - это обобщающее название многих видов искусства.

О видах эстампа

Пытаясь понять, что собой представляет техника эстампа, обратимся вначале к истории. Прежде чем изображение распечатывают на бумаге, оно должно быть нарисовано или выгравировано на какой-нибудь основе: дереве, металле и т. д. Первыми стали появляться гравюры на дереве, позднее - на меди. Со временем возникали и прочие разновидности подобных техник. Выпуклая и углубленная гравюра - их технологии различались лишь тем, какому цвету оттиска будут соответствовать углубления на матричной доске. Литография - на плоскую поверхность наносилась краска, и полученный оттиск, как правило, не имел рельефа. В настоящее время эстампы, в зависимости от способа их получения, можно отнести к нескольким видам: высокая и глубокая печать, плоская, трафаретная. Каждый из этих видов, в свою очередь, делится на группы. Поговорим об этом немного подробнее.

Эстампная графика

Графика по-гречески - это рисунок. Перенесенная впоследствии на другой материал графика - эстамп. Но не нужно считать эстампы каким-то древним, допотопным мастерством: данный вид творчества во многих странах популярен и по сей день. Например, в Мексике регулярно устраиваются конкурсы-выставки, помогающие желающим овладеть этим распространенным в стране занятием. После просмотра работ местных мастеров ответ на вопрос: «Эстамп - что это такое?» - будет звучать так: «Эстамп - это объединенный талант художника и резчика». Ведь технология работ с давних пор практически не изменилась. На доску из твердого дерева резцами наносится желаемый рисунок, затем при помощи валика его покрывают типографской краской. А далее к доске прикладывается лист бумаги и прижимается прессом. Оттисков можно сделать очень много, и каждый при этом будет считаться подлинником.

Офорт

И все же на вопрос «Эстамп, что это такое?» не стоит спешить отвечать: «Ремесло». Эстамп - это искусство, заниматься которым не чурались даже самые именитые живописцы. Один из видов эстампа - офорт - стал известен в том числе и благодаря работам таких гениев своего времени, как Рембрандт и Гойя. Слово «офорт» (от французских слов eau-forte, вода крепкая, т. е. азотная кислота) означает вид гравюры на металле, способ, позволяющий получать оттиски с типографских форм, предварительно обработанных кислотами. На металлической доске иглой делают рисунок, затем углубление элементов изображения усиливают путем травления металла кислотами. Позднее вытравленные места наполняют краской и на специальных станках печатают оттиск на увлажненном листе бумаги. Технология не из простых, но результат! Своими офортами прославился гениальный Альбрехт Дюрер, но в этой же технике работало и множество других - известных или уже забытых мастеров.

О шелкографии

Правильным на вопрос «Эстамп, что это такое?» будет и ответ: «Шелкография». Шелкографией, или трафаретной печатью, называют метод воспроизведения текстов или рисунков при помощи печатной формы-трафарета, благодаря которой краска попадает на приготовленный для этой цели материал. Метод, использующий фотоэмульсии, во многом напоминает процесс печати фотографий. В настоящее время трафаретная печать особенно популярна, так как наиболее технологична. Область ее использования практически безгранична: от микросхем до огромных плакатов, от одного экземпляра до многотысячных тиражей. Способ трафаретной печати применим для бумаги и текстиля, для керамики и синтетических материалов. Шелкография идеальна для оформления изделий самых разных форм и предназначений: банки, бутылки, воздушные шары из латекса и др.

Но шелкография имеет не только огромное прикладное значение. Шелкография - это еще и очень интересный вид искусства, который обрел популярность в прошлом веке. К нему обращались даже такие известные личности, как Джексон Поллок и Фернан Леже, и ряд других замечательных, не похожих друг на друга мастеров. Они доказали: эстамп - это может быть здорово!

Чтобы лучше понять особенности эстампа, необходимо ознакомиться с принципами его печати. Художник создает на твердых материалах (литографском камне, деревянной доске, металлической пластине, линолеуме и т.д.) так называемую печатную форму (часто её называют «доской»), с которой и производится печатание художественного произведения – эстампа.

Для того чтобы отпечатать в типографии репродукцию, плакат, иллюстрацию, этикетку и так далее, тоже изготовляется печатная форма, но делается она с оригинального произведения художника фотомеханическим способом с помощью специальных аппаратов и машин. Такая печатная форма называется типографской , или машинной, а печать с нее – типографской, или полиграфической печатью .

Ю.Яковенко. Магдалина. Офорт, 2001.

Печатная форма в эстампе, созданная руками автора – художника, называется авторской печатной формой , а печать, в отличие от типографской, мы называем художественной печатью . Различные способы создания эстампа в зависимости от материала печатной формы (камень, дерево, металл, линолеум) называются графическими техниками . К наиболее распространенным графическим техникам относятся: офорт, линогравюра, литография, шелкография.

Эстамп обладает особым свойством, в наибольшей степени отличающим его от всех других видов художественного творчества. Это свойство – тиражность. По самому своему определению – отпечаток, сделанный с особым образом обработанной деревянной, металлической или каменной доски, – эстамп всегда существует в нескольких, а часто во многих экземплярах. Нередко задают вопрос: не лишает ли это эстамп оригинальности, позволяет ли это ему числиться среди основных видов художественного творчества, не низводит ли это его до уровня репродукции.

Тут надо в первую очередь отметить, что отпечаток на бумаге и есть цель всего творческого процесса художника, сама доска играет роль, сравнимую с материалами и инструментами в живописи, не более. С самого своего возникновения эстамп заговорил на особом языке, стал применять специфические средства, резко отличающие его от рисунка и живописи. И даже в тех, в отдельные эпохи частых случаях, когда эстамп воспроизводит живописную композицию другого художника, он не просто репродуцирует её, но как бы переводит на свой, совсем другой язык, язык не цвета, но тональности, не мазка, но линии и точки; даже репродукционная гравюра – это всегда, если воспользоваться пушкинским словом, «перевыражение» живописного прототипа. Кроме того, следует, может быть, напомнить, что и в других видах искусства произведение далеко не всегда существует в единственном экземпляре: экспонируемая, скажем, в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина скульптура О.Родена «Мыслитель» находится и в некоторых других музеях, и все её отливы – в равной мере оригиналы. С ещё большим основанием можно провести аналогию и с каким-либо замечательным произведением книжного искусства: от того, что книга вышла, к примеру, из типографского станка Альда Мануция или из рук Анри Матисса в нескольких сотнях экземпляров, она ничего не утеряла в своей художественности. То обстоятельство, что каждое произведение существует в нескольких экземплярах, и, что люди в разных концах света могут его видеть одновременно, только, может быть, прибавляет достоинств эстампу. Утрачивая в редкости, уникальности, он выигрывает в демократичности, эстамп как бы сам идёт навстречу зрителю. Кроме того, абсолютная идентичность всех отпечатков с одной и той же доски в большой мере фикция, принятая условность. Доски стираются при печати, и отпечатки начинают различаться по насыщенности цвета, по общей тональности. Часто художники печатают оттиски с одной и той же доски разной краской, а то и добиваясь различного эффекта, как это делал Рембрандт. И когда мы смотрим одновременно несколько экземпляров одного эстампа, то они, скорее всего, воспринимаются нами как лёгкие вариации одного и того же изображения, и это сообщает им словно бы добавочное измерение, своего рода образную объёмность.

Художник сам участвует во всех процессах создания эстампа – от изготовления печатной формы до печатания и оформления оттиска. Исходя из замысла, он избирает технику, манеру исполнения, определяет качество краски и бумаги, способы печати и т.д. Только большой практический опыт позволяет художнику свободно владеть материалом, умножать творческие находки и вырабатывать свой индивидуальный почерк. Автор придирчиво следит за качеством каждого оттиска, отбирает, подписывает и выпускает в свет только самые лучшие листы. Отпечатав часть тиража, автор может внести в печатную форму поправки и изменения и продолжать печатание. В этом случае эстампы появляются на свет в нескольких состояниях. Фиксированная в оттиске стадия работы гравера над доской называется состоянием. Некоторые офорты Рембрандта, например, дошли до нас в нескольких состояниях, и каждое из них по-своему привлекательно. Такие возможности художник чрезвычайно ценит и не страшится сделать все оттиски совершенно тождественными. При репродуцировании эстампа воспроизводится обычно только одно состояние, только один из лучших вариантов оттиска.

Каждая графическая техника, как правило, связана с одним определенным видом печати. Существуют такие профессиональные определения, как «техника глубокой печати», «техника плоской печати», «техника высокой печати» и т.д. Каждый из видов печати, каждая графическая техника придают эстампу совершенно особые, неповторимые художественные достоинства.

Ни в коем случае не следует «навязывать» материалу чуждые его природе художественные задачи, и уж совсем бессмысленно средствами одной графической техники имитировать другую.

Итак, художественная печать четко разделяется на три вида:

1. Высокая , или выпуклая печать . Изображение оттискивается на бумагу с возвышающихся, выступающих мест печатной формы (как, например, в линогравюре, ксилографии и гравюре на картоне).

2. Глубокая печать . Изображение оттискивается из углубленных мест печатной формы (как, например, в офорте или резцовой гравюре).

3. Плоская печать . Оттиск производится с плоской, ровной поверхности печатной формы (как, например, в литографии, монотипии).

Высокая печать.


Глубокая печать.


Плоская печать.

В эстампе существует огромное число видов, подвидов, разновидностей техники. Они рождаются в определенные эпохи, часто отмирают через несколько десятилетий, трансформированными возрождаются в другое время. И все это многообразие призвано к расширению выразительных возможностей эстампа, к обогащению его языка. Ведь эстамп в принципе располагает гораздо более ограниченным диапазоном средств, чем, скажем, живопись: линия, штрих и тональное пятно – лишь эти элементы лежат в основе каждого листа. И появление каждой новой техники рождает как бы новый оттенок в использовании этих постоянных элементов. Но в своей совокупности техники эстампа чрезвычайно выразительны. При этом каждая из них обладает своими особыми возможностями. Если попробовать очень кратко некоторые из них определить, то эти различия, эту специфику можно свести к следующему.

Резцовая гравюра характеризуется большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но, кроме законченности, отчеканенности формы, само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно, поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Г.Гольциус. Тит Манлий на коне. Резец.


А.Цорн. Тост. Офорт, 1893.

Появившийся несколько позже офорт с технологической точки зрения полярно противоположен резцу. Офортная игла процарапывает тонкую пленку лака с чрезвычайной легкостью, что само уже провоцирует мастера к максимальной подвижности и свободе линии. Офортист с одинаковой непринужденностью может работать длинным и текучим штрихом, и короткими ударами иглы, в его распоряжении есть повторное травление, создающее широкую шкалу тональности. Поэтому-то в офорте появляется интерес к световоздушной среде, которая передается диапазоном тональности, и к подвижности характеристики, что связано с некоторой неопределенностью, беглостью пластики. Образ, характерный для офорта, – всегда в становлении, в процессе, он может быть физически не закончен, но динамичен, психологически глубок. Для офорта характерен пейзаж, психологическая сцена, интимный портрет, мгновенный набросок. Эстетика офорта сродни рисунку.

Мастер обрезной гравюры на дереве режет по доске продольного распила, обрезая каждую линию ножичком с двух сторон. Все изображение складывается из таких черных линий и пятен, которые максимально контрастируют с белой бумагой. Эта звонкость сопоставления черного и белого уже заранее определяет большую декоративность обрезной гравюры, а контрасты черных и белых плоскостей, особенно при работе белым по черному, создают эмоциональное напряжение.

Кайгэцудо. Женщина с распущенными волосами. Обрезная гравюра, 1704.

Литография нейтральна по отношению к работе мастера: на камне можно рисовать с той же легкостью, что и на бумаге, – карандашом, тушью, процарапывать, тушевать и т.п. И, тем не менее, литография – это не просто способ тиражирования рисунка. Совсем другой характер краски, очень плотной и насыщенной, работа скребком, позволяющим создавать подвижную белую линию, способность свести тон на нет – все это создает очень богатые возможности для передачи динамики света, для выражения романтического начала, для создания особой, живописной тональности.

Техника монотипии дает художнику счастливую возможность воплощать свое видение мира, используя язык графики – линейно-ритмическое построение, и язык живописи – цвет. Большую эмоциональную нагрузку несет в монотипии именно цвет, разработанный в широких модуляциях и тональностях. Художник владеет сложными фактурами и пятнами, тем самым создавая необычайные эффекты.

М.Эшер. Рептилии. Литография. 1943.

Из этих примеров видно, что выразительные возможности каждой техники, её язык и её эстетика всегда в эстампе определяется технологией, самим способом обработки доски.

В пределах одной графической техники существуют различные способы, приемы работы, которые, не ослабляя лучших сторон той или иной техники, расширяют диапазон изобразительных средств, для создания художественного произведения. Такие разновидности одной графической техники называются манерами (манеры офорта, манеры литографии и т.д.).

Р.Барто. Портрет. Монотипия, 1931.

Эстамп – это отпечаток плоской доски на плоском же листе бумаги. И эта плоскостность оттиска проявляется в характере пространства листа, обычно очень неглубокого, иногда разделённого на несколько планов, часто не конкретного. Ведь всякую картину (во всяком случае, картину, написанную до XX века) мы можем, сделав известное усилие, представить как некую реально существующую сцену. С эстампом этого не может произойти, в нём нет той меры иллюзии, что у живописи; держа его в руках, мы видим, что изображение состоит из линий и пятен, вполне условных, что он напечатан на тонком листе бумаги, что его края, его свет, само его пространство – эта та же бумага. И от этого эстамп кажется скорее образом, знаком, схемой, намёком на явление, чем конкретным изображением его. Когда мы разглядываем оттиск, мы как бы читаем его, штрих за штрихом, линия за линией, что создаёт определённую временную последовательность рассмотрения, то есть оттенок повествовательности. Вот это соединение свойств отвлечённости и повествовательности особое, специфическое качество эстампа . Возможно, поэтому так закономерно он входит в книгу как иллюстрация, поэтому для него так естественна форма серии, связанной единым сюжетом, как у Калло или Хогарта, поэтому в нём возможен гиперболизм, как у Гойи, символика, как у Редона, активная метафора, как у Тулуз-Лотрека, сатира, как у Домье. В живописи всё это невозможно именно в силу тяготения её к конкретности, иллюзорности, зрительной убедительности, в рисунке же – сложно из-за его излишней беглости, динамичности, случайности. Конечно, это самые общие признаки эстампа.