Эмоциональное выгорание педагога и его профилактика презентация. Синдром эмоционального выгорания

Термин «burnout» (выгорание) впервые появился в научной литературе в 1974 году в статье американского психиатра Н.J. Freudenberger. Психологи выделяют три составляющие профессионального выгорания: эмоциональное истощение, обезличивание и снижение самооценки.

Эмоциональное истощение представляет собой основную составляющую профессионального выгорания. Это состояние характеризуется ощущением эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы встретить новый день.

Обезличивание, или деперсонализация - это межличностная составляющая профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в негативной или жесткой манере.

Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую психического истощения. Этот аспект характеризуется растущим чувством неадекватности и может привести к вынесению самому себе приговора о полном провале.

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических.

Проявления синдрома выгорания

Физические проявления : боли в спине, изменение вкусовых пристрастий, диарея, повышение давления (крови), усталость, гастроинтеральные проблемы, головные боли.

Психологические проявления: гнев, потеря самоуважения и уверенности в себе, потеря интереса к работе и невыполнение обязательств, чувство беспомощности и вины, ощущение беспокойства, депрессия, печаль, подавленность.

Поведенческие проявления: эмоциональные вспышки, удаление от друзей и семьи, потеря пунктуальности и пренебрежение обязанностями, снижение критичности, невозможность сконцентрироваться, постоянное/возрастающее употребление алкоголя.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция . Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.

Назовем несколько распространенных приемов аутотренинга, которые позволяют человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Приемы саморегуляции, связанные с воздействием слова

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 1. Самоприказы

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы.

  • Сформулируйте самоприказ.
  • Мысленно повторите его несколько раз.
  • Если возможно, повторите его вслух.

Способ 2. Самоодобрение, самопоощрение

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
  • Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

Приемы, связанные с визуализацией

Визуализация - мысленное представление, проигрывание, видение образов. Она активно воздействует на всю систему чувств и представлений.

Способ 1. Отрезать, отрубить

«Отрезать, отрубить» - пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это бестолку и т.д. и т.п.) Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий жест левой рукой и зрительно представив, как вы «отрезаете» и отбрасываете эту мысль.

После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Способ 2. Преувеличение

Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

Способ 3. Признание своих достоинств

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий - осознать, что вы так же, как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь - сам самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!). Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!

В вашей педагогической деятельности вам также поможет

Презентация «Предупреждение синдрома профессионального выгорания».

Синдром эмоционального выгорания

Попова О.Г.,

педагог-психолог

МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»


  • Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Профессиональное выгорание

  • это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное истощение

Физическое истощение

Когнитивное истощение

Проявление: ухудшение чувства юмора, учащение жалоб на здоровье, изменение продуктивности работы, снижение самооценки и др .


  • специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы)
  • организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

  • коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации
  • ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

  • чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и детям);
  • негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

  • Резкое повышение утомляемости
  • Хроническая усталость
  • Головные боли
  • Восприимчивость к изменениям внешней среды
  • Изменение артериального давления
  • Астения (бессилие, слабость)
  • Ограничение движений в шее, боли в спине
  • Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
  • Увеличение или потеря веса
  • Одышка
  • Бессонница
  • Половая дисфункция

  • Пессимизм
  • цинизм
  • чёрствость
  • безразличие
  • агрессивность
  • раздражительность
  • тревога, чувство вины

  • желание отдохнуть
  • безразличие к еде
  • оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

  • низкая социальная активность
  • падение интереса к досугу, увлечениям
  • социальные контакты ограничиваются работой
  • скудные отношения на работе и дома

Тест «Психологическое здоровье учителя»

Цель: определения уровня эмоционального «выгорания» учителя.

  • Часто чувствую усталость.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

  • Мне трудно заснуть.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

3. За ночь просыпаюсь несколько раз.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

  • Постоянно чувствую слабость.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0


5. Чувствую себя в расцвете сил.

да – 0, не знаю – 1, нет – 1

6. Многое не удается.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

7. Жизнь заводит в тупик.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

8. По-прежнему половая жизнь приносит удовлетворение.

да – 0, не знаю – 1, нет – 1

9. Мелочи на работе раздражают все сильнее.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0


10. Физически истощен, как подсевшая батарейка.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

11. Порой кажется, что лучше умереть.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

12. Кажется, что нет больше сил работать с детьми.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

13. Настроение подавленное.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

14. Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0


От 0 до 4 баллов , признаков излишнего перенапряжения и переутомления у вас нет, риск срыва низкий.

От 5 до 9 баллов , имеются сигналы перенапряжения и переутомления, средняя степень эмоционального «выгорания». Если не начать работу над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы, снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва и профессионального «выгорания» в следующую группу.



  • снятие рабочего напряжения,
  • повышение профессиональной мотивации,
  • выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

  • длительный сон
  • вкусная еда
  • общение с природой и животными
  • баня, массаж, движение, танцы
  • музыка

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

- смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.


Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье .

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ

УЛЫБКА!!!


  • I. Способы, связанные с управлением дыханием .
  • Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

  • II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением .
  • Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости и пр.).

  • III. Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

  • IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Притча о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!


  • Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.
  • Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.
  • Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
  • Отдавайте больше.
  • Ожидайте меньше.

  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.


Эмоциональное (профессиональное) выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома стадия истощения (по Г. Селье). В 1981 г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».


Согласно современным данным, под " психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром "выгорания", по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.


КАК ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ. В своем развитии синдром эмоционального выгорания проходит четыре стадии. Первая – «медовый месяц». Человек очень доволен работой, заданиями, но со временем интерес к этому начинает угасать. Вторая – «недостаток топлива». Возникают усталость, апатия, проблемы со сном, интерес к труду теряется еще больше, человек начинает чаще опаздывать на работу. Третья стадия – переход процесса в хроническую форму. Человек постоянно не успевает выполнить свою работу, раздражен, ощущает себя загнанным в угол. Часто на этой стадии появляются вредные привычки, в худшую сторону меняется характер (возникает хамство, холодность и др.), отношения с людьми становятся шаблонными. Организм начинает испытывать так называемый синдром хронической усталости. Четвертая стадия – кризисная. В этот период у человека появляются серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты, в запущенных случаях – рак.




Первый признак: развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.


Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.


Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.


ГРУППА РИСКА 1. Врачи 2. Психологи 3. Педагоги 4. Менеджеры по персоналу 5. Работники силовых ведомств 6. Чиновники 7. Любые профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса 8. Представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами, например продавцы товаров широкого потребления


Физические симптомы Физические симптомы эмоционального выгорания Усталость, физическое утомление, истощение. Уменьшенный или увеличенный вес. Недостаточный сон, бессонница. Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям). Затрудненное дыхание, отдышка. Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание. Гипертензия (повышенное давление). Язвы, нарывы. Сердечные болезни.


Эмоциональные симптомы Недостаток эмоций, неэмоциональность. Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни. Безразличие и усталость. Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность. Раздражительность, агрессивность. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться. Депрессия, чувство вины. Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания. Потеря идеалов или надежд, профессиональных перспектив. Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены). Преобладает чувство одиночества.


Поведенческие симптомы Рабочее время больше 45 часов в неделю. Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.). Импульсивное эмоциональное поведение.


Интеллектуальное состояние Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе. Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе). Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни. Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу. Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании). Формальное выполнение работы.


Социальные симптомы Социальные симптомы Нет времени или энергии для социальной активности. Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби. Социальные контакты ограничиваются работой. Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе. Ощущение изоляции, непонимания других и другими. Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.


В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.


При появлении и развитии признаков СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, необходимо обратить внимание на улучшение условий СВОЕГО труда (организационный уровень), на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).


Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания 1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 2.Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.


5.Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. 6.Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на личную жизнь. 7.Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8.Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?


Основные правила, или как справиться со своей усталостью. Основные правила, или как справиться со своей усталостью. стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.


Что делать, если у вас эмоциональное выгорание? Что делать, если у вас эмоциональное выгорание? 1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть. 2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье. 3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели. 4. Начинать действовать.


«Мудр тот, кто знает нужное, а не многое». Эсхил «Нет трудностей, в которых не таились огромные в возможности». Шагармян. «Не думай я должен, а думай – хочу, и жизнь будет не рабством, а игрой». В.Е.Михальцев. «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите сначала ей свое хорошее настроение». Спиноза. Чтобы дойти до цели надо прежде всего идти». О.Бальзак. «Пусть вашей высшей целью будет одно: говорить, как чувствуешь, и жить, как говоришь». Сенека. «Лучше зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту». Конфуций. «Проводи время только с тем, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого сам можешь сделать лучше. И то и другое совершенно взаимно, люди учатся, обучая». Сенека.


Памятка для Вас Памятка для Вас 1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости. 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность. 5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними. 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.


Успехов вам в жизни, удачи, здоровья и благополучия!!! 7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам? 9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».

Слайд 2

Medice, curateipsum! (Врач, исцели себя сам!) -Aliislucensuror! (Светя другим - сгораю..)

Слайд 3

Основные группы стрессоров в работе врача: средовые(физические, химические, биологические воздействия); психоэмоциональные(ответственность за жизни пациентов и возросшее количество жалоб, судебных исков); социальные (низкий социально-экономический статус, несоответствие ожиданий от профессии и современных реалий, отсутствие доступа к современным методам диагностики и лечения).

Слайд 4

Указанные выше факторы со временем могут приводить к: разочарованию в выбранной профессии; профессиональной деформации; развитию специфического жаргона; раздражению при общении с пациентами; демонстрации собственной значимости; обезличиванию больных. Впервые термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг (англ. burnout-syndrome - сжигание), полное определение синдрома дала Кристина Маслач(1981 г.)

Слайд 5

Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами «помогающих» профессий.

Слайд 6

Наиболее распространенной методикой по измерению выгорания является опросник MBI (MaslachBurnoutInventory) - Опросник для выявления выгорания Маслач. Опросникимеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений); «деперсонализация» (5 утверждений); «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы респондента оцениваются по шкале от 0 до 6 баллов, где 0 – утверждение встречается «никогда», 6 баллов – «каждый день». Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у респондента выражены различные аспекты «выгорания», о тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Слайд 7

В 2009 г. М.А. Багрий и соавторы систематизировали основные трудовые параметры деятельности врачей разных специальностей (реаниматологов, хирургов и терапевтов). Выделены субъективно наиболее значимые задачи: сбор анамнеза; осмотр пациента; формулировка вывода о состоянии здоровья пациента; определение факторов, детерминирующих болезненное состояние; организация работы коллег; анализ результатов диагностических исследований и тестов; Профессионально важные качества: внимательность; интуиция; сосредоточенность; выносливость; аналитичность; аккуратность; хорошая память.

Слайд 8

Выявленные различия являются основой для формирования синдрома выгорания у врачей различного профиля. На основании этих данных с большой степенью вероятности можно говорить о том, что врачи различных специальностей в разной мере подвержены профессиональному выгоранию. Выборочные результаты профессиографического анализа деятельности врачей разных специальностей (по данным М.А. Багрий, 2009 г.)

Слайд 9

Связь между эмоциональным выгоранием и суицидальными наклонностями (G. Sonneck ,1994 г.)

Слайд 10

Исследование Европейской исследовательской группы по изучению эмоционального выгорания среди врачей общей практики (2012 г.)

Слайд 11

Результаты анкетирования уровня выгорания у группы ординаторов хирургов-онкологов (Mordant P. с соавторами, 2014 г.)

Слайд 12

Отечественный вариант шкалы для измерения СЭВ, разработанный В.В. Бойко. В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям (с позиций общего адаптационного синдрома Г. Селье), для каждой из которых выделяют основные проявления: фаза напряжения – пусковой механизм формирования выгорания. Симптомы данной стадии: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия; фаза резистентности– на данном этапе человек искусственно ограничивает себя от чрезмерного эмоционального реагирования, избегает психологических перегрузок. Сужение профессиональных обязанностей и экономия эмоций – основные симптомы данной стадии; фаза истощения – собственно эту фазу принято назвать СЭВ, которая характеризуется падением общего энергетического тонуса, ослаблением нервной системы, симптоматикой эмоционального дефицита и отстраненности, психосоматическими и вегетативными проявлениями.

Слайд 13

Исследования ученых из Амурской государственной медицинской академии по определению СЭВ у врачей (опросник В.В. Бойко)

Слайд 14

Факторы, ассоциированные с СЭВ

К внешним факторам, определяющим СЭВ, можно отнести: неправильную организацию и планирование труда; высокую ответственность за результат работы; психологическую атмосферу в трудовом коллективе; влияние «трудного» контингента пациентов. К внутренним факторам в первую очередь относят: эмоциональную ригидность; интенсивное восприятие профессиональных обязанностей; слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Дополнительным фактором риска, влияющим на развитие СЭВ, является принятие этически сложных решений.

Слайд 15

Исследования СЭВ среди работников отделений анестезиологии и интенсивной терапии (Франция, 2013 г.)

Слайд 16

Результаты online-анкетирования врачей-терапевтов(Франция, 2013 г.)

  • Слайд 17

    Исследование СЭВ у анестезиологов (США, 2013 г.)

  • Слайд 18

    Изучение эмоционального выгорания у врачей в Тайване (2012 г.)

    За основу авторами был принят опросник MBI, были включены вопросы касательно демографических факторов удовлетворенности работой, недобросовестной медицинской практики. Проанализировав 809 анкет (около 2% всех врачей страны, при уровне отклика в 76%), ученые смогли выделить факторы риска, приводящие к СЭВ: длинные рабочие смены (более 17 часов); возраст (особенно для врачей в возрасте от 20 до 40 лет); состояние в браке; микроклимат в коллективе больницы; правильная организация работы в команде.

    Слайд 19

    Связь СЭВ с увеличением ошибок у медицинских работников. Исследование среди интернов и ординаторов, в университетской больнице в Пусане (Ю. Корея, 2013 г.)

    Слайд 20

    Зависимость между уровнем СЭВ и количеством ошибок у практикующих врачей-терапевтов (Япония)

    Слайд 21

    Статистика «ошибок, которые никогда не случаются» (клиника Мейо,Миннесота, США, 2009-2014 г.г.)Проведено более 1,5 млн. операций, зафиксировано 69 ошибок (40 во время операций, 29 во время более простых процедур).

    Слайд 22

    Исследование, проведенное на базе клиники Мейо (Миннесота), позволило обнаружить прямую связь между переутомлением и самовыявлением медицинских ошибок у интернов терапевтического профиля, которые отчитывались о проделанной работе каждые 3 месяца. Треть участников сообщили, что сделали, по крайней мере, одну крупную медицинскую ошибку в течение периода исследования. О совершении медицинской ошибки за предыдущие 3 месяца, сообщали в среднем 14,7% участников в каждом квартале. Воспринимаемые ошибки были связаны с: последующим снижением качества жизни; ухудшением результатов во всех трех шкалах MBI; параллельно текущей депрессией. Кроме того, увеличение выгорания во всех сферах и снижение эмпатии были связаны с повышенной вероятностью ошибки в следующие 3 месяца.

    Слайд 23

    Последипломная подготовка (интернатура) - один из критических периодов для развития СЭВ у врачей. В исследовании Landrigan C.P. (2008 г.) было продемонстрировано, как нехватка сна влияет на качество работы у интернов реанимационного отделения. Первая группа интернов- с традиционным для США сменами 24 и более часов, вторая - по графику «сутки через трое», «продолжительность» наблюдения - 2203 пациенто-дня, которые включали 634 приема новых больных. Выявлено, что интерны, работавшие по традиционному графику дежурств: совершили на 35,9% больше серьезных медицинских ошибок, чем их коллеги, которые работали «сутки через трое»; сделали на 20,8% больше ошибок при назначении лекарственных средств; совершили в 5,6 раз больше диагностических ошибок по сравнению с интернами, которые работали по сменному графику.

    Слайд 24

    В 2014 году на сайте «Врачи РФ» был проведен диспут о том, как протекает СЭВ у высококвалифицированных врачей, профессионалов. Диспут проходил 14 дней, задано вопросов и получено ответов более 570, приняло участие 57 врачей. СЭВ у данной категории врачей определён как Шок-Профи (ШП) (А.К. Графов) – психотерапевтическое состояние, вызванное длительным, на протяжении многих лет, единоличным (вынужденным) принятием решений или действий по лечению больных, ограниченных во времени и связанных с жизнью больного. Усугубляющими моментами служат негативные явления: административные; социальные; коллегиальные (профессиональный терроризм).

    Слайд 25

    Негативные административные факторы: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) не чувствуется забота о медработниках со стороны правительства, профсоюзов, руководителей МО; высокая нагрузка на 1 ставку, согласно плановым заданиям ТФОМС, с незначительным отчислением на зарплату врачу от стоимости посещения; не корригированная оплата труда, в которой почти не учитывается стаж, категорийность, сложность выполняемой работы, отдалённость от медицинских центров; использование запугивания (моббинг), издевательство (harassment) за невыполнение объёмных показателей.

    Слайд 26

    Негативные социальные факторы: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) неуважительное отношение к медработникам больных, их родственников, подогреваемое СМИ; низкая зарплата; отсутствие возможности профессионального роста; отсутствие возможности полноценного отдыха; дорогостоящая учёба в ВУЗах детей, внуков.

    Слайд 27

    Негативные коллегиальные факторы: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) назначение на должности зав.отделениями, начмедами, главврачами врачей с низким профессиональным опытом работы и без учёта мнения коллектива; зависть, сплетни в коллективе МО; доносы коллег в прокуратуру или подговор родственников к их написанию; отказ или уклонение в помощи коллеге действием или советом; трудность в организации консилиума; «вынос мусора из избы»; высокомерное, неуважительное отношение коллег областных больниц, медицинских центров к врачам районных и сельских больниц, ни разу не побывавших в их «шкуре».

    Слайд 28

    СЭВ в чистом виде - у врачей со стажем работы до 15 лет, у врачей высокой квалификации (стаж работы 20-25 лет) – ШП, у врачей со стажем работы 30 и более лет – к СЭВ присоединяется психосоматическая патология. ШП страдают врачи всех специальностей, но чаще других: хирурги, акушеры-гинекологи, анестезиологи, реаниматологи, врачи скорой помощи, педиатры, врачи, работающие в отдалённых районах и др. Большинство - это врачи с опытом работы более 20 лет, имеющие большой профессиональный опыт, добившиеся определённых успехов в профессии, абсолютно соматически здоровые, критичны к своим знаниям, трезво оценивающие свои возможности и условия работы. Врачи эти, как правило, не обращаются за медицинской помощью, скрывают своё состояние даже от близких людей. Возраст заболевания 45-47 лет. У мужчин - интровертов ШП чаще, у женщин - экстравертов реже, у женщин - интровертов – очень тяжело, у мужчин - экстравертов – непредсказуемо.

    Слайд 29

    Субклинические симптомы скрытого периода, или периода накопления негатива

    I стадия – эйфория, II стадия – пессимизм: неудовлетворённость даже хорошо сделанной работой; нет удовольствия от самой работы; отказ от хобби, увлечений, если они были, злоупотребление алкоголем; немотивированная тревога; бессонница; сексуальные расстройства (в начале заболевания - немотивированный сексуальный голод (как защитная реакция на маскированную депрессию), впоследствии ангедония); галлюциноз слуховой, зрительный или гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации. Субклинический период длится 3-3,5года. На этой стадии возможно самоизлечение. При усугублении состояния – заболевание, которое может закончиться трагедией. Исход: реактивный психоз, депрессия, ОИМ, ОНМК, суицид.

    Слайд 30

    Профилактика: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) крепкая любящая семья – муж, жена, дети, внуки; посещение родных мест, могил родственников, своей школы, учителей, соседей, знавших тебя с детства; церковь, мечеть, синагога и т.д.; коллективизм, возрождение наставничества; быть полезным другим; благотворительность, клубы по интересам; знания и беседы на эту тему среди коллег и персонала; исключение алкоголя; воздержание от поездок в экзотические страны с другими обычаями и культурой; занятие литературой – прочитать классику, написать очерк, эссе о ярких моментах в жизни; музыкотерапия – слушать мелодии и песни прошлых лет; физиотерапия - обливания холодной водой или контрастный душ - 3 раза в неделю; вспомнить родословную; мечтать, и, по возможности, реализовать свою мечту; всё в комплексе.

    Слайд 31

    Десять стандартов здоровья ВОЗ. 1-энергичность, возможность исполнить свои обязанности в повседневной жизни и работе. 2- оптимизм, активная жизненная позиция, готовность взять на себя ответственность, дисциплинированность, широта души. 3- умение адаптироваться к различным изменениям в окружающем мире. 4- наличие иммунитета к различным инфекционным заболеваниям. 5-нормальный вес, стройное телосложение, правильная осанка. 6-глаза ясные, невоспаленные, живой энергичный взор. 7- блестящие здоровые волосы, без перхоти. 8-чистые зубы, без кариеса, нормального цвета, без кровоточивости десен. 9-развитая мускулатура, упругая кожа, легкая походка. 10-здоровый отдых и сон.

    Слайд 32

    Исследования ВОЗ состояния здоровья людей на основании 10 критериев. В мире насчитывается всего лишь 5% практически здоровых людей. Более 70 % составляют люди, находящиеся в преморбидном, то есть пограничном состоянии между здоровьем и заболеванием. Опасность, которую таит преморбидное состояние здоровья: негативное влияние на эффективность работы; негативное влияние на качество жизни и учебы; нарушение нормального биоритма; негативное влияние на здоровье и продолжительность жизни; развитие хронических неинфекционных заболеваний; возникновение психических расстройств.

    Слайд 33

    Важные факторы поддержания здоровья: хорошее настроение; правильный режим сна; умеренные физические нагрузки; сбалансированное питание. "Мудрый лечится не тогда, когда уже заболел, а лечит болезнь до ее появления".

    Слайд 34

    Первичная профилактика СЭВ - самый эффективный способ решения проблемы: обучение навыкам борьбы со стрессом и техникам релаксации; наличие хобби; поддержание социальных отношений; восстановление правильного баланса между работой и личной жизнью. не включаться в болезнь больных: приходить к пациентам в хорошем настроении; при беседе с больным принимать положение, противоположное занятому им; при осмотре стараться дышать не в такт больного; искренне улыбаться.

    Слайд 35

    На уровне медицинской организации необходимо:

    изменение культуры профессионального поведения; создание программ профессионального сопровождения врача; создание адекватных условий работы; повышение социального статуса врача.

    Слайд 36

    Для профилактики СЭВ зарубежные авторы предлагают схему трех R – Recognize, Reverse,Resilience Признание – требуется следить за предупреждающими знаками выгорания; Обратное развитие – управление стрессом и умение находить поддержку; Устойчивость – противостояние стрессу, заботясь о своем физическом и эмоциональном здоровье. Для решения проблемы эмоционального выгорания, разрабатываются специальные тренинги, возможно применение рациональной психотерапии. По мнению зарубежных авторов, на сегодняшний день действенным способом борьбы с СЭВ является когнитивно-поведенческая психотерапия, сеансы групповой психотерапии по методу Балинта (Балинтовские группы - разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост).

    Слайд 37

    Заключение: Таким образом, СЭВ является спутником большой группы “помогающих” профессий, ассоциирован с различными внешними и внутренними факторами, а также с частотой профессиональных ошибок у медицинских работников. В этой связи проблема эмоционального выгорания имеет прямое отношение не только к качеству жизни медицинских работников, но и оказывает непосредственное влияние на качество медицинской помощи. К радикальным методам борьбы с СЭВ относится полная смена деятельности, вплоть до ухода из профессии. Данная постановка проблемы диктует необходимость определения факторов, ассоциированных с СЭВ, в условиях Российской Федерации, так как с большой долей вероятности можно утверждать, что в связи с различием систем здравоохранения и условий оказания медицинской помощи, не представляется возможным полностью экстраполировать данные зарубежных исследований на реальную ситуацию в нашей стране. Полученные данные станут точками приложения комплексных профилактических мероприятий, что повысит качество жизни медицинских работников, улучшит условия труда и качество оказания медицинской помощи, посредством снижения частоты ошибок.

    Слайд 38

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Синдром эмоционального выгорания

    Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Немного истории

    В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

    В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".

    Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение

    Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы эмоционального выгорания

    специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Внешние факторы, провоцирующим выгорание

    коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Внутренние факторы

    " педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе) Типы личности, которым угрожает СЭВ

    "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы

    " эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

    чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства). Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления

    Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Ограничение движений в шее, боли в спине Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница Половая дисфунцкия физические симптомы

    Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины эмоциональные

    желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств поведенческие

    падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам интеллектуальное состояние

    низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома социальные симптомы

    снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

    1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов

    2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание х орошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения

    3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов. Организация работы творческих групп. Гештальт - супервизия Проведение семинаров-тренингов: -«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»

    Рекомендации педагогам для профилактики и устранения "выгорания" стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

    ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

    САМОРЕГУЛЯЦИЯ - смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

    Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!! .

    I. Способы, связанные с управлением дыханием. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

    II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости и пр.).

    Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. III. Способы, связанные с воздействием слова

    IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

    Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса. Выводы

    Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет - и суда нет, как говорят в народе.

    Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого...