Военные бульдозеры. Бульдозеробот D9 становится символом разрушения

История бульдозеров семейства «D» компании Caterpillar началась еще в 1954 году, когда была запущена в производство экспериментальная серия из 10 бульдозеров, получивших обозначение D9X. Впоследствии бульдозеры постоянно модифицировались.

Под разными буквенными индексами были выпущены многочисленные модификации, отличавшиеся внешним видом и техническими характеристиками: D9E, D9G, D9H, D9L, D9N, пока в 1995 году не пошла в производство версия D9R, которую и выпустила в смоле фирма Vajra Miniature. Основные ТТХ D9: мощность 410 лошадиных сил, вес 54 тонны, длина более 8 метров, высота около 4 метров.

История создания и применение боевой версии

Война во Вьетнаме

Первое боевое применение D состоялось во время войны во Вьетнаме (D7). Военные инженеры США использовали большое количество таких бульдозеров с целью расчистки местности во время боевых действий в джунглях.

Разработка израильской модификации

Фирма Israeli Military Industries разработала специальные броне-комплекты (Tractor Protection Kits) для бульдозеров D9, с учетом специфики боевых действий, характерных для сектора Газа , Иудеи и Самарии . Эти комплекты позволили максимально увеличить живучесть бульдозера, по сути, превратив его в подобие танка, вооруженного бульдозерным отвалом вместо орудия.

Водитель, а также двигатель и важные узлы бульдозера надежно защищены от стрелкового оружия, мин и фугасов. При использовании разнесенного бронирования Slat Armor, D9 может выдерживать даже прямые попадания снарядов, выпущенных из РПГ.

При этом, бульдозер может и ответить нападающим огнем из пулемета FN Mag, устанавливаемого на крыше. Все это позволило использовать данные боевые машины для расчистки завалов, эвакуации поврежденной техники и разминирования при интенсивном обстреле.

Таким образом, усовершенствование D9 превратило его в настоящий танк для уличных боев.

Арабо-израильский конфликт

Несмотря на широкое применение, широкую известность D9 получили только в 2003 году во время операции Защитная стена . 2 апреля 2002 года, после тяжелых потерь в ходе боев в лагере беженцев Дженин , командование ЦАЃАЛ приняло решение о применении D9 против домов, служивших укрытием для террористов. Было принято решение о разрушении любого дома, в котором могли бы укрыться террористы, при помощи бульдозеров D9.

При этом, террористам предлагалось сдаться перед каждым разрушением здания. Именно таким способом были захвачены предводители „Исламского джихада “ Таабат Мардауи и Али Сфури. В то время как бульдозеры нанесли серьезный ущерб постройкам - были снесены около 150 домов - их использование не привело к значительному числу жертв.

На самом деле, это ускорило сдачу боевиков, укрывавшихся в домах, и привело к быстрому прекращению боя.

Новая тактика вызвала вал враждебной пропаганды и прямой клеветы в адрес ЦАЃАЛа . Стандартные заявления Арафата о "преступлениях" были поддержаны должностными лицами в администрации США и ООН . Распространялись слухи, что весь город Дженин сметён с лица земли. Израильский режиссёр снял политически мотивированный фильм "Дженин, Дженин" , полный прямой клеветы.

Но всё это в общественном сознании было менее важно, чем предотвращение потерь среди израильских солдат. Кроме того, западная пресса необычно быстро поместила материалы, опровергающие клевету.

Применение D9 в Дженине показало его высокие тактико-технические качества. Когда D-9 двигался по улицам города Дженина , разрушая здания, под ним сдетонировали 124 взрывных устройства, среди которых были мины весом до 100 килограммов, но он продолжал работу. Лагерь беженцев Дженин был заминирован ещё сильнее.

Война в Ираке

В 2003 году, во время подготовки к операции “Iraqi Freedom”, американская армия и корпус морской пехоты закупили в Израиле 12 бронированных бульдозеров, аналогичных тем, что применяются в ЦАЃАЛе . Эти машины использовались во время военной операции в Ираке.

Настоящее и будущее

На сегодняшний день самой передовой версией D9 стала беспилотная модификация, разработанная в Израиле. Подобно передовым беспилотным летательным аппаратам, применяемым вместе с D9, бульдозер оснащен системой видеокамер, дающий оператору машины обзор, лучший чем если бы он находился в кабине. А самое главное, что оператор не подвергается опасности, в отличие от предшествующих версий.

Технические характеристики

Двигатель

Двигатель бульдозера. Фото с www.d9r.ru

Важнейшая особенность надежного и простого в обслуживании двигателя 3408Е - электронная система впрыска топлива насос-форсунками с гидравлическим приводом, обеспечивающая снижение уровня шума при сгорании топлива и уменьшение выхлопных газов. Двигатель 3408Е отвечает современным нормам EPA, EU и JMOC по токсичности отработанных газов.

Модель двигателя Cat 3408C

Мощность на маховике 302 кВт

Полная мощность 354 кВт

Полезная мощность - согласно стандарту Caterpillar 302 кВт

Полезная мощность - согласно ISO 9249 302 кВт

Полезная мощность - согласно SAE J1349 299 кВт

Полезная мощность - согласно EU 80/1269 302 кВт

Полезная мощность - согласно DIN 70020 425 PS

Диаметр цилиндра 137 мм

Ход поршня 152 мм

Рабочий объем 18 л

Масса

Эксплуатационная масса 48784 кг

Масса при транспортировке 36154 кг

Ходовая часть

Вследствие высокого расположения ведущих звездочек бортовые редукторы приподняты над рабочей поверхностью и меньше подвержены воздействию грунта. Упругая подвеска обеспечивает большую площадь контакта гусеничной ленты с грунтом, что улучшает тягово-сцепные свойства и уменьшает пробуксовку. Подвеска хорошо гасит ударные нагрузки, повышая плавность хода машины и увеличивая срок её службы.

Тип башмака Для тяжелых условий эксплуатации

Ширина башмака 610 мм

Башмаки/боковая сторона 43

Высота грунтозацепа 84 мм

Шаг обмотки 240 мм

Дорожный просвет 591 мм

Ширина колеи 2250 мм

Площадь опорной поверхности 4.24 м2

Опорные катки/боковые части 8

Коробка передач

Управление машиной легко осуществляется посредством бортовых фрикционов и тормозов.

1-я передача переднего хода 3.9 км/ч

2-я передача переднего хода 6.8 км/ч

3-я передача переднего хода 11.9 км/ч

1-я передача заднего хода 4.8 км/ч

2-я передача заднего хода 8.4 км/ч

3-я передача заднего хода 14.7 км/ч

1-я передача переднего хода - тяговое усилие на сцепке (1000) 759.8 Н

2-я передача переднего хода - тяговое усилие на сцепке (1000) 419.9 Н

3-я передача переднего хода - тяговое усилие на сцепке (1000) 230 Н

Заправочные объемы

Топливный бак 908.4 л

Система охлаждения 129.8 л

Картер двигателя* 45.5 л

Трансмиссия 164 л

Бортовые редукторы (каждый) 15 л

Рамы катков (каждая) 45 л

Отсек оси качания 30 л

Органы управления гидрооборудованием

Тип насоса Поршневой с приводом от маховика

Производительность насоса (контур рулевого управления) 374 л/мин

Производительность насоса (контур рабочих органов) 235 л/мин

Расход в штоковой полости гидроцилиндра перекоса 137 л/мин

Расход в поршневой полости гидроцилиндра перекоса 167 л/мин

Давление открытия предохранительного клапана бульдозерного отвала 26200 кПа

Давление открытия предохранительного клапана гидроцилиндра перекоса 19300 кПа

Давление открытия предохранительного клапана рыхлителя (контур подъема) 26200 кПа

Давление открытия предохранительного клапана рыхлителя (контур наклона) 26200 кПа

Рулевое управление 40500 кПа

Емкость гидробака 77.2 л

Лебедки

Модель лебедки PA110VS

Масса* 1790 кг

Вместимость резервуара для масла 15 л

Увеличенная длина трактора 559 мм

Ширина картера лебедки 1171 мм

Ширина барабана 337 мм

Диаметр реборды барабана 610 мм

Рыхлители

Тип Одностоечный, с регулируемым параллелограммным механизмом

Суммарная длина 1570 мм

Число гнезд 1

Максимальная высота подъема зуба над грунтом (до наконечника, палец в нижнем отверстии) 882 мм

Максимальная глубина рыхления (со стандартным наконечником) 1231 мм

Максимальное усилие внедрения (зуб в вертикальном положении) 153.8 кН

Сила отрыва 320.5 кН

Масса (без учета средств управления гидросистемой) 4854 кг

Общая эксплуатационная масса* (с полусферическим отвалом и рыхлителем) 48784 кг

Тип Многостоечный, с регулируемым параллелограммным механизмом

Число гнезд 3

Суммарная длина 1330 мм

Общая ширина балки 2640 мм

Максимальная высота подъема зуба над грунтом (до наконечника, палец в нижнем отверстии) 885 мм

Максимальная глубина рыхления (со стандартным наконечником) 798 мм

Максимальное усилие внедрения (зуб в вертикальном положении) 147.9 кН

Усилие вырыва (многозубый рыхлитель с одним зубом) 324.6 кН

Масса (однозубый, без средств гидравлического управления) 5449 кг

Дополнительный зуб 340 кг

Общая эксплуатационная масса** (с полусферическим отвалом и рыхлителем) 49479 кг

Отвалы

Вместимость (согласно SAE J1265) 13.5 м3

Ширина (по боковым накладкам) 4310 мм

Высота 1934 мм

Глубина резания 606 мм

Дорожный просвет 1422 мм

Максимальный перекос 940 мм

Масса* (без учета средств управления гидросистемой) 6543 кг

Полная эксплуатационная масса** (с отвалом и однозубым рыхлителем) 48784 кг

Вместимость (согласно SAE J1265) 16.4 м3

Ширина (по боковым накладкам) 4650 мм

Высота 1934 мм

Глубина резания 606 мм

Максимальный перекос 1014 мм

Масса* (без учета средств управления гидросистемой) 7134 кг

Полная эксплуатационная масса** (с отвалом и однозубым рыхлителем) 49392 кг

Размеры

Дорожный просвет 591 мм

Ширина колеи 2250 м

Ширина без подвески катков (стандартный башмак) 2860 мм

Габаритная высота (кабина с конструкцией FOPS - с защитой от падающих предметов) 3821 мм

Высота (до верха выхлопной трубы) 3962 мм

Высота тягово-сцепного устройства (по центру сцепной серьги) 688 мм

Опорная длина гусеничной ленты 3474 мм

Габаритная длина базового трактора 4919 мм

Длина с однозубым рыхлителем 6478 мм

Длина с многозубым рыхлителем 6536 мм

Габаритная длина (с полусферическим отвалом/с однозубым рыхлителем) 8138 мм

Основная рама машины выполнена мощной, прочной и долговечной. Её силовые элементы коробчатого сечения, стальные отливки и цельнокатаные лонжероны обеспечивают надежную опору для ходовой части с подвеской, приподнятых бортовых редукторов и других устанавливаемых на неё узлов.

См. также

Сноски

Источники

  • Создатель фильма "Дженин, Дженин" может предстать перед судом за клевету
  • Ягиль Хенкин Террор и борьба с ним: правда и ложь об операции в Дженине

Челябинский тракторный завод получил военный заказ от оборонного ведомства. Министерство обороны РФ готово приобрести у головного российского предприятия тяжёлого машиностроения партию бронированных бульдозеров. Назначение новой спецтехники вполне традиционное: разработка участков, перемещение грунта и других сыпучих материалов, выравнивание траншей и котлованов, а также содержание и ремонт дорог.

Бульдозеры ЧТЗ будут эксплуатироваться исключительно в местах боевых действий, поэтому в их комплектацию войдёт специально разработанная система защиты Бр 5 в соответствии с ГОСТом P50963-96, призванная обеспечить потенциальную безопасность оператору во время проведения земляных работ, локальная защита двигателя и сопутствующих узлов обеспечивается защитной структурой в соответствии с классом аналогичного ГОСТа.

В перечне продукции ЧТЭ существуют необходимые образцы спецтехники. Впервые бронированная спецтехника уральских тракторостроителей, выполненная на базе Б10М2, была представлена в 2015 году на специализированной выставке вооружений в Нижнем Тагиле RAE-2015. Для выполнения заказа Минобороны бронированный бульдозер будет поставлен на более мощное шасси Б-12. Технические характеристики гражданской машины Б12С.5020ЕН свидетельствуют о надёжной конструкции спецтехники. Для военных нужд бронированная кабина будет дополнительно усилена. Безопасность оператора обеспечивает прочный металл и бронированные стёкла. На капот и топливный бак устанавливается дополнительная защита.

Обращения оборонного ведомства к гражданскому предприятию на выполнение специализированного заказа практикуется во всём мире. Компания Caterpillar регулярно осуществляет поставки в израильскую армию бронированного бульдозера IDF Caterpillar D9R. Это тяжёлая гусеничная спецтехника, одетая в 15-тонную броню, применяется для сноса разрушенных зданий, планирования покореженной взрывами территории. В качестве навесного оборудования, помимо традиционных рабочих органов, монтируется система дымовой завесы, а также стрелковое оружие.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

АПД: в комментах напомнили , но мы продолжим по теме...

Уникальный бульдозер IDF Caterpillar D9R по прозвищу «плюшевый мишка» стоит на вооружении армии Израиля и используется для разрешения конфликтов с палестинцами. Тяжелый бронированный гусеничный броневик используется для сноса зданий, в которых засели вооруженные люди. Кроме того с его помощью сносят дома родственников людей, которых подозревают в связях с вооруженными формированиями Палестины.

Бульдозер имеет 15-тонную броню, стекла, выдерживающие обстрел с любого стрелкового оружия и гранатометов, защитные экраны против РПГ. Кроме того IDF Caterpillar D9R может быть оснащен дополнительным навесным оборудованием (система дымовой завесы, пулемет и гранатомет), управлять которыми можно прямо из кабины. Экипаж бульдозера состоит из двух человек, а остановить его не способно ни одно из орудий, имеющихся у Палестины. Даже мощные фугасы, которые устанавливались на пути «плюшевого мишки», не могли нанести ему какой-либо ощутимый урон.

Давайте узнаем, как создавался этот монстр …

История создания.

Для специалистов, плавающих в мире бульдозеров подобно рыбе в воде, название американской компании Caterpillar звучит так же привычно, как и слово «гусеница». Во многом потому, что Caterpillar и «гусеница» - это одно и то же слово, только на разных языках. Так вот, речь, как и обещали, пойдёт об одном из тракторов этой фирмы с более чем 75-летним стажем - Caterpillar D9.

Убедительный размер, долговечность, надёжность и приемлемые эксплуатационные расходы сделали D9 одним из наиболее популярных больших гусеничных тракторов в своём классе и в мире. Один из его наиболее серьёзных конкурентов - японец Komatsu D275A.

История семейства бульдозеров D9 компании Caterpillar началась еще в 1954 году, когда была запущена в производство экспериментальная серия из 10 бульдозеров, получивших обозначение D9X. В последствие бульдозеры постоянно модифицировались. Под разными буквенными индексами были выпущены многочисленные модификации, отличавшиеся внешним видом и техническими харктеристиками: D9E, D9G, D9H, D9L, D9N, пока в 1995 году не пошла в производство версия D9R. Основные ТТХ D9: мощность 410 лошадиных сил, вес 54 тонны, длина более 8 метров, высота около 4 метров.

Не подумайте, что D9 является самым большим бульдозером в мире или самым крупным из произведённых Caterpillar. Со своей мощностью и весом он уступает, например, коллеге D11 (850 «лошадей» - 124,3 тонны).

За свою карьеру Caterpillar D9 «наплодил» несколько поколений, в которые вкладывались те или иные технические усовершенствования. Впрочем, визуально они практически ничем не отличаются - различия внутри. Текущая версия - D9R, но старшие братья, типа D9N и D9L, всё ещё широко распространены.

Своим массивным ножом, контролируемым 4 гидравлическими «руками», Caterpillar D9 может грести всё, что только можно, а также более-менее осторожно передвигать тяжести. Рыхлитель, устанавливаемый по желанию сзади, выдирает большие камни и сокрушает замёрзшую землю.

Размер и вес тракторов такого типа диктуют область их применения: строительство, лесоводство, горная промышленность, разгребание мусорных свалок и так далее. Однако в случае с D9 мирными специальностями профессия бульдозера не ограничилась.

Вскоре после своего рождения, бульдозер D9 был поставлен под ружьё. Его боевое крещение состоялось во время войны во Вьетнаме. Военные инженерные использовали целый флот таких бульдозеров, отмечая что один D9 способен выполнять работу сразу четырех бульдозеров D7! Во время боевых действий в джунглях это было особенно актуально. Однако, после окончания войны D9 были сняты с вооружения в пользу все тех же D7, которые оказались более дешевыми и простыми в обслуживании.

Следующий военный эпизод в судьбе D9 оказался напрямую связан с Силами самообороны Израиля (ЦАХАЛ). Притом, что Caterpillar Inc. не производит военную версию D9, именно такую захотелось получить израильским вооружённым силам (Israel Defence Forces - ЦАХАЛ).

Таким Caterpillar D9 был, пока не попал к израильским военным

Договорившись с американцами, ЦАХАЛ самостоятельно переработали гигантский бульдозер под свои нужды. Бульдозеры D9 активно использовались еще во времена Арабо-Израильских войн, но всемирную известность получили гораздо позже, в 2003 году, благодаря кадрам из программ новостей, на которых D9 просто сметали палестинские дома, как карточные домики. Во время одной из таких операций, D9 задавил насмерть участницу «живого щита», который был «выстроен» в попытке защитить палестинские дома. Этот эпизод получил мировую огласку.

Американцы из компании Caterpillar вряд ли могли предположить, для чего будет использоваться их трактор

В этих операциях участвовали бронированные D9 – настоящие танки для уличных боев. Дело в том, что фирма Israeli Military Industries разработала специальные бронекомплекты (Tractor Protection Kits) для бульдозеров D9, с учетом специфики боевых действий, характерных для сектора Газа и западного берега реки Иордан. Эти комплекты позволили максимально увеличить живучесть бульдозера, по-сути превратив его в подобие танка, вооруженного бульдозерным отвалом, вместо орудия. Водитель, а также двигатель и важные узлы бульдозера надежно защищены от стрелкового оружия, мин и фугасов. При использовании разнесенного бронирования Slat Armor, D9 может выдерживать даже прямые попадания спрядов, выпущенных из РПГ. При этом, бульдозер может и ответить нападающим огнем из пулемета FN Mag, устанавливаемого на крыше. Все это позволило использовать данные боевые машины для рачистки завалов, эвакуации поврежденной техники и разминирования при интенсивном обстреле. Во времена интифады, бульдозеры использовались и для сноса домов террористов Аль Аксы. К примеру, засел в доме снайпер или же забаррикадировались террористы со взрывчаткой. Подъезжает бронированный D9 и просто уничтожает этот дом вместе с тем, что и кто там.
Военные эксперты склонны считать D9 одним из ключевых факторов, позволяющих избегать высоких жертв среди личного состава ЦАХАЛа во время уличных боев.

Бронированный бульдозер Caterpillar D9R ЦАХАЛа, прозванный в Израиле «דובי» (Плюшевый мишка). Его броня позволяет работать даже под обстрелом.

Нельзя не упомянуть и об еще одном эпизоде боевого применения D9. В 2003 году, во время подготовки к операции “Iraqi Freedom”, американская армия и корпус морской пехоты закупили в Израиле 12 бронированных бульдозеров, аналогичных тем, что применяются в IDF. Эти машины использовались во время военной операции в Ираке.

Американские D9R готовятся к спуску с транспортеров

Оценили бронированный Caterpillar D9 и французы: вдобавок придумали повесить на машину плуг для расчистки минных полей.

CATERPILLAR D9 Французский вариант с плугом для очистки от мин

На данный момент, самой передовой модификацией D9 стал «беспилотный» вариант, разработанный в Израиле. Как и в случае с летающими беспилотниками, в том направлении Израиль оказался впереди планеты всей. Такие машины используются в IDF наряду и с «обитаемыми» бульдозерами. Будучи оснащенным несколькими видеокамерами, такой аппарат обеспечивает оператору даже лучший обзор, по-сравнению с обычным D9. Ну а самое главное то, что оператор не подвергается опасности, в отличие от водителя обычной версии.

Во время публичных полевых испытаний представители института Technion и израильские офицеры заявили, что каждая тысяча долларов, вложенная в новые машины, будет спасать жизни: «Сегодня жизни водителей бульдозеров подвергаются большой опасности, когда они разрушают здания, в которых скрываются вооружённые люди».

Бронированный дистанционно-управляемый CATERPILLAR D9N АОИ

Еще немного фото бронированного монстра.

Бронированный D9 в Ливане в 2006-ом году

«Беспилотный D9 великолепно зарекомендовал себя во время операции «Литой свинец» в секторе газа в 2008 году, расчищая дороги от мин и взрывных устройств», — заявил неназванный офицер ЦАХАЛа в интервью газете. «Беспилотная версия очень полезна, так как может спасти жизни, действуя в заминированном районе».

Обычный бульдозер D9 от Caterpillar является внушительно большим. Он весит почти 50 тонн (по некоторым сообщениям бронированный D9 ЦАХАЛа весит более 60-и тонн), приводится в движение дизельным двигателем в 450 лошадиных сил и, как правило, оснащен спереди обычным полууниверсальным бульдозерным отвалом и кормовым одностоечным рыхлителем. Беспилотная версия Black Thunder оснащена видеокамерами и дистанционными силовыми приводами, способна работать беспилотно или с водителем.

Представьте, по городу с чудовищным грохотом движется армада гигантских бульдозеров. Они сметают всё на своём пути, их цель — разрушение. В кабинах бронированных машин нет водителей. Оснащённые пулемётами тракторы управляются дистанционно. Антиутопия? Нет, самое ближайшее будущее.

Для специалистов, плавающих в мире бульдозеров подобно рыбе в воде, название американской компании Caterpillar звучит так же привычно, как и слово «гусеница». Во многом потому, что Caterpillar и «гусеница» — это одно и то же слово, только на разных языках. Так вот, речь, как и обещали , пойдёт об одном из тракторов этой фирмы с более чем 75-летним стажем — Caterpillar D9 .

Не подумайте, что D9 является самым большим бульдозером в мире или самым крупным из произведённых Caterpillar. Со своей мощностью в 410 лошадиных сил и весом 53,8 тонны он уступает, например, коллеге D11 (850 «лошадей» — 124,3 тонны). D9 и вправду огромен: высота около 4 метров, длина со всем навесным оборудованием — более 8 метров.

Убедительный размер, долговечность, надёжность и приемлемые эксплуатационные расходы сделали D9 одним из наиболее популярных больших гусеничных тракторов в своём классе и в мире. Один из его наиболее серьёзных конкурентов — японец Komatsu D275A (можете полюбоваться).

Таким Caterpillar D9 был, пока не попал к израильским военным (фото butler-machinery.com).

За свою карьеру D9 «наплодил» несколько поколений, в которые вкладывались те или иные технические усовершенствования. Впрочем, визуально они практически ничем не отличаются — различия внутри. Текущая версия — D9R, но старшие братья, типа D9N и D9L, всё ещё широко распространены.

Своим массивным ножом, контролируемым 4 гидравлическими «руками», Caterpillar D9 может грести всё, что только можно, а также более-менее осторожно передвигать тяжести. Рыхлитель, устанавливаемый по желанию сзади, выдирает большие камни и сокрушает замёрзшую землю.

Размер и вес тракторов такого типа диктуют область их применения: строительство, лесоводство, горная промышленность, разгребание мусорных свалок и так далее. Однако в случае с D9 мирными специальностями профессия бульдозера не ограничилась.


По этой фотографии можно судить не только о размерах D9, но и о некоторых его возможностях (фото militaryphotos.net).

Притом, что Caterpillar Inc. не производит военную версию D9, именно такую захотелось получить израильским вооружённым силам (Israel Defence Forces — IDF). Договорившись с американцами, IDF самостоятельно переработали гигантский бульдозер под свои нужды.

А что это за нужды, вы, если следите за арабо-израильским конфликтом, наверняка знаете. Западный берег реки Иордан, палестинские территории, сектор Газа — это всё о нём. Мы в эту тему по понятным причинам лезть не будем, поскольку смотрим на вещи шире, что ли.

Для нас это гигантский боевой бульдозер с дистанционным управлением. Бульдозер-робот — даже так. Опасная такая штука, в общем-то, для любого человека. Впрочем, сообщение Associated Press с соответствующим политическим комментарием вы найдёте ниже.


А теперь представьте, что внутри никого нет. Робот (фото jed.simonides.org).

Значит, бронированный бульдозер потяжелел на 10 тонн. В кабине бульдозериста появились пуленепробиваемые стёкла. Машина стала стандартным инструментом инженерных батальонов, которые с помощью D9 они начали рыть рвы и убирать всевозможные препятствия с дорог.

То, что на боевой бульдозер можно навесить вооружение, было ясно с самого начала. Трактор обзавёлся пулемётами, гранатомётами, прожекторами и подобным тому. Со всем этим хозяйством D9 стал едва ли не универсальной машиной. К примеру, засел в доме снайпер с «оптикой» или же забаррикадировались террористы со взрывчаткой. Подъезжает бронированный D9 и просто уничтожает этот дом вместе с тем, что и кто там. Всё.

Американцы из компании Caterpillar вряд ли могли предположить, для чего будет использоваться их трактор (фото hydepark.co.il).

Использование израильтянами боевого D9 было настолько успешным, что изменённым детищем американской компании заинтересовалась армия США.

Закупив у IDF несколько комплектов брони, американцы сделали свою военную версию, которая, по некоторым сообщениям, была замечена во время первой войны в Ираке (вот).

Заценили бронированный D9 и французы: вдобавок придумали повесить на машину плуг для расчистки минных полей ().

Но всех этих военных инноваций IDF показалось мало, так как бульдозеристы, хоть и реже, но продолжали гибнуть. Так появилась мысль о дистанционном управлении. О бульдозере-роботе.


Французский вариант D9 с плугом для очистки от мин (фото Pierre Delattre).

31 октября 2003 года, Associated Press , Иерусалим. "Израильская армия получает бульдозер и Humvee с дистанционным управлением":

"У гигантского бульдозера Caterpillar, используемого израильскими военными для уничтожения палестинских домов на западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, появилась новая спорная особенность — дистанционное управление.

Израиль говорит, что его технология дистанционного управления снизит риск для солдат. Но палестинцы боятся, что использование машин приведёт к более частым нападениям, что сделает трёхлетний конфликт ещё более кровавым.

Дистанционно управляемый бульдозер D9 и аналогичная версия Humvee (на самом деле, джип Hummer — прим. ред. ), оснащённые пулемётами, разработаны израильской армией и технологическим институтом Technion . Обе машины с израильскими модификациями были изготовлены в США. Их использование, как ожидается, начнётся в ближайшие несколько недель.

Армия отказалась комментировать данный факт и обнародовать подробности о своей новой технике.

Израиль был пионером в области беспилотных систем вооружения в течение почти трёх десятилетий, разработав один из первых самолётов с дистанционным управлением, а также пулемёты и гранатомёты, из которых можно стрелять с большого расстояния. Это оружие оборудовано видеокамерами, так что их операторы, управляя джойстиками, могут издалека видеть то, что они делают.

Во время публичных полевых испытаний представители института Technion и израильские офицеры заявили, что каждая тысяча долларов, вложенная в новые машины, будет спасать жизни: «Сегодня жизни водителей бульдозеров подвергаются большой опасности, когда они разрушают здания, в которых скрываются вооружённые люди».

На месте оптимистов можно помечтать о том, что бульдозеры-роботы смогут когда-нибудь вернуться в мирное русло (фото hydepark.co.il).

Но представитель кабинета министров Палестины предупредил, что беспилотные машины приведут к даже большему количеству жертв среди палестинцев: «Эта идея заслуживает презрения. Если используется беспилотный бульдозер, человеческая жизнь находится в намного большей опасности».

Израильские военные регулярно уничтожают дома, в которых живут семьи террористов-смертников и другие здания, в которых могут скрываться враги израильтян. Для палестинцев название D9 стало синонимом разрушения.

Серые, тяжело бронированные машины, цена которых так же высока, как стоимость маленького дома, своими ножами превратили в кучи пыли сотни строений. Популярный израильский комментатор назвал бульдозеры «ужасающей тварью этой войны».

[...] Разработчики говорят, что новая машина будет спасать жизни с обеих сторон, напоминая случай с американской активисткой в борьбе за мир 23-летней Рэйчел Корри (Rachel Corrie), которая была насмерть задавлена бульдозером — не D9 — 16 марта 2003 года при попытке воспрепятствовать разрушению дома в Секторе Газа. Военные тогда сказали, что водитель, сидящий в тяжело бронированной каюте, просто не мог видеть госпожу Корри.

Новый D9 имеет более широкий обзор, благодаря видеокамерам, установленным над кабиной водителя. Компания Caterpillar, которая производит бульдозер, в своём заявлении подчеркнула, что «разделяет беспокойство общественности по поводу ситуации Ближнем Востоке», но по всему миру используется более 2 миллионов её машин, а у фирмы «нет никаких законных прав, чтобы контролировать индивидуальное использования всей этой техники».

Вот, пожалуй, на этом цитировать разошедшееся по планете сообщение Associated Press и закончим. Остаётся поздравить человечество с очередной игрушкой для самоуничтожения. Теперь это гигантский бронированный бульдозер-робот с пулемётами.

Можно согласиться с палестинцами — на синоним разрушения он очень даже похож. Даже на символ.

Уникальный бульдозер IDF Caterpillar D9R по прозвищу «плюшевый мишка» стоит на вооружении армии Израиля и используется для разрешения конфликтов с палестинцами. Тяжелый бронированный гусеничный броневик используется для сноса зданий, в которых засели вооруженные люди. Кроме того с его помощью сносят дома родственников людей, которых подозревают в связях с вооруженными формированиями Палестины.

Бульдозер имеет 15-тонную броню, стекла, выдерживающие обстрел с любого стрелкового оружия и гранатометов, защитные экраны против РПГ. Кроме того IDF Caterpillar D9R может быть оснащен дополнительным навесным оборудованием (система дымовой завесы, пулемет и гранатомет), управлять которыми можно прямо из кабины. Экипаж бульдозера состоит из двух человек, а остановить его не способно ни одно из орудий, имеющихся у Палестины. Даже мощные фугасы, которые устанавливались на пути «плюшевого мишки», не могли нанести ему какой-либо ощутимый урон.

Давайте узнаем, как создавался этот монстр …

История создания.

Для специалистов, плавающих в мире бульдозеров подобно рыбе в воде, название американской компании Caterpillar звучит так же привычно, как и слово «гусеница». Во многом потому, что Caterpillar и «гусеница» - это одно и то же слово, только на разных языках. Так вот, речь, как и обещали, пойдёт об одном из тракторов этой фирмы с более чем 75-летним стажем - Caterpillar D9.

Убедительный размер, долговечность, надёжность и приемлемые эксплуатационные расходы сделали D9 одним из наиболее популярных больших гусеничных тракторов в своём классе и в мире. Один из его наиболее серьёзных конкурентов - японец Komatsu D275A.

История семейства бульдозеров D9 компании Caterpillar началась еще в 1954 году, когда была запущена в производство экспериментальная серия из 10 бульдозеров, получивших обозначение D9X. В последствие бульдозеры постоянно модифицировались. Под разными буквенными индексами были выпущены многочисленные модификации, отличавшиеся внешним видом и техническими харктеристиками: D9E, D9G, D9H, D9L, D9N, пока в 1995 году не пошла в производство версия D9R. Основные ТТХ D9: мощность 410 лошадиных сил, вес 54 тонны, длина более 8 метров, высота около 4 метров.

Не подумайте, что D9 является самым большим бульдозером в мире или самым крупным из произведённых Caterpillar. Со своей мощностью и весом он уступает, например, коллеге D11 (850 «лошадей» - 124,3 тонны).

За свою карьеру Caterpillar D9 «наплодил» несколько поколений, в которые вкладывались те или иные технические усовершенствования. Впрочем, визуально они практически ничем не отличаются - различия внутри. Текущая версия - D9R, но старшие братья, типа D9N и D9L, всё ещё широко распространены.

Своим массивным ножом, контролируемым 4 гидравлическими «руками», Caterpillar D9 может грести всё, что только можно, а также более-менее осторожно передвигать тяжести. Рыхлитель, устанавливаемый по желанию сзади, выдирает большие камни и сокрушает замёрзшую землю.

Размер и вес тракторов такого типа диктуют область их применения: строительство, лесоводство, горная промышленность, разгребание мусорных свалок и так далее. Однако в случае с D9 мирными специальностями профессия бульдозера не ограничилась.

Вскоре после своего рождения, бульдозер D9 был поставлен под ружьё. Его боевое крещение состоялось во время войны во Вьетнаме. Военные инженерные использовали целый флот таких бульдозеров, отмечая что один D9 способен выполнять работу сразу четырех бульдозеров D7! Во время боевых действий в джунглях это было особенно актуально. Однако, после окончания войны D9 были сняты с вооружения в пользу все тех же D7, которые оказались более дешевыми и простыми в обслуживании.

Следующий военный эпизод в судьбе D9 оказался напрямую связан с Силами самообороны Израиля (ЦАХАЛ). Притом, что Caterpillar Inc. не производит военную версию D9, именно такую захотелось получить израильским вооружённым силам (Israel Defence Forces - ЦАХАЛ).

Таким Caterpillar D9 был, пока не попал к израильским военным

Договорившись с американцами, ЦАХАЛ самостоятельно переработали гигантский бульдозер под свои нужды. Бульдозеры D9 активно использовались еще во времена Арабо-Израильских войн, но всемирную известность получили гораздо позже, в 2003 году, благодаря кадрам из программ новостей, на которых D9 просто сметали палестинские дома, как карточные домики. Во время одной из таких операций, D9 задавил насмерть участницу «живого щита», который был «выстроен» в попытке защитить палестинские дома. Этот эпизод получил мировую огласку.

Американцы из компании Caterpillar вряд ли могли предположить, для чего будет использоваться их трактор

В этих операциях участвовали бронированные D9 – настоящие танки для уличных боев. Дело в том, что фирма Israeli Military Industries разработала специальные бронекомплекты (Tractor Protection Kits) для бульдозеров D9, с учетом специфики боевых действий, характерных для сектора Газа и западного берега реки Иордан. Эти комплекты позволили максимально увеличить живучесть бульдозера, по-сути превратив его в подобие танка, вооруженного бульдозерным отвалом, вместо орудия. Водитель, а также двигатель и важные узлы бульдозера надежно защищены от стрелкового оружия, мин и фугасов. При использовании разнесенного бронирования Slat Armor, D9 может выдерживать даже прямые попадания спрядов, выпущенных из РПГ. При этом, бульдозер может и ответить нападающим огнем из пулемета FN Mag, устанавливаемого на крыше. Все это позволило использовать данные боевые машины для рачистки завалов, эвакуации поврежденной техники и разминирования при интенсивном обстреле. Во времена интифады, бульдозеры использовались и для сноса домов террористов Аль Аксы. К примеру, засел в доме снайпер или же забаррикадировались террористы со взрывчаткой. Подъезжает бронированный D9 и просто уничтожает этот дом вместе с тем, что и кто там.
Военные эксперты склонны считать D9 одним из ключевых факторов, позволяющих избегать высоких жертв среди личного состава ЦАХАЛа во время уличных боев.

Бронированный бульдозер Caterpillar D9R ЦАХАЛа, прозванный в Израиле «דובי» (Плюшевый мишка). Его броня позволяет работать даже под обстрелом.

Нельзя не упомянуть и об еще одном эпизоде боевого применения D9. В 2003 году, во время подготовки к операции “Iraqi Freedom”, американская армия и корпус морской пехоты закупили в Израиле 12 бронированных бульдозеров, аналогичных тем, что применяются в IDF. Эти машины использовались во время военной операции в Ираке.

Американские D9R готовятся к спуску с транспортеров

Оценили бронированный Caterpillar D9 и французы: вдобавок придумали повесить на машину плуг для расчистки минных полей.

CATERPILLAR D9 Французский вариант с плугом для очистки от мин

На данный момент, самой передовой модификацией D9 стал «беспилотный» вариант, разработанный в Израиле. Как и в случае с летающими беспилотниками, в том направлении Израиль оказался впереди планеты всей. Такие машины используются в IDF наряду и с «обитаемыми» бульдозерами. Будучи оснащенным несколькими видеокамерами, такой аппарат обеспечивает оператору даже лучший обзор, по-сравнению с обычным D9. Ну а самое главное то, что оператор не подвергается опасности, в отличие от водителя обычной версии.