Что такое выдержка и для чего она нужна: знакомимся с понятием выдержки. Nikon D5100: воплощение желаний или идеальный старт фотохудожника Никон 5100 длинная выдержка

За предоставленную возможность обзора камеры Nikon D5100 body огромная благодарность Сергею Свириде.

Хочется написать все и сразу про Nikon D5100 - это просто потрясающий мультимедийный комбайн , который умудряется выжимать просто запредельное качество изображения. В данном обзоре информация только про саму камеру Nikon D5100 body . Очень часто Nikon D5100 продают вместе с универсальными объективами, и такой набор называется . Обычно в наборе Nikon D5100 идут такие объективы как:

  • (или одной из 3-х его модификаций)
  • , можно встретить очень редко
  • , как дополнительный в комплекте
  • Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor, как дополнительный в комплекте

Лучший вариант — это объектив 18-200мм, его хватит на все случаи жизни — от широкого угла для пейзажа или маленькой квартиры, до фотографирования птичек и зайчиков. Если нужно все же с чего-то начать, то 18-55м вполне подойдет, и не верьте, что такой уж и ужасный, просто , а не на какую технику. Для портретной съемки советую посмотреть в сторону объектива , а в качестве неплохого резкого светосильного объектива на каждый день может выступить .

Nikon D5100 - это любительская зеркальная камера от Nikon, сильно обновленный вариант . Камера умеет снимать видео Full HD и фотографировать со скоростью 4 кадра в секунду .

Важные моменты:

Матрица Nikon D5100 построена на основе матрицы . Матрица может выдавать картинку с большим динамическим диапазоном, отличной цветопередачей и низкими шумами на высоких ISO . Все то же самое делает и Nikon D5100. Когда я сделал первые тестовые снимки на Nikon D5100 и ISO 6400, я был просто поражен качеством изображения. Получилась действительно очень сочная и живая картинка, и это при 16,2 мегапикселях, потому в этом обзоре в качестве примеров выступают много ночных фотографий. ISO камеры может быть установлено от значения 100 до 25,600 , значения ISO 12.800 и ISO 25.600 обозначаются как Hi1 и Hi2 , я не рекомендую снимать при таких высоких значениях ISO.

На Nikon D5100 установлена CMOS 16.2-мегапискельная матрица . Да, у Nikon D5100 целых 16,2МП, это столько же как и у и у полнокадровой Nikon D4 . Больше мегапикселей можно найти только у очень дорогой Nikon D3x , D800E , (на момент написания статьи). Само число мегапикселей не является серьезным показателем качества фотографии, но все же, чем больше, тем лучше. Если Вы гоняетесь за мегапикселями, советую обратить внимание на мою заметку . Я без проблем снимаю на 6.2 мегапиксельную , советую зайти на страничку обзора и убедиться, что даже на 6.2МП можно получить отличный результат изображения.

Nikon D5100 использует матрицу, которую производит компания Sony, такая же матрица имеется в камерах:

  • Pentax K-5
  • Pentax K-01
  • Sony a580
  • Sony A55
  • Sony NEX-5N

Фото на Никон Д5100 — насыщенные цвета камеры

Собственно, матрица - это сердце фотоаппарата, и чем она лучше, тем и лучше будут Ваши фотографии. У Nikon D5100 по размеру матрица такая же как и у более продвинутых , . У Nikon D5100 имеется APS-C сенсор , а это означает, что матрица в 2.25 раза меньше по площади, нежели матрица полнокадровых зеркальных камер, таких как или . Это за собой влечет эффект . При использовании объективов от полнокадровых камер, угол обзора будет уже, чем на пленке или полном кадре. Более детально в статье .

Другие важные моменты, которые действительно влияют на работу и функционал камеры

  1. Большой поворотный дисплей . Дисплей имеет 921.000 точек. Nikon D5100 использует по количеству точек такой же дисплей как и камеры , D3x , и
  2. Очень быстрый процессор EXPEED-2, с которым камера показывает отличную скорость работы.
  3. Nikon D5100 использует 11 точек фокусировки , за которые отвечает модуль фокусировки Nikon Multi-CAM 1000 . Этот же модуль стоит на таких камерах как , и . Фокусировка точная. Быстрота фокусировки сильно зависит от объектива и условий съемки.
  4. Замер осуществляется с помощью 420-пиксельного сенсора, такого же как и у , и . Экспозицию камера замеряет отлично, единственное, из-за включенного Active камера иногда пере экспонирует кадр.
  5. Скорость съемки составляет 4 кадра в секунду . Это всего чуть меньше, чем 4.5 к/с у более продвинутой . 4 к/с вполне достаточно для любого типа съемки. Даже полнокадровая профессиональная может снимать максимум 4к\с. Лично мне всегда достаточно даже 2.5 кадра в секунду на моей старушке . Большая скорострельность нужна только для некоторых ситуаций. Большая скорострельность требует большого буфера кадров и быстрой карточки памяти. Для примера, когда я делал обзор камеры Nikon D5100, в камере использовалась медленная 8GB SD флешка . Так как для обзора я снимал в RAW, то камера очень сильно тормозила уже после 2-х секунд съемки в быстром режиме. В силу того, что RAW файлы с камеры весят порядка 15мб , приходилось очень долго ждать, пока файлы будут записаны на карточку памяти. Действительно, всю прелесть быстрой непрерывной съемки в 4 к/с можно оценить снимая только в JPEG.
  6. при съемке в формате RAW составляет 11 кадров . Это столько же как и у при съемке в RAW. От емкости буфера сильно зависит то, на сколько будет тормозить камера при серийной съемке. У более ранней модели , составляет 13 штук в RAW.
  7. Внимание: Nikon D5100 первая любительская камера от Nikon, которая использует RAW с 1 . Это очень хорошая новость для любителей обработки фотографий в RAW формате. К сожалению, как и все любительские камеры от Nikon, D5100 не имеет выбора уровней сжатия RAW и выбора глубины цвета.

    Пример фото на Nikon D5100. Заснеженное стекло.

  8. Съемка Full HD видео 1980*1080 , при максимальном качестве можно снимать ролики длиной до 20 минут. Поверьте, 20 минут вполне достаточно для видео. Можно выбрать разные режимы съемки в разном качестве. Еще одна немаловажная деталь, чтобы снимать видео на нужной диафрагме, сначала нужно ее установить, а потому уже включить Live View и начать запись. При включенном Live View изменение диафрагмы недоступно.
  9. Удобное меню и общая эргономика камеры . Сначала, может показаться, что управлять камерой с помощью одной руки сложно, но потом к управлению можно быстро привыкнуть.

  10. Куча полезных дополнений - автоматическая коррекция дисторсии, аберраций, Active D-lighting , бреккенинг, Live View, интервальная съемка, и т. д. Важно! Автоматическая коррекция дисторсии, и хроматических аберраций устраняется только тогда, когда снимаете в JPEG.
  11. В камере есть одна отличная функция — HDR . HDR делает два кадра с разной экспозицией и сохраняет их в одном файле. Очень удобно и интересно. Функция HDR недоступна, если снимаете в RAW. Функцию HDR удобно программировать на кнопку FN.

  12. Немножко о недостатках - это любительская камера, потому в камере нет многих функций от более продвинутых или профессиональных камер . Лично для меня очень важна , точная настройка фокусировки, и наличие — в Nikon D5100 их нет. Очень сильным недостатком считаю «торможение картинки» при визировании через Live View и приближении участка изображения 1 к 1 (или подобном) — при этом картинка довольно сильно тормозит. Такого эффекта нет на . Такое приближения помогает очень точно навести на резкость по нужной .

Все примеры фотографий на Nikon D5100 из этого обзора были сняты в RAW — > JPEG, без обработки, только уменьшен размер до 720*477 пикселов с впечатанным для того, чтобы можно было судить о параметрах съемки. Обратите внимание, что на высоких ISO фото получаются более-менее приемлемые.

Nikon D5100 дает очень хорошую картинку одним нажатием на кнопку спуска. Камера для фото любителей, которым просто нужен хороший результат на фотографии без лишних заморочек. Full HD и поворотный дисплей делает камеру еще более привлекательной. Учитывая, что у камеры матрица от очень качественного , то Nikon D5100 могут пользоваться и продвинутые любители.

Предшественница тестируемой камеры, Nikon D5000, оказалась весьма удачной и популярной, хотя определённые недостатки у неё всё же были. D5100 заключена в совершенно другой корпус, поэтому с первого взгляда кажется, что это полностью новый продукт, а не просто обновление уже имеющегося. Однако новшеств не так много — возможность съёмки Full HD-видео, другой экран, режим расширения динамического диапазона путём склейки двух кадров с разной экспозицией, а также обновленный дисплей и принципиально иной поворотный механизм экрана. Окажется ли новинка лучше или, может быть, хуже предшественницы — мы и попробуем выяснить.

Вид общий

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Nikon D5100
Тип Цифровая однообъективная зеркальная камера
Байонет объектива NikonF (с контактами АФ)
Эффективный угол зрения Коэффициент увеличения фокусного расстояния объектива приблизительно 1,5 (формат Nikon DX)
Матрица КМОП-матрица размером 23,6x15,6 мм
Общее число пикселей (Мп) 16,9
Число эффективных пикселей (Мп) 16,2
Размеры изображения 4928x3264 (большой);
3696x2448 (средний);
2464x1632 (маленький)
Форматы файлов NEF (RAW): 14 разрядов, сжатый формат JPEG: совместимый с базовым форматом JPEG с высоким (около 1:4), обычным (около 1:8) или низким (около 1: 16) сжатием,
NEF (RAW)+JPEG: одна фотография, записанная в обоих форматах: NEF (RAW) и JPEGJ
PEG (Exif. Ver. 2.3), поддержка DCF2.0, DPOF
Носители Карты памяти SD (Secure Digital), SDHC и SDXC
Видоискатель Прямой видоискатель с пентазеркалом
Покрытие кадра приблизительно 95%
Увеличение 0,78х (объектив 50 мм ƒ/1,4, фокусированный на бесконечность)
Зеркало Быстровозвратный тип
Диафрагма объектива Мгногвенно-возвратного типа, электронно-управляемая
Затвор С электронным управлением и вертикальным ходом ламелей
Выдержка, с 1/4000-30 с с шагами ЭЧ 1/3 или 1/2;
Выдержка от руки;
Длительная выдержка
Серийная съёмка До 4 кадров в секунду (ручная фокусировка, режим M или S, выдержка не более 1/250 с, для всех других настроек установлены значения по умолчанию)
Метод экспозамера Матричный, центрально-взвешенный, точечный
Компенсация экспозиции От -5EV до +5EV с шагом 1/3EV или 1/2EV
Брекетинг экспозиции 3 снимка с шагом 1/3EV или 1/2EV
Брекетинг баланса белого 3 с шагом 1
Брекетинг активного D-Lighting 2 снимка
Чувствительность 100-6400 единиц ISO с шагами 1/3 ЭЧ.
Может быть установлено примерно на 0,3, 0,7, 1 или 2 EV (эквивалентно 25600 единицам ISO) при чувствительности выше 6400 единиц ISO, доступно автоматическое управление чувствительностью ISO
Фокусировка Сенсорный модуль автофокусировки Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11 точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) и вспомогательной подсветкой АФ (расстояние приблизительно 0,5-3 м)
Диапазон срабатывания автофокуса -1…19EV (ISO 100, при 20°С
Режимы фокусировки Покадровый следящий (AF-S), непрерывный следящий (AF-C), автоматический следящий режим (AF-А), прогнозирующая следящая фокусировка, включаемая автоматически при фокусировке по объекту, ручная фокусировка
Точек фокусировки 11
Режимы выбора зоны фокусировки Одноточечная АФ, динамическая АФ, автоматический выбор зоны АФ, АФ с 3D слежением (11 точек)
Управление вспышкой TTL: сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL и стандартная вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер доступны со встроенной вспышкой и вспышками SB-900, SB-800, SB-700, SB-600 или SB-400 (сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL доступна при матричном или центровзвешенном замере экспозиции).
Автоматическая диафрагма: для вспышки SB-900 и SB-800 и объектива со встроенным микропроцессором
Автоматический режим без TTL: поддерживаются вспышки SB-900, SB-800, SB-80DX, SB-28DX, SB-28, SB-27 и SB-22S
Режим ручной вспышки с приоритетом расстояния: доступен для вспышек SB-900, SB-800 и SB-700
Компенсация вспышки -3 — +1 с шагом 1/3 или 1/2 EV
Баланс белого Авто, лампа накаливания, лампа дневного света (7 типов), прямой солнечный свет, вспышка, облачно, тень и ручная предустановка; для всех режимов, кроме ручной предустановки, возможна тонкая настройка
Режим Live View Режимы АФ: приоритет лица, широкая зона, нормальная зона, ведение объекта
Автофокусировка: автофокусировка с определением контраста в любой области кадра
Режим видеосъёмки Разрешение: 1920х1080,1280х720, 640х424
Формат: MOV
Сжатие: H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding
Дисплей Поворотный с диагональю 7 см, разрешением 921 тыс. точек
Интерфейсы USB, аналоговый аудио/видеовыход,
HDMI, разъем подключения внешнего микрофона, разъем подключения внешнего GPS-модуля
Источник питания Литий-ионный аккумулятор EN-EL14
Габариты, мм 128х97x79
Масса, г 510 (без аккумулятора, карты памяти и крышки корпуса)

⇡ Комплект поставки

В коробке с камерой пользователь обнаружит следующее:

  • Литий-ионный аккумулятор EN-EL14 (с защитной крышкой);
  • Зарядное устройство MH-24;
  • Ремень AN-DC3;
  • Аудио-/видеокабель EG-CP14;
  • USB-кабель UC-E6;
  • Крышку окуляра DK-5;
  • Крышку башмака для принадлежностей BS-1;
  • Резиновый наглазник DK-20;
  • Защитную крышку BF-1B;
  • Компакт-диск с программным обеспечением ViewNX 2;
  • Руководство пользователя.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Большинство зеркалок начального уровня и уж тем более бюджетных зеркалок одного производителя в первом приближении зачастую чрезвычайно похожи — нередко обновлённые камеры внешне практически полностью копируют предшествующую модель. Однако в случае D5100 это не совсем так: камера похожа на D5000, но отличий — огромное множество. Для начала поворотный дисплей, который теперь открывается не вниз, а вбок, что гораздо удобнее. Разумеется, из-за изменения конструкции поворотного механизма изменили своё расположение и клавиши, рядом с селектором режимов съёмки появился рычажок перехода в режим Live View (в D5000 за переход отвечала кнопка), также добавилась видеоклавиша. В общем, изменение положения клавиш столь глобально, что после «пятитысячника» приходится заново привыкать будто бы к совершенно другой камере. Изменился и наглазник видоискателя, который, с субъективной точки зрения, стал гораздо удобнее.

Корпус, как и прежде, изготовлен из толстого качественного пластика с шероховатой поверхностью, которая не боится ни отпечатков, ни мелких царапин. Передняя накладка резиновая, а не пластиковая, как в D5000, поэтому камеру держать в одной руке гораздо удобнее. К качеству сборки замечаний нет — всё идеально подогнано, а при попытках скручивания из корпуса не удалось выдавить ни единого звука.

Вид спереди

Спереди находится очень мощная лампа подсветки автофокуса, которую при необходимости запросто можно использовать в качестве фонарика, выбрасываемая вспышка, встроенный монофонический микрофон, кнопка фиксатора объектива, окошко ИК-приёмника, а также байонет объектива Nikon F с контактной группой, состоящей из семи площадок.

Вид сзади

Видоискатель

Сзади находится поворотный экран с двумя степенями свободы (180 и 270 градусов). Над дисплеем помещены клавиша меню, тыльный ИК-приёмник, видоискатель с регулятором диоптрий, клавиша вызова меню изменения настроек. Правее экрана установлен диск управления, клавиша блокировки автофокуса/экспозиции, кнопка перехода в режим просмотра, привычная круглая четырёхпозиционная клавиша с кнопкой ввода по центру, а у нижнего края расположились клавиши масштабирования снимков и кнопка удаления. У четырехпозиционной клавиши традиционно для Nikon нет дополнительных функций, поэтому для изменения параметров, например чувствительности, настройки баланса белого, смены режима экспозамера или режима работы автофокуса приходится бродить по меню, что не слишком удобно. Конечно, есть одна программируемая клавиша «Fn», но она не особо спасает.

Вид сверху

Сверху установлена пара металлических ушек крепления плечевого ремня, системный динамик, «горячий башмак», массивный круглый селектор выбора режимов съёмки, дополненный рычажком перехода в режим Live View, спусковая клавиша с рычажком питания, а также кнопки видеозаписи, вызова меню введения экспосдвига и отображения текущих настроек.

Вид снизу

Снизу всё стандартно — разъём установки на штатив и отсек для аккумулятора. В отличие от D5000, в тестируемой камере аккумулятор удерживается подпружиненной лапкой, которая не даёт ему выпасть при открытии отсека.

Вид слева

Разъёмы на левой боковой поверхности

Слева находится клавиша выброса вспышки, также отвечающая за выбор режима ее работы, программируемая кнопка, массивная резиновая дверца, скрывающая разъёмы подключения внешнего микрофона, USB-, A/V- и HDMI кабелей и разъём подключения внешнего GPS-модуля.

Вид справа

Справа расположен лишь отсек установки карт памяти, скрытый пластиковой подпружиненной дверцей.

Выдержка - это время, за которое фотоаппарат фиксирует изображение . При фотографировании свет считывается с помощью матрицы фотоаппарата или с помощью пленки. Когда мы не делаем снимок, пленка или матрица закрыта затвором. Во время съемки затвор открывается и пленка или матрица принимает изображение от объектива. Количество времени пока будет открыт затвор и есть выдержка.

Нет, статья не про алкоголь, статья про фотографическое понятие выдержки. Выдержка - это просто . В телефонах и цифровых камерах (мыльницах) нет как такового механического затвора. Там в качестве затвора служит включение/выключение матрицы. Но принцип работы полностью сохраняется с единственной разницей, вместо — матрица мыльницы просто обновляется. Сейчас модные беззеркальные камеры, например не имеют зеркала, но имеют самый настоящий механический затвор, который выдает тот самый приятный щелчок спуска затвора.

В чем измеряется выдержка

Выдержка измеряется в секундах, минутах, часах, днях. Обычно, даже секунда - это слишком длинная выдержка, потому, почти всегда выдержка указывается в долях секунды . Например, 1/60, 1/120, 1/500, 1/4000, часто дописывают еще слово «сек» или «с» или «sec», как сделано на моих фотографиях в этой статье. Если выдержка указывается в секундах, то возле числа пишут знак секунды - 2′, 10′, либо просто 3 с, 15 с. Выражение ‘1/20 с’ читается как «одна двадцатая секунды».

Как настроить выдержку в камере?

Проще всего настроить выдержку в камере в режиме выдержки либо в ручном режиме. Режим выдержки обычно обозначается как S (shutter - затвор) или Sv (shutter value — значение затвора, значение выдержки), иногда можно встретить обозначение Tv (time value — значение времени). Этот режим, обычно, находится на колесе выбора режима съемки (детальней ). Выдержка влияет на время, которое будет открыт затвор камеры. В данных режимах просто устанавливайте выдержку которую Вам нужно. Как это сделать придется почитать в инструкции.

Выдержка бывает разная

Бывает очень короткая (быстрая) выдержка , для современных цифрозеркальных камер пределом выдержки обычно является 1/4000с, в продвинутых камерах 1/8000с, в специализированных камерах выдержка может быть 1/40.000. Например, мой имеет минимальную выдержку в 1/4000с, а - 1/8000с, а старый и новый - 1/16.000с. Короткая выдержка важна при съемках очень быстро движущихся объектов либо при съемках на при ярком свете. Разницу в выдержке в два раза называют стопом (ступенью). Например, разница в выдержках 1/20с и 1/80с составляет 2 ступени (2 стопа), или 4 раза. Как добиться супер короткой выдержки на фотоаппарате можете почитать .

Бывает и длинная выдержка . Обычно пределом в длине выдержки на современных камерах служит 30 или 60 секунд. Например, камеры , имеют возможность получать выдержки только до 30 секунд. Если нужно выдержку более длинную, то существует выдержка «от руки» , обычно она обозначается как BULB (B) . В этом режиме при первом нажатии на кнопку спуска — затвор открывается, а при втором нажатии — затвор закрывается. Таким образом, можно добиться очень длинной выдержки. Обычно длинную выдержку делают с помощью пульта ДУ или тросика камеры со штатива или неподвижной поверхности. Фотография ниже сделана на и пульт ДУ с выдержкой в 1/13 с. Длинную выдержку можно использовать для создания необычных визуальных эффектов, например, снимая движущиеся машины ночью, либо используя .

Длинная выдержка в одну тринадцатую секунды. Фотосъемка тумана

Синхронизация со вспышкой

Существует одна серьезная проблема для коротких выдержек . При использовании камеры со вспышкой из-за специфики работы затвора камера не может синхронизировать вспышку и короткую выдержку. Синхронизировать — означает одновременно дать импульс света вспышкой и открыть затвор. Потому, можете проверить, что обычно камера со встроенной вспышкой делает фотографии только на выдержках до 1/200 с. Такую выдержку называют выдержкой Х-синхронизации . Некоторые любительские камеры могут синхронизироваться со вспышкой вплоть до 1/500 c - например, .

Внимание: ни одна встроенная вспышка, ни на одной камере не может работать с очень короткими выдержками. Еще одно важное замечание — при съемке со вспышкой в реально плохих условиях освещения некоторые камеры автоматически , как на примере ниже.

Чтобы можно было использовать камеру с короткой выдержкой и вспышкой, нужно пользоваться . Для того, чтобы все заработало, нужно чтобы камера и вспышка поддерживала режим быстрой синхронизации . В режиме быстрой синхронизации можно снимать со вспышкой на любых выдержках - от 30 секунд до 1/8000 с. Для чего нужна вспышка с короткими выдержками можете почитать в моей статье «. Значение выдержки, диафрагмы и ISO взаимосвязаны между собой, при изменении одного из них будет менять и одно или два остальных.

Обратите внимание, что на Радоживе комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель. Я буду очень рад , если в комментариях Вы выскажете свое мнение, опишите свой опыт или дополните материал полезной информацией.

Для подбора фототехники я рекомендую воспользоваться полезными ссылками на большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog или Magazilla . Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress .

Выводы

Выдержка - это время . В разных ситуациях камере нужно разное время, чтобы получить снимок. Выдержка обычно изменяется в долях секунды. Выдержка и диафрагма - основные параметры в фотографии. Настоятельно рекомендую провести свои собственные эксперименты и тесты.

Вот и дошел до ночных тестов.

Первые попытки сделать ночные фотографии были предприняты еще в начале этого месяца, однако, как показала практика, без штатива в этом вопросе не обойтись.

Никакие попытки зафиксировать фотоаппарат подручными средствами желаемых результатов не приносили — то горизонт «завалится», то камера дрогнет. В общем ерунда одна получалась, однако… даже в смазанных и нечетких фотографиях был заметен большой потенциал зеркалки, что выражалось в довольно приличной цветопередаче и пониженным (по-сравнению с цифромыльницами) уровнем шумов.

И вот вчера мне попался (взял на время) в руки вот этот штатив.

В этот же день решено было опробовать Nikon D5100 на больших выдержках, а самые большие выдержки необходимы конечно же ночью 🙂

Местом проведения съемки была выбрана лоджия, для первого раза заморачиваться не стал. Как только стемнело приступил к тестам.

Честно говоря, хотел сделать пару кадров непосредственно сразу после захода солнца, но за домашней суетой пропустил этот момент и спохватился уже около 22-00, когда солнцем уже и не «пахло».

Во избежании лишних шумов ISO на всех снимках было установлено на значении 200.

1. В первом снимке объектив фотоаппарата был направлен на дом соседнего, четвертого, микрорайона. Фото было сделано полностью в автоматическом режиме.

Снимок получился немного недоэкспонированным, да и вообще, полностью автоматический режим, как правило, ошибается в сложных условиях съемки. Поэтому я все реже и реже использую именно его.

На текущий момент чаще всего при съемке использую полуавтоматический режим, позволяющий выставить значение пары «выдержка-диафрагма».

Очень удобно, особенно когда необходимо немного поэкспериментировать со значениями экспозиции.

2. Это фото сделано с выдержкой 25 секунд с фокусным расстоянием 55 мм, при этом значение диафрагмы установилось на значении f/5,6.

Затемненные участки «проявились», а проехавший по дороге автомобиль добавил фотографии немного динамики.

3. Вечерняя летняя кафешка (видна между деревьями на предыдущей фотографии). Параметры съемки: фокусное расстояние F=260 мм, выдержка 30 секунд, диафрагма f/8. Именно диафрагме был дан приоритет в этом кадре, ее значение постепенно уменьшалось до тех пор, пока значение выдержки не приняло максимально возможную в данном режиме величину в 30 секунд. Дальнейшее уменьшение значения диафрагмы (для увеличения глубины резкости) привело бы к затемнению снимка.

Параметры были оставлены такие же, как и на предыдущем снимке. Возможно увеличение значения светочувствительности ISO и привело бы к некоторым улучшениям, но других попыток сфотографировать данный «пейзаж» 🙂 не предпринималось.

5. Подъезд дома напротив. Параметры съемки: выдержка 30 секунд, фокусное расстояние F=200 мм, диафрагма f/7,1

6. Автостоянка перед домом. Параметры съемки: фокусное расстояние F=140 мм, выдержка 25 секунд, диафрагма f/9.

На этом эксперименты были завершены.

Продолжение следует…

Если вы купили свой первый зеркальный, беззеркальный или любой другой фотоаппарат, который поддерживает так называемые ручные настройки , то, определенно, вам будет полезна наша сегодняшняя статья. Итак, сегодня поговорим о трех основных параметрах съемки – выдержке, диафрагме и ISO.

Что такое диафрагма фотоаппарата?

Фотография – это светопись. Поэтому и диафрагма, и выдержка влияют на количество света, которое попадет на матрицу после нажатия на кнопку спуска затвора.
Диафрагмой называют один из основных параметров съемки. Строго говоря, диафрагма – это параметр, относящийся не к самому фотоаппарату (тушке), а к объективу. Поэтому вернее будет спросить, что такое диафрагма объектива?

Так вот, диафрагма объектива – это механическая настройка, позволяющая регулировать количество света, проходящего через объектив. Грубо говоря, диафрагма – это отверстие, через которое проходит свет. Если копнуть глубже, то можно выяснить, что диафрагма объектива – это несколько лепестков, которые меняют своё положение, тем самым уменьшая или увеличивая отверстие, через которое проходит свет.


Что для начала нужно из этого вам вынести? Во-первых, чем больше отверстие, тем больше света проходит через объектив. Во-вторых, вам также нужно знать, что чем МЕНЬШЕ диафрагменное число , тем шире открыта «дырка», а значит БОЛЬШЕ диафрагма. Таким образом, на современных объективах, максимальное открытие диафрагмы достигается при значениях f/1.2 и f/1.4. Ещё большая светосила, вроде f/1.0 и f/0.95 доступна на дорогостоящих эксклюзивных стеклах, которыми обычно не пользуются даже профессионалы.

Итак, возьмем для примера пару конкретных объективов. Скажем, Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G и Nikon 50mm f/1.4D . Их максимальная диафрагма указана в названии. Для первого объектива она составляет f/3.5 на 18mm и f/5.6 на 105mm, для второго – f/1.4. Этот параметр также называют светосилой . При чем заметьте, указывается только максимальная светосила. Прикрыть диафрагму до значений вроде f/7.1, f/11 можно на любом объективе. Крайнее значение обычно составляет f/22 у зумов (18-105mm) и f/16 у фиксов (50mm). Про зумы и фиксы мы говорили в отдельной статье.

Что такое выдержка в фотоаппарате?

Также как и диафрагма, выдержка влияет на количество света, которое в итоге попадает на матрицу фотоаппарата (или пленку). Если диафрагма регулирует количество света с помощью диаметра отверстия в объективе, то выдержка – это параметр самой тушки.

Выдержка – это время, в течении которого свет экспонирует светочуствительный элемент, которым сегодня является матрица фотоаппарата. Выдержка измеряется в долях секунды. Например, 1/60, 1/800. Выдержка может быть и больше секунды, обычно она обозначается 1’’ (1 секунда), 10’’ (10 секунд) и т.д. В выдержках меньше секунды для удобства может быть опущена единица, и таким образом выдержка может обозначаться как 60, 800 и т.д.

Что такое ISO в фотоаппарате?

В настоящее время ISO – это светочувствительность матрицы фотоаппарата. Это третий параметр, способный влиять на экспозицию снимка. Базовое ISO на современных камерах – 100-200 единиц. Максимальным может быть ISO 6400, 12800 и больше. Чем физически больше и качественнее матрица фотоаппарата, тем больше возможности ISO.

Вообще, грубо говоря, ИСО – это тот параметр, который влияет на шум снимка. Чем выше ISO, тем больше на фотографии так называемых шумов. Соответственно, малошумные матрицы очень ценятся сегодня, ведь они позволяют снимать при плохих условиях освещенности с рук и получать хорошие снимки. Вот фотоаппараты, которые на сегодня лидируют по показателям ISO: Sony A7s, Nikon D800e, Nikon D800, Nikon Df, Nikon D4s, Nikon D4, Nikon D600, Nikon D610. Как вы видите, лучше всего пока что справляются с шумом камеры компании Nikon, в которых в основном стоят матрицы компании Sony. Вот такой вот парадокс. Однако всё-таки лидером является Sony A7s, которая на момент написания данной статьи только-только появилась.

Этот снимок сделан на ISO 900. Ниже приведены увеличенные фрагменты (кропы) данного кадра на разных ISO. Увеличен правая верхняя часть подсвечника

Как работать с выдержкой, диафрагмой и ISO

Мы рассмотрели три параметра, влияющих на экспозицию снимка. Теперь давайте разберемся, как же эти параметры взаимодействуют между собой и на что каждый из них влияет.

Итак, предположим, что мы находимся в условиях, когда ISO 400, диафрагма f/4 и выдержка 1/400 дают нам идеальную экспозицию, которую обозначим за 0. Но тут появился источник дополнительного света (вышло солнце, поставили дополнительный осветитель и т.п.). Экспозиция из 0 смещается в сторону +, предположим, на 1 стоп (кадр становится светлее, появляются «пересветы» ). Что такое один стоп и как мы можем сделать кадр немного темнее, чтобы не было пересвета? Грубо говоря, для ISO и выдержки 1 стоп – это увеличение или уменьшение значения в 2 раза. Для диафрагмы в 1,4 раза. Таким образом, чтобы затемнить кадр у нас есть следующие варианты:

  1. Уменьшить ISO с 400 до 200 единиц.
  2. Уменьшить выдержку с 1/400 до 1/800.
  3. Закрыть диафрагму с f/4 до f/5.6

А теперь давайте посмотрим, на что это повлияет в конечном итоге:

  1. Количество шума на кадре уменьшится.
  2. Изменений практически не будет.
  3. Увеличится зона резкости, уменьшится размытие (боке).

Таким образом, если мы снимаем портрет, то нам лучше всего подойдет первый вариант, потому что шума станет меньше. Если снимаем пейзаж, то опять же, хорошим решением будет выбрать первый вариант, но и третий вариант при определенных условиях может улучшить картинку (она станет резче). Если мы снимаем спорт, то второй вариант будет предпочтительнее, так как чем короче выдержка, тем проще поймать движение.

Как стоит работать с основными параметрами съемки в реальной жизни

То, что мы описывали выше, можно использовать при фотосъемке, работая со всеми параметрами в ручную. То есть, выставляете на камере мануальный режим (M) и следите за каждым параметром. А теперь раскрою вам секрет. Большая часть даже профессиональных фотографов не снимает в мануальном режиме.

В каждом фотоаппарате, поддерживающем ручные настройки, есть режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Об этом мы говорили в статье «Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом ».

Режим приоритета диафрагмы позволяет контролировать только диафрагму, а выдержку оставить на откуп автоматике камеры. Режим приоритета выдержки работает аналогичным образом, только в нём вы отвечаете за выдержку.

Добавьте к этому отлично работающую систему Auto ISO в современных камерах, которая подбирает светочуствительность исходя из конкретной ситуации, и получится, что вы осуществляете контроль только 1 выбранного параметра.

Колесо выбора режимов Nikon: M — ручной, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки

Например, вы выбираете приоритет диафрагмы для съемки портрета в солнечный день. Выставляете диафрагму на 2.8. Автоматика подбирает необходимую выдержку, а ISO в таких условиях выставляется на 100 единиц (то есть, на минимальное значение). Вообще, камера старается всегда выставить минимально возможное значение светочувствительности. Таким образом, вы получаете, например, диафрагму f/2.8 (которую задали вы), выдержку 1/1600 и ISO 100 (эти два значения подобрала автоматика). В случае, если получившийся кадр оказался слишком светлым или наоборот, слишком темным, вы можете влиять на экспозицию напрямую, увеличив или уменьшив её значение. Как влияет одна ступень экспозиции на изменение параметров написано выше. В случае, если выбран режим приоритета диафрагмы, изменение экспозиции на 1 ступень в плюс, заставит автоматику уменьшить выдержку до 1/800, чтобы сделать кадр светлее. В данном случае значение диафрагмы у нас является константой, а изменение экспозиции происходит только за счет двух параметров, ISO и выдержки. Кстати, обратите внимание на то, что шаг экспозиции в современных фотоаппаратах обычно установлен на 1/3 ступени. То есть, обычно это выглядит так: 0, +1/3, +2/3, +1 и т.д. Изменение на 1/3 уменьшит выдержку не до 1/800, а до 1/1250.

Таким образом, режим приоритета диафрагмы позволяет сконцентрироваться только на одном параметре и не отвлекаться на другие. При этом фотограф контролирует именно тот параметр, который ему интересен. С режимом приоритета выдержки всё примерно также, правда, исходя из личного опыта, могу сказать, что он обычно менее востребован.

Выводы

Как вы уже поняли, разобраться со всеми этими настройками не так уж и сложно. В рамках одной статьи я в общем-то постарался объяснить на пальцах, какие параметры и на что влияют. Нужно всего лишь один раз прочитать об этом, а потом немного поиграться с настройками своей камеры и посмотреть, что получается, когда вы меняете тот или иной параметр. Надеюсь, вам помогла эта статья немного лучше понять, как работает ваш фотоаппарат. До скорых встреч и удачных кадров!