Тонирование бутылок для предметной фотографии. Как я восстановил резинку на объективе Nikon и как учился снимать предметку со стеклянной бутылкой на белом и черном фоне

Текст статьи обновлён: 23.09.2018

Пять лет назад я купил на замену штатному КИТу Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G светосильный репортажник Nikon 17-55mm f/2.8G. Зимой 2015 года КРОПнутая камера Nikon D5100 была заменена на полнокадровую Nikon D610, а зум с тех пор лежал в шкафу, ждал своего часа, когда дойдут руки его выставить на продажу. Час этот, похоже, уже приблизился, а посему нужно сделать линзе предпродажную подготовку: закрепить растянувшуюся резинку кольца зуммирования. В сегодняшней статье опишу успешную процедуру натяжения резинки и не очень успешные попытки снять стеклянную бутылку на белом и на черном фоне.


  1. Съемка бутылки на белом фоне.
  2. Съемка стеклянной бутылки на черном фоне.
  3. Замена резинки на объективе Nikon 17-55mm f/2.8G.

1. Как я фотографировал бутылку на белом фоне

Отремонтировать растянувшееся кольцо зуммирования на своем объективе я планировал следующим образом:

  1. Снять резинку.
  2. Замочить кольцо в бензине «Галоша» в течение 60 минут.
  3. Почистить поверхность от белого налета зубной щеткой с мылом.
  4. Надеть обратно и подождать в течение суток, периодически поправляя посадку кольца на корпусе объектива.

В качестве средства для отмачивания, мне встречались советы использовать растворители и ацетон, но наиболее часто (и безопаснее для резины объектива), предлагают пользоваться техническим бензином «Галоша».

Купил я его в строительном супермаркете «Касторама», кажется, за 82 рубля (1,2 USD). Прежде чем начать ремонт объектива, решил потренироваться в предметной съемке стеклянного изделия на белом фоне.

Берем камеру Nikon D610 и с помощью кронштейна L-Plate устанавливаем её на карбоновом штативе Sirui T-2204X с головкой Sirui G20-KX. Объектив для съемки – мой штатный светосильный зум Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S. Слева сзади на стойке Viltrox крепим внешнюю вспышку Yongnuo YN-685N с белым зонтом на просвет. Управление импульсным светом осуществляется радиосинхронизатором Yongnuo YN-622N-TX, который привинчивается на горячий башмак тушки. Фотографируем.

Картинка получается скучной. Чтобы как-то ее развеселить, берем вторую вспышку Yongnuo YN-685N и освещаем ею сверху под углом фон за бутылкой. Получается чуть поживее.

Посмотрел фотоуроки по съемке стекла — везде пишут, что для прозрачного стеклянного изделия его фотографируют, установив по краям черные флаги – они не отражают свет, по контору образуется темная полоса. Пробуем с одним черным листом, картона, формата А4, установленным справа.

Кажется, слегка контур затемнился, хотя и не так, как это происходит у профессионалов из YouTube. Ставлю второй черный флаг слева.

Вот моя домашняя фотостудия для съемки бензина «Галоша» и схема постановки света: слева сзади – белый зонт на просвет, сверху – вспышка, которую я держал в руках и освещал ею ватман.

Вот еще один снимок, на котором изображена вся студия и оборудование:

  1. Камера Никон Д610.
  2. Объектив Никон 24-70/2.8.
  3. Радиосинхронизатор Yongnuo YN-622N-TX.
  4. Стойки и белый зонт Viltrox.
  5. Внешняя вспышка Yongnuo YN-685N.
  6. Лист белого ватмана формата А0.
  7. Листы черного картона формата А4.
  8. Пластиковый симулятор стеклянного листа.
  9. Карбоновый штатив Sirui T-2204X с головой G20-KX.

Вы видите еще маленький флакончик – это средство для чистки объективов «PARITY». Брызжем небольшое количество жидкости на безворсовую ткань и аккуратно протираем стекло. Мне оно понадобилось, поскольку на передней поверхности линз появились цветные пятнышки, похожие на засохшие капли воды. С помощью чистящего карандаша «Lenspen» не убираются. Хотя, возможно, я не сильно нажимал – боялся повредить просветляющее покрытие. Цена – 150 рублей (2.4 USD).

2. Съемка стеклянной посуды на черном фоне

Для фотографирования прозрачной стеклянной посуды на черном фоне пришлось поставить схему чуть посложнее: в магазине для рукоделия куплены 2 листа черного ватмана (180 рублей — 2,6 USD). Они образуют фон. За ним ставим фрост-раму, освещаемую сзади вспышкой Yongnuo YN-685N. Второй источник стоит на стойке слева сзади.

Здесь мы видим кронштейн L-Plate на камере Nikon D610, но на штативе она закрепляется не с помощью этого приспособления. Дело в том, что я решил сменить зум Nikon 24-70mm f/2.8 на телеобъектив Nikon 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II Zoom-Nikkor, а у него есть своя штативная лапка. Снято беззеркалкой Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6.

Первый блин вышел комом: установленные белые флаги не рисуют красивую каемочку.

Тогда я стал экспериментировать: светил контровой вспышкой не по центру (сзади черного фона), а в белый просвет фрост-рамы.

После нескольких попыток, при которых по-разному устанавливался угол отражения белых флагов, получается вот такой неидеальный результат: белая кайма выражена нечетко, идет не по всей высоте бутылки.

Буду благодарен, если опытные коллеги в комментариях напишут, что я делал не так. Нужны три вспышки, вместо двух? Белые флаги должны быть больших размеров? Свет должен быть направленным от софтбокса, а не от белого зонта?

Данное фото обрабатывалось по следующему алгоритму:

  1. Пресет с повышением рассыщенности, тонального и динамического диапазона, о котором я говорил в фотоуроке Применение по маске.
  2. Затемнение фона вокруг бутылки: маска слоя «Exposure» в «Фотошопе».
  3. Затемнение нижней части фона еще одним слоем «Exposure» по маске.
  4. Высветление маской этикетки бензина «Галоша».

3. Как я закрепил резинку кольца зума на объективе Nikon

Процедуру по шагам я расписал выше. На снимке не видно, но кольцо за годы съемок расслабилось так, что было неудобно крутить объектив.

Свой зум я покупал с рук. Резинка отставала еще тогда. На вопрос, почему продавец ее не починил перед продажей, тот невозмутимо ответил: «Так не мешает же!» Хм, я — третий владелец этого стекла и действительно фотографировал им почти 3 года, не обращая внимания на дефект. Только сейчас кольцо растянулось так сильно, что репортаж снимать стало неудобно.

Резинка снялась легко. Бензин «Галоша» налил в донышко от бутылки, в которой мы покупаем питьевую воду (пятилитровка). Рекомендую найти сосуд для размачивания кольца поменьше – у меня ушел весь объем, еле хватило, чтобы доверху закрыть резинку бензином.

Через 60 минут достал резинку, с помощью зубной щетки и мыльного раствора почистил материал от выступившего белого налета (видимо, это — соль, впитавшаяся в объектив с потом фотографа). Пытался одеть ее на Nikon 17-55mm f/2.8G, но ужаснулся: колечко растянулось на несколько сантиметров, не верилось, что оно сожмется обратно.

Однако страшного ничего не произошло. Через час-полтора резина уже прижималась к корпусу объектива, хоть еще и не плотно. Еще через пару часов я внимательно ее осмотрел и поправил в тех местах, где кольцо сидело криво. Через сутки резинка высохла окончательно и совершенно не прокручивается. Красота!

На этом все. Повторно снимать не буду объектив, так как он ничем внешне не отличается от того, что изображен на фото №13. На форумах читал, что если бы операция не помогла, следовало бы повторить процедуру снова.

Этим же способом восстанавливают отслоившиеся резинки на корпусах фотоаппаратов. Только замачивают не 1 час, а по 20-30 минут, потом примеряют, затем снова замачивают. Клеят их на односторонний скотч «3М».

Вот видео, где показан процесс восстановления резинок фотоаппарата Nikon D700 (видеоурок на украинском языке).

Ну и, еще видео – усушка кольца объектива.

На этом все. Благодарю за внимание и за то, что делитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях. Удачи, братцы!

P.S. На портале «АлиЭкспресс» можно заказать новую резинку для объектива. Нужно искать по фразе «camera lens rubber ring». Набор резинок для корпуса фотоаппарата — «For Nikon D700 4 piece front/rear/ grip rubber set new repair parts OEM + tape». Некоторые объективы имеют плохое крепление для крышек. Решение — «Lens Cap Keeper».

Скорее всего получилась не "пошаговая стратегия" - а шпаргалка с примерами, советами и выводами. В общем, не обессудьте..

Вместо предисловия - тут я написал только про приемы съемки. Все выложенные картинки без фотошопа - только конвертация из RAW.
Снимать стекло лично мне нравится. Это сложно - но в этом как раз и прелесть. Для начала пара советов основных - во первых, нужны перчатки. Лучше всего из микрофибры - но можно и обычные, "рабочие с пупырчиками". Во вторых - стекло нужно мыть. Сначала с моющим средством, затем с содой. Перед съемкой посмотреть на просвет и протереть микрофиброй или на худой конец фланелькой. Никаких пятен, никаких пылинок быть не должно - иначе даже фотошоп не спасет. Готовое чистое стекло брать только в перчатках.
Теперь идея съемки.
Стекло прозрачно, соответственно просто так его сфотографировать нельзя. Но к счастью, оно еще может отражать свет. Вот это сыойство как раз и нужно испоьзовать. Другими словами, стеклянные вещи фотографируются "на просвет". В качестве модели я выбрал рюмку, сетап съемки

Используется один источник света - моноблок с софтбоксом (легко заменяется на "дневное" окно). Чтобы он являлся и фоном - объект съемки приподнял на листе стекла. Дальше выбрал ракурс так, чтобы верх рюмки был ниже края стекла, а низ - выше нижней границы софтбокса.
Результат

Мне не нравится. Не выразительно как-то. Я выше писал - стекло может отражать. Вот и использую я такое свойство - по бокам рюмки поставлю две черные картонки, чтобы они не попали в кадр, но отразились в кадре. Результат

Неплохо на мой взгляд.
А что если снять не на белом, а на черном фоне? Да запросто. Схема:

Софтбокс справа. Перпендикулярно ему стоит черный фон. На фото видно правда только торец фона прямо перед софтбоксом. Под стеклом черный бархат, слева от рюмки пенопластовый отражатель. Результат

Да,нужна ретушь - видны пылинки, да и уровни подкрутить не помешает.

Но есть еще один приемчик - можно само изделие превратить в источник света.
Скажем так - вспышку помещаем под объект и получаем такую порнографию

Хорошая иллюстрация на тему, что мыть нужно лучше. Эта та-же самая рюмка, что и на верху =).
Не нравится, кроме грязи ессно, что светится все. Исправляем ситуацию - делаю не прозрачную подставку из картона, вырезаю дырку меньше дна рюмки - тут полет творчества про форму и размер дырки =). Схема становится такой

Результат - картонка черная

А теперь картонка белая и чуть меняю ракурс

Но самое интересное - это если подсвечивать так снизу бокалы на тонкой длинной ножке
Абстракционизьма =)

Поближе для народа

Вот что хотелось мне таки сказать =).
Буду рад, если это кому-то оказалось интересно.

ЗЫ. Еще советы. Софтбокс запросто заменяется белым листом скажем ватмана. На него светим.. ну пускай лампой. Главное - всетить строго на лист, а не стекло и добиться максимальной равномерной засветки этого самого ватмана. Т.е. применять рассеиватель. Или так - тонкую пенопластовую потолочную плитку под углом (как софтбокс у меня) и светить на нее сзади. Ну а последние примеры - там вообще просто все - светить можно чем угодно.. ороче говоря, я показал куда идти =), и как идти; дальше - полет вашей фантазии..

Теория фотографии

Вопрос может быть это и не самый популярный вопрос у фотографов, однако я сталкивался и с таким. Что делать, когда хочется красиво снять бутылку любимого алкоголя? У меня есть один ответ - взять и снять.

Прежде всего нужно определиться для чего мы делаем кадр? Если просто, чтобы запомнить название напитка, то вопрос снимается с помощью камеры в сотовом телефоне - результат не разочарует. Другое дело, если вы хотите сделать художественный или коммерческий кадр, причем не просто запечатлеть любимца, но и постараться передать характер напитка. Сложностей тут не много - нужно просто прислушаться к своему воображению и учесть пару нюансов.

Ракурс

При съемке бутылки, как и при съемке любого другого предмета, действуют все классические правила компзиции. Если вы делаете художественный кадр, забудьте о съемке под прямым углом, результат которой сгодится только для использования на страницах интернет-магазина. Не бойтесь экспериментировать и искать ракурс, который позволит сделать кадр более интересным. Не сильно переживайте, если в кадр не попадет вся бутылка - главное передать суть. Выбор значений апертуры и фокусного расстояния также остается исключительно на ваше усмотрение. Экспериментируйте.

Фон при съемке алкоголя

Еще один нюанс, который часто портит восприятие кадра - наличие в кадре части снимающего. Интернет полон фотографий бутылок прекрасного алкоголя на вытянутой руке, которая цепляет взгляд. Постарайтесь избавить смотрящего от разглядывания вашей рубашки. Съемка бутылки на фоне кухонного стола с тарелками и крошками тоже не самое удачное решение. Фон должен выполнять свою главную задачу - быть незаметным. В некоторых случаях лучше вообще отказаться от "задника" и воспользоваться техникой крупного плана. А вот наличие "уместных" аксессуаров в кадре может добавить вашему снимку очков.

Свет при съемке алкоголя

Прежде всего нужно понимать, чем больше источников света, тем интеремней будет кадр. Воображение поможет выбрать цвет и компоновку источников. Не бойтесь снимать в контр-свете и не переживайте за блики в кадре, которые могут сделать ваш кадр еще интересней.

Цвет при съемке алкоголя

Я бы сказал, что однозначных рекомендаций нет. Определить уровень цветовой насыщенности или отсутствие цвета в кадре поможет только замысел. Ключем к вопросу цвета может стать этикетка бутылки. Виски винокурни Laphroaig, например, маркируются монохромной этикеткой. В данном случае наличие в кадре цвета только помешало бы восприятию, особенно у знатоков этого виски.

Делаем сплэши и брызги вокруг бутылки, в первом уроке будет описан процесс создания изображения самой бутылки.

Для начала фотографируем бутылку, за образец я взял бутылку водки Талка, с непрозрачной этикеткой.

Если мы делаем фотографию бутылки на черном фоне, то нам надо решить 3 задачи:

    В прозрачном объекте всегда должен быть виден окончательный фон, т. е. Фотографируем бутылку на черном фоне, в противном случае прозрачной она выглядеть не будет.

    Бутылка не должна смешаться с черным фоном, отбиваем контур светом, схемы света будут указаны ниже.

    Если этикетка не прозрачная, ее надо подсветить с фронтальной части, но не затрагивая стекло, иначе бутылка не будет смотреться эффектно, это касается и пробки.

Теперь попробуем решить эти три задачи.

Нам понадобится черный фон, размером перекрывающим габариты бутылки, фон не должен быть глянцевый, иначе получим лишние отражения. Что бы «отбить» бутылку от фона, нам понадобится 2 софтбокса размером не меньше 20×50см, либо один большой, размером перекрывающий черный фон за бутылкой, не менее чем в три раза.

Итак снимаем, есть три схемы для съемки бутылки.

Схема первая. Целью двух схем указанных ниже, получить тонкий белый контур на стекле.

Схема вторая, с одним софтбоксом.

Схема третья, снимаем этикетку и пробку.

Я пошел более простым для съемки способом, но более сложным для обработки. Я поставил фотокамеру на штатив, снял сначала стекло, потом переставил свет, и снял отдельно этикетку с пробкой. В последствии склеил все в фотошопе, получил готовое изображение бутылки. Есть множество способов снять сразу этикетку и пробку, но для этого потребуются навыки, много места, оборудование, наконец мастерство и уловки которые у каждого свои (по крайней мере большинство так считает) и как правило не делится ими)), и считает это своим профессиональным секретом. Но нам сейчас не столь важен процесс, как результат, на начальной стадии нам надо получить изображение бутылки, и мы его получаем при помощи двух кадров и Фотошопа. У кого не получается снять бутылку, в конце статьи будут готовые образцы.

Фотосъемка воды.

Для фотосъемки воды на черном фоне, используется та же схема света, и импульсные источники освещения (вспышки) с длиной импульса не менее 1/2000 секунды, т.е. 0,0005 секунды, такими параметрами обладают с натягом некоторые модели Elinchrom RX300, RX600 на минимальной мощности, либо как правило профессионалы используют генераторные системы Broncolor серий Grafit, Scoro, позволяющие заморозить воду с скоростью импульса до 1/10000 секунды. С недорогими импульсными осветителями у вас к сожалению получится смазанные кадры. Что бы не фотографировать, можно набрать в сервисе картинок Google запрос splash water, и скачать понравившиеся сплэши, но помните, у каждой картинки есть свой автор, и коммерческое использование изображений без разрешения автора запрещается.

Еду я фотографирую почти каждый день, но сегодня я расскажу о съемке, которая для меня стала открытием. Оказалось, что такой простой предмет, как прозрачная белая бутылка с прозрачной жидкостью и этикеткой, сфотографировать очень непросто.

Надо снять бутылку водки «Сибирская».

К бутылке прилагался образец, как это должно выглядеть на итоговой фотографии.

Бутылка водки и образец, как должно получиться

Особенность в том, что если бы это была просто бутылка без этикетки или бутылка в окружении блюд, то ее фотография не вызвала бы сложностей. Но надо было снять только бутылку на белом фоне, так, чтобы передавался объем.

Образец того, что хочет заказчик

Есть в бутылке «Сибирской» и еще несколько подводных камней:

  • Блестящая металлизированная этикетка, и надо было передать блеск металла.
Этикетка вся металлизированная
  • эмбосинг на обратной стороне, его надо было сделать видимым. На этом фото надпись “Sibirskaya” не особо видна, хотя пытался поймать лучики света.
Выдавленные буквы на бутылке — эмбосинг

Первый день съемки бутылки с водкой на белом фоне

Первый вариант, который приходит в голову человеку, для которого фотосъемка бутылок с алкоголем не основное занятие, применить стандартную схему. О том, что просто сфотографировать бутылку при естественном свете я не говорю.

Для съемки использовал импульсный свет. Если у вас постоянный свет, то можно и с ним, но мне он не нравится, когда надо снимать стекло.

Схема съемки бутылки на белом фоне с одним источником

  • Софтобокс справа
  • Белый фон сзади
  • Для отражения снизу — белая глянцевая пластина.
    Очень удобно для этого использовать белую глянцевую плитку. Ее можно мыть. Она, в отличие от акрила, не боится царапин.

Вот что у меня получилось. Выкладываю сразу итоговую фотографию, схему и как это было вживую.

Первый блин почти комом.

Что сразу бросается в глаза – этикетка неравномерно освещена, справа она уходит в глубокую тень . Остальные недостатки опишу позже. Все делаем постепенно.

Задача 1. Высветить правую часть бутылки с водкой

Схема съемки бутылки на белом фоне с одним источником и отражателем

Как решить проблему затененной стороны, знает любой фотограф – устанавливаем белый отражатель справа.

Слева — белый отражатель.
Справа — блестящий отражатель.

Попробовал два варианта: белый лист пенокартона (слева) и такого же размера серебряный лайтдиск (справа).

На мой взгляд, возможно, что у вас и другое мнение, левый вариант лучше.

Поскольку фотографию вы видели, то привожу только схему.

Итоговая фотография бутылки с водкой первый вариант

Рабочая схема, если вам надо отснять 100 бутылок. А поработав слегка Фотошопе можно довести фотографию до ума.

Поскольку это вариант «Сибирской» заказчика не устроил бы, то вылизывать в фотошопе не буду. Только вырезал бутылку и поместил на белый фон.

На желтый блик по центру не обращаем внимание, это подсветка для съемки процесса.

Первый вариант финальной фотографии

Вторая съемка бутылки с водкой на белом фоне с отражателем

На фотографии образца нет бликов от софбокса, а у меня они есть.


На образце бликов нет

Задача 2. Убрать отражение софтбокса со стекла

Начинаю двигать источник света. Первый вариант — поднял софтбокс по штативу вверх.

Софтбокс на уровне стола и поднятый вверх

Если бы у нас был цилиндрический предмет, то можно было найти положение, когда бутылка освещена, а блика от осветительного прибора нет, но у «Сибирской» есть сферические плечи (кажется это так называется) и блик все равно остается. Просто он поднялся вверх.

На блики в центре бутылке внимание не обращаем, это прибор постоянного света, которым я подсвечивал рабочий стол для съемок антуража.

Блик переместился вверх

Ничего не дает и перенос прибора вправо и влево. На фотографии софтбокс расположился прямо над фотоаппаратом.

Блик переместился в центр бутылки и не пропал. К тому же, левый и правые бока оказались в тени. Ничего в этом хорошего нет. Поставил два белых отражателя, чтобы несколько смягчить тени.

Этикетка стала веселее, в фотошопе можно вместо квадратика софтбокса сделать круглый блик.

Стало лучше, чем на предыдущем фото, но вдруг еще одна неприятность — темный контур бутылки пропал.

Пропал контур бутылки

Дело том, что белые отражатели примыкали к заднему фону, и в бутылке стало отражаться место примыкания фонов. О контуре чуть позже.

Вывод

Перемещение софтбокса ничего не дает, поскольку верхняя часть круглая, то блики все равно остаются на бутылке с водкой.

Если вы готовы потрудится в фотошопе, то можно использовать схему: «Софтбокс расположен над фотоаппаратом, белый фон сзади и два отражателя по бокам.

Задача 3. Если не можем совсем убрать блик от софтбокса, то пробуем его смягчить.

Третья схема съемки бутылки на белом фоне с одним источником и отражателем

Обратите внимание на блик.

Блик с ярким крестом

Поскольку на софтбоксе натянута светопрозрачная ткань, то блик посередине имеет яркую полосу, В зависимости от плетения ткани, он может быть вертикальным, горизонтальным или крестом.

Чтобы убрать полосу, между софтбоксом и бутылкой вешаем лист кальки. Он должен смягчить свет и убрать блик.

Как и следовало ожидать, левый блик стал намного мягче.

И тут, обратите внимание, у нас справа вновь появился черный контур на бутылке . Этот контур у нас был до того, как я начал двигать софтобокс, и ставить отражатели с двух сторон.

Дело в том, что для фона я использовал белый пенокартон шириной 80 см, а кухня, которая выглядывает из-за него, темная. Эта темная кухня и дала темную окантовку.

Выравниваю лист по центру бутылки и отодвигаю правый отражатель немного на себя.

Получился вполне приемлемый вариант для массовой фотографии в каталог магазина или интернет-магазина.

Остается только вырезать бутылку и поместить ее на белый фон.

Итог первого дня

Получилась приемлемая фотография бутылки с водкой. Благодаря бликам передается объем. Узкий лист белого пенокартона позволил сделать элегантные темные края бутылки. Можно на это место ставить следующую бутылку и заниматься серийной съемкой.

Обработка в фотошопе – минимальная.

С одним источником света (софтбокс) расположенным слева, двумя белыми отражателями из пенокартона и листом кальки возможно сфотографировать бутылку из белого стекла.

Фотография может быть использована для иллюстрации каталога магазина или интернет-магазина, если у нас можно продавать алкогольные напитки через интернет.

Но моя задача не выполнена, у меня не получился плавный градиент на стекле с широким бликом по центру.

Эпилог

Чтобы получить такую фотографию мне потребовался целый день. Явно, что снимков было сделано больше сотни, пока не получилось то, что можно показывать. Иногда приходилось двигать прибор и отражатели на несколько миллиметров или поворачивать на несколько градусов.

И естественно, что после того, как целый день снимал бутылку водки, то очень захотелось попробовать, что же я фотографировал.

Почему две рюмки?

А в одной вода. Многие стараются схитрить и вместо дорого напитка налить просто воду. А вода выглядит совсем иначе, чем водка или джин – пузырьки, от них никуда не деться.

Водка оказалась хорошей, а вот фотография совсем не похожа на ту, что надо сделать.

Завтра продолжу, благо, что вечером посмотрел несколько роликов о том, как снимать бутылку на просвет.