Социальные технологии, сущность и основные виды. Классификация технологий социальной работы

Технология (от греч. tekhnẽ - искусство, мастерство, умение + 1оgos - учение) - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объек­та. Технология - совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технология алгоритмизирует деятельность и, следовательно, может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач. В современных условиях по мере становления и раз­вития системы профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи и обеспечению социальных прав, особую актуальность приобретает технологизация социальной работы . Будучи одним из видов социальной технологии, технология социальной работы представляет собой совокупность спосо­бов действий, осуществляемых профессионально для улучше­ния жизнедеятельности клиентов с применением или без при­менения технических средств и возможностью воспроизвод­ства данной системы действий (социальное об­служивание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социаль­ными науками.

Существует много критериев классификации технологий социальной работы. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Самыми общими из них являются методы экспертного оцени­вания (например, руководства для проведения интервью тактическими работниками); методы вмешательства (служ­бы знакомств); программы обслуживания (агентство по усы­новлению); организационные структуры (децентрализован­ные офисы) системы обслуживания (местные агентства пси­хического здоровья). Социальная работа может быть рассмотрена и как разновид­ность больших систем, поскольку включает в себя три компонен­та: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); 3) социальную работу как вид деятельности.



Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой - выработка и тео­ретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности - социальной работе (а при понимании соци­альной работы в широком смысле - социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки явля­ются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения раз­личных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, сле­дует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами яв­ляются соответствующие закономерности (например, существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельно­сти), принципы и методы (экономические, правовые, социаль­но-педагогические и т.д.).

В этом случае социальные технологии представляют собой спо­собы применения теоретических выводов в решении практиче­ских задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки - органическое един­ство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной ра­боты, ее основных направлениях, инструментарии, методах и ор­ганизации, т.е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.

В этой связи важно различать общее и особенное в технологи­ях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего об­разования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

Социальные технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на :

Простые (доступные неспециалистам);

Сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

Комплексные, требующие наличия квалификации у несколь­ких специалистов, работающих в разных областях. Учитывая сложность субъектов социальной работы (в частно­сти, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии - «внешние» по отношению к клиенту : государственное вмешатель­ство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример - создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).

От «внешних» технологий отличаются социальные техноло­гии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.

Также по отношению к клиенту выделяют технологии формирующие (например, формирование какой-либо новой положительной установки у клиента), стимулирующие (например, поощряющие положительную для клиента и социума модель поведения или мышления) и деструктивные (технологии, направленные на разрушение привычных для клиента, но неприемлемых для общества стандартов его поведения).

Возможно выделение технологий в социальной работе с людь­ми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, прожива­ющими в государствах ближнего зарубежья).

Также различают технологий социальной работы по времени функционирования, длительности воздействия:

а) долгосрочные (эти технологии рассчитаны на 20-25 лет)

б) тактические (направленные на реализацию плана)

в) оперативные или ситуативные (для решения разовых ситуаций, регулирующие взаимодействие людей)

г) циклические (периодически возникающие)

Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимо­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и может быть многократно использована, тиражирована для решения сложных задач.Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, профессиональную деятельность, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата.

Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование социального объекта, достижение заданного результата.

Социальные технологии – совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов и получение оптимального социального результата.

Технологии социальной работы - одна из отраслей социальных технологий, ориентированная на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан.Технологии социальной работы - совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными работниками для достижения поставленных целей, решение разного рода социальных проблем, обеспечение эффективности реализации задач, социальной защиты населения.

Социальные технологии выступают в 2 формах:

1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный продукт

2) деятельность, связанная с реализацией различных целей

Классификация социальных технологий:

1) по субъекту

В зависимости от квалификации субъекта: простые, сложные, комплексные

В зависимости от направленности деятельности социальной службы:консультация, приют, специализированный центр (социально-реабилитационный центр, социального обслуживания и т.д.

2) по управлению:государственные технологии, региональные технологии, технологии территориально-отраслевого назначения, технологии местного самоуправления, технологии трудового коллектива

3) по содержанию (общие технологии СР):социальная диагностика, социальная экспертиза, социальное прогнозирование, социальная адаптация, социальная профилактика, социальная коррекция, социальная терапия, социальная реабилитация, ресоциализация, социальный контроль, социальное консультирование, социальное посредничество, социальное партнерство, страхование, опека и попечительство



4) по средствам:социологические, педагогические, психологические, социально-экономические, медико-социальные, организационно-управленческие

5) по объекту:

Частные технологии социальной работы:с пожилыми, с инвалидами, с молодежью, с дезадаптированными подростками, с мигрантами, с семьейи т.д.

Методы:община, группа, индивид.

Виды социальных технологий различаются тем, в каких сферах они реализуются.

По степени новизны технологии бывают:инновационные, традиционные. Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др.

С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.

В зависимости от уровня общественных отношений социальные технологии бывают: макротехнологии и микротехнологии

Социальные технологии (по основным сферам общественной деятельности): производственно-трудовая, семейно-бытовая и другие). По степени практической включенности в организационный процесс, технологической разработки и социального воздействия: кабинетные (полученные на основе информационно-логического анализа), лабораторные (образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях), полевые (то есть полученные в реальной общественной среде).



Общая схема социальной технологии:Смысл (во имя чего?) - Цель (что может быть достигнуто?) - Содержание (каким образом?) - Организация (как?) Средства и методы (с помощью чего?) - Уровень квалификации (кто?) - Методы оценки (в каким результатом?)

Этапы социальных технологий:

1) теоретический. Связан с определением цели, объектами технологизации, с операционализацией и выявлением связи между ними.

2) методический. Он связан с выбором методов, средств получения информации, конкретными выводами и рекомендациями.

3) процедурный. Связан с организацией практической деятельности по реализации требований социальных технологий.

Калачинский филиал автономного учреждения среднего профессионального образования Омской области

«Техникум «Учебный центр «Ориентир»

Контрольная работа

По дисциплине: «Основы теории и методики социальной работы»

Сущность социальных технологий

Социальное пространство как объект технологизации

Социальный процесс - предмет технологизации

Эффективность социальной технологии

Классификация социальных технологий

Специфика и классификация технологий в социальной работе

Литература

Сущность социальных технологий

Происходящие в России перемены, вызванные реформированием ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и, прежде всего, разработки социальных технологий проведения реформ.

Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.

Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.

Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с машинами, механизмами, а в более широком - затрагивающем и социальную сферу. В научном плане социальная технология в России в своем развитии прошла несколько этапов, каждый из которых обусловлен потребностью поиска оптимальных средств для решения социальных проблем.

Первый этап - с начала XX в. до 1917 г. - характеризовался развитием промышленности, увеличением городского населения, капитализацией отношений в деревне, приведшими к расслоению общества и росту социальной напряженности. На Западе этот период связан с индустриализацией и ее последствиями в социальной сфере, появлением социальной работы как профессии, разновидности социальных технологий.

Наряду с теоретическим обоснованием технологизация социальных процессов получила развитие в социальных экспериментах, властности в проведенной в начале XX в. П.А. Столыпиным аграрной реформе, в которой уже были использованы элементы социального планирования и проектирования как необходимые составляющие любой социальной технологии. Второй этап - 20-е - первая половина 30-х гг. - совпадает с радикальными преобразованиями, начавшимися в России в после октябрьский период, с разработкой и внедрением социально-технологических концепций в практику общественной жизни. Теоретическим обоснованием возможности технологизацйи Социальных 1 процессов занимались Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, А.А. Богданов. Шснову их концепций социальных преобразований составляли эволюционные методы, альтернативные проводившейся в тот период официальной программе революционных преобразований общества.

Так, Н.И. Кареев основой своей концепции преобразования Общества сделал технологическую схему, заимствованную из естественных наук: «изучение - диагноз - лечение» (как известно, аналогичную модель «сбор фактов - социальный диагноз - социальная терапия» в практике, социальной работы предложила ЩЛ. Ричманд в работе «Социальные диагнозы»).

П.А. Сорокин предложил свой способ улучшения и реконструкции социальной организации - своеобразную технологию социальных преобразований, основанную на четырех главных принципах, не потерявших актуальность и по сей день:

Реформы не должны противостоять человеческой природе и противоречить ее базовым инстинктам;

Тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации реформирования;

Каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном материале, и лишь в том случае, если будут получены позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены;

Реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами.

В то же время шел процесс разработки социально-технологических концепций применительно к социальной практике, поиска «Эффективных методов взаимодействия работника и производства, Рационализации его труда и на этой основе - повышения производительности труда.

Анализ зарубежного опыта разработки социальных технологий свидетельствует, что наиболее показательными в этом плане являются хоторнские эксперименты, проведенные в США Э. Мэйо.

в 1927-1932 гг. и обусловившие появление нового направления - «социальной инженерии».

Третий этап - 30-60-е гг. На Западе процесс разработки социальных технологий, их теоретического обоснования носил перманентный характер, и в начале 40-х гг. в Словаре по социологии, вышедшем в Нью-Йорке, появилось научное определение понятия «социальная технология: «прикладные социальные науки, искусство и мастерство, лежащие в основе социальной работы как профессии и социальное планирование и социальное проектирование как социальное управление».

В нашей стране в те годы о социальной работе как профессии еще не было и речи. Сам термин «социальная технология» не употреблялся. Однако это не означало, что социальными технологиями в стране вообще не занимались. Технологические выводы общественных наук зачастую использовались в решении широкого круга социальных проблем, идеологической, организационно-партийной работе, при разработке пятилетних планов развития народного хозяйства, трудовых коллективов. Для конца 60-х гг. была характерна реализация идей социального планирования, т.е. социальной работой (как профессиональной, так и непрофессиональной) занимались, но она обозначалась другими терминами.

Четвертый (современный) этап - 70-80-е гг. (хотя вполне возможно его распространение и на 90-е гг.) - характеризуется следующими вехами.

В 70-е гг. было особенно много издано научных работ, посвященных осмыслению как самого социального планирования, так и социальных проблем, которые оно призвано было решать, эффективности труда, текучести кадров, условий труда, социальной структуры, материального благосостояния, образа жизни, удовлетворенности трудом и др.

Социальное планирование как бы исторически предшествовало появлению понятия «социальные технологии».

К началу 80-х гг. интерес к социальному планированию начинает угасать, так как планирование процессов - это еще не решение социальных проблем, которых оказалось слишком много. Поэтому возник интерес к разработке целевых программ, сконцентрированных на решении отдельных, наиболее важных, проблем. Вслед за этим стал проявляться интерес и к социальному проектированию.

Именно в это время активно обсуждается проблема разработки и внедрения социальных технологий, хотя первые социальные технологии появляются в середине 70-х гг.

Доказательством практической реализации социальных технологий без употребления соответствующего термина может быть, в частности, тесная взаимосвязь между социальными технологиями и социальным управлением, особенно с некоторыми его компонентами, техникой и технологией управления.

Сравним для этого стадии социальных технологий и социального управления. Социальные технологии включают в себя следующие компоненты: 1) теоретическое обоснование; 2) технологические процедуры; 3) технологический инструментарий; 4) критерии и методы; 5) замеры результатов; 6) гуманитарно-экономическое обеспечение; 7) этапы внедрения.

Социальное управление состоит из следующих стадий: 1) постановка управленческой проблемы; 2) сбор необходимой информации; 3) выработка решения; 4) принятие решения; 5) организация исполнения принятого решения (т.е. конкретные действия по его выполнению); 6) контроль (обратная связь).

Характерной особенностью этого периода является стремление ученых разобраться в сущности самого понятия «социальная технология», его содержании и механизмах реализации. При этом возникли разные подходы к определению сущности данного социального феномена.

Например, Н. Стефанов определяет социальную технологию как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности».

В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элемент механизма управления» и «средство перевода абстрактного языка науки... на конкретный язык... достижения поставленных целей».

М. Марков характеризует социальные технологии как «способ реализации... конкретного сложного процесса путем расчленения i его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно...».

A. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели».

B. Иванов представляет социальные технологии как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организаций, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Социальная технология - важнейший элемент механизма управления».

В Большой советской энциклопедии понятие «технология» определяется следующим образом: «(от греч. techne - искусство, мастерство, умение, и... логия) - совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки... Описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.»".

Что касается понятия «социальное» , анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, употребляется в значении «общественное», отличающееся, противостоящее природному, а с другой стороны - в различных контекстах «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, определяет специфику содержания и объема понятий «социальные технологии», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.

Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.

Таким образом, понятие «социальная технология» в научной литературе используется в следующих основных значениях:

1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.

2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:

Цели, задачи и возможности метода;

Планируемое итоговое состояние социального субъекта;

Применяемые методы и приемы;

Способы, условия и последовательность их применения;

Необходимое время для осуществления данной технологии;

Квалификация работников;

Способы обучения приемам технологии.

3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны, прежде всего, с [решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.

4. Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийности такого движения чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.

Поэтому формирование политики, определяемой современным f обществом и проводимой современным государством, возможно | только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.

Технологизация социальной деятельности. Значение технологизации заключается прежде всего в том, что она придает человеческой деятельности более рациональный характер, отвечает субъективному стремлению человека определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность.

Технологизация социальных процессов включает в себя:

1) разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

2) поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;

3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций*.

Технологизация как разработка и использование определенной I совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, а социальная технологизация - на социальных технологиях.

Необходимо учитывать и тот факт, что технологизация возможна при наличии следующих условий: объект обладает определенной степенью сложности, известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования; субъект управления способен формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций, процедурой, что весьма важно, создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления.

Итак, можно констатировать следующее:

2) социальная технология - это совокупность способов, методов, средств разрешения сущностного противоречия между взаимо- и самореализацией людей в процессе социальной деятельности;

3) сущность выбранного способа состоит в пооперационном осуществлении социальной деятельности;

4) операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;

5) разработка проводится на основе и с использованием научных знаний;

6) при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность;

7) социальная технология имеет две формы: проект, содержащий процедуры и операции, и сама деятельность организованная в соответствии с этим проектом;

8) социальная технология - это элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями: либо «вырастает» в культуре эволюционно, либо строится по ее законам как искусственное образование. Как явление социальной практики она представляет

собой комплекс приемов, обеспечивающих достижение благоприятных условий жизни людей, их организованности эффективного взаимодействия, удовлетворения общественного интереса, в той или иной степени соответствующего требованиям социального времени. Появление социальной технологии связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности, идей, проектов. Использование" тех или иных

ее видов определяет, в частности, эффективность социального управления, устойчивость социальной организации и всего социального пространства.

Социальное пространство как объект технологизации

Категория «социальное пространство» является основополагающей для технологизации. В то же время многообразие определений социального пространства объясняется его сложностью и неоднородностью. К социальному пространству может быть отнесено все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов граждан, реализацию их потребностей, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил человека, социума.

Соответственно одна из функций социального пространства - социальное обустройство своих граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоциированном распределении материальных и духовных благ, достойном образе жизни и т.п.

Социальное пространство можно рассматривать как поле непосредственного взаимодействия общества и личности. Однако углубляющееся противоречие между ними (безработица, невыплата зарплаты, пенсий, социальных пособий, снижение жизненного уровня большинства населения страны, превышение смертности над рождаемостью, нерешенность проблем вынужденных переселенцев и др.) порождает разбалансированность социального пространства, таящую в себе опасность дальнейшего нарастания напряженности и возможности социальных катастроф.

Все это подтверждает важность и необходимость поиска путей оптимизации социального пространства, в том числе и с помощью технологий социальной работы.

Социальный процесс - предмет технологизации

Социальное пространство представляет собой огромное многообразие социальных процессов. Чтобы добиться его гармонизации, повышения результативности человеческой деятельности, необходимо научиться эффективно воздействовать на процессы - содействуя желательным и ограничивая и блокируя нежелательные.

Социальный процесс - это изменение социального объекта под "воздействием внутренних и внешних факторов, последовательная, (непрерывная смена его состояний". Такие изменения происходят на ["уровне как общества в целом, так и отдельных групп, коллективов, личностей. Соответственно в системе, в которой протекают социальные процессы, можно выделить следующие пограничные зоны***:

Внутриличностные процессы, например самовоспитание;

Процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (процесс общения и др.);

Процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (адаптации или дезадаптации и т.п.);

Процессы внутри группы, например процессы организации или дезорганизации;

Процессы в отношениях между группами, например процессы национального самоопределения или интернационализации;

Процессы, происходящие внутри отдельного общества (социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции и т.п.);

Процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества, к примеру процессы демилитаризации или межгосударственной интеграции.

Нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые непосредственно соприкасаются с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю границу - глобальные социальные процессы.

Как любая социальная система, социальная технология, будучи совокупностью определенных приемов, методов, воздействий, обладает своей собственной структурой, которая состоит из следующих элементов: определение цели, выбор решения, организация социального действия, анализ результатов.

Наряду с этим структура социальной технологии характеризуется также наличием:

Заданного алгоритма - системы последовательных действий в процессе решения задачи, достижения конкретного результата; "

Стандарта деятельности - предписанных процедур, действий, осуществляемых на базе достигнутого опыта и требующих высокой культуры исполнения;

Последовательности операций;

Необходимо обратить также внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть - это не что иное, как, во-первых, совокупность приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения. Общая схема социальной технологии как целостного явления может быть представлена следующим образом:

Смысл социальной технологии задается проблемной ситуацией, в целях разрешения которой разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение некоторого целевого состояния социальных объектов.

Цель рассматривается как системообразующий элемент самой деятельности. Можно выделить несколько механизмов формирования целей, достижение которых обеспечивается социальной технологией. Так, цель может быть нормативно задана как должное состояние системы; она может быть желаемым результатом или идеалом, может рассматриваться как «сознательное намерение индивида изменить свое положение в проблемной (нестандартной) Я него жизненной ситуации».

Для достижения одной и той же цели можно использовать различные технологии; с другой стороны, одна и та же технология может обеспечивать достижение различных целей.

Основными характеристиками социальных технологий являются:

Универсальность, предполагающая возможность применения социальной технологии на различных по численности и специфике объектах для решения частных однородных задач;

Конструктивность, т.е. нацеленность на решение конкретных проблем проверенными и обоснованными способами;

Результативность, т.е. ориентация На конечный, проверяемый результат;

Оперативность, т.е. возможность реализовать технологию в оптимальные сроки;

Относительную простоту, т.е. социальная технология должна содержать промежуточные этапы, операции и быть доступной для специалиста определенной квалификации;

Надежность, т.е. наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма;

Гибкость, или способность к адаптации в изменяющихся условиях;

Экономичность, или экономическая целесообразность, так как технология может быть эффективной, но не экономичной;

Удобство в эксплуатации.

В некоторой степени названные характеристики могут быть критериями эффективности разработанной технологии.

Эффективность социальной технологии можно определить как конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках и в оптимальные сроки. Однако проблемы эффективности социальных технологий пока еще относятся к числу новых и малоизученных.

Что же необходимо учитывать при разработке и использовании социальных технологий?

Во-первых, социальные технологии, поскольку они непосредственно связаны с людьми, должны иметь вид выверенной экспериментальной модели, содержащей научно обоснованные гарантии, что любая технология будет человеку во благо.

Во-вторых, социальные технологии, хотя и предполагают некоторое повторение, применение к сходным социальным объектам, не могут быть использованы механически, без соответствующей корректировки. Иными словами, методика применения, реализация социальной технологии всегда является уникальной, оригинальной, учитывающей конкретные условия.

В-третьих, социальная технология в определенном смысле представляет собой завершенную, строгую систему действий, решения практической задачи, но вместе с тем это развивающаяся система, так как она обогащается новыми операциями в ходе воплощения.

Классификация социальных технологий

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям. По сферам применения социальные технологии разделяются на специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений. В статистике обычно выделяются отрасли (сферы) народного хозяйства - транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др. Это также дифференцирует социальные технологии, прежде всего, конечно, технологии управления, контроля, регулирования хозяйственно-экономических отношений.

За рубежом, а в последние годы и в России, получил широкое распространение и такой вариант сферного деления социальных технологий на различные виды: характеризуется специфика социальных технологий, используемых преимущественно в таких сферах, как бизнес, государственное управление и третий сектор, т.е. область деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Достаточно широко распространяется трактовка разнообразия социальных технологий, дифференцирующихся по предмету и объекту, результату, получаемому с помощью тех или иных социальных технологий. Например, технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др. Не менее характерно и полезно разделение социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.

Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, формирующихся под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социолого-ориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач выделяют универсальные и частные социальные технологии. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций. Различают технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Короче говоря, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что содержание социальных технологий существенно различается. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий, что поможет более подробно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

Глобальные социальные технологии связаны с решением общечеловеческих проблем и способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи обг щества и природы. Следовательно, их внедрение, прямо или косвенно, связано с жизнедеятельностью людей, их социальной защищенностью.

Одной из разновидностей универсальных технологий.является технология глобального моделирования (исследования и решения вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают закономерности территориальной социальной жизни и планомерные ее изменения.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию таких нововведений в обществе, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, рациональному использованию материальных и других ресурсов общества.

Рутинные социальные технологии (технологии, основанные на прошлом опыте) в отличие от инновационных характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют/социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии имеют своим содержанием способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Исторические социальные технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ).

Демографические технологии имеют своим содержанием изучение и выработку способов механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, из взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, являющихся своеобразными способами снятия напряженности, решения проблем: 1) позиционное противостояние; предъявление контрпретензий для разрешения взаимных уступок, сохраняя статус-кво; 2) демаркирование границ в связи с изменениями административного статуса; 3) компромисс, взаимные уступки; 4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.); 5) уничтожение объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

Можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особую важность имеют административно-управленческие технологии как способы непосредственного оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что этот вид технологий (как и многие другие) самым прямым образом связан с решением задач социальной работы. К, такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, качества, явления, отношения, как методы воздействия на установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Специфика и классификация технологий в социальной работе

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе - они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками - социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе, как уже гсн верилось, может быть самой разнообразной". Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системы необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.

Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку включает в себя три компонента: а) социальную работу как науку;, б) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); в) социальную работу как вид деятельности.

Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле - социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и др.).

В этом случае социальные технологии рассматриваются как способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки - органическое единство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), то сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. Иными словами, эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер,

В этой связи важно видеть общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования; неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная); занятиями аудиторными,.самостоятельными (с преподавателем и без него) и т.д.

В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.). " ",

Если социальная работа рассматривается как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных Организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно нуждающихся слоев и групп населения. Именно в социальной работе как деятельности к концентрированном виде социальные технологии приобретают вид обобщенных накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Такой общий подход позволяет продвинуться на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе, - имеются в виду фактически все три отмеченных аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), знаний, умений, опыта, практики (деятельность).

С учетом сказанного технологии в социальной работе могут быть классифицированы по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели.

Каждый компонент может служить основанием для систематизации технологий в социальной работе, и все структурные компоненты находятся в системной зависимости друг с другом (рис. 7.1). Рассмотрим некоторые компоненты социальной работы.

Объект . Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это - старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.

Кроме того, объект социальной работы может быть представлен различными уровнями ассоциативности: индивид, группа (семья, трудовой, учебный коллектив, молодежная или профессиональная группа, объединение лиц со сходными трудностями и т.п.), община (поселение, район, город). Это также требует своеобразных подходов и программ. Поэтому такие технологии можно назвать «частными» по отношению к объекту: технологии социальной работы с пожилыми (одним человеком или группой), технологии социальной работы с неполными семьями (одной, конкретной семьей или семьями, проживающими в конкретном городе), технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и т.д.

По отношению к объекту социальные технологии могут быть «внешними» и «внутренними». «Внешние» технологии направлены на создание условий (что связано с сущностью проводимой социальной политики), способствующих уменьшению численности и доли населения, которое нуждается в помощи и поддержке государства, и помогающих человеку, группам "(слоям) людей, решать свои проблемы самостоятельно.

В этом случае технологии социальной работы должны носить упреждающий характер, способствуя не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению, например делая все возможное для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д.

Это возможно сделать также путём создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих сам процесс функционирования и развития общества.

«Внутренние» технологии адекватны «частным» технологиям - на уровне индивида, группы - и направлены на решение проблем конкретного человека или группы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мобилизацию их внутреннего потенциала, использование имеющихся ресурсов.

Средства. Учитывая, что социальная технология - это совокупность способов, методов приемов организации человеческой деятельности, выделим несколько групп методов, применяемых в социальной работе и определяющих использование той или иной технологии.

Прежде всего это классические методы социальной работы: индивидуальный, групповой, общинный, - применяемые к тому или иному уровню объекта и служащие основой «частных», «внутренних» и «внешних» технологий.

Несмотря на различие методов и конкретных сфер практической работы, можно представить технологическую схему их применения в виде шести основных этапов:

1) встреча с клиентом и установление контакта;

2) оценка, диагноз и определение проблемы;

3) определение цели, планирование услуг, заключение контракта, соглашения;

4) обслуживание, посредничество;

5) оценка итогов социальной работы (общинной, групповой, индивидуальной);

6) обратная связь и применение результатов в будущей практической работе.

Кроме того, технологии, основанные на классических методах социальной работы, предполагают использование таких специальных методов конкретных наук, как социологические, психологические, педагогические, социально-экономические, организационно-управленческие, медико-социальные. Например, методы наблюдения, тестирования, консультирования, психодиагностики, психокоррекции и т.п. в определенном сочетании могут служить основанием для разработки и применения психологической технологии.

Основываясь на использовании таких социологических методов, как анкетирование, интервью, анализ документов, экспертный опрос, можно построить технологию социального мониторинга проблем социальной сферы конкретного города, района, региона, т.е. вариант «внешней» технологии.

Соответственно могут быть разработаны и применены комплексные технологии, включающие различные методы. Один из примеров - социальное обслуживание пенсионеров на дому. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

Организация питания и доставка продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;

Помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

Организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

Помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещений в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

Содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Как видно, здесь используются различные способы и методы оказания помощи. Поэтому, учитывая сложность социальных проблем, интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение; При этом и виды технологий будут весьма разнообразными.

Следовательно, учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

В зависимости от содержания, целей и функций социальной работы (нравственно-гуманистическая, информационно-коммуникативная, аналитико-прогнозная, организационно-методическая, рекламно-пропагандистская, регуляционно-профилактическая, аффективно-коммуникативная, социоинтегративная) можно выделить универсальные, общие технологии, которые могут применяться к любому виду и уровню объекта, использоваться любым субъектом социальной работы, - это социальная диагностика, социальная адаптация, социальный контроль, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальное обслуживание, социальная защита, социальное проектирование, социальное посредничество, социальное попечительство и др.

Так, социальная диагностика проводится в целях помощи клиенту, обратившемуся за помощью в социальную службу, и в целях исследования социальных проблем района, города, региона. Соответственно на каждом уровне будут применяться свои методы, способы сбора информации и постановки диагноза, определения путей решения проблем.

Процесс социальной адаптации сопровождает человека на протяжении всей его жизни - необходимо усваивать нормы, правила, человеческого общежития, приспосабливаться к новым социальным ролям, изменению социального статуса, изменениям состояния окружающей среды и внутриличностного состояния. В настоящее время различным слоям, группам населения (пенсионерам, молодежи, вынужденным переселенцам и др.) приходится адаптироваться к тем переменам, которые происходят в нашем обществе, и, соответственно, следует находить способы, методы, т.е. адаптационные технологии, которые бы позволили снизить негативные последствия проводимых социально-экономических реформ.

Таким образом, универсальные технологии, основываясь на общих принципах, всегда будут различаться с учетом специфики объектов социальной работы.

Управление. По иерархии управления можно выделить следующие технологии: государственные, региональные, территориально-отраслевые, местного самоуправления и трудового коллектива. Несомненно, разработка и исполнение этих технологий напрямую связано с субъектом, целями и масштабом тех задач, которые он должен решать.

Субъекты социальной работы - это государство со своими структурами, общественные, благотворительные и другие организации и учреждения, социальные работники.

Учитывая сложность субъекта социальной работы, можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Так, Министерство труда и социального развития в большей степени разрабатывает и реализует технологии социальной диагностики, социального проектирования, социальной защиты, социального обслуживания и др. в масштабах всей страны, с учетом особенностей различных социальных групп.

На уровне социальной службы и в зависимости от направленности ее деятельности (приют, стационар, социально-реабилитационные центры для различных категорий населения, консультации, центры занятости и др.) могут использоваться как частные, так и универсальные технологии, создаваться свои уникальные технологии, методики. Пример.- оригинальные методики сотрудников центра реабилитаций детей с ограниченными возможностями «Радуга» в г. Клину*

В зависимости от квалификации субъекта технологии могут быть простыми (доступными неспециалистам), сложными (требующими квалификации специалиста определенного профиля) и

Возможна типологизация социальных технологий относительно субъекта и по такому критерию, как направление социальной работы: технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения, по месту жительства, в воинской среде, в пенитенциарной системе и т.д.

Кроме того, различают технологии социальной работы с населением, проживающим на территории страны, и с населением (группами), оказавшимся по тем или иным причинам за ее пределами, а также социальные технологий, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

В заключение отметим самую тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. Добавим к этому, что в социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на практической смекалке и не отличающихся высокой наукоемкостью. Их применение обычно связано с оказанием элементарной помощи нуждающимся людям, не требующей специальной подготовки.

Примером инновационных технологий могут быть, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, основу которого составляет активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых его свойств и характеристик.

В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий, отличающей их от большинства регионов России.

Технологии в социальной работе во многом предопределяют её эффективность.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 1977. С. 235.

2. Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук.-М., 1994.

3. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами.-Москва-Белгород, 1993.

4. Иванов В.Н., Лесников ГЛ., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. - М., 1994.

5. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления/Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. - М., 1989. С. 95.

6. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. - М.- Н. Новгород, 1996. С. 4.

7. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб. пособие для студентов. - М., 1999.

8. Лекции по технологии социальной работы. В 3 ч./Под ред. Е.И. Хо-лостовой. - М.: СТИ, 1998.

9. Марков М. Технология и эффективность социального управления. - М., 1983. С. 48

10. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. - М.: Изд-во ИКАР. 1998.

11. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. - Кишинев, 1997.

12. Российская энциклопедия социальной работы/Под ред. A.M. Панова, Е.И.Холостовой. - М., 1997.

Лекция 1. Технология: понятие, сущность, характеристики

Цель: раскрыть сущность технологии, дать ее характеристики.

1. Сущность понятия «технология»

2. Социальные технологии, сущность и основные виды

3. Отличия промышленных технологий от социальных.

4. Характеристики технологии

Сущность понятия «технология»

Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим - 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В.И.Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и учебника П.А.Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.

В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».

Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII - начале XIX в. Инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией».

Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено. Например, в работе П. К. Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.

Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.

В 40-е - 50-е годы прошедшего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.



Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия - явление вполне обоснованное. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.

В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них - объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая - диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:

При определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;

Для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;

Субъективная часть технологии не может быть однозначной,
это разносторонняя и разноплановая система;

Периоды развития понятий техника и «технология»

Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология».

1) (начало XIX в. - третья четверть XIX в.)

Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.

2) (третья четверть XIX в. - конец XIX в.)

Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.

3) (конец XIX в. - первая четверть XX в.)

Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.

4) (вторая четверть XX в.)

Возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.

5) (третья четверть XX в.)

Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.). Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: «...наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи...».

6) (последняя четверть XX в.)

Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части. Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.

Социальные технологии, сущность и основные виды

Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: «Технология... совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. ... научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы... сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса... описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. ...»

Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технология... совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции... наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».

Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами.

Традиционно слово «технология» применялось к неодушевленным предметам материального мира и означало совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства. То есть это различные методы обработки исходного материала. Но технология не простая совокупность методов. Методы подобраны не случайно и все они направлены на одну цель – получение конкретной продукции.

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения. Процесс только тогда получает статус «технология» когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он запущен.

Все разработанные и используемые сегодня технологии делятся на две группы:

а) промышленные;

б) социальные.

К промышленным относятся:

а) технологии переработки природного сырья (нефть, древесина, руда и т.п.);

б) технологии переработки полученных из сырья полуфабрикатов (металл, прокат и т.п.).

Нас же интересуют социальные технологии, значение которых очень велико в связи с повышением роли социальной сферы.

Под социальными технологиями можно понимать методы воздействия на социальные объекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей.

Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению – одно или несколько его свойств.

Классический пример социальных технологий – обучение специальностям.

Под социальными технологиями следует понимать определенные методы воздействия на социальные субъекты, их деятельность и взаимодействия с целью улучшения процессов адаптации к условиям современного общества.

Сложность и неоднозначность человеческого фактора приводит к разработке определенных методов, способов и приемов воздействий, как на определенных людей, так и групп.

К возникновению специальных социальных технологий приводят и естественные изменения в разных сферах жизнедеятельности общества.

Социальные технологии помогают людям лучше адаптироваться к условиям современного общества.

Успешная социальная адаптация обеспечивает активную жизнедеятельность. Люди по мере возможности пытаются овладеть социальными технологиями, которые позволяют изменить их психо-эмоциональное и физическое состояние, улучшить отношения с окружающими, получить новый статус в обществе.

Социальная технология также является специфическим и стандартным оперативным средством деятельности социолога-практика в сфере управления. Но здесь необходимо отметить, что в сфере управления используются технологии многих различных предметных сфер.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель - которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность. Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий – инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных, рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально - этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус - кво;

2) демаркирование границ в связи с изменениями административного статуса;

3) компромисс, взаимные уступки:

4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);

5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально – территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

Актуальность социальных технологий ставит вопрос об их типах и видах:

По объекту воздействия делятся на:

а) субъектные;

б) деятельностные;

в) средовые.

Субъектные в свою очередь делятся на:

а) индивидуальные;

б) групповые;

в) сферные;

г) уровне всего общества.

Среди современных социальных технологий особое место занимают методы саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации.

Групповые же технологии можно разделить в зависимости от:

а) половозрастных признаков;

б) статустных;

в) профессиональных и т.п.

Например, для безработных – технологии трудоустройства; для подростков – технологии адаптации к условиям современного общества; для одиноких людей – технологии устройства личной жизни и т.п.

Субъектные социальные технологии на уровне всего общества К. Поппер делит на:

а) частичные;

б) утопистские.

Утопистские социальные технологии предлагают преобразования общества за один прием т.е. революционным путем, что не позволяет вовремя учесть и предотвратить последствия предпринятых преобразований.

Частичные – предлагают постепенность преобразований, осторожность и контроль за их осуществлением.

Положительными их сторонами являются:

а) контроль;

б) возможность корректировки;

в) ликвидация непредвиденных последствий.

Деятельностные социальные технологии имеют принципиальное значение для функционирования как всего общества в целом, так и его отдельных членов и групп.

Деятельность рассматривают как определенный тип отношения к действительности, который определяется исторически выработанными социально-культурными программами.

Наличие этих программ позволяет говорить о деятельности как специфической форме активного отношения к миру.

Любая деятельность связана с целью, с мотивами, со способами. Деятельностных социальных технологий большое количество, т.к. они связаны с удовлетворением потребностей людей. Удовлетворение которых есть активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенным общественным развитием.

Средовые социальные технологии включают в себе методы оздоровления окружающей среды обитания человека (как природной, так и социальной). Наиболее важные те, которые направлены на создание благоприятной социологической среды. Эти технологии помогают человеку найти свой социум, в котором человек чувствует себя комфортно.

Это и выбор профессии, организации, создание семьи. По сути, это достижение определенного статуса в обществе. Сюда относятся и технологии совершенствования уже имеющейся среды обитания человека:

а) коррекция процессов общения;

б) технология профилактики и разрешения конфликтов;

в) развитие стрессоустойчивости.

Все современные технологии представляют активную социологию реальных изменений, которая отвечает на вопрос: что теперь делать?

В связи с этим А.И. Пригожин выделяет 3 группы социальных технологий.

Первая – кабинетные технологии.

Исследователь на основе имеющейся информации о деятельности социального объекта (партии, предприятия и т.п.) вырабатывает для них предложения по улучшению их деятельности.

Вторая – лабораторные.

Суть – искусственно создаются временные условия взаимодействия людей с целью получения нового знания, выявления и решения проблем. Это исследование действием: деловые игры, мозговые атаки.

Третья – полевые.

С ними социолог входит в реальную среду для взаимодействия с респондентами, с целью получения информации, поиска решений их проблем.

Социальные технологии делят и по степени новизны. Согласно этого различают:

а) радикальные (принципиально новые);

б) комбинаторные (доработанные, т.е. адаптированные к новым условиям).

Критерием деления могут быть:

а) время внедрения;

б) время действия

По характеру воздействия социальные технологии бывают:

а) мягкие;

б) принципиальные;

в) корректирующие;

г) реабилитирующие

По степени внедрения:

а) разработанные, внедренные и полностью используемые;

б) внедренные, но слабо используемые;

в) не внедренные

По последствиям:

а) с негативными последствиями;

б) с положительными последствиями;

в) с нейтральными последствиями

По масштабности реализации:

а) действующие в пределах всего общества;

б) действующие в пределах одного региона;

в) действующие в пределах одного области;

г) действующие в пределах одного района и т.п.

Значительный интерес представляет классификация социальных технологий с позиций их отношения к управленческим решениям.

Здесь их делят на два типа:

а) социальные технологии, направленные на подготовку управленческих решений, т.е. технологии социологической диагностики;

б) социальные технологии, направленные на реализацию управленческих решений, т.е. социальных технологий реализации.

Социальная технология . Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимо­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и при­менения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал «Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать». Далее он писал: «Чем больше усложняются виды человеческой деятель­ности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была со­знательно и планомерно расчленена на элементы, реализующие­ся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».

В это же время появились и первые отечественные исследова­ния по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уде­ляли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др. Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущ­ности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

· социальная технология – это определенный способ осуще­ствления человеческой деятельности по достижению обществен­но значимых целей. Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процес­са) на процедуры и операции;

· социальная технология заключается в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

· социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;

· социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

· социальная технология выступает в двух формах: как про­грамма, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама дея­тельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как «живая» (живущая) технология;


· социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

· социальная технология является элементом (формой трансля­ции) человеческой культуры. Она «вырастает» в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Кроме того, под социальными технологиями понимаются так­же развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная («выращенная») и реально действующая социальная система, созданная с определенными целями, напри­мер система контроля исполнения принятых управленческих ре­шений. То есть социальная технология – это откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определе­нию Ю.М. Резника, социальная технология – это «специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объекта­ми (их диагностике, проектированию и регуляции)».

М.В. Шакурова определяет социальные технологии следующим образом: «Система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов». Специалистами в области социальных технологий определены следующие условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

Объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;

Должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

Должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

Должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях.

Р.В. Овчарова под социальной технологией понимает «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения». По е мнению признаками социальной технологии являются:

– наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;

– алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;

– наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;

– непрерывность контакта с клиентом социальной работы;

– динамизм содержания, форм и методов социальной работы.

Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:

– социальная технология – это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

– социальная технология – это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

– социальная технология т это специально разработанная про­грамма исследования социальной проблемы.

Социальные технологии разделяются на различные типы в зависимости от оснований, в числе которых могут быть сферы применения, виды деятельности, объекты и т.д. Рассмотрим это с помощью таблицы.

Типы социальных технологий